Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Новаторские проекты AzeriCard – прием на высшем уровне

(Нет голосов)

11.10.2011 Количество просмотров 2794 просмотра

Plus2011#09-18.jpg

Весной 2011 г. в крупнейшей банкоматной сети Азербайджана пользователям была предоставлена возможность получить денежный перевод без использования банковской карты. Этот инновационный финансовый сервис, не имеющий аналогов в Европе и СНГ, вывела на рынок компания AzeriCard – лидирующий в стране процессинговый центр. О технологии WAY4 Cash by Code, идее мобильного «бескарточного кошелька» и технологии мобильного банкинга журналу «ПЛАС» рассказывает Анар Султанов, генеральный директор AzeriCard.


ПЛАС: Как родилась идея проекта Cash by Code, насколько сложно было ее реализовать, в чем суть этой схемы моментальных денежных переводов?

А. Султанов: Развитие каналов самообслуживания является на данный момент наиболее приоритетным направлением для AzeriCard. Мы находимся в активном поиске перспективных идей: следим за новостями мировой платежной индустрии, интересуемся опытом партнеров. О моментальных денежных переводах по технологии WAY4 Cash by Code я узнал на конференции компании OpenWay, поставщика нашей процессинговой системы WAY4. Успех этой технологии в других регионах, удобная и безопасная схема переводов вдохновили AzeriCard на собственный проект.

Благодаря слаженной работе всех сторон реализация этой идеи заняла всего 4 месяца. Специалисты OpenWay оперативно провели необходимые тесты, убедились в работоспособности и отказоустойчивости сервиса. Компании Diebold, NCR и Wincor Nixdorf установили на банкоматах, обслуживаемых нашей компанией, необходимые обновления для поддержки новой функциональности.

Сегодня услуга Cash by Code доступна в одноименном разделе меню на банкоматах банков-партнеров AzeriCard. Пользователь, совершая денежный перевод со своей карты, указывает мобильный номер получателя. Система WAY4 генерирует особый код, одну его часть отсылает на указанный номер в виде SMS-сообщения. Вторая часть кода распечатывается на банкоматном чеке, и отправитель сам сообщает ее получателю перевода.

AzeriCard (www.azericard.com) является первым в Азербайджане процессинговым центром, полностью сертифицированным международными платежными системами MasterCard, Visa и American Express. На данный момент AzeriCard процессирует 29 банков как в Азербайджане, так и за его пределами, 26 из которых являются членами МПС. AzeriCard активно занимается внедрением новых современных высокотехнологичных проектов, таких как оплата проезда на транспорте с использованием банковской бесконтактной микропроцессорной карты, оплата услуг телефонных компаний, коммунальных услуг, таможенных пошлин и налогов, мобильный и интернет-банкинг, безналичные переводы с карты на карту, внесение страховых взносов в сети ATM, а также внесение депозитов, разнообразные программы лояльности, мультивалютные карты и многое другое. На сегодня в системе AzeriCard обслуживается порядка 2 млн банковских карт, 1,3 тыс. банкоматов и около 6 тыс. электронных терминалов.

Телефоны

Получатель соединяет две части в единое целое и, используя этот код, получает сумму перевода наличными в банкомате, без применения карты.

В настоящее время сеть банковских терминалов, подключенных к AzeriCard, насчитывает более тысячи устройств, инсталлированных по всей территории Азербайджана, поэтому инициировать и получить перевод можно практически в любом месте и в любое время.

Cash by Code – не только удобный, но и безопасный сервис. Мы ограничили срок действия кода до 24 часов. При снятии наличных необходимо указать точную сумму и валюту перевода. Подобная многоступенчатая защита снижает риски мошенничества до минимума.

ПЛАС: Какие банки участвуют в этом проекте? Как быстро переводы Cash by Code набирают популярность среди конечных пользователей? Каковы планы AzeriCard по дальнейшему развитию этого сервиса? А. Султанов: Для процессинга услуги Cash by Code используется наша стандартная схема банковских взаиморасчетов по снятию наличных. Поэтому мы очень быстро подключаем к этой системе переводов новых участников. Выдавать переводы наличными на своих терминалах согласились все партнеры AzeriCard – а это 29 банков, сеть которых в совокупности насчитывает порядка 1300 банкоматов. Возможность инициировать перевод предоставили своим клиентам 9 банков: International Bank of Azerbaijan, Bank Standard, Bank Respublika, AtaBank, AGBank, PARABANK, Bank Avrasiya, Bank Silk Way и NIKOIL. Уже сейчас очевидно, что клиенты по достоинству оценили новую услугу и активно ею пользуются, обороты растут.

