Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«Золотая Корона»: на рынке денежных переводов – «горячий сезон»

(Нет голосов)

27.09.2011 Количество просмотров 1242 просмотра

Темпы роста рынка денежных переводов внушают оптимизм – оборот переводов физических лиц без открытия счета на направлении РФ–СНГ в I квартале 2011 г. превысил объемы того же периода прошлого года на 38%. Эксперты предсказывают дальнейшую положительную динамику. Восстановление рынка сопровождается качественными изменениями – операторы вводят новые сервисы, корректируют тарифы, наращивают сеть выдачи/отправки. О том, что стало основным драйвером для нового витка развития рынка, и результатах первого полугодия 2011 года в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Иван Ситнов, директор системы «Золотая Корона – Денежные переводы».


ПЛАС: Эксперты констатируют восстановление докризисных позиций рынка переводов. Как вы ощущаете сами и как оцениваете динамику развития рынка в текущем году? Каковы текущие результаты системы «Золотая Корона – Денежные переводы»?

И. Ситнов: Да, рынок восстанавливается и демонстрирует потенциал к дальнейшему динамичному развитию. Темпы роста трансграничных переводов значительно опережают прошлогодние. В коридоре Россия – СНГ мы оцениваем прирост в 35–40%. Лидерство по объему переводимых денежных средств в этом направлении за собой сохраняют Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Во втором полугодии тенденция роста рынка сохранится. Сезон в этом году можно назвать «горячим». По итогам 2011 года объем денежных переводов в страны ближнего зарубежья, по нашим предварительным оценкам, превысит эквивалент 16 млрд долл. США.

Если говорить о показателях системы «Золотая Корона – Денежные переводы» за первое полугодие, то мы сохраняем плановые темпы роста. За 6 месяцев 2011 года в системе осуществлено 6,9 млн транзакций между физическими лицами. Перечислено переводов на общую сумму 91,2 млрд рублей. Для сравнения – за такой же период прошлого года оборот системы составлял 21,5 млрд рублей. Нам удалось нарастить свои позиции в коридоре Россия – СНГ, где доля системы выросла до 35%. При этом на самых емких направлениях – в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан – наша доля еще выше: каждый второй перевод в эти страны уходит сегодня по системе «Золотая Корона – Денежные переводы».

ПЛАС: Что является основным драйвером роста оборотов в сегменте Россия – СНГ? По-прежнему ли это трудовые мигранты? 

И. Ситнов: В этом сегменте обороты всегда связаны с динамикой потоков трудовых мигрантов. Посмотрите, только из Украины в этом году на работу в РФ приехало на 26% больше гостей, чем в прошлом. Всего же, по данным ФМС, в Россию въехали 8,4 млн иностранных рабочих, большая часть из которых – граждане стран СНГ. При этом официальная квота разрешений на работу реализована пока только на 54%. Выдано более 700 тысяч патентов для работы мигрантов у физических лиц. 

ФМС продолжает либерализацию миграционной политики. С 1 января 2012 года вступит в силу трехстороннее соглашение с Республикой Беларусь и Казахстаном, по которому наши граждане и граждане этих государств смогут работать в странах Таможенного союза без спецразрешения. Появятся и другие преференции для жителей стран СНГ, продолжится модернизация миграционного законодательства, так что можно ожидать дальнейшего роста притока трудовых мигрантов в нашу страну и, как следствие, роста оборота денежных средств, которые они отправляют своим родным и близким. 

ПЛАС: Связана ли сегодня динамика роста бизнеса операторов денежных переводов напрямую с ростом рынка или конкуренция уже настолько остра, что приходится бороться буквально «за каждого клиента» даже в условиях органичного роста рынка? 

И. Ситнов: Сейчас в России активно работают 17 систем денежных переводов физических лиц без открытия счета плюс кэптивные, внутрибанковские СДП. Это очень насыщенный, конкурентный рынок, здесь представлены и российские системы, и локальные системы других стран СНГ, и ведущие мировые игроки. Бороться за клиента приходится даже в условиях объективного роста рынка. Конкуренция сосредоточена в части качества сервиса и инфраструктуры. Мы уже практически не конкурируем тарифами, по моим ощущениям, основной период тарифной конкуренции пройден. 

Важнейший параметр успеха оператора – это развитая инфраструктура обслуживания. Сервис переводов должен быть доступен клиенту и находиться от него в шаговой доступности. Для нас наращивание партнерской сети обслуживания – важнейшая стратегическая задача. Мы сделали максимум возможного, чтобы процесс подключения банка или торговой точки к системе проходил быстро и безболезненно для внутренних бизнес-процессов кредитной организации. Минимальный срок, за который банк может быть подключен к системе, – 2–3 дня. Также стандартизованы программы обучения персонала и маркетинговой поддержки. Банк может очень быстро начать осуществлять сервис и получать от него дополнительный доход. 

За шесть месяцев 2011 года новыми партнерами системы «Золотая Корона – Денежные переводы» стали более 60 банков, из них треть – в СНГ. Инфраструктура обслуживания клиентов увеличилась на 2500 пунктов. 

Наибольшее число новых банков – 25 кредитных организаций – подключилось к системе в Центральном ФО и на Урале. Заметно укрепила свои позиции система в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в южных районах России. В Северо-Кавказском ФО партнерами системы стал ряд местных банков. 

В странах СНГ сеть системы на выдачу приросла 19 новыми банками-партнерами в семи странах. Активнее всего развитие инфраструктуры происходило в Узбекистане и Азербайджане. Новые участники Системы появились на Украине, в Киргизии, Таджикистане, Молдове. 

Также сервис «Золотая Корона – Денежные переводы» начал предоставляться в 109 магазинах торговой сети бытовой электроники «Техносила». Всего число пунктов обслуживания «Золотой Короны» на 30 июня 2011 года превысило 26 000 точек. До конца года их число еще вырастет. В настоящий момент идет внедрение сервиса в «АК БАРС» Банке, расширяется сотрудничество с банком OTП: в планах этих банков – развертывание сервиса денежных переводов «Золотая Корона» во всей своей многофилиальной структуре. 

ПЛАС: Вы рассказываете о традиционной схеме работы сервиса переводов при помощи кассира-операциониста. А как развиваются, на ваш взгляд, способы отправки денежных средств, альтернативные классическим, – мобильные переводы, отправки через терминалы и т. д.? 

И. Ситнов: И переводы через Интернет, и отправка денежных средств через терминалы будут продолжать развиваться, ведь рынок электронных платежей интенсивно растет. Однако я не рискну предрекать скорую тотальную виртуализацию сервиса денежных переводов. Дело в том, что у виртуальных переводов сегодня своя целевая аудитория, а у классических переводов – своя. Круг пользователей, являющихся приверженцами классических переводов, пока очень велик. Для них важен именно контакт с живым человеком при передаче своих денег. Думаю, что классический способ отправки денег еще долго будет основным. Сегодня, когда отправление перевода стало возможным в салонах-магазинах Евросети, Связном или салоне МТС, практически решены, таким образом, как проблема шаговой доступности, так и проблема доступности сервиса в выходные и праздники. 

У переводов через терминалы есть свои плюсы – они круглосуточные, разгружают офисы, могут быть установлены в местах скопления целевой аудитории. Однако их достоинства одновременно являются и недостатками – приходится решать проблемы своевременной инкассации, бороться с вандализмом, убеждать потребителя в абсолютной безопасности такого способа отправки своих «кровных». 


