Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«ШТРИХ-М: Транспорт» - автоматизация пассажирских перевозок

(Голосов: 2, Рейтинг: 4)

27.09.2011 Количество просмотров 5251 просмотр

Если верить народной мудрости, в России две всем известные основные проблемы. Кому и как решать первую – вопрос открытый. Со второй дело обстоит несколько проще: оптимизировать деятельность наземного общественного транспорта позволяют современные технологии автоматизации. И здесь особого внимания заслуживает комплексное программно-аппаратное решение «ШТРИХ-М: Транспорт» российской компании «ШТРИХ-М», широко известной своими инновационными технологиями и продуктами в других сферах массового обслуживания населения, и прежде всего в розничной торговле. Около пяти лет назад компания начала успешно осваивать еще один масштабный и перспективный сегмент ритейла – транспортные проекты. О принципиальных особенностях, возможностях и преимуществах решения «ШТРИХ-М: Транспорт» рассказывает Валентина Усачева, заместитель генерального директора по автоматизации транспорта компании ШТРИХ-М».

Технология «ШТРИХ-М: Транспорт»

В крупных городах мира уже более 10 лет внедряются и успешно функционируют системы автоматизации городского и междугородного пассажирского транспорта различных масштабов. Российские разработчики также не остались в стороне от этой тенденции, доказав свою компетентность в данной области и выпустив на рынок аналогичные решения, которые соответствуют мировым стандартам, учитывают отечественную специфику.

Свежим примером здесь могу служить комплексные аппаратно-программные решения на базе технологии «ШТРИХ-М: Транспорт» от компании «ШТРИХ-М». Эти разработки позволяют автоматизировать деятельность транспортного предприятия – как бюджетного, так и коммерческого, значительно повысив эффективность пассажирских перевозок. Гибкость и масштабируемость технологии позволяет решать задачи любой сложности: от отдельно взятой компании до сети предприятий, объединенных на уровне территориального образования – города, области, края и даже отдельного региона.

Универсальный набор взаимосвязанных бортовых и стационарных систем, комплексов и программных решений, построенных по модульному принципу, обеспечивает постепенное (поэтапное) внедрение и настройку (конфигурацию) всех элементов решения с учетом требований и возможностей заказчика. Российский рынок пассажирских перевозок постоянно развивается: обновляется автопарк, внедряются инновационные технологии автоматизации транспортных средств и транспортной работы. Вместе с этим усиливается конкуренция в данной отрасли и как следствие возрастают требования к качеству предоставляемых услуг, а также к обеспечению комплексной безопасности пассажирских перевозок и объектов транспортной инфраструктуры. На этом фоне пассажирским транспортным предприятиям приходится решать целый ряд проблем, наиболее важными среди которых являются:

• несоблюдение транспортными средствами расписания и маршрутов движения;

• малая степень или отсутствие автоматизации и диспетчеризации работы транспорта и автотранспорта, а также формирования рабочей и отчетной документации;

• недополучение денежных средств, связанное с человеческим фактором;

• безбилетный проезд или проезд пофиктивным проездным документам;

• отсутствие эффективных механизмов компенсации из бюджета провоза пассажиров льготных категорий;

• уязвимость транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры от террористических действий и актов незаконного вмешательства;

• отсутствие связи водителей транспортных средств с диспетчерскими службами и службами немедленного реагирования.

Решением данных проблем является внедрение технологии комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками (КАСУ ПП), позволяющей переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. Применение таких комплексных систем приводит к повышению качества предоставляемых услуг, позволяет понизить их себестоимость, а также обеспечить безопасность пассажирских перевозок.

Технология «ШТРИХ-М: Транспорт» представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками для предприятий пассажирского транспорта, направленную на повышение безопасности и качества транспортного обслуживания населения с помощью инновационных решений безналичной оплаты проезда, оперативного управления движением транспортного средства, в том числе и в нештатных и чрезвычайных ситуациях, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, повышения антитеррористической защищенности пассажиров от актов незаконного вмешательства, сокращения времени реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечения информационного взаимодействия с оперативными службами, информирования водителей и пассажиров о действиях в чрезвычайных ситуациях.

