Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Электронный проездной «Золотой Короны»: от транспортных карт – к УЭК

(Нет голосов)

03.08.2011 Количество просмотров 2534 просмотра

На 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» Станислав Колобов, региональный директор ГК ЦФТ по ЦФО, подробно осветил один из перспективных проектов компании – систему «Электронный проездной». Микропроцессорные транспортные карты, действующие в рамках системы, можно рассматривать как стартовую площадку для внедрения Универсальной Электронной Карты (УЭК).

Проект транспортной социальной карты

Центр Финансовых Технологий – группа инновационных компаний, работающих в области информационных технологий с 1991 года. Основная деятельность ЦФТ связана с проектированием, разработкой и тиражированием высокотехнологичных IT-решений, оказанием широкого спектра процессинговых услуг. Продукты ЦФТ работают в банковской сфере, в системе розничных платежей, на транспорте, обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры. Процессинговое направление деятельности ЦФТ объединяет такие бренды, как система платежных сервисов «Золотая Корона», федеральная система сбора и обработки платежей «Город», межбанковский процессинговый центр Faktura.ru. 

На протяжении уже 9 лет ЦФТ активно развивает проект транспортных и социальных карт, который вырос из проекта банковской карты «Золотая Корона». Первой «ласточкой» стал запуск в 2002 году проекта «Социальная карта челябинца» для решения задачи безналичной оплаты проезда на общественном транспорте и учета поездок льготных категорий пассажиров. Проект оказался очень успешным, позволил решить поставленные задачи, в том числе проблему адекватной компенсации транспортным предприятиям за реально перевезенных льготников. Успех проекта социальных карт позволил его тиражировать, и на сегодняшний день система «Электронный проездной» внедрена в 11 регионах РФ, в проектах задействованы 190 транспортных компаний, действуют 2,2 млн активных карт. На маршруты ежедневно выходит 6,7 тыс. транспортных средств, в год совершается 338 млн поездок. В 2010 г. география внедрений выглядела так: январь – Кемерово, май – Благовещенск и Амурская область, сентябрь – Ростов, октябрь – Краснодар, декабрь – Ярославль и Рыбинск. 

Нужно отметить, что при внедрении и эксплуатации транспортных карт в каждом регионе появляется специфика, некая «изюминка» – новая функциональность или бизнес-схема, которая потом оказывается востребована и в других регионах, где мы работаем. Например, в Краснодаре система «Электронный проездной» внедрялась по инвестиционной схеме, т. е. не было потрачено ни копейки из бюджета. В Новосибирске впервые был создан объединенный «электронный кошелек» для расчетов при оплате проезда как на наземном транспорте, так и в метро – появилась «Единая транспортная карта». В Ярославской области мы провели интеграцию с терминалами самообслуживания Сбербанка, и сейчас с их помощью пополняется примерно половина карт в Ярославле и Рыбинске. В Самаре и Самарской области мы произвели интеграцию с социальными картами стороннего разработчика, и т. д. 

Схема работы транспортной карты

Теперь несколько слов о схеме работы проекта транспортной карты. Оператор (управляющая компания, которая ведет бизнес в данном регионе) выпускает карты и контролирует их использование. Пассажиры, в зависимости от социальной категории, покупают или бесплатно получают карты, периодически пополняют их и ездят в общественном транспорте. Все данные об использовании карт учитывает и обрабатывает процессинговый центр ЦФТ. Расчетный банк (банк, в котором у оператора открыт расчетный счет) на основании данных процессингового центра ежедневно списывает суммы в адрес перевозчиков за пассажиров, обслуженных в предыдущий день. Важно, что вся система информационно прозрачна для ее участников – можно отследить, кто и за что платит; кто, где и как ездит; где есть злоупотребления; что можно оптимизировать.

Используемые технологии

Сегодня в наших транспортных проектах используются карты Mifare Сlassic и Java-карты. Последние мы опробовали в совместном проекте со Сбербанком в Астрахани. В ряде регионов в системе «Электронный проездной» действуют так называемые банковско-транспортные карты с дуальным интерфейсом: контактный чип с банковским приложением и бесконтактный чип с транспортным апплетом. 

Использование микропроцессорных карт обеспечивает хорошую защищенность информации и ставит надежный барьер от подделок. Кроме того, нашими специалистами на программном уровне реализованы дополнительные алгоритмы защиты. Однако, несмотря на то, что чип Mifare 1К прекрасно себя зарекомендовал и, в принципе, экономически его взлом бесперспективен: размер средней транзакции по транспортной карте составляет примерно 10 рублей, мы начинаем работу с новыми перспективными носителями транспортного приложения. В первую очередь речь идет о картах на процессоре Mifare Plus, обладающем мощной и сложной системой защиты. Кроме того, многие регионы хотели бы полностью уйти от расчета наличными при оплате проезда на общественном транспорте. При этом возникает вопрос о картах с фиксированным числом поездок (от 1 до 10). Для этих целей мы предполагаем использовать карты Mifare UltraLight C и Infineon myd. 

