Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Опыт Венгрии: обеспечение надежного обращения наличных с минимальным привлечением Центробанка

(Нет голосов)

06.02.2012 Количество просмотров 1485 просмотров

Барнабас Ференци (Barnabas Ferenczi), директор по логистике наличности, Центральный банк Венгрии

За последние 20 лет взаимоотношения основных участников цикла налично-денежного обращения (НДО) в Венгрии фундаментальным образом изменились. Данная статья посвящена деятельности Венгерского национального банка (ВНБ) по поддержанию стабильного обеспечения объемов и качества находящихся в обращении наличных денежных средств, а также характеру и сути имевших место преобразований в сфере НДО. Кроме всего прочего, по информации редакции журнала «ПЛАС», значительная часть функций, которые традиционно берут на себя регуляторы в развитых странах мира, в частности Банк России, изъята из перечня обязанностей.


Изменения в сфере НДО Венгрии

20 лет назад ВНБ обладал сетью из 19 разбросанных по всей стране кассовых центров (КЦ), в которых порядка 500 сотрудников занимались обработкой наличности. При этом многие операции выполнялись вручную и сопровождались оформлением большого числа бумаг. Сегодня ВНБ располагает одним автоматизированным КЦ (в Будапеште), где реализована полностью электронная (безбумажная) технология обслуживания. Штат подразделения по работе с наличностью составляет всего 64 сотрудника.

Коммерческие банки страны также претерпели изменения. Так, в 1990-хгг. они осуществляли все кассовые операции, включая ручную сортировку, преимущественно самостоятельно, иногда даже используя собственный парк бронеавтомобилей для транспортировки наличных. Сегодня же большинство банков автоматизировали или отдали операции с наличными, включая транспортировку, пополнение и инкассацию банкоматов, а также сортировку и хранение банкнот, на аутсорсинг инкассаторским компаниям.

В свою очередь, рынок инкассации за эти годы стал более зрелым: на смену разрозненному рынку с несколькими десятками небольших компаний, предлагающих услуги разного уровня качества по логистике наличности, пришел рынок высококонцентрированный - с тремя главными игроками, использующими более современные технологии сортировки под надзором Центрального банка. Кассовые центры инкассаторских компаний стали крупными логистическими узлами для обработки наличных средств, которые организуют и проводят «сделки» между коммерческими банками, имеющими излишки наличных средств, и банками, которые испытывают дефицит банкнот того или иного достоинства.

Ключевым усовершенствованием сферы НДО стало начало обработки наличности на коммерческой основе, чему с 1998 г. активно способствовал Центробанк. До этого все излишки наличности отправлялись непосредственно в хранилище Центрального банка, но начиная с 1998 г. все наличные средства стали передаваться специализированным организациям, которые после оценки качества определяли, какие «пригодные для обращения» банкноты и монеты могут вновь использовать коммерческие банки (без проверки Центральным банком). Схема 1 показывает, что сегодня приблизительно 75% банкнот не выходят за пределы коммерческого сектора, остальная часть купюр отправляется в Центробанк в качестве избыточных или непригодных для использования. Сначала все банкноты проходят сортировку в коммерческом кассовом центре (обычно принадлежащем инкассаторской компании), а те, что отправляются в Центральный банк, вновь проходят данную процедуру для оценки качества первичной (коммерческой) проверки. В результате частичного отказа Центробанка от ежедневной логистической обработки наличности частота возврата банкнот (среднее количество возвращений каждой банкноты в ЦБ за год. - Прим. ред.) сократилась приблизительно до 1. Это один из самых низких показателей в Европе (для сравнения: в Германии в 2010г. данный показатель был равен 2).

Меры ВНБ по стимулированию коммерческих организаций к обработке наличных

Одной из главных мотиваций стало введение в 1998 г. комиссионных сборов, взимаемых Центробанком со всех операций с банкнотами и монетами. Подобные сборы увеличили стоимость транспортировки пригодных к использованию банкнот в Центральный банк, что побудило коммерческие банки к развитию собственных технологий обработки наличных денег. Постепенное ужесточение требований ВНБ к логистике и сверке делало вовлечение Центробанка в обработку мелких сумм наличных все менее целесообразным. Поэтому сегодня цикл обращения банкнот организован более эффективно, чем 20 лет назад, когда обработка наличности полностью осуществлялась Центральным банком.

