Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Ростелеком: участникам проекта «электронное правительство» – равные возможности!

(Нет голосов)

01.09.2011 Количество просмотров 1812 просмотров

Электронное правительство – это доступность, безопасность, открытость и независимость.

Вадим Янборисов

Запуск «электронного правительства» в России откладывается до июля 2012 года в связи с тем, что госучреждения еще не успели перейти на электронный документооборот, а также из-за сложностей законодательного характера. В то же время уже сейчас портал госуслуг gosuslugi.ru работает и есть положительные отклики среди населения. По заявлению премьер-министра России Владимира Путина, правительство планирует потратить на этот проект более 80 млрд рублей. Со своей стороны, Ростелеком, компания, являющаяся единственным исполнителем мероприятий Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011–2020 годы)» в части проектирования, создания и эксплуатации инфраструктуры «электронного правительства», свою задачу выполнила. Телекоммуникационные каналы и региональные сегменты инфраструктуры электронного правительства для данного проекта доведены до каждого субъекта Российской Федерации. К системе подключились все федеральные органы исполнительной власти, и работу по подключению к региональному сегменту инфраструктуры электронного правительства совместно с Ростелекомом начали уже более 70 субъектов Федерации. О сегодняшнем дне проекта «электронное правительство», его задачах и специфике в ходе своего выступления на 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011», организованном журналом «ПЛАС», рассказал Вадим Янборисов, руководитель направления департамента федеральных программ проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком».


Одна из важных задач при разработке проекта «электронное правительство» заключается в том, чтобы услуга в самых разных ее формах была доступна в Едином личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг любому человеку, любой организации, начиная от простой подачи заявления в госорганы и заканчивая тривиальной оплатой за телефон, Интернет, коммунальные услуги. Для этого необходимо присоединить платежную инфраструктуру к инфраструктуре электронного правительства и вывести данные сервисы на Единый портал государственных и муниципальных услуг. В рамках решения этой задачи необходимо подключить социально значимые – коммерческие услуги, обеспечить возможность оплаты налогов, госпошлин, сборов, штрафов, а также иных платежей различными платежными средствами.

Ростелеком разделил для себя реализацию этих задач на три этапа.

Первый этап – это обеспечение возможности использования гражданами для оплаты на портале госуслуг различных средств платежа, которые сейчас действуют в России. Речь идет об оплате наличными, действующими банковскими картами, электронными деньгами, а также средствами мобильных телефонов. Так как для всех участников рынка должны быть предоставлены равные возможности участия в проекте.

Второй этап – это вывод коммерческих услуг, банковских услуг на портал gosuslugi.ru, подключение их к инфраструктуре электронного правительства.

И, наконец, третий этап – задействовать банковскую инфраструктуру и сети платежных терминалов, обеспечив доступ граждан к порталу госуслуг на данных устройствах.

Для решения этих задач Ростелеком определил для себя основные принципы – это независимость, безопасность, открытость и экономическая эффективность проекта. Соответственно, функционирование каждого элемента в системе «электронного правительства» должно быть независимо от внешних факторов. При этом базироваться они должны на общепринятых стандартах. Это продиктовано, в том числе, как национальными интересами, так и здравым смыслом.

В части безопасности системы «электронного правительства» должны учитываться национальные интересы, однако совместимость с используемыми банковскими технологиями должна быть сохранена. Открытость системы обеспечивается максимальным использованием существующих банковских технологий и предоставлением возможности участия максимальному количеству участников на равных условиях. Кроме всего прочего, система должна быть экономически эффективной. Потому что если кому-то из участников системы будет невыгодно, то она (система) не будет работать.

Как известно, сейчас в отрасли используется несколько видов оплаты розничных услуг. Одна из них является классической – оплата по банковским картам (см. рис. 1).

Рисунок 1. Классическая схема оплаты картой
Рисунок 1. Классическая схема оплаты картой

В работе над проектом «электронного правительства» Ростелеком нашел применение и развитию технологий, связанных с предпроцессингом. Сейчас Ростелеком подключил к проекту три банка (ВТБ24, Банк Москвы, Альфа-Банк. – Ред.) и электронный кошелек платежной системы QIWI (см. рис. 2). Карты этих банков и средства электронного кошелька будет возможно использовать для оплаты услуг в инфоматах и на сайте госуслуг. При этом обслуживание карт в рамках проекта «электронного правительства» осуществляется через собственный предпроцессинг, обеспечивая дистанцирование от использования зарубежной инфраструктуры международных платежных систем. Это сокращает издержки на interchange fee (IRF) и обеспечивает технологическую и информационную независимость в процессе оплаты.