У проекта Cash by Code – огромный потенциал, и мы уже спланировали дальнейшее его развитие. Во-первых, есть перспектива географического расширения. Сегодня денежные переводы в рамках услуги Cash by Code работают только в пределах нашей страны, однако Международный Банк Азербайджана изучает юридические аспекты возможности оснастить таким сервисом и банкоматы своего Московского филиала. В случае положительного решения денежные переводы Cash by Code можно будет осуществлять из Москвы в Азербайджан и наоборот. Возможно, со временем мы подключим к этой услуге и другие страны СНГ.

Во-вторых, эта услуга станет доступной и в рамках других наших каналов самообслуживания. Самым приоритетным AzeriCard считает внедрение переводов Cash by Code в свою систему мобильного банкинга. Соединение этих двух технологий превратит сотовый телефон пользователя в так называемый бескарточный кошелек. Это актуально в ситуациях, когда пользователю нужно получить наличные со своего карточного счета, но карты нет под рукой. Наша система мобильного банкинга позволит клиенту осуществить перевод Cash by Code самому себе. Не пройдет и пяти минут, как он сможет снять необходимую ему сумму наличных в ближайшем банкомате, используя код.

ПЛАС: Учитывая повсеместный рост интереса к мобильным технологиям, идея мобильного «бескарточного кошелька» имеет все шансы стать популярной. Входит ли в планы AzeriCard продвижение и других инновационных решений для пользователей сотовых телефонов?

А. Султанов: Как раз в текущем 2011 г. у нашей системы мобильного банкинга начинается, если можно так выразиться, новая жизнь. С сентября клиентам уже доступен качественно новый сервис, поскольку AzeriCard заменила «апплетный» мобильный банкинг на инновационный «мидлетный» вариант и специальные приложения для смартфонов.

Прежняя система, работавшая на мобильном апплете, вызывала много нареканий. За три года существования число ее пользователей составило всего 900. Наши банки-партнеры сетовали, что клиентов отпугивает сложная процедура регистрации: поход к сотовому оператору для замены SIM-карты, затем визит в банк для «привязки» номера телефона к карточному счету. Многих не устраивала и зависимость от единственного оператора сотовой связи, участвующего в проекте. Кроме того, как мы выяснили, рано или поздно наступает момент, когда памяти SIM-карты становится недостаточно для полноценного сервиса. Все эти причины побудили AzeriCard отказаться от устаревшей технологии. Взамен было выбрано решение WAY4 Mobile Banking компании OpenWay.

Наша новая система, построенная на базе Java-мидлета, лишена недостатков предыдущего решения. Клиент скачивает мобильное приложение через Интернет, на web-сайте AzeriCard, своего банка или в магазине приложений для смартфона и самостоятельно устанавливает его на свой сотовый телефон. Для «привязки» номера телефона к карте используется код, который можно получить в банкомате. В итоге на телефоне пользователя появляется удобное меню мобильного банкинга. И нет никаких ограничений памяти, поскольку все данные хранятся на хосте AzeriCard.

Обязательным критерием при выборе новой системы мобильного банкинга была поддержка смартфонов. Именно этот тип устройств предпочитают самые активные и технологически продвинутые клиенты AzeriCard – бизнес-сегмент и пользователи в возрасте до 30 лет. Мы рады, что наш партнер по проекту – компания OpenWay – идет в ногу с требованиями рынка. WAY4 Mobile Banking уже работает на iPhone и BlackBerry, и еще до конца текущего года появится решение для обладателей смартфонов на ОС Android.

ПЛАС: Как много пользователей, по ожиданиям AzeriCard и банков-партнеров, удастся привлечь на новый канал мобильного банкинга? Какие сервисы доступны сегодня на этом канале?