Рассмотрим типичный ежедневный цикл обращения наличных средств. Днем инкассаторские компании собирают излишки банкнот в торгово-сервисных предприятиях и филиалах банков и доставляют их в один из своих кассовых центров. Ночью их сортируют на пригодные и непригодные для использования (подозрительные, а также ветхие и испорченные банкноты отдельно откладываются). Доставка денег из центров инкассаторских компаний в банкоматы и банковские филиалы региона также начинается ночью.

Каждое утро коммерческие банки, обладающие полной информацией о запасах наличных денег того или иного номинала, участвуют в «торгах», в ходе которых банки с избыточной массой наличности делятся излишками пригодных для использования денег (по номиналу) с теми, кто испытывает дефицит (с оплатой по безналичному расчету через корреспондентский счет). Следует отметить, что коммерческие банки остаются владельцами наличных средств на протяжении всего логистического цикла, и инкассаторские компании не имеют никаких прав на эти деньги. При этом Центральный банк получает все непригодные для использования банкноты и остатки пригодных, которые банки не смогли «продать», и направляет остатки пригодных банкнот в те банки, которые не смогли в этот день «купить» достаточно наличности у партнеров.

 Сегодня цикл обработки наличных претерпевает очередное изменение в результате усилий ВНБ, направленных на стандартизацию логистических операций в новом кассовом центре. В новом КЦ Центрального банка, запущенном с 2008г., используются система автоматизированного контейнерного хранения и поиска, а также роботизированная система внутреннего перемещения грузов (с автоматическими самоходными тележками), оснащенные интегрированным ПО обработки наличности с применением штрих-кода. Поэтому Венгерский Центробанк пытается стимулировать (на 50–250 тысяч банкнот) при размещении и заказе наличности в банке использование больших металлических контейнеров (см. рис. 2). Хотя использование подобных контейнеров выгодно для Центрального банка, т.к. позволяет свести все операции к экономичному и безопасному внутреннему логистическому процессу «в одно касание», коммерческие банки и инкассаторские компании используют их для депонирования и снятия меньших сумм.

Помимо предложения вариантов депонирования купюр разного достоинства и даже на разные счета, а также скидок, в 2011г. ВНБ ввел механизм балансовой скидки для стимулирования более длительного хранения наличности и минимизации числа операций с участием Центробанка. Это еще больше укрепило роль коммерческих банков и инкассаторских компаний в цикле обращения наличных средств.

Меры ВНБ по поддержанию доверия к национальной валюте

Проблема гарантированной отбраковки коммерческими кассовыми центрами всех подозрительных и непригодных для использования банкнот осложняется тем, что в Венгрии, к сожалению, довольно остро стоит вопрос распространения фальшивых денег. Последние десять лет количество подделок составляло примерно30–35 штук на миллион подлинных банкнот, что намного превышает показатели других национальных европейских валют (в странах, не входящих в зону евро). На этом фоне Национальный банк Венгрии предпринял ряд мер, обеспечивающих соответствие коммерческой сортировки банкнот необходимым стандартам.

 ВНБ юридически закрепил требование использовать только проверенные и сертифицированные им сортировочные машины. Аналогично требованиям, принятым в странах еврозоны, пополнение банкоматов в Венгрии может осуществляться только национальной валютой, т.е. банкнотами, номинированными в форинтах, прошедшими сортировку на таких машинах. Кроме того, не менее 90% объема сортировки, производимой инкассаторской компанией, должны выполняться на сертифицированных машинах. При этом ВНБ регулярно проводит проверки соблюдения установленных требований. Лицензирование инкассаторских компаний Центральным банком также является частью системы гарантий соответствия стандартам. В целом сейчас ВНБ удалось создать самую жесткую систему обращения бумажных денег в Европе.

