Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

INPAS: миллион установленных в России POS-терминалов VeriFone - знаковый рубеж!

(Нет голосов)

06.02.2012 Количество просмотров 1618 просмотров















1 декабря 2011 г. компания INPAS совместно с Западно-Сибирским банком Сбербанка России провела установку миллионного POS-терминала VeriFone на территории России. Терминал установлен в Тюмени в магазине бытовой техники и электроники «Эльдорадо». Илья Коробов, генеральный директор INPAS, прокомментировал это знаменательное событие, рассказал о тенденциях и особенностях развития эквайринга в России, а также поделился своим видением перспектив данного бизнеса.


ПЛАС: В начале нашей беседы не могли бы вы сказать несколько слов о динамике продаж POS-терминалов VeriFone в России?

И. Коробов: Мы начали этот бизнес в 1995 г., и за первый год было поставле-но чуть больше 200 POS-терминалов. При этом основным заказчиком являлся тогда еще существовавший МОСТ-БАНК в партнерстве с «МультиКартой». Затем бизнес стал постепенно развиваться. В 1997 г. мы выиграли значимый тендер - заказ Автобанка на поставку тысячи POS-терминалов OMNI-395. Год от года объемы продаж росли, и в мае 2007г. мы поставили 200-тысячный POS-терминал VeriFone. Это произошло в Самаре, в Поволжском Сбербанке.

ПЛАС: Законный вопрос: почему следующим шагом вы решили отметить лишь миллионный рубеж?

И. Коробов: По нашим расчетам, 500-тысячный терминал был установлен где-то в конце 2009 г. Но в силу того, что этот период, как известно, оказался для рынка не самым простым и хватало других, гораздо более важных дел, праздновать это событие не стали.

Сейчас, когда мы пришли к миллионному терминалу, ситуация в  рынке POS-терминального оборудования вы можете обозначить?корне изменилась, и это знаковое событие можно по достоинству отпраздновать в сравнительно спокойной обстановке. Не хочу загадывать далеко вперед, но предположу, что примерно в 2013 г. мы будем отмечать установку 1,5-миллионного терминала.

ПЛАС: Что изменилось за эти годы? Какие ключевые тенденции на 

И. Коробов: Первые POS-терминалы (в 1995-96 гг.), как правило, поставлялись в виде «железа». Большинство эквайеров-банков и процессинговых компаний, которые приобретали данное оборудование, занимались разработкой необходимого для его работы ПО самостоятельно.

На следующем этапе развития рынка эквайринга, с 1997 г., мы приступили к разработке собственного программно-го обеспечения и весьма преуспели в данном направлении. Начинали мы с прикладного ПО, затем создали систему параметризации и управления загрузкой (сначала локальной, потом удаленной) ПО. Раньше ПО и оборудование поставлялись в комплекте, который был «единым и неделимым». Затем мы выделили ПО из этого комплекса и разбили поставку на две равноценные части - оборудование и «софт». Примерно в то же время мы поняли необходимость такой услуги, как сопровождение программного обеспечения, и стали внедрять ее на нашем рынке, предлагая сервис, который клиентам в тот момент уже был необходим.
Кроме того, мы изначально создавали мультивендорное (мультиплатформенное) ПО. Когда нам досталась «в наследство» дистрибуция оборудования Lipman (Veri- Fone приобрела эту компанию в 2006 г. - Прим. ред.), мы вынуждены были развивать мультиплатформенные софтверные решения. В дальнейшем, когда мы вышли со своим ПО на зарубежные рынки, необходимость создания мультивендорного ПО стала очевидной.

ПЛАС: С какими насущными потребностями обращаются к вам сегодня клиенты? Как изменились их запросы за последние годы и с чем это связано?

И. Коробов: Вызов ближайшего будущего - создание системы мониторинга POS- терминалов. Это становится все более актуальным с ростом терминальных сетей. Банки хотят единовременно знать состояние всей своей сети (сколько терминалов находится в работе, сколько простаивает) и максимально быстро реагировать на инциденты (выход POS-терминала из строя и т.д.). Сейчас торговая точка сама сообщает банку, что POS-терминал не работает, но делает это в пассивном режиме: звонок может поступить сегодня, а может и завтра, а то и через неделю. Для банкоматных сетей уже стало нормой стремление к тому, чтобы коэффициент доступности устройств был близок к 100%. Такие же повышенные требования начинают предъявлять эквайеры и к POS-терминальным сетям. 

