Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Илья Рябый: «Судьба АРЧЕ – в руках участников ассоциации»

(Нет голосов)

01.09.2011 Количество просмотров 2120 просмотров

Plus2011#07-01.jpgИнструмент для диалога

Если говорить о сегодняшнем дне АРЧЕ сквозь призму 16-летней деятельности ассоциации, следует прежде всего вспомнить, что эта структура изначально создавалась как инструмент общения российских банков с платежной системой. Она формировалась как орган, который бы позволил вести равноправный диалог и предоставил бы каждому участнику АРЧЕ возможность быть услышанным платежной системой гораздо в большей степени, нежели в одиночку.

Ни для кого не секрет, что полтора десятилетия назад банкам приходилось буквально просить разрешения на каждый свой шаг, связанный с карточными продуктами Europay, будь то выпуск карт категории Gold или торговый эквайринг, при этом они далеко не всегда и не сразу получали одобрение от платежной системы, часто проявлявшей оправданный скепсис и осторожность по поводу таких инициатив.

Поэтому задача создать инструмент, с помощью которого каждый из ее российских участников мог бы внятно и своевременно изложить свою точку зрения на тот или иной волнующий рынок вопрос, выглядела крайне актуальной. Не случайным было и приглашение в АРЧЕ представителя Europay, поскольку его участие в работе ассоциации обеспечивало интенсивный обмен мнениями с платежной системой, позволявший вырабатывать совместные решения по ключевым проблемам. И уже сам по себе тот факт, что платежная система согласилась в такую ассоциацию войти, можно рассматривать как серьезную победу той инициативной группы банков, которая создавала АРЧЕ.

Групповой координатор

Такова была изначальная цель ассоциации. Была ли она достигнута? Полагаю, что в полном объеме, особенно – с получением АРЧЕ статуса группового координатора. Как вы знаете, групповой координатор – это организация, которая, по сути, управляет национальными правилами работы в рамках платежной системы. В этом статусе АРЧЕ коллективно вырабатывала и принимала такие правила и, более того, в случае, если Europay не находила в них противоречий со своими глобальными правилами, впоследствии они имплементировались в правила платежной системы, внедрялись в ее практику работы на рынке и распространялись на всех его участников.

В качестве примеров успешной деятельности АРЧЕ в роли группового координатора можно привести активное развитие торгового эквайринга (включая инициативы по стимулированию приема карт новыми категориями торговых предприятий – например, ЖКХ, а также разработку и внедрение платформы обучения кассиров), деятельность по поддержке EMV-программ, организацию и проведение русскоязычных учебных семинаров для сотрудников банков и процессинговых компаний (основанных на программах Академии MasterCard, но адаптированных к специфике российского рынка), ряд серьезных инициатив в сфере маркетинга. Например, масштабный проект MasterCard ИЗБРАННОЕ – программа привилегий для российских держателей премиальных продуктов MasterCard – запускался в 2009 году именно АРЧЕ. Причем уникальность данной инициативы заключается прежде всего в том, что она не являлась адаптацией той или иной международной программы MasterCard, но стала результатом эффективного использования глобального опыта платежной системы в разработке премиальных программ и экспертизы специалистов АРЧЕ в российском премиальном сегменте. Именно такая синергия позволила создать предложение, которое полностью отвечает потребностям российского рынка.

Смена приоритетов

Со временем набор функциональных задач, делегированный платежной системой российской ассоциации и успешно решаемый АРЧЕ, претерпевал неизбежные изменения. Наступил момент, когда MasterCard стала коммерческим участником рынка, перестав быть межбанковской ассоциацией со всеми вытекающими последствиями. Логичным результатом этого шага стало кардинальное изменение взаимоотношений компании с банками – участниками платежной системы во всем мире, и Россия не стала в данном случае исключением.

Что изменилось в принципе? Если раньше, как я уже отмечал, банки обращались в MasterCard за одобрением и поддержкой той или иной своей инициативы, то теперь мы наблюдаем прямо противоположную ситуацию. Сегодня сама платежная система обращается в банки, предлагая им свои продукты и услуги. И в этой ситуации уже не банку необходимо доказывать, что он способен успешно реализовать ту или иную программу MasterCard, но платежной системе как коммерческой структуре необходимо доказывать банкам, что именно ее конкретные предложения позволят им повысить прибыльность своего бизнеса. На этом фоне прежняя стратегическая функция АРЧЕ – функция коллективного рупора, доводящего до платежной системы консолидированный взгляд участников рынка на вопросы его развития, потеряла свой односторонний характер. Теперь платежная система испытывает не меньшую потребность в получении объективного мнения индустрии о своих продуктах, услугах и маркетинговых инициативах. Рупор, таким образом, превращается в площадку для диалога, в конструктивном характере которого в равной степени заинтересованы все участники.

Таким образом, ключевая функция АРЧЕ – обеспечение эффективной коммуникации между платежной системой и банковским сообществом, – по сути, осталась прежней.