 С учетом того, что коммерческие банки и инкассаторские компании нацелены на получение прибыли, наряду с юридическими мерами используются и экономические. Занимаясь в основном перепроверкой депонируемых денег, Центральный банк ввел для коммерческих банков систему специальных комиссий (штрафов) за обнаруженные в ходе проверки подделки или расхождения в количестве банкнот в депозитах. Их размеры достаточно ощутимы (например, штраф за пропущенную поддельную банкноту, равную ее 10-кратному номиналу, за любые расхождения –35 евро), дабы руководство коммерческих КЦ «осознавало» цену каждой ошибки.

 В результате предпринятых Центробанком мер коммерческие организации, работающие на этом рынке, инвестировали достаточно средств в надежные технологии сортировки и выстроили соответствующие процессы. На рис. 3 показан рост уровня надежности коммерческой сортировки банкнот на примере депонируемых денежных средств, получаемых Центробанком.

Повысился и уровень совпадений результатов сортировки коммерческими организациями и Центральным банком. Так, сегодня результаты повторной проверки Центробанком и первоначальной сортировки коммерческой организацией совпадают по 88% депонируемых банкнот. Что еще важнее, используя передовые технологии, ВНБ отбраковывает менее 10% банкнот из тех, что коммерческие банки и инкассаторские компании признали пригодными. Это показывает, что при надлежащем контроле коммерческая сортировка наличных способна обеспечить надлежащее качество находящихся в обращении банкнот.

Меры ВНБ по стабильному обеспечению рынка наличностью

Коммерческий сектор Венгрии, отвечающий за обработку наличных, отличается высокой степенью концентрации и осуществляет практически всю логистику НДО на уровне розницы. На долю крупнейшей инкассаторской компании приходится порядка 90% операций по пополнению и инкассации банкоматов, также ей принадлежит ведущая роль в других сегментах транспортировки и хранения наличных денег от лица коммерческих банков и ритейлеров. Это связано с тем, что степень концентрации рынка розничных банковских услуг также довольно высока.

 Хотя Центробанк не отвечает (и никогда не отвечал) за розничную доставку наличности и обслуживание банкоматов, он несет ответственность за повышение надежности обеспечения поставок наличных денежных средств. Следует отметить, что проблема стабильности обеспечения наличными гораздо в большей степени связана с доставкой денег, а нес их обработкой. У Центрального банка достаточно запасов банкнот, чтобы ликвидировать возникший дефицит поставки наличности; вопрос всегда заключается в том, кто доставит деньги в филиалы банков и банкоматы.

Понимая это, Центробанк совместно с коммерческими банками подготовил план обеспечения непрерывности бизнеса (ПОНБ) на случай, если вдруг инкассаторские компании будут не способны выполнить свои обязательства – в результате забастовки, возникших в отрасли производственных, или юридических проблем или иных причин.

Согласно данному плану Центробанк совместно с полицией организует оптовые поставки наличных денег в наиболее важные филиалы банков и почтовые отделения с полным возмещением затрат банками. План уже готов и в начале2012г. будет опробован. Для того чтобы гарантировать должное внимание к вопросу обеспечения наличными средствами, ВНБ выпустил постановление, которое обязывает коммерческие банки подготовить и представить собственные планы обеспечения непрерывности бизнеса, в т.ч. и в случае проблем с инкассаторскими компаниями.

По сути, ПОНБ перекликается с планом финансового оздоровления, реализуемым Центробанком: последний будет помогать коммерческим банкам и организациям своими ресурсами, но лишь в конкретные ограниченные периоды времени и за определенную плату. Это мотивирует получателей помощи быстрее найти коммерческий вариант решения.

Заключение

Венгерский национальный банк стремится выполнять свою главную задачу – обеспечивать подлинность и высокое качество наличности, а также стабильность ее поставки в рамках цикла НДО, где главную роль теперь играют коммерческие банки и инкассаторские компании.

Пока результаты обнадеживающие: Центробанк Венгрии постепенно отстраняется от большей части ежедневной логистики наличности, оставляя за собой лишь незначительное участие в определенных операциях, количество которых значительно сократилось за 20 лет. В тоже время уровень качества наличных (банкнот и монет), а также уровень и качество обеспечения ими банковской системы страны гарантируют высокую степень доверия к венгерской валюте.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.