Plus2011#07-05.jpg
Рисунок 2. Схема работы с предпроцессингом

Сейчас Ростелеком участвует в разработке правил присоединения платежной инфраструктуры к инфраструктуре электронного правительства (см. рис. 3). Под термином «платежная инфраструктура» понимаются и поставщики услуг, и банки-эмитенты платежных средств, и банковские учетные истемы, которые выступают как расчетные банки, и банковские устройства самообслуживания. Основное отличие предложения Ростелекома от существующей практики заключается в том, что банк не только производит списание денежных средств в рамках собственного процессинга, но и осуществляет их перечисление поставщику услуги, таким образом Ростелеком не агрегирует в себе денежные потоки, что выгодно отличает данный подход от сложившейся практики, а только обеспечивает информационное взаимодействие между участниками расчетов. Например, когда пользователь портала госуслуг использует карту Альфа-Банка для оплаты услуги, то для Альфа-Банка данный платеж совершается так же, как если бы он был совершен в сети Альфа-Банка.

Рисунок 3. Правила присоединения платежной инфраструктуры к электронному правительству
Рисунок 3. Правила присоединения платежной инфраструктуры к электронному правительству

Таким образом, портал госуслуг или инфомат превращается именно в банковское устройство. При этом Ростелеком обеспечивает информационное взаимодействие, интеграцию с системами «электронного правительства», выступая операционным центром (см. рис. 4). Граждане смогут осуществлять доступ к порталу госуслуг и оплачивать услуги при помощи мобильных смартфонов, ТВ-приставок (IpTV), домашнего компьютера, платежных терминалов Ростелекома, а также терминалов банков-участников.

Рисунок 4. Схема оплаты услуг в платежной инфраструктуре
Рисунок 4. Схема оплаты услуг в платежной инфраструктуре

Напомним, что единый портал госуслуг в новом дизайне под сенсорные устройства был представлен на выставке «Связь-Экспокомм 2011». В ближайшее время Ростелеком представит ТВ-приставки нового поколения. Сейчас на портале gosuslugi.ru доступны как коммерческие, так и государственные услуги. Клиент выбирает сам способ оплаты. При этом Ростелеком автоматически определяет эмитента выбранного средства платежа в зависимости от параметров используемой карты или электронной валюты. После положительной авторизации в банке производится взаимодействие с поставщиком услуги и клиенту приходит сообщение о том, что платеж принят. Вечером того же дня по реестру с реквизитами, получаемому от Ростелекома, осуществляется перечисление средств банком поставщикам услуг, которым Ростелеком сообщает реквизиты платежных документов по совершенным за день платежам.

Таким образом, вышеназванные принципы полностью реализованы и отражены с различных аспектов: технического, юридического и финансового характера (см. рис. 5).

Рисунок 5. Предлагаемое решение
Рисунок 5. Предлагаемое решение

В части технической независимости проекта все задействованные в нем программно-аппаратные средства расположены на территории России, и поэтому риски возможных отключений зарубежных систем и т. д. исключены. При этом безопасность предпроцессингового центра обеспечивается международным стандартом защиты информации PSI DSS, что полностью совместимо с процессинговыми центрами банков. В свою очередь, в других информационных системах банков, госорганов и поставщиков услуг безопасность данных обеспечивается благодаря защищенной системе взаимодействия с использованием ГОСТ. Технологическая открытость гарантируется опять же использованием международных карточных стандартов – ISO, EMV, а для финансовых транзакций – IFX. С экономико-технической точки зрения система сохраняет существующую инфраструктуру, процессинговые центры и протоколы. Для банков не требуется внесения никаких изменений в имеющиеся технологии и изменения принципов работы.

