Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Первый год нового десятилетия: по-прежнему в начале...

(Нет голосов)

21.01.2012 Количество просмотров 1284 просмотра

Первый год нового десятилетия

По традиции «ПЛАС Дайджест' 2011» собрал под своей обложкой лучшие, по мнению наших постоянных читателей, материалы непростого года, каждый из которых является отражением той или иной важной тенденции российского и мирового рынка, а также платежной индустрии в целом. При этом мы делаем акцент отнюдь не на анализе «событий дня минувшего» как таковом, но исключительно на тех ключевых событиях и тенденциях, которые, проявившись в 2011 году, получат, по нашему убеждению, дальнейшее развитие в наступившем 2012-м.

На сегодняшний день общее количество выпущенных в России карт уже превысило численность населения страны. По данным Банка России, к 1 июля текущего 2011 г. на российском рынке обращалось свыше 157696 000 карт, а население РФ насчитывало142,8 млн человек. Таким образом, на одного жителя РФ, включая все возрастные группы населения, сегодня приходится более одной (а точнее, порядка 1,1) банковской карты.

В этой ситуации банки, рассматривая перспективы дальнейшего развития карточного рынка, делают акцент прежде всего на развитии торгового эквайринга, не дожидаясь реальных шагов от государства, с одной стороны, наращивая инфраструктуру приема и обслуживания карт, а с другой - предпринимая активные попытки превратить «наземный» эквайринг в самодостаточное прибыльное направление бизнеса. К сожалению, как и 15 лет назад, в нашей стране эти процессы развиваются медленнее, чем прогнозировалось, однако они имеют место и обещают хорошие перспективы.

В целом и банки, и платежные системы уже сделали значительные шаги с целью расширения спектра магазинов, принимающих карты. Причем речь идет уже не о некой перетасовке торгово-сервисной сети, но о реальном и весьма заметном увеличении количества торговых точек, ранее не охваченных эквайрингом, включая такие крупные сети, как «Макдоналдс», Metro Cash & Carry, АШАН и сеть продовольственных магазинов «Дикси».

Говоря об эквайринге, следует также отметить, что в 2011 году четко обозначилась тенденция постепенного изменения самой бизнес-модели, заключающаяся в отказе банков от субсидирования эквайринга за счет других сервисов, предоставляемых ими торговым сетям. Уже отмечавшийся рост эмиссии карт обусловил заметное увеличение оборотов по торговому эквайрингу, и в этих условиях делать данное направление прибыльным за счет, например, кредитования того же ТСП становится все менее целесообразным.

Как известно, в рамках сложившейся мировой практики эквайринговое обслуживание все чаще отдается банками на аутсорсинг специализированным структурам. И октябрь 2011 года ознаменовался первым такого рода событием на российском рынке - масштабной сделкой, в рамках которой компания UCS приобрела у Альфа-Банка бизнес корпоративного (наземного) эквайринга. Этот шаг, подразумевающий передачу эквайринга от банка к одному из крупнейших в России провайдеров услуг торгового эквайринга, видится закономерной тенденцией, которая найдет свое продолжение в 2012 году.

Одной из наиболее масштабных инициатив, призванных сделать карту для населения оптимальным инструментом оплаты повседневных покупок, можно назвать программу лояльности крупнейшего розничного банка РФ «Спасибо от Сбербанка», запущенную в ноябре этого года и позволяющую накапливать бонусы, совершая платежи как в России, так и по всему миру, а также получать скидки в уникальной по своим масштабам партнерской сети программы, которая объединит сотни ритейлеров по всей стране, в том числе «Евросеть», «Связной», «МТС-Ритейл» идр. При этом список партнеров программы постоянно расширяется и уже включает в себя более 10 000 торговых точек и 20000 интернет-магазинов.

В этом же направлении - усилении эффекта синергии от программ лояльности и программ платежных карт - самостоятельно двигаются сегодня некоторые розничные сети, включая уже упомянутую сеть «Связной», работающую в тесном сотрудничестве с одноименным банком. В качестве глобального тренда 2011 года можно назвать и развитие бесконтактных платежей, в ближайшие несколько лет обещающих стать одним из основных драйверов рынка. Первые реальные шаги предприняты на российском рынке в области развития систем мобильных платежей на базе технологии NFC - здесь следует особо отметить проект МТС с ОАО «ЛУКОЙЛ» и пилотный проект Сбербанка России.

В 2011 году продолжалась также заметная активизация позиции регулятора - ЦБ РФ в отношении розничных платежей, в частности, Центробанк всерьез занялся решением вопросов стандартизации финансовых операций, имеющих ключевое значение для дальнейшего развития рынка в целом, а также обратил пристальное внимание на такое динамично развивающееся направление, как автоматизация НДО и системы самообслуживания.