Внедрение технологии комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками позволяет:

• организовать автоматизированную систему оплаты проезда с применением платежных средств нового поколения и формированием детализированной прозрачной отчетности, в том числе по льготным категориям пассажиров, повысить собираемость оплаты за проезд;

• организовать автоматизированную систему диспетчерского управления движением ТС и учета транспортной работы на базе приемника GPS/ГЛОНАСС, установленного на борту транспортного средства и диспетчерского центра;

• организовать автоматизированную систему мониторинга пассажиропотока, то есть автоматический сбор данных о количестве входящих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту;

• организовать автоматическую систему контроля оплаты проезда на базе автоматических систем оплаты проезда, мониторинга пассажиропотока и информирования пассажиров, что позволяет реализовать бескондукторную схему оплаты проезда и передать информацию в режиме реального времени о количестве пассажиров, не оплативших проезд, в ЦДС для службы контролеров;

• организовать автоматическое информирование пассажиров и водителя и обеспечить каналы связи водителя не только с диспетчерским центром, но и со службами немедленного реагирования в чрезвычайных ситуациях;

• организовать автоматический контроль технических и скоростных параметров транспортных средств и состояния среды за счет применения различных датчиков, датчиков удара, уровня топлива, датчиков позволяющих определить наличие на борту транспортных средств взрывчатых, отравляющих и радиационных веществ, и др.;

• организовать видеонаблюдение в салоне транспортного средства и дорожной обстановки за счет установки видеокамер и видеорегистраторов, позволяющих хранить информацию до одного месяца и передать информацию службам немедленного реагирования по радиоканалу в случае чрезвычайной ситуации;

• организовать контроль скорости движения транспортных средств и режимов труда и отдыха водителей за счет введения авторизации каждого водителя с помощью служебных карт;

• организовать передачу видеоизображения и сигнала «Тревога» с объектов транспортной инфраструктуры в службу безопасности диспетчерского центра и службы немедленного реагирования;

• организовать информирование пассажиров о движении транспортных средств в чрезвычайных ситуациях и голосовую связь пассажиров и службы безопасности диспетчерского центра с объектов транспортной инфраструктуры.

Ключевыми компонентами технологии «ШТРИХ-М: Транспорт» являются бортовой программно-технический комплекс (БПТК) и транспортная платежная система.

Бортовой программно-технический комплекс

Бортовой программно-технический комплекс (БПТК) состоит из настраиваемых бортовых систем и модулей, функционирующих на базе единого вычислительного ядра. Архитектура комплекса обеспечивает централизованное управление всеми информационными потоками и интеллектуальными устройствами на борту транспортного средства в режиме реального времени. Благодаря модульности БПТК можно использовать на транспортных средствах любого типа (автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутных такси, а также на железнодорожном транспорте) и производить необходимые настройки.

«Сердце» БПТК – бортовой компьютер – управляет набором автоматических и автоматизированных систем (модулей), в число которых могут входить:

• система оплаты проезда;

• система мониторинга пассажиропотока;

• навигационная система диспетчерского управления на базе модуля GPS/ ГЛОНАСС;

• модуль голосового информирования пассажиров и водителя; 

• системы безопасности (аудио- и видео-наблюдения, охраны и контроля доступа); 

• система контроля режимов труда и отдыха водителя; 

• блок контроля технических параметров транспортного средства.

Обмен информацией между БПТК и стационарными системами (диспетчерские пункты, информационные табло на остановках, процессинговый центр, клиринговый центр и т. д.) производится по каналам мобильной или интернет-связи(GSM/ GPRS, WiFi).

Транспортная платежная система

Транспортная платежная система позволяет использовать для оплаты проезда бесконтактные смарт-карты (БСК). Предусмотрены различные варианты средств оплаты, в т. ч. социальная карта,льготная карта, электронный кошелек,проездной и абонемент. 

• Сеть распространения БСК (специализированных пунктов, обслуживаемых кассиром или автоматизированных) обеспечивает доступность карт оплаты и удобство их использования. 

• Процессинговый центр гарантирует безопасность платежной системы и прозрачность финансовых транзакций. 

• Клиринговый центр позволяет осуществлять взаиморасчеты между транспортными операторами – участниками платежной системы.

Преимущества для всех участников пассажирских перевозок

Разработчики технологии «ШТРИХ-М: Транспорт» стремились удовлетворить интересы всех участников пассажирских перевозок. Комплексные решения для автоматизации транспорта повышают экономическую эффективность и уровень сервиса при перевозке пассажиров, а также обеспечивают полный контроль работы персонала и подвижного состава.

Преимущества для пассажиров 

• Продажа и пополнение БСК любым удобным способом: в кассовых устройствах, расположенных на остановках и вокзалах (автоматизированных или с участием оператора) или непосредственно в транспортном средстве. 

• Бронирование и предварительная продажа билетов через Интернет. 

• Возможность ввода гибких тарифов:сумма оплаты проезда зависит от времени суток, от категории пассажиров, от дня недели и т. д. 

• Информирование о фактическом времени прибытия транспортных средств на остановочные пункты. 

• Повышение безопасности – снижение риска преступных (в т. ч. террористических) действий и актов вандализма. 

• Минимальное время в пути (за счет ускорения и упрощения оплаты проезда). 

• Удобство для пассажиров всех категорий: оплату можно осуществлять с помощью различных транспортных и социальных (льготных) карт, одноразовых билетов и различных абонементов (ограниченных по сроку действия или числу поездок).

Преимущества для водителей 

• Оптимизация рабочих мест, повышение качества и производительности труда. 

• Уменьшение числа ДТП за счет внедрения систем контроля (скорости движения, режимов труда и отдыха).

Преимущества для диспетчерского контроля 

• Автоматизация диспетчерского управления подвижным составом и учета транспортной работы. 

• Автоматический сбор данных о пассажиропотоках и их динамике за любой период времени. 

• Эффективное планирование и контроль соблюдения расписания и маршрутов движения. 

• Повышение регулярности движения транспортного средства на маршруте.

Преимущества для транспортных предприятий 

Введение комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками позволяет повысить рентабельность транспортных предприятий. Среди источников окупаемости наиболее важными являются следующие: 

• Установка бортового оборудования на разнотипном подвижном составе без изменения конструкции транспортных средств. 

• Возможность поэтапного развертывания технологии и простота технического обслуживания. 

• Повышение лояльности пассажиров, увеличение пассажиропотока. 

• Авансирование (предоплата) транспортных услуг пассажирами. 

• Прирост суточной выручки за счет исключения безбилетников и контроля объема сданной выручки. 

• Полная компенсация из бюджета средств, затраченных на перевозку пассажиров-льготников. 

• Экономия кадровых ресурсов и оптимизация контрольно-ревизионной службы. 

• Экономия горюче-смазочных и расходных материалов, предотвращение их несанкционированного отбора. 

• Повышение общего ресурса работы транспортных средств. 

Проверено практикой

За последние годы отдельные части комплексных автоматизированных систем внедрялись во многих российских регионах. Липецк стал первым городом Российской Федерации, внедрившим комплексное решение для автоматизации пассажирских перевозок – инновационную технологию «ШТРИХ-М: Транспорт». 

Реализованные проекты показывают, что затраты на внедрение технологии быстро окупаются, позволяя получать дополнительную прибыль с каждой оснащенной единицы подвижного состава. 

Решения различного состава и функционала внедрены во многих городах и регионах: 

• Липецк, Ангарск, Сочи – комплексная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками на наземном городском пассажирском транспорте (система оплаты проезда и контроля оплаты проезда, навигационная система диспетчерского управления, система мониторинга пассажиропотока, система голосового информирования пассажиров); 

• Коломна, Луховицы – система оплаты проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте (бортовой компьютер и 5 стационарных терминалов оплаты); 

• Дмитров, Егорьевск – система оплаты проезда на пригородном пассажирском транспорте (с автоматизированным расчетом тарифов), система мониторинга пассажиропотока, система видеонаблюдения; 

• Москва (компания «Автолайн»), Мытищи (компания «Мострансавто»), Балашиха, Сергиев Посад – система мониторинга пассажиропотока; 

• Елец, Вологда, Нижневартовск – навигационная система на базе приемника ГЛОНАСС/ GPS на городском пассажирском транспорте; 

• Москва, Сочи – автоматизированные кассовые терминалы для продажи билетов Московского метрополитена, «Аэроэкспресса» и Московской железной дороги.

• Ростов-на-Дону – автоматизированная система оплаты проезда, включающая социальные карты пенсионеров, дуальные банковские карты ст удентов, карты школьников. 

Для работы автоматизированных систем оплаты проезда эмитировано более 1,3 млн бесконтактных смарт-карт стандарта Mifare Standard 1K и Mifare Plus (в сотрудничестве с компанией NXP Semiconductors) и российскими производителями БСК. 

Перспективы развития

Помимо уже рассмотренных в настоящей статье, разрабатывается еще ряд проектов по внедрению систем на основе технологии «ШТРИХ-М: Транспорт». 

• В апреле 2011 г. заключен контракт на внедрение комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками в Ангарске (Иркутская область). Запуск системы намечен уже в сентябре 2011 г. 

• В настоящее время в Ростове-на-Дону проводится монтаж и пуско-наладка оборудования для оснащения 850 единиц транспорта автоматизированной системой оплаты проезда на базе автоматических терминалов оплаты с помощью БСК. 

