Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

NXP Semiconductors: NFC - технология для всех

(Нет голосов)

06.02.2012 Количество просмотров 1114 просмотров

Как уже неоднократно отмечал журнал «ПЛАС», ключевой принцип современной платежной индустрии звучит как «инновации для бизнеса». Насколько он справедлив в отношении технологии NFC, которая, как демонстрируют некоторые текущие проекты, пока еще зачастую выглядит «инновацией ради инноваций»? Какова нынешняя ситуация и перспективы внедрения NFC в торгово-сервисной сети? На эти и другие вопросы в своем интервью «ПЛАС» отвечает Педро Мартинез, директор по развитию бизнеса в области мобильных транзакций в регионе EMEA компании NXP Semiconductors, занимающей ведущие позиции в сфере развития NFC-технологий.


ПЛАС: Как показывает практика, сегодня NFC-проекты, имеющие под собой реальную бизнес-платформу, за редким исключением реализуются лишь в сфе-ре оплаты проезда на общественном транспорте, при этом аналогичные инициативы в торгово-сервисной сети в большинстве случаев носят экспери-ментальный характер. Насколько устойчива эта тенденция? Можно ли уже сегодня говорить о реализации достаточно масштабных NFC-проектов в области розничной торговли, и если да, не могли бы вы привести такие примеры?

П. Мартинез: Безусловно, общественный транспорт на сегодняшний день представляет собой фактически готовые системы с развитой инфраструктурой, которая легко адаптируется для обслуживания платежных NFC-транзакций, осуществляемых, в том числе, с помощью NFC-телефона. В то же время в качестве одного из ключевых драйверов мас-штабного развития NFC-проектов мы по-прежнему видим именно платежные транзакции в торгово-сервисной сети. Более того, в некоторых странах внед-рение NFC в торговой рознице сегодня в ряде случаев происходит более динамично, чем реализация конкретных проектов на транспорте.

В качестве примера можно привести проект Google Wallet, запущенный в США Google совместно с процессинговой компанией First Data, которая выступает в нем сервис-провайдером, а также MasterCard, Citibank и местным оператором мобильной связи Sprint.

Сервис мобильных платежей Google Wallet позволяет оплачивать покупки в одно касание с помощью смартфона, оснащенного модулем NFC. Приложение запускается автоматически при поднесении смартфона к терминалу оплаты. Использовать смартфон с приложением Google Wallet для оплаты товара можно в точках, оборудованных платежными терминалами MasterCard PayPass. В мире таковых сейчас порядка 300 тыс., из них 120 тыс. — в США.


Педро Мартинез (Pedro Martinez), директор по развитию бизнеса в области мобильных транзакций в регионе EMEA, NXP Semiconductors. Имеет за плечами более чем 25-летний опыт работы в отрасли полупроводниковой электроники. В течение этого времени занимал различные руководящие позиции в сфере маркетинга и продаж.

В компанию NXP Semiconductors привел в 2007г., возглавив направление, которое объединяет решения в области идентификации: мобильные и транспортные приложения, решения для бесконтактных платежей, RFID-метки и т.д.

В 2007 г. также основал компанию Avant Studio S.L., которая предоставляет услуги по стратегическому и финансовому консультированию компаниям отрасли полупроводниковой электроники и высоких технологий.



Интерфейс программы Google Wallet состоит из четырех элементов — «Платежные карты» (Payment Cards), «Карты постоянного покупателя» (Loyalty Cards), «Мои спецпредложения» (My Offers) и «История покупок» (History). Таким образом, со смартфоном будут связаны не только средства на покупки, но также скидочные купоны и карточки. Все приложения, размещенные в элементе безопасности смартфона, полностью независимы друг от друга, при этом Google не имеет доступа к данным, размещенным на финансовых апплетах.