Активизация госрегулирования нашла свое отражение и в деятельности такой но¬вой для российского рынка структуры, как ТК 122, базового технического комитета по стандартизации, образованного Росстандартом и ЦБ РФ в декабре 2010 г. 6 декабря 2011 г. в Банке России прошло первое заседание Подкомитета 4 «Пластиковые карты и иные розничные банковские услуги» (ПК 4), входящего в состав ТК 122.

Основной задачей ТК 122 является организация и проведение работ по стандартизации финансовых операций в России. Таким образом, можно утверждать о появлении в РФ аналога британского APACS, причем идеологически родственного своему прообразу. Речь идет о зада¬чах трансформации международных стандартов с учетом условий и специфики российского рынка, а также определения целесообразности, сроков и форм их применения. В качестве примера можно при¬вести стандарт универсальной транспортной карты, который будет, в том числе, разрабатываться этим институтом.

Речь идет о создании стандарта на единое транспортное приложение, после принятия которого начнется постепенное присоединение к проекту уже не отдельных транспортных структур, но целиком тех или иных регионов российских, где функционируют различные транспортные операторы. Уходящий год ознаменовался также двумя государственными программами национального масштаба: принятием закона «О Национальной платежной системе» и стартом реализации проекта Универсальной электронной карты. Обе они в ближайшем будущем окажут самое существенное влияние на рынок розничных финансовых услуг, причем каждая - свое. Так, если Закон «О НПС» фактически уравнял в правах банки и операторов мобильной связи, обещая в следующем году сделать нас свидетелями невозможных ранее уникальных межотраслевых альянсов и столь же неординарной конкуренции, то проект УЭК, два сценария реализации которого (так называемые вариант Ростелекома и ВТБ24 и вариант Сбербанка России) призваны значительно повысить охват населения самыми современными банковскими услугами.

Единственное, что вызывает у экспертов некоторую обеспокоенность, - перенос планов государства по финансированию проекта УЭК на год. С учетом же текущей об¬щественно-политической и экономической ситуации в России это может привести к существенной задержке развития проекта.

Очевидно, что обе эти инициативы не могли остаться незамеченными работающими в РФ международными системами, каждая из которых по-своему готовилась реагировать на масштабные изменения национального рынка. Так, Visa предприняла очередной успешный шаг по развитию торговой сети, реализовав проект с одним из крупнейших из присутствующих в России международных ритейлеров - сетью АШАН, которая впервые за всю свою историю начала принимать кар¬ты данной платежной системы независимо от их эмитентов.

Примеру Visa последовала и система MasterCard, сосредоточившая на данный момент свои усилия на развитии в Рос¬сии бесконтактной платежной технологии PayPass и уже добившаяся на этом пути реальных результатов в виде ряда реализованных проектов и появления здесь первых эмитентов и эквайеров бесконтактных карт.

В развитии бесконтактных платежей в России сегодня так или иначе заинтересованы все международные системы, которые, по сути, даже выполняют сегодня некоторые спонсорские функции, спонсируя активность банков-эквайеров в рамках модернизации их платежной инфраструктуры с целью обеспечения технической возможности приема бесконтактных продуктов на терминальном оборудовании.

Активизирует свою деятельность в России и American Express, сделавшая, в том числе, ставку на тесное сотрудничество как с Русским Стандартом, так и со Сбербанком. Наращивает свое присутствие на российском рынке и китайская платежная система Union Pay, активно решая задачи как эмиссии, так и эквайринга. При этом особую роль в своей сегодняшней политике эта система, с полным на то основанием позиционирующая себя как международная, отводит развитию широкого спектра сервисов, предоставляемых держателям своих карт в банкоматной сети.

На этом фоне позиции Diners Club Russia выглядят гораздо менее оптимистично - компания пока еще не смогла в полной мере преодолеть кризис, вызванный прошлогодним банкротством Славянского банка.

В свете принятого Закона «О НПС» новый толчок к развитию получили системы электронных денег, активно сотрудничаю¬щие сегодня с банками и начинающие играть все более важную роль на российском рынке розничных платежей.

Все эти тенденции так или иначе нашли свое отражение как в публикациях, пред¬лагаемых вашему вниманию на страницах «ПЛАС Дайджест’ 2011», так и в мате¬риалах остальных 11 номеров журнала «ПЛАС» уходящего года, с полным переч¬нем которых вы сможете ознакомиться на портале PLUSworld.ru.

Двенадцать месяцев назад, открывая новое десятилетие и расставаясь с 2010-м, мы высказали пожелание, что¬бы нынешний год оказался действительно последним из «нулевых». Очень хочется верить, что оно хотя бы частично сбылось в отношении 2011-го и будет актуальным для всех последующих годов!

Редакция журнала «ПЛАС»


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.