Теперь коснемся юридической стороны вопроса. Реализация проекта осуществляется в рамках федеральных законов РФ и правил Министерства связи Российской Федерации как регулятора в области информационных технологий. При этом соблюдаются требования ЦБ РФ и ФСБ без нарушений правил международных платежных систем. Любые платежные системы, любые процессинговые центры на равных условиях участвуют в проекте «электронного правительства». С точки зрения антимонопольного законодательства это говорит об открытости создаваемой системы. С экономической точки зрения также есть преимущества выбранного подхода, т. к. не используется депозит в международных платежных системах, что повышает интерес к участию в проекте со стороны банков. С финансовой стороны информация о платежах остается внутри страны. В проекте «электронное правительство» проведение платежей происходит на основании собственных средств и данных процессинга. Граждане используют для оплаты не только карты международных платежных систем Visa и MasterCard, но и любые другие счета банка. При этом банки в данном проекте зарабатывают на снижении себестоимости транзакций по своим картам (нет IRF) и на получении вознаграждения от своих поставщиков услуг и тех поставщиков, которые вошли в систему. При этом финансовые учреждения могут продвигать в рамках проекта свои собственные услуги.

Недавно Ростелеком специально для проекта «электронное правительство» создал многофункциональное устройство нового поколения – инфомат. На российском рынке аналогов этому устройству пока представлено не было. Инфоматы оснащены сенсорными экранами, купюроприемниками, ридерами пластиковых карт, принтерами (чеков и A4); видеокамерами, микрофонами и звуковыми системами для видео- и аудиосвязи с консультантами контакт-центра, функциям таксофона и видеотелефона, обеспечивающего доступ как к единому порталу осуслуг, так и к коммерческим услугам банков. Сегодня с помощью таких устройств можно бесплатно узнать размеры своих пенсионных накоплений, задолженность по налогам и штрафам ГИБДД, а также подать заявление на получение загранпаспорта, водительского удостоверения, регистрацию брака или рождения ребенка и др. При этом количество доступных услуг будет расти.

Электронное правительство

Ростелеком, предлагая банку приобрести инфомат, предоставляет ПО, обеспечивает взаимодействие с участниками проекта «электронное правительство» и оперативно обслуживает данное устройство. При этом банк приобретает только банковскую часть инфомата – платежный терминал, а Ростелеком сам оплачивает информационно-коммуникационную часть инфомата. Преимущество для банка – снижение стартовых затрат более чем на две трети.

Электронное правительство

Подключение новых услуг осуществляется без доработок со стороны банка. Таким образом, банк сосредотачивается на своей профильной деятельности, а Ростелеком – на своей. При этом дополнительным источником дохода для банка послужит сбор платежей за услуги телефонной и видеосвязи, которые внедрены в инфомате. Снижение же затрат на обслуживание данного устройства происходит за счет единой службы поддержки пользователей, call-центра и видеоподдержки, которую осуществляет Ростелеком.

Сейчас по всей России установлено более 500 инфоматов. В ближайшие 2–3 года Ростелеком планирует произвести и поставить по стране 100 тыс. инфоматов.

Когда верстался номер

«Ростелеком – Северо-Запад» установил в Санкт-Петербурге 19 новых общественных инфокоммуникационных терминалов (инфоматов). С их помощью любой пользователь, не имеющий тдоступа в Интернет, может получать электронные услуги федерального, регионального и муниципального уровня, предоставляемые через единый портал госуслуг gosuslugi.ru, по видеовызову обратиться в единую службуподдержки и получить консультации.

Установка инфоматов – часть обязательств Ростелекома в рамках создания в Санкт-Петербурге регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» и перевода в электронный вид услуг региональных органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующее соглашение было подписано в апреле 2011 года между Ростелекомом и администрацией Санкт-Петербурга.

РОСТЕЛЕКОМ подписал соглашение о стратегическом партнерстве в области создания инфраструктуры «электронного правительства» с Банком Москвы и Альфа-Банком в ходе работы 2-го Международного Форума «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011». В июне на 15-м Петербургском международном экономическом форуме аналогичное соглашение было подписано с банком «Санкт-Петербург». Ростелеком также подписал меморандум о партнерстве и сотрудничестве в области развития проекта «электронное правительство» с Visa и MasterCard. Международные платежные системы будут оказывать содействие в выпуске банковских карт с электронной подписью, позволяющих оплачивать услуги и обеспечивающих возможности доступа и авторизации на сайте gosuslugi.ru с электронной цифровой подписью, а также подписания ЭЦП документов при получении госуслуг в электронном виде. Данные карты будут производиться на заводе «Ситроникс» в Зеленограде.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 7 (171) ’2011 с. 18


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.