Безусловно, техника сейчас активно развивается, появляются новые коммуникационные возможности. Но основным требованием эквайринга по-прежнему является скорость обслуживания клиентов или, соответственно, скорость выполнения транзакций. Отчасти это зависит от техники, насколько мощной аппаратной базой (объем памяти, процессор) она обладает. Очевиден тренд наращивания мощностей, аналогичный тому, который наблюдается сегодня в компьютерной среде. Например, новая линейка POS-терминалов VeriFone обладает лидирующими по мощности процессорами в этом сегменте (процессор ARM 11 с производительностью 400 МГц), которые позволяют максимально быстро отрабатывать, например, усложняющиеся алгоритмы шифрования. Это важно, потому что для транзакции, помимо скорости, важна и безопасность. Объем операций постоянно увеличивается, и интерес мошенников к этому сегменту пропорционально растет. 

Что же касается бизнес-требований клиентов, безусловно, это скорость и функциональность: чем больше функций может выполнять терминал (платежи в пользу третьих лиц, поддержка банковских программ лояльности, функционал по локальным картам и т.д.), тем более он интересен современному банку, который занимается эквайрингом.

Также банку очень важно обеспечить масштабируемость своего бизнеса. Например, крупным банкам удобно, чтобы поставки POS-терминального оборудования осуществлялись непосредственно по их филиальной сети, а не через центральный аппарат. Кроме того, требуется обеспечивать своевременный и качественный ремонт на местах. Для этого в 2008г. компания INPAS создала 17 территориальных ремонтных центров, которые позволяют сделать этот сервис максимально приближенным к нашим заказчикам и обеспечить ремонт оборудования практически на всей территории России.

Что касается быстрой масштабируемости эквайринговой сети, то мы первыми на рынке реализовали возможность удаленной загрузки параметров, приложений и ключей на POS-терминалы. Клиенты все активнее начинают ею пользоваться, что позволяет экономить ресурсы, т. к. многие операции теперь не требуют выезда специалиста к мерчанту.

 ПЛАС: Как учитываются потребности конечных клиентов (покупателей)?

 И. Коробов: При установке учитывается три основных фактора: скорость обслуживания, удобство и безопасность. В принципе, они тесно связаны. Если оборудование установлено удобно, это повышает и скорость его обслуживания, и уровень обеспечения безопасности.

Например, если терминал установлен где-то под прилавком, то для проведения транзакции его необходимо оттуда достать. Провода могут перепутаться, есть риск их повредить и тем самым нарушить либо связь, либо питание оборудования. В общем, получается и долго, и неудобно.

 В ряде проектов наши клиенты (мерчанты) предъявляли требования, чтобы терминал был установлен эргономично – максимально удобно как для продавца, таки для покупателя. Например, в ресторанной сети «Макдоналдс» для этого используются специальные подставки. Изначально оборудование развернуто к клиенту, и большинство операций клиент выполняет самостоятельно. При необходимости терминал легко развернуть к продавцу. При этом конструктивно все хорошо продумано, включая тот момент, чтобы соединительные кабели (если они есть) не перетирались и не переламывались.


Илья Коробов, генеральный директор INPAS: «Миллионный терминал – это некий рубеж. Чтобы его достичь, мы работали вместе с компанией VeriFone 16лет и со Сбербанком России – 11 лет. Я думаю, что следующий миллион будем праздновать через три-четыре года, потому что темпы развития эквайрингового бизнеса банков впечатляют. Первый терминал из второго миллиона мы устанавливаем в магазине региональной торговой сети – компании «Арсенал+». На мой взгляд, это символично, так как в ближайшие годы рынок будет развиваться за счет регионов».

ПЛАС: К настоящему времени компания INPAS имеет широкий опыт работы на международном рынке. В чем заключается, на ваш взгляд, специфика российского рынка эквайринга по сравнению с зарубежными?

 И. Коробов: Основная разница в том, что в России главным покупателем POS-терминального оборудования являются банки. Если же говорить про зарубежные проекты, в реализации которых у нашей компании есть достаточно большой опыт, то покупателями там чаще всего выступают крупные (часто международные) процессинговые компании, такие как FirstData, Global Payment, Euronet, управляющие огромными POS-терминальными сетями. Также потребителями являются крупные розничные сети, которые самостоятельно приобретают оборудование и затем подключаются к одному из тех операторов, который представляет наилучшие условия по эквайрингу.

Очевидно, это связано прежде всего с тем, что в России прием банковских карт до сих пор не является очевидной необходимостью для мерчанта – в отличие от стран Запада и ряда других регионов мира, где такая необходимость закреплена законодательно и стимулируется государством (льготное налогообложение и т. д.). Уже давно доказано, что увеличение доли оборота безналичных денежных средств на 10% приводит к увеличению ВВП на 3–4%. К сожалению, наше государство до сих пор не предпринимает реальных шагов, чтобы стимулировать ритейловые компании к установке оборудования для приема банковских карт, хотя с высоких трибун всячески декларируется необходимость увеличения доли безналичного оборота.

ПЛАС: Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать в качестве одного из таких шагов принятие Закона «О Национальной платежной системе» и проект УЭК?

 И. Коробов: Строго говоря, это полумера. Закон «О НПС» в первую очередь регулирует взаимодействие различных платежных систем – между собой, или с держателем карты, или просто с плательщиком. В основном это касается систем электронных денег, например WebMoney или«Яндекс.Деньги», действие которых раньше у нас вообще не регламентировалось. Пользователи были не защищены ни от мошенников, ни от элементарных ошибок, которые приводили к потере денежных средств. Но к развитию эквайринга и приему банковских карт в торговле этот закон имеет мало отношения.

Что же касается УЭК, то этот проект облегчает и упрощает доступ населения к госуслугам. Это значит, что карта прежде всего является идентификатором, а роль платежного инструмента –на втором месте. Не исключено, что большинство этих карт люди будут использовать как идентификатор, чтобы узнать о каких-то льготах и услугах. Совсем не обязательно, что они этой картой будут что-то оплачивать. А если и будут, то в основном мелкие услуги, например Интернет. Безусловно, это тоже является частью эквайринга, но мы говоримо «классическом» эквайринге, который гораздо масштабнее.

На Западе очень мало торгово-сервисных предприятий (магазинов, ресторанов и т.п.), где не принимают карты – это скорее исключение из правил. У нас же пока наоборот. Это значит, что есть над чем работать – и государству в том числе. На встречах, которые компания INPAS периодически проводит с представителями международных платежных систем, мы особо подчеркиваем: «Вы должны быть заинтересованы в том, чтобы лоббировать на государственном уровне принятие законодательных актов, которые стимулируют рынок сделать карту реальным платежным инструментом».


Владимир Кругликов, вице-президент, заместитель директора по продажам MasterCard: «Установка миллионного терминала – результат совместных усилий всех партнеров. Увеличение безналичного оборота – насущная задача не только для банков и платежных систем. Очень важно донести до потребителей мысль, что платить картами гораздо удобнее и безопаснее, чем наличными. Инфраструктура безналичных платежей в России уже построена – пора ею пользоваться!»
Безусловно, усилия по снижению «теневого» оборота наличных средств, которые предпринимает государство, играют важную роль. Как и все масштабные действия, они не могут работать «в моменте» –нужно время, чтобы тенденции обозначились и привели к массовому результату. Но мы видим, что движение есть, и это не может не радовать. Дело не в том, что это наш бизнес: увеличение ВВП – общая для всех задача, и мы решаем ее с помощью безналичных расчетов, Чем больше будет рост ВВП, тем лучше для всех.

ПЛАС: Какие изменения произошли в сегментации клиентов на российском рынке POS-терминального оборудования за последнее время?

И. Коробов: Мы не видим здесь больших перемен. На протяжении многих лет безусловным лидером на нашем рынке является Сбербанк России. По нашим оценкам, в период кризиса (2008–2009гг.) доля Сбербанка несколько подросла. По мере выхода из острой стадии кризиса стали немного подтягиваться коммерческие банки, и сейчас наблюдается некий паритет:45–50% – доля Сбербанка, 55–50% – общая доля остальных коммерческих банков и процессинговых компаний. У коммерческих банков, в свою очередь, также есть лидеры, которые попеременно друг с другом соревнуются. Последние годы бессменным лидером (по росту объемов сети) является Банк Русский Стандарт. На второе место выходит ВТБ24, который реализует большую программу по развитию эквайринга. Также выделяются Газпромбанк, УРАЛСИБ, Ханты-Мансийский банк.

Среди процессинговых компаний лидирует Global Payment. Одно из знаковых событий этого года – продажа Альфа-Банком своей эквайринговый сети компании UCS, входящей в структуру Global Payment. Очень интересно проанализировать, почему это было сделано. Думаю, что это отражение мировых трендов. Как я уже говорил, на Западе эквайринговым бизнесом занимаются преимущественно крупные специализированные компании. В России же существует несколько сотен(!) процессинговых центров – это само по себе неплохо, но несколько странно. В каждом банке есть свое персобюро и т.п. Наверное, это отголоски нашей старой экономики, когда иметь что-то свое было максимально безрисково и даже эффективно. Но по мере укрупнения, когда бизнес становится все более масштабным, банки начинают сталкиваться с тем, что не хватает ресурсов и нужных специалистов, а иметь крупные IT-структуры для поддержки данного направления не всегда экономически обоснованно. Поэтому мне кажется, что продажа эквайринга Альфа-Банка – первый шаг в этом направлении. Станет ли это тенденцией, пока сложно сказать. Но думаю, что в ближайшие пять лет мы еще увидим сделки подобного рода. ПЛАС: На пресс-конференции в Тюмени прозвучало, что все крупные торговые сети уже охвачены эквайрингом, и сейчас идет сдвиг в сторону мелких ритейлеров. Это действительно так?

И. Коробов: В принципе, да. 10 лет назад оборудование покупали только в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах-миллионниках, а несколько лет назад мы отметили, что эквайринг «пошел» в регионы. Это связано с двумя причинами. С одной стороны, в регионы двинулись крупные торговые сети, которые популяризируют прием банковских карт и использование POS-терминалов, тем самым подавая пример всем остальным – и региональным сетям, и небольшим мерчантам.

С другой стороны, небольшие торговые сети и отдельные магазины подключаются к эквайрингу, потому что установка оборудования для приема карт – элемент конкурентной борьбы, который позволяет повысить продажи. Известно, что покупатель готов потратить больше, если расплачивается банковской картой, а не наличными. Я думаю, оба фактора постепенно оказывают воздействие на рынок, и все больше предприятий торговли и сервиса начинают осознавать, что нужно поддерживать прием карт для оплаты.


Сергей Голод, коммерческий директор IT-компании «Арсенал+»: «Есть прямая корреляция между суммой покупки и вероятностью ее оплаты при помощи карты. Более дорогостоящие покупки люди стараются оплачивать по карте. Серьезная торговая сеть, а также компания, заинтересованная в привлечении клиентов, ставит не один POS-терминал, а два-три, страхуясь от технических проблем».
ПЛАС: Достаточно ли развита сегодня в российских регионах телекоммуникационная инфраструктура, насколько она готова к реализации эквайринговых проектов?

И. Коробов: Трудно поверить, но фактически готова. Несмотря на то что во многих городах России до сих пор нет нормального проводного Интернета, сотовая связь есть практически везде, и это позволяет осуществлять банковский эквайринг. В последнее время мы видим, что практически перестало продаваться оборудование, которое имеет связь лишь посредством dial-up, зато лавинообразно растет число поставок терминалов с GSM/GPRS-модемами. И это понятно: решается не только проблема со связью в регионе, но и проблема установки оборудования в конкретном месте. Мерчант не всегда имеет возможность предоставить отдельную линию для POS-терминала: либо это неудобно (провод мешается, можно его оборвать), либо неэстетично (все коммуникации проложены, нужно бросать кабель сверху). А с GSM/ GPRS все прозрачно – нужна только розетка, а иногда и розетка не нужна. Иными словами, мобильные терминалы упрощают жизнь мерчантам и позволяют развивать бизнес. Например, автозаправка расположена где-нибудь на трассе, где есть только GSM, а другой связи нет и вряд ли будет. В таких случаях беспроводной терминал –самый подходящий выход.