А. Султанов: В целом можно утверждать, что конечные пользователи весьма заинтересованы в мобильных услугах. Например, в 2010 г., когда AzeriCard реализовала сервис SMS-нотификации о карточном балансе, только за первые полгода на услугу подписались 32 тыс. клиентов, и их число растет до сих пор. Вероятно, рост клиентской базы нового мобильного банкинга будет чуть менее стремительным, поскольку для установки приложения на телефон пользователь должен обладать определенными техническими навыками. В первый год эксплуатации сервиса мы прогнозируем подключение порядка 20 тыс. пользователей.

Operations

Новый мобильный банкинг поддерживает такие востребованные сервисы, как просмотр списка карт, их баланса и списка последних транзакций, получение выписки, осуществление карточных переводов, оплата услуг операторов сотовой связи и интернет-провайдеров. Новая технология позволила нашей процессинговой системе в режиме реального времени обращаться к провайдерам услуг и выверять все реквизиты операции перед ее проведением. Сейчас на канале мобильного банкинга мы принимаем платежи в пользу 18 организаций, и их количество постепенно увеличивается.

Отдельно хочу отметить такой сервис, как возможность мгновенной блокировки карты. Его использование является огромным преимуществом в борьбе с карточным фродом и, как следствие, сильным стимулом для клиента использовать мобильный банкинг. Применяемая ранее «апплетная» система не позволяла нам реализовать такой сервис, поскольку использовала в своей работе SMS-канал, не являющийся гарантированным способом доставки сообщений на хост. Новая система использует современные и надежные каналы связи: GPRS, 3G, EDGE, WiFi. Подтверждение блокировки карты приходит на телефон пользователя практически в режиме реального времени, а в списке карт отображается изменившийся статус.

Те сервисы, которые я перечислил, доступны пользователям уже сегодня. Тем временем наша компания уже приступила к реализации следующего этапа проекта. Как я уже говорил, мы намерены добавить сервис денежных переводов Cash by Code на канал мобильного банкинга, а также реализовать идею мобильного «бескарточного кошелька». Также в меню мобильного банкинга на сотовом телефоне пользователя появится пункт «OTP-калькулятор». Пользователь сможет на своем телефоне генерировать одноразовый пароль для входа в систему web-банкинга, для подтверждения наиболее важных финансовых операций, совершения интернет-платежей по стандарту безопасности 3-D Secure. Клиенты, не использующие мобильный банкинг с OTPкалькулятором, смогут получать одноразовые пароли по SMS-каналу.

ПЛАС: Будет ли меняться перечень сервисных услуг на других каналах самообслуживания, в зависимости от темпов распространения мобильного банкинга? Что входит в планы AzeriCard на конец 2011го и 2012 год?

А. Султанов: В перспективе нам, конечно, хотелось бы «разгрузить» банкоматную сеть: использовать банкоматы только для выдачи и приема наличных, а другие сервисы – выписки, платежи, переводы – обслуживать на каналах мобильного и webбанкинга, в киосках самообслуживания. Но в силу того, что доля наличных платежей в нашей стране по-прежнему очень значительна, банкомат остается самой привычной для клиентов «точкой контакта» с банком. Поэтому именно с банкоматной сети мы обычно начинаем вывод новых услуг на рынок, а уже потом дублируем их на других каналах.

В планах AzeriCard до конца текущего 2011 г. – запуск услуги денежных переводов Visa Money Transfer. Параллельно с этим наша компания ведет переговоры о запуске аналогичного сервиса по картам MasterCard. На терминалах, оснащенных функцией cash-in, будет развиваться услуга по внесению наличных: клиент сможет пополнить не только собственный карточный счет, но и внести наличные на любую другую карту, эмитированную нашим процессинговым центром. Большой интерес для AzeriCard представляет транспортная сфера. Сейчас мы с рядом партнеров обсуждаем различные варианты: хотелось бы, чтобы у наших клиентов появился быстрый и удобный способ оплаты проезда в метрополитене г. Баку.

В заключение хочу напомнить, что в мае 2012 года в нашей столице пройдет международный конкурс «Евровидение-2012». С точки зрения платежной инфраструктуры, AzeriCard планирует обеспечить прием на высшем уровне гостям из всех стран мира и их банковским картам.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?