Идеальный спонсор

Здесь я хотел бы вернуться к деятельности АРЧЕ как принципиального участника MasterCard, предоставляющего спонсорскую поддержку банкам. Данный проект, являющийся самостоятельной инициативой ассоциации, долгое время служил ярким примером уникальности функциональных возможностей АРЧЕ. Однако с 1 октября 2011 года его планируется закрыть. Поэтому сейчас имеет смысл говорить не столько о тех бесспорных плюсах программы, о которых достаточно осведомлены все участники рынка, сколько о причинах сворачивания спонсорского направления.

Причины достаточно просты. Начнем с того, что на момент создания АРЧЕ, 16 лет назад, рынка предоставления спонсорских услуг как бизнеса в России просто не существовало. Были широко распространены агентские схемы, в предоставлении же спонсорства как услуги никто из участников рынка еще не видел реального коммерческого интереса. Конец агентских схем был положен трагедией 11 сентября 2001 года, после которой по всему миру прокатилась волна борьбы с отмыванием денег. Эта волна не миновала и Россию, где также началось реальное воплощение в жизнь принципа «know your customer».

Как и во всем мире, у нас начали сворачиваться агентские программы обеих ведущих международных платежных систем. И перед MasterCard в полный рост встал вопрос поиска разумной альтернативы, которая могла быть предложена действующим агентам. Рынка спонсорских услуг, как мы уже говорили, в России на тот момент просто не существовало. Так родился проект спонсорства через АРЧЕ.

По своей сути это была идея создать идеального спонсора – спонсора, который по определению не имеет собственных коммерческих интересов. С которым невозможно пересечься ни в части клиентской базы, ни в части продуктового ряда. Который управляется при этом самими банками, получающими через него эту спонсорскую поддержку. И, наконец, спонсора, который максимально прозрачен для банков, получающих эту поддержку, поскольку они являются участниками АРЧЕ! На мой взгляд, эту великолепную идею удалось реализовать в полной мере.

Скажу больше – тот факт, что сейчас у нас существует активный и высококонкурентный рынок предоставления спонсорских услуг, я в очень большой степени расцениваю как реакцию банков-принципалов на пример АРЧЕ, на практике показавшей, что это направление по-настоящему перспективно.

И сегодня этот проект планируется закрыть именно потому, что поставленная перед ним задача выполнена на все 100%. Рынок спонсорства сформирован, он существует и развивается. Спонсоры активно конкурируют друг с другом. У банков появилась возможность реального выбора. И во всех этих позитивных переменах есть прямая заслуга АРЧЕ!

Вы спросите, почему этот проект сворачивается именно сегодня? Потому что сегодня мы столкнулись с прецедентом, когда сугубо некоммерческая деятельность АРЧЕ как межбанковской ассоциации начала конфликтовать с коммерческими интересами самих участников этой ассоциации. Представьте себе ситуацию, когда крупный принципал, активно развивающий спонсорское направление, видит, что его потенциальные клиенты предпочитают пользоваться услугами АРЧЕ – структуры, участником которой он является и которой выплачивает членские взносы! Согласитесь, что такое положение вещей выглядит по меньшей мере странно – некоммерческая структура начинает выступать конкурентом для своих же коммерческих участников. Так или иначе, но ситуацию необходимо было изменить.

Есть и еще один важный момент. Спонсорское направление, которым успешно АРЧЕ занималась на протяжении последних пяти лет, само по себе оказалось колоссально ресурсоемкой деятельностью для ассоциации. Операционная работа оттягивала на себя те ресурсы, которые ранее были заняты такими основополагающими направлениями деятельности АРЧЕ, как обеспечение безопасности, противостояние карточному мошенничеству, обучение и т. п. В результате эти темы оказались значительно потеснены. Несмотря на то, что именно они изначально входили в круг задач ассоциации, являясь сугубо некоммерческими направлениями, объединяющими интересы всех участников рынка вне зависимости от того, являются ли они прямыми конкурентами или нет.

Иными словами, ситуация явно требовала вмешательства и с этой точки зрения – спонсорская инициатива АРЧЕ начала не только создавать конкуренцию участникам ассоциации, но и подавлять традиционные для этой структуры направления – направления, ради которых она изначально создавалась.

Назад в будущее?

Отмечу, что тема безопасности всегда оставалась одним из самых сильных моментов АРЧЕ. Именно ее команда выявила в свое время так называемый банкоматный malware в период всплеска АТМ-мошенничества, своевременно обратив на происходящее внимание рынка и пригласив к работе экспертов. И таких примеров можно привести множество. Поэтому мнение, что после закрытия спонсорского проекта АРЧЕ работа ассоциации окажется менее необходимой участникам рынка, чем ранее, в корне ошибочно. Остается целый ряд перспективных направлений, лежащих вне сферы коммерческой конкуренции и при этом жизненно важных для всех участников рынка. И основными из них являются уже упомянутые обеспечение безопасности и обучение.

С закрытием спонсорского направления АРЧЕ сможет уделять этим темам еще больше внимания, что непременно найдет свое отражение в тех или иных позитивных моментах развития рынка. Если же банкам – участникам ассоциации покажется необходимым использовать АРЧЕ для каких-либо других, новых целей – это их право. Ведь именно они создали и владеют этим уникальным инструментом, значит, только им решать его дальнейшую судьбу.

Которая, на мой взгляд, может изменяться только к лучшему.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 7 (171) ’2011  с. 8


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.