Безусловно, очень интересные возможности дает также технология NFC, позволяющая обеспечить сервис мгновенных бесконтактных платежей с использованием мобильных телефонов, поддерживающих Java. Есть все основания предполагать, что NFC-технологии в самом скором времени станут реальной альтернативой платежным картам, поэтому ЦФТ активно работает в этом направлении.

Как зарабатывать?

Сегодня ведется очень много разговоров об УЭК: мол, надо выдать 100 млн карт, и люди будут ими активно пользоваться. Мы на опыте внедрения в разных регионах убедились, что выдать карты, особенно бесплатные, не так уж и сложно. Да, нужны определенные организационные мероприятия, но это не проблема. Добиться того, чтобы люди пользовались бесплатными услугами, которые предоставляют эти карты, тоже несложно. Но дело в том, что проекты надо как-то окупать. Одна из важнейших целей любого проекта – получить прибыль. 

Для того чтобы проект не был дотационным, а, напротив, приносил прибыль, очень важно, чтобы картами пользовались не только льготные категории населения. Нужны активные пользователи, которые обеспечивают основную прибыль. И мы, наверное, единственная компания, которая практически каждое внедрение начинает с «общегражданских» транспортных карт, работающих по принципу пополняемого «электронного кошелька». А уже потом мы внедряем продукт для льготников – социальные карты. И к настоящему времени мы на собственном опыте убедились: чтобы мотивировать человека пользоваться платным продуктом, надо сделать его интересным и удобным. Как мы себе это представляем? 

Во-первых, пользователям необходимо предложить разнообразие карт и видов тарифов: карта школьника, студенческая карта, корпоративная карта и т. д. 

Непродуктивно предлагать лишь какой-то один вариант – людям это неинтересно. Необходимо сегментировать потенциальных потребителей и делать определенной группе целевое предложение. Соответственно, рождаются разные типы карт, которые отличаются функциональностью. Льготным категориям граждан нужно выдавать персонифицированные карты, иначе возникают злоупотребления. Карты краткосрочного использования на бумажном носителе имеют низкую себестоимость. Технология NFC, о которой сказано выше, позволяет использовать телефон вместо карты. А корпоративные транспортные карты дают возможность не заботиться о пополнении «электронного кошелька» – он автоматически пополняется с «зарплатного» счета владельца. 

Во-вторых, многофункциональность: подключение разных программ – бонусы, скидки и т. д. 

Ко-брендовые карты сочетают транспортное приложение с другими: банковскими, пропускными, дисконтными. 

Дисконтные приложения. Например, ко-брендовая карта, выпускаемая совместно с дисконтной системой «Золотая середина», позволяет снизить стоимость выпуска карты. В свою очередь, потребителю удобно пользоваться одной картой и для оплаты проезда, и для получения скидок в сетевых магазинах. Также возможны скидки при оплате проезда. Допустим, если человек пополняет карту сразу на 600 рублей, ему дается скидка 15% при оплате проезда. Это интересно и транспортным предприятиям, потому что они получают предоплату, а пассажиры, в свою очередь, экономят. 

Банковские транспортные карты. Этот продукт позволяет банкам добиться существенного увеличения клиентской базы благодаря уникальному сервису, а также получить доступ к обслуживанию денежных потоков на транспорте. В одном из регионов мы прорабатываем вопрос выдачи льготникам 300 тыс. персонализированных транспортных карт. Любому банку интересно получить такую дополнительную эмиссию. 

В-третьих, удобный сервис: пользователь всегда должен иметь информацию о том, сколько средств на карте, сколько он может по ней сделать поездок, просмотреть историю своих поездок, чтобы проконтролировать правильность списания средств. 

Мы запустили портал t-karta.ru – интернет-сайт, где пользователь может ввести номер своей карты и с помощью сервиса «Электронный контролер» получить полную информацию о состоянии счета, совершенных поездках и др. 

В-четвертых, инфраструктура обслуживания: нужно обеспечить потребителю возможность пополнить карту в режиме шаговой доступности. Проще говоря, в любое время и в любом месте. 

В реализованных проектах мы провели интеграцию с федеральными сетями и знаем, что в любом регионе есть потенциальные агенты для пополнения карт. Ими могут выступить Почта России, Евросеть, Сбербанк и сети платежных терминалов. Например, в Краснодаре мы интегрировались с системой «Форвард Мобайл». Завершается интеграция с ОСМП (QIWI).

Возвращаемся к УЭК: большие перспективы

Как я уже отмечал, сейчас наши карты с различными приложениями работают уже в 11 регионах России. То есть мы имеем целый набор готовых, реально работающих решений. И нет никаких технических препятствий для миграции всех этих работающих приложений на карты УЭК, которые будут эмитироваться. Мы к этому готовы. И те регионы, которые уже сейчас работают с транспортным приложением, находятся в выигрышной ситуации, потому что там для населения не произойдет никакой революции, когда будет выдаваться УЭК. Люди просто плавно перейдут от пользования транспортными картами к пользованию УЭК. 

Кроме транспортных приложений, мы запустили в ряде регионов и другие: приложение лояльности, регистр электронных карт, приложение ЖКХ (учет льгот при оплате услуг), а также медицинское приложение для добровольного медицинского страхования. 

Также отмечу, что мы развиваем проекты не только с точки зрения функционала карты, но источки зрения функционала инфраструктуры транспорта. Мы научились интегрировать системы безналичной оплаты проезда со всеми существующими на борту транспортного средства системами: навигационными (в т.ч. ГЛОНАСС-навигаторы), системами наблюдения, системами учета расхода топлива и системами информирования пассажиров. 

Разумеется, в интеграционных работах и совместном продвижении в регионах нам помогают партнеры: по части навигации – «НИС», «М2М-телематика», Auto Tracker; в плане эмиссии и пополнения карт – Сбербанк, INPAS, МТС, Peak Systems; в процессах интеграции с сетями самообслуживания – также Сбербанк, Евросеть, ОСМП (QIWI), «Форвард Мобайл» и др. 

Таким образом, во всех регионах, где действует система «Электронный проездной», фактически есть готовая инфраструктура для использования многофункциональных карт. И это открывает большие перспективы как для дальнейшего самостоятельного развития системы транспортных и социальных карт, так и для возможной ее интеграции с проектом УЭК.

Калейдоскоп

ИНПАС, Сбербанк РФ и «Уральские авиалинии»: первые небесные транзакции

ИНПАС, Сбербанк России и авиакомпания «Уральские авиалинии» впервые в России запускают уникальную услугу по приему банковских карт на борту самолета. 

Теперь у авиапассажиров появилась возможность во время перелета оплатить с помощью банковской карты товары из магазина на борту. Это освобождает пассажира от необходимости брать в полет крупную сумму наличности. 

С июня 2011 г. все рейсы «Уральских авиалиний» из Екатеринбурга будут оснащены POS-терминалами Veri Fone Vx-Evolution. Поставку оборудования осуществила компания ИНПАС. 

К оплате будут приниматься банковские карты систем Visa категорий Infinite, Platinum, Gold, Business, Classic и Electron и MasterCard категорий World Signia, Platinum, Gold, Business, Standard, Electronic) российских и зарубежных эмитентов. 

В инфраструктуре «Золотой Короны» обеспечено обслуживание карт UnionPay 

На Дальнем Востоке стартовал совместный проект платежных систем «Золотая Корона» и UnionPay: в эквайринговой инфраструктуре Далькомбанка, работающей с картами российской платежной системы, началось обслуживание карт крупнейшей платежной системы КНР. Далькомбанк, являющийся участником платежной системы «Золотая Корона» в статусе эмитента и эквайера, а также принципиальным членом системы UnionPay, выступил консолидирующим звеном этого интеграционного проекта. 

В результате слаженной работы трех подразделений ГК ЦФТ (РПС «Золотая Корона», процессинговый центр «Карт-Стандарт», банковские системы) в конце марта 2011 г. работы по технологической интеграции были завершены: в банкомате Далькомбанка прошли пилотные операции по картам UnionPay. На сегодняшний день успешно завершено первичное сопровождение проекта, и вся инфраструктура Далькомбанка готова к обслуживанию карт UnionPay. В устройствах банка (в торговых терминалах и банкоматах) по картам китайской платежной системы можно осуществлять операции оплаты товаров и услуг, снимать наличные и получать информацию о балансе карты. 

«Поток российских туристов в Китай составляет порядка 2,5 млн человек в год, Россию ежегодно посещают с частными целями более 700 тыс. граждан КНР. Реализация проекта по взаимному обслуживанию карт российской и китайской платежных систем в эквайринговой сети кредитных организаций двух стран является закономерным этапом развития этого сотрудничества. Следующий шаг, который мы запланировали с партнерами, – эмиссия ко-брендовых карт «Золотая Корона – Union Pay», – комментирует начало реализации нового масштабного проекта директор платежной системы «Золотая Корона» Виктория Смоленская.

В сети Сбербанка насчитывается около 28 тыс. общедоступных АТМ

На 1 июня 2011 г. количество общедоступных АТМ Сбербанка России, принимающих к обслуживанию пластиковые карты, составило 27 864 устройства. На начало 2011 г. в банке работало 25 934 общедоступных АТМ. 16 964 устройства являются терминалами самообслуживания, 9374 АТМ банка оснащены функцией cash-in (прием наличных денег). В Москве на начало июня действовало 1839 АТМ, в Московской области – 1097 АТМ, в Санкт-Петербурге – 1173 устройства. 

Карты систем Visa Inc., MasterCard Worldwide и American Express принимают 27861 АТМ, карты «СБЕРКАРТ» – 19 861 банкомат.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.