Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Дистанционный доступ населения к госуслугам

(Нет голосов)

01.09.2011 Количество просмотров 1695 просмотров

 Ростелеком

Компания Ростелеком на 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011», организованном журналом «ПЛАС», представила свой проект дистанционного доступа к порталу госуслуг gosuslugi.ru. О нем в своем выступлении рассказал Вадим Янборисов, руководитель направления департамента федеральных программ проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком».


Ростелеком, работая над проектом «электронное правительство», занимается решением задачи дистанционного доступа населения к госуслугам. Согласно 210-ФЗ услуги в электронном виде предоставляются через Единый портал федеральных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), универсальную электронную карту и многофункциональные центры.

Получение услуг в социально значимых сферах, в которых необходим электронный учет присутствия получателя (например, учет проезда), осуществляется с использованием приложений УЭК, функционирующих на базе международных стандартов – как наиболее приспособленных к данным операциям.

Многофункциональные центры обеспечивают классический способ получения госуслуг, при личной явке заявителя и предъявлении им паспорта, при этом упрощая процедуры общения с чиновниками за счет реализации принципа «единого окна».

eTokenЕдиный портал государственных услуг обеспечивает реализацию принципа «единого окна» полностью в электронном виде – граждане и юридические лица могут получить госуслуги дистанционно, используя коммуникационные устройства (компьютеры, инфоматы, ТВ-приставки, смартфоны) с подключением к сети Интернет. Все три перечисленных канала предоставления государственных услуг взаимодействуют с государственными органами и ведомствами благодаря комплексу федеральных информационных систем – инфраструктуре электронного правительства. Основными элементами инфраструктуры электронного правительства, созданными ОАО «Ростелеком», являются: единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), единая система нормативной справочной информации, система контроля и мониторинга, сводный реестр услуг, а также система единого личного кабинета и информационно-платежный шлюз (см. рис. 1). Кроме того, компания активно участвует совместно со специалистами Минкомсвязи РФ в формировании единого пространства доверия (ЕПД), необходимого для обеспечения использования ЭЦП всеми участниками электронного взаимодействия при предоставлении госуслуг в электронном виде.

Рисунок 1. Система предоставление госуслуг в электронном виде
Рисунок 1. Система предоставление госуслуг в электронном виде

Сегодня население пользуется госуслугами в электронном виде в основном с домашних компьютеров. Ростелеком, разработав инфомат, совмещающий в себе функционал домашнего компьютера, платежного терминала и таксофона с новейшей функцией видеотелефона, работающий по принципу «единого окна», попытался приблизить государственные услуги к гражданам, не имеющим домашних компьютеров. Тем пользователям, кто мало знаком с компьютером, бесплатный видеозвонок с инфомата в Единую службу поддержки позволит с легкостью освоить новые инфоматы.

Электронным ключом доступа к госуслугам выбрано максимально надежное и удобное средство – электронная цифровая подпись (ЭЦП). При этом средство ЭЦП может быть реализовано в виде различных устройств: USB-брелок (токен), пластиковая карта или SIM-карта. Пользователь самостоятельно выберет, что для него удобнее, или даже будет использовать все три типа устройств, в зависимости от выбранного канала доступа к госуслугам. Ключевым моментом здесь является то, что средство ЭЦП должно отвечать требованиям по безопасности согласно ГОСТ РФ и условиям Единого пространства доверия.

Одной электронно-цифровой подписи на одном из любых носителей достаточно и для входа в Единый личный кабинет портала госуслуг, и для получения всего спектра государственных услуг.

Ростелеком при выборе средства дистанционного доступа к порталу госуслуг остановился на аппаратной реализации средства электронно-цифровой подписи (см. рис. 2). По данным исследований российских и международных экспертов в области информационной безопасности, 97% успешных кибератак было направлено на «программные» средства ЭЦП, представляющие собой только носитель-криптоконтейнер для ключа электронной подписи, который можно извлечь и скомпрометировать. Аппаратное же средство ЭЦП представляет собой неизвлекаемый ключ и содержит в себе всю логику работы ЭЦП, обеспечивая полностью защищенный механизм подписания документов внутри чипа ЭЦП. Это на порядки повышает безопасность и надежность операций, а также удобство пользователей.

Рисунок 2. Использование ЭЦП
Рисунок 2. Использование ЭЦП

Минэкономразвития РФ планирует, что уже в следующем году будет выпущено 7,7 млн карт, а в течение 5–7 лет их количество достигнет 100 млн. Универсальную электронную карту можно будет использовать при предоставле-нии государственных и муниципальных услуг, в Интернете, банкоматах, банков-ских платежных терминалах, на общественном транспорте для оплаты проезда, в сетях быстрого обслуживания, а также при покупках в обычных магазинах. Кар-та будет выдаваться гражданам РФ, достигшим 14 лет, с 1 января 2012 г. по 31 де-кабря 2013 года включительно на основании заявлений граждан. Тем, кто не на-пишет заявление на ее получение, карта будет выдаваться с 1 января 2014 г.

Преимуществом аппаратной реализации средства ЭЦП для проекта «электронное правительство» являются безопасный доступ на портал госуслуг с любого компьютера, использование любого интернет-браузера и оперативной системы, минимизация затрат на фронт-офисы. Перевыпуск электронно-цифровой подписи осуществляется один раз в три года. При этом не требуется устанавливать дополнительное программное обеспечение и обучать пользователей работе с ним.

Аппаратная электронно-цифровая подпись, используемая ОАО «Ростелеком», на сегодняшний день прошла сертификационные испытания в ФСБ по классу защищенности КС2, и уже многие пользователи портала смогли ее получить и активно используют ее для получения государственных услуг в электронном виде.

Выдача ЭЦП будет осуществляться в центрах продаж и обслуживания клиентов Ростелекома во всех субъектах Российской Федерации. На данный момент ЭЦП можно получить в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, а до конца 2011 года подобные пункты выдачи ЭЦП будут открыты еще в 80 регионах нашей страны (см.рис. 3). Оплата за выпуск и обслуживание сертификата ЭЦП не взимается благодаря использованию собственного удостоверяющего центра Ростелекома. Пользователем оплачивается только сам USB-токен – средство ЭЦП. Стоимость токена также достаточно низка – 600 рублей. Гражданам, оформившим ЭЦП, не потребуется проходить процедуру регистрации на портале gosuslugi.ru, и они смогут воспользоваться всеми сервисами портала госуслуг непосредственно в день оформления.

Рисунок 3. Инфраструктура выдачи ЭЦП системы электронного правительства
Рисунок 3. Инфраструктура выдачи ЭЦП системы электронного правительства

Как одно из средств ЭЦП Ростелеком рассматривает также универсальную электронную карту (УЭК), и при использовании того же самого чипа, что и в USB-токене, УЭК возможно будет использовать как для идентификации, так и для доступа на портал госуслуг, а также подписания документов, заявлений на получение государственных услуг.

Компания Ростелеком совместно с ведущими российскими банками приняли решение использовать Java-чип с аппаратной ЭЦП, прошедший сертификацию в ФСБ, для выпуска ко-брендовых банковских карт «Электронное правительство». При этом банковское приложение также можно будет загружать в память чипа. Уже существует предварительная договоренность с MasterCard и Visa о возможности временного разрешения использования таких чипов в банковских картах этих платежных систем. Данный подход обеспечит высокую технологичность и надежность решения как для банков, так и для государства. Кроме того, на таком чипе за счет его соответствия стандартам Java Card и Global Platform возможно размещать любые дополнительные приложения, а также реализовать возможность использования данных карт для бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте.

Ключевым моментом здесь также является то, что данные карты будут выпускаться целиком за счет банков и не потребуют расходов государства.

Теперь коснемся инфраструктуры доступа при помощи карт к порталу госуслуг. Компания Ростелеком видит три канала доступа: банкоматы, инфоматы и домашние компьютеры (см. рис. 4). У банкоматов главное достоинство – масштабная сеть, покрывающая всю территорию страны. Но есть и недостатки, в частности, во многих случаях отсутствует возожность проведения платежей наличными, минимальное удобство для получения услуг (маленький экран, восьмикнопочное управление), – таким образом, данные устройства возможно использовать только для безналичной оплаты «простых» услуг.

Рисунок 4. Инфраструктура доступа
Рисунок 4. Инфраструктура доступа
Через инфоматы и платежные терминалы банков можно осуществить оплату услуг как по карте, так и наличными. В этих устройствах за счет удобства

управления и широких функциональных возможностей представлены практически все услуги. Но у данного типа устройств существует другой недостаток – пока еще очень узкая сеть, недостаточная инсталляционная база, хотя до 2015 года Ростелеком планирует за счет собственных средств развернуть сеть из 50 тыс. инфоматов по всей стране.

Домашние компьютеры удобны тем, что с их помощью предоставляется весь спектр услуг, они отличаются максимально удобным интерфейсом и при этом обеспечивают зачастую необходимую приватность. Оплату можно производить как по карте, так и другими электронными средствами, кроме наличных. Правда, есть одно «но» – не у всех граждан сегодня есть компьютер. По данным статистики, только у 46% россиян стоит дома компьютер, подключенный к Интернету. Это порядка 75–80% активного населения России. При этом для использования карты на домашнем компьютере, для работы с ЭЦП необходимы считыватели (ридеры). Аппаратная реализация ЭЦП позволяет использовать обычные дешевые ридеры, что значительно упрощает доступ граждан к госуслугам (см. рис. 5).

Рисунок 5. Модели ридеров
Рисунок 5. Модели ридеров

Компания Ростелеком совместно с ведущими российскими банками приняли решение использовать Java-чип с аппаратной ЭЦП, прошедший сертификацию в ФСБ, для выпуска ко-брендовых банковских карт «Электронное правительство». При этом банковское приложение также можно будет загружать в память чипа

Сегодня Ростелеком принимает участие в проекте «Универсальная электронная карта» как технологический партнер, обеспечивая его реализацию в субъектах РФ инфраструктуры оформления, выпуска, выдачи и обслуживания УЭК, на базе регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства, что в свою очередь обеспечивает отсутствие затрат со стороны бюджета на реализацию информационных систем Уполномоченных организаций субъектов РФ (УОС) и готовность регионов к началу выпуска УЭК с 1 января 2012 года.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 7 (171) ’2011 с. 30


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?