«Круг пользователей, являющихся приверженцами классических переводов, пока очень велик. Для них важен именно контакт с живым человеком при передаче своих денег. Думаю, что классический способ отправки денег еще долго будет основным»


Кстати, первый терминальный проект мы запустили в 2007 году. В терминалах одного из новосибирских банков уже работало программное обеспечение ЦФТ, позволяющее погашать кредиты и оплачивать коммунальные услуги с использованием федеральной системы «Город», и мы добавили к этой функциональности модуль денежных переводов. Не могу сказать, что случилась революция. Потребовалось немало усилий для популяризации нового способа отправки денег и, прежде всего, разъяснений, что этот способ безопасный. Сейчас в нашей системе работает около 500 устройств, из них около 180 – это полнофункциональные банкоматы, через которые можно сделать перевод. Как правило, такие банкоматы располагаются непосредственно в офисе банка либо на крупных рынках – в этом случае они используются также в другом нашем проекте, инкассируют денежную выручку небольших торговых предприятий. Авторизация в этом случае, как и при денежных переводах, происходит по заранее оформленной идентификационной карте «Золотая Корона». 

Полагаю, новый импульс это направление получит в сегменте выдачи переводов – в сети устройства с функцией cash-out. Для получателя денежных средств для клиента не столь критичным фактом является необходимость живого общения с кассиром, ведь деньги уже пришли, их нужно просто получить. Мы развиваем сегодня терминальное направление вместе с банками-партнерами. При этом собственную терминальную сеть, как уже заявляли, создавать не планируем. 

ПЛАС: Какие из направлений развития денежных переводов вы видите сегодня особенно перспективными? 

И. Ситнов: В текущем году мы сфокусируемся над улучшением позиций системы «Золотая Корона – Денежные переводы» в сегменте внутрироссийских переводов. По экспертным оценкам, он больше, чем рынок трансграничных переводов, и достигает 20 млрд долл. США. Здесь, прежде всего за счет развитой сети, лидируют Сбербанк России и Почта России. Основное конкурентное преимущество для переводов по России, с ее территориальными масштабами и неравномерным распределением доступности финансовых услуг, – развитая инфраструктура. По этому показателю мы сегодня на третьем месте. Заинтересованность в развитии системы на внутрироссийском направлении переводов выражают все наши партнеры. Для них оно привлекательно возможностями продвижения розничных финансовых услуг и кросс-продаж. Ведь аудитория здесь сильнее ориентирована на многообразие банковских продуктов. 

В условиях, когда пункты обслуживания системы работают в каждом населенном пункте РФ, где проживает более 60 тыс. человек, мы решили побороться за аудиторию, отправляющую средние и крупные суммы (от 50 тыс. руб), предложив им конкурентный тариф в 1% с максимальной комиссией 2,5 тыс. рублей. Сегодня это одно из самых привлекательных предложений на рынке. Цель снижения тарифа – поддержать постоянных пользователей услуг системы (ведь чаще всего крупные денежные переводы люди отправляют своим семьям и на постоянной основе), а также добиться к концу 2011 года увеличения суммы среднего перевода до 50 тыс. рублей. Ежемесячно прирост таких клиентов уже составляет около 25%. 

Также один из стратегических рынков, где мы стараемся нарастить свое присутствие, – Украина. Ежегодно трудовые мигранты переводят в эту страну эквивалент 2 млрд евро, при этом 50% трудовых мигрантов из Украины работают в России. До конца года мы планируем значительно увеличить число пунктов, работающих на выдачу переводов по системе «Золотая Корона» в этой стране. Положительному развитию партнерства с украинскими банками способствует и тот факт, что лицом нашего бренда выступает Вера Брежнева, чья популярность в Украине необыкновенно высока. 

ПЛАС: Вы можете уже оценить, насколько эффективно использование selebrity в рекламной кампании на рынке денежных переводов в целом? 

И. Ситнов: Участие Веры Брежневой в рекламе системы «Золотая Корона – Денежные переводы» однозначно сделало нашу коммуникационную платформу гораздо более выигрышной и заметной, этот факт подтверждается опросами, которые мы регулярно проводим. Использование образов звезд в рекламе не всегда работает однозначно положительно, выбрать «свою» звезду очень непросто. Вера Брежнева в этом плане – удивительное сочетание красоты, таланта, успешности и позитивного восприятия массовой аудиторией. Мы довольны этим партнерством и рассчитываем на его развитие в будущем.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?