• В Сочи планируется реализовать для оплаты проезда поддержку «Карты гостя Олимпиады-2014» (на базе технологии Mifare Plus компании NXP Semiconductors). 

Расширению возможностей систем оплаты проезда на базе технологии «ШТРИХ-М: Транспорт» будет способствовать также введение в России универсальной электронной карты (УЭК), которая помимо прочих функций будет иметь и транспортное приложение. 

Кроме того, перспективы развития технологии не ограничиваются приложениями для пассажирского транспорта. Например, БСК типа «Электронный кошелек», используемые для оплаты проезда, могут служить средством платежа для автоматизированных парковок, реализующих технологию «ШТРИХ-М: Паркмастер». Такие парковки (оборудование и ПО разработано партнером «Штрих-М» – НТЦ «Измеритель») успешно эксплуатируются в Москве, Волгограде, Краснодаре, Астрахани, Новосибирске, Уфе и Сочи. 

Также возможна интеграция транспортной платежной системы с различными приложениями на банковской платежной карте: оплата услуг (АЗС, сотовая связь, Интернет, ЖКХ и др.), интеграция с системами автоматизации и т.д. 

Дальнейшее развитие технологии

Компания «ШТРИХ-М» полностью контролирует все этапы реализации технологии «ШТРИХ-М: Транспорт»: от разработки оборудования и ПО и производства до внедрения и обслуживания используемых решений. Серийное производство позволяет минимизировать затраты на внедрение и стоимость владения системой за счет унификации технических и программных решений. 

Как уже сказано выше, технология «ШТРИХ-М: Транспорт» обладает свойствами модульности и масштабируемости, что обеспечивает возможность поэтапного внедрения и расширения функциональных возможностей, развития с уровня отдельно взятого предприятия на региональный уровень. Гибкая партнерская программа позволяет внедрять технологию «ШТРИХ-М: Транспорт» в различных регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.


Транспортная система «Липецк Транспорт»Транспортная система «Маршрут» (Коломна)

Транспортная система «Липецк Транспорт» начала свою работу в начале 2010 года. Бортовое оборудование установлено на 400 транспортных средствах муниципальных перевозчиков и 390 частных перевозчиков. В центральном диспетчерском центре и пассажирских транспортных предприятиях оборудованы 33 АРМ для различных специалистов (кассиров, диспетчеров, администраторов, аналитиков). 

В городе установлено 20 остановочных павильонов со встроенными платежными терминалами и информационными табло. Дополнительно насчитывается 20 автоматических терминалов и 10 автоматизированных (с оператором) пунктов продажи и пополнения транспортных карт. 

Информация от комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками передается в системы слежения (контроля транспортных потоков), которые помогают бороться с пробками. 

Система автоматизации пассажирских перевозок Липецка получила высокую оценку министра транспорта Игоря Левитина и директора департамента транспорта РФ Леонида Липсица.

Автоколонна №1417 г. Коломны эксплуатирует систему оплаты проезда на городских и междугородных маршрутах уже 5 лет. Автоколонна обслуживает 30 городских, 85 пригородных и 8 междугородных маршрутов, которые в совокупности охватывают 520 населенных пунктов юго-востока Московской области. 

210 транспортных средств оснащены бортовым оборудованием на базе «ШТРИХ-М: Транспорт». В городе оборудовано два информационных центра с АРМ «Пассажир» по персонификации БСК, также имеется 12 автоматических терминалов и 5 автоматизированных (с кассиром) пунктов продажи и пополнения транспортных карт. Статистика процессингового центра показывает, что около 75% населения Коломны пользуются «электронными кошельками» системы «Маршрут» для оплаты проезда. На опросах пассажиры положительно отзываются о внедренной инновации, особенно отмечая удобство использования БСК и экономию средств при безналичных расчетах. В Коломне проходит также испытания автоматизированная система бронирования продажи билетов на междугородные рейсы от компании «ШТРИХ-М».


Анри Ардевол, генеральный директор направления автоматических систем оплаты компании NXP Semiconductors: «Это очень значимый проект для NXP, «ШТРИХ-М» и других наших партнеров. Данный опыт может использоваться в дальнейшем как образец реализации проекта внедрения бесконтактной системы оплаты в других регионах. Мы уверены, что жители Сочи по достоинству оценят преимущества бесконтактной оплаты проезда на транспорте, что поможет городу еще успешнее готовиться к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. Мы наблюдаем возрастающий спрос на бесконтактные технологии в России и странах СНГ. Крупнейшие операторы общественного транспорта, такие как Московский метрополитен, уже используют наши решения».


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.