ПЛАС: Какие регионы РФ являются лидерами по развитию эквайринга?

И. Коробов: Точной статистики нет. Вопрос в том, как оценивать. Естественно, в первую очередь развиваются регионы, где выше плотность населения. По абсолютным цифрам Юго-Запад России, Уральский ФО и Центральная Сибирь наверняка опережают Дальний Восток. Но если взять показатели «на душу населения», то картина будет более или менее равномерная. Пожалуй, единственное исключение – Южный регион, Кавказ (мы не берем Сочи, Черноморское побережье в целом. Понятно, что на курортах банковские карты принимаются весьма широко). Плотность населения там высокая, но продажи POS-терминального оборудования ниже, чем в среднем по России. Наверное, дело в том, что там мало крупных городов – Ростов, Краснодар, и, пожалуй, все. Люди в основном живут в небольших поселениях, которые удалены друг от друга и труднодоступны. Например, жителям горных сел редко приходится куда-то ездить. Как правило, они работают там, где живут. Проникновение карт там слабое, зарплатные проекты мало распространены. Конкуренции фактически нет: на село приходится, как правило, один магазин. Но главное, люди не понимают выгоду от использования карт, не понимают, что картой расплачиваться гораздо безопаснее, чем наличными. Думаю, с распространением Интернета и популяризацией банковских услуг ситуация будет меняться.

Как ни банально это звучит, торговый эквайринг в России будет развиваться несколько по-особому. У нас огромные территории, население распределено очень неоднородно. Но со временем банковская карта будет у всех. Для сравнения, в декабре 2011г. мы отметили 10-летие офиса INPAS на Украине. Так вот, украинский рынок уже насыщен платежными картами. Все работоспособное население, а это около 20 млн человек, имеет в бумажнике платежную карту, а то и две (по Украине – более 33 млн активных карт). Развитию эквайринга там также способствует практически 100%-ное покрытие мобильной связью, что позволяет использовать каналы GSМ и GPRS для оплаты. На Украине уже даже в удаленных деревнях есть и POS-терминалы, и банкоматы. Также существует программа на правительственном уровне, где в планах к 2013–2014гг. обеспечить прием карт во всех торговых точках. Рынок POS-терминалов – более 120 тысяч единиц, и в следующем году он может удвоиться за счет проведения чемпионата Европы по футболу-2012. Развитие продолжается, и как в России, так и в других странах постсоветского пространства еще достаточно потенциала для роста. ПЛАС: Какое место занимает сегодня Россия в рейтинге продаж VeriFone? И. Коробов: Среди партнеров VeriFone компания INPAS традиционно в числе лидеров (по активности, по занимаемой доле рынка – 60–65%, а в отдельных регионах СНГ – и 70%, по уровню развития сервиса и т. д.). Последние годы мы регулярно посещаем мероприятие VeriFone President Club, где собираются партнеры VeriFone со всего мира, хорошо проявившие себя за год. В 2011г. Нас признали «Лучшим партнером года». Эту награду мы уже получаем в восьмой раз! По результатам 2012 г. мы снова рассчитываем побороться за первое место. По отношению ко многим странам мы выглядим очень хорошо, учитывая экономические проблемы в Европе. Что касается объемов продаж, то крупнейшим рынком по-прежнему является рынок США. Очень активно сейчас развиваются Китай и Бразилия, там запущен ряд крупных проектов. И в целом страны BRICS, о которых сейчас так много говорят, представляют собой наиболее интересные рынки с точки зрения перспектив развития и потенциальной емкости потребления эквайрингового оборудования.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.