Каждую финансовую транзакцию пользователь Google Wallet подтверждает набором специального ПИН-кода. Как и в случае традиционных банковских карт, Google может

  заблокировать аккаунт пользователя, если он заявил о взломе, потере или краже телефона. Однако в таких ситуациях Google рекомендует также заблокировать и связанные со счетом в Wallet банковские карты.Новые терминалы установлены в магазинах Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса и Вашингтона (округ Колумбия). Они также совместимы с MasterCard PayPass и могут быть использованы для совершения платежей с помощью большого выбора бесконтактных карт.

Сейчас американские владельцы Android-смартфона Nexus S 4G, который обслуживается оператором связи Sprint, могут связать счет в Google Wallet со счетом кредитной или дебетовой карты MasterCard, выпущенной Citibank, или виртуальной карты предоплаты Google Prepaid Card.

Проект получил широкую поддержку со стороны крупных американских торгово-сервисных сетей. В частности, сеть магазинов OfficeMax установила новые терминалы оплаты Google SingleTap в более чем сотне из 1 тыс. своих магазинов. Терминалы SingleTap позволяют покупателям с телефонами NFC, оснащенными приложением Google Wallet, совершать платежи, выкупать купоны и получать вознаграждения MaxPerks одним касанием своих мобильных.

 OfficeMax является четвертой торговой компанией, которая использует терминалы SingleTap. В магазинах American Eagle Outfitters, Jamba Juice и Toys R Us они были установлены раньше. Bloom ingdales, Walgreens, Guess, Macy's и Subway также собираются внедрить SingleTap в ближайшее время. В наступившем 2012 году данный проект планируется развернуть в Европе.

Отмечу, что, несмотря на широкое развитие, которое получила технология NFC в странах Азии, включая Китай и Южную Корею, сегодня лидером по запуску реальных коммерческих проектов является именно Турция. При этом Европа также начинает активно продвигать NFC, примером чего может послужить французский коммерческий NFC-проект в Ницце, который сейчас динамично набирает обороты.

 Во многом такая активность обусловлена тем, что на мировом рынке уже начинает появляться большое количество моделей, полностью готовых для эксплуатации в таких проектах NFC-телефонов.

ПЛАС: Можно ли сегодня утверждать, что сейчас уже появилось некое критичное количество NFC-аппаратов, достаточное для масштабного развертывания таких проектов – на руках у пользователей или хотя бы в магазинах? Если нет, то когда можно прогнозировать реальный выброс на рынок этих телефонов?

П. Мартинез: Начну с того, что компания NXP является мировым лидером по NFC-направлению – на сегодняшний день мы вовлечены в порядка 95% всех NFC-проектов, реализуемых в различных регионах мира. Также в качестве технологических партнеров мы принимаем прямое участие в большинстве текущих NFC-разработок, ведущихся OEM-производителями телефонов. Благодаря этому мы прекрасно видим, какая масштабная работа осуществляется с их стороны, и активно поддерживаем разработки в этом направлении. В настоящее время готовы для производства либо находятся в процессе разработки более 100 моделей NFC-телефонов. Из них порядка 15 моделей запущены в массовое производство. Кроме того, существуют разработки около 10 «таблеток», «планшетов» и иных коммуникационных устройств с поддержкой NFC. Те 15 моделей, которые доступны в массовом производстве, сейчас могут разниться с точки зрения доступности для потребителей от региона к региону. Однако оставшиеся 85 моделей планируются к запуску в производство уже в I–II квартале 2012 года.

Разумеется, расширение модельного ряда NFC-телефонов как таковое не входит в зону ответственности компании NXP. Наша задача как технологического партнера – поддержать ту или иную разработку на стороне производителей аппаратов, обеспечить функциональность и техническую поддержку запуска. А уже они, в свою очередь, должны обеспечить появление этих аппаратов на рынке. Так или иначе, упомянутые мной 100 моделей телефонов плюс иные форматы коммуникационных устройств с поддержкой NFC гарантированно позволят создать «критическую массу» для успешного запуска конкретных коммерческих проектов.

ПЛАС: Справедливо ли утверждать, что в качестве полноценного NFC-устройства в рамках реализации масштабных проектов на базе данной технологии можно рассматривать только решение, предусматривающее интеграцию NFC-модуля в сам аппарат, при этом различного рода стикеры и т.д. являются лишь временной схемой на переходный период?

 П. Мартинез: Совершенно с вами согласен – все, что изначально не интегрировано в сам телефон на момент его производства, на сегодняшний день мы рассматриваем как промежуточное решение. И дело здесь не в каких-либо функциональных недостатках такой схемы. Проблема заключается в том, что, не интегрируя NFC-модуль на уровне самого устройства, невозможно достичь необходимой экономической эффективности решения, поскольку в таком случае отсутствует экономия на масштабе по сравнению со схемой, при которой NFC-технология интегрируется в телефон непосредственно производителями, выпускающими сотни миллионов аппаратов в год и благодаря этому способными обеспечить реальную оптимизацию стоимости такого решения.

Кроме того, на техническом уровне OEM-производители еще на этапе разработки той или иной модели телефона детально просчитывают, как и где должна располагаться антенна, элемент безопасности и т.д. В результате готовое интегрированное решение надежно работает, в нем все оттестировано, проконтролировано и просчитано по сравнению с теми решениями, которые я назвал промежуточными. Именно поэтому мы твердо уверены, что будущее исключительно за интегрированными решениями.

ПЛАС: Какие регионы мира видятся вам сегодня лидерами в развитии коммерческих NFC-проектов и почему?

 П. Мартинез: Сегодня мы видим три ключевых региона, которые активно занимаются масштабным внедрением NFC-технологии. В первую очередь это уже упомянутые страны Азии, прежде всего Китай и Япония, причем в число лидеров по запуску NFC-проектов сегодня входит и Южная Корея. Что касается Америки, здесь активность проявляют США и Канада. Старый Свет с точки зрения NFC инициатив в основном представлен Западной и Центральной Европой, к ним же с точки зрения активности, потенциала и инновационности я отношу и Россию. Отдельного внимания, как я уже отмечал, заслуживает Турция, таким образом, можно говорить и о включении в данный процесс части Ближнего Востока.

В свою очередь, Африка и Латинская Америка не проявляют пока в этом направлении какой-либо собственной инициативы, выступая последователями уже успешно реализованных в других регионах проектов на базе NFC-технологии.

 Конечно же, здесь многое зависит от развития в том или ином регионе экосистемы NFC-проектов в целом, участниками которой являются мобильные операторы, банки и платежные системы, от наличия у населения мобильных телефонов, поддерживающих данную технологию, от имеющейся инфраструктуры. Но если посмотреть на каждое звено этой цепочки, на каждый из составляющих ее сегментов, можно убедиться, что у каждого такого звена, будь то банки, операторы связи, производители телефонов или конечные пользователи, существует свой интерес к развитию NFC-проектов.

 ПЛАС: Вы упомянули вопрос развития инфраструктуры – считаете ли вы, что на сегодняшний день он является наиболее критичным с точки зрения реализации коммерческих NFC-проектов?

 П. Мартинез: Безусловно, инфраструктура является одним из ключевых элементов развития и запуска таких проектов. Здесь можно привести пример бесконтактной технологии Mifire, на базе которой сегодня реализованы системы оплаты проезда на общественном транспорте и системы контроля доступа в более 650 городах свыше 30 стран мира. Этой технологией ежедневно пользуются сейчас более миллиарда человек. Начиная с 1995 г. на мировой рынок было поставлено в общей сложности свыше 3,5 млрд микросхем Mifire, которые работают в той или иной конкретной инфраструктуре, при этом только компанией NXP было продано около 40 млн микросхем для соответствующих бесконтактных ридеров, которые используются в транспортных проектах, включая различного рода валидаторы, турникеты и т. д. Все эти цифры дают наглядное представление о современном уровне развития инфраструктуры технологии Mifire.

Аналогичным путем будет развиваться и NFC, с каждым годом увеличивая свои количественные показатели в геометрической прогрессии. И Россия, несмотря на то, что сегодня ее нельзя назвать одной из лидирующих стран мира по запуску бесконтактных технологий, в то же время располагает весьма развитой транспортной инфраструктурой, в большинстве крупных городов уже базирующейся на бесконтактной платформе, что позволяет говорить об этом рынке как весьма перспективном для реализации NFC-проектов.


Начиная с 2002г., когда компания NXP разработала и запустила NFC-технологию в реализацию, мы опирались на два основных принципа. Во-первых, новая технология должна быть интуитивно понятна пользователю. А во-вторых, она должна быть логична и естественна для пользователя

 ПЛАС: В заключение нашей беседы не могли бы вы в двух словах нарисовать портрет типичного пользователя NFC-технологии? На какой именно социальный срез населения в первую очередь ориентированы развиваемые сегодня бизнес-портфели и технологические разработки?

П. Мартинез: Отвечая на этот вопрос, вначале хотелось бы привести интересный пример, связанный с поведенческой составляющей потребителя NFC-сервисов, которые не относятся к транспортным и/или платежным транзакциям в целом. Суть заключается в том, что телефон с поддержкой технологии NFC можно использовать как считыватель тех пассивных меток, которые соединяют виртуальный мир с реальным. Так, телефон как таковой в нашем случае является физическим идентификационным устройством, которое можно использовать для взаимодействия пользователя с банковской либо транспортной инфраструктурой. С другой стороны, он является коммуникационным устройством, обеспечивая доступ к виртуальному пространству, к информации, к социальным сетям и т. д. И сегодня наблюдается тенденция, в рамках которой люди начинают использовать телефон как устройство для работы с дополнительными, нефинансовыми сегментами и сервисами, причем устройство, обеспечивающее взаимодействие самым естественным для человека образом – прикосновением или поднесением к тому или иному предмету, содержащему NFC-метку. В современном мире нам постоянно приходится куда-то заходить, что-то выбирать, получать и вводить пароли – согласитесь, это достаточно неудобно. Но подойти к двери или терминалу и прикоснуться к ним телефоном, чтобы активировать то или иное действие или услугу, для нас естественно. Например, мы замечаем в кафе постер, на котором написано, что в этом заведении посетителям предоставляется бесплатный Wi-Fi, – и, едва прикоснувшись к этому постеру телефоном, уже входим в Интернет благодаря автоматической настройке Wi-Fi соединения с момента этого прикосновения.

Таких примеров можно привести массу. Можно разместить те же NFC-метки непосредственно на журнале, и пользователь NFC-телефона сможет ознакомиться с конкретным рекламным контентом. Можно нанести на постер NFC-тег, который будет переправлять пользователя на нужный сайт, и т.д. На базе такого подхода можно просчитывать реальную эффективность маркетинговых стратегий, а также реально изменять представление потребителя о рекламных возможностях в частности и мире в целом.

 Именно поэтому, говоря о портрете типичного потребителя NFC-сервисов, нельзя выделить какую-либо возрастную, социальную или иную группу – каждый человек, от ребенка до пенсионера, найдет в NFC свое, так ему необходимое, и каждый в силу простоты и естественности NFC-решений сможет воспользоваться такими сервисами вне зависимости от своего возраста, образования, физических возможностей или дохода.

 Начиная с 2002г., когда компания NXP разработала и запустила NFC-технологию в реализацию, мы опирались на два основных принципа. Во-первых, новая технология должна быть интуитивно понятна пользователю. А во-вторых, она должна быть логична и естественна для пользователя. И с учетом нашего участия в большинстве NFC-проектов в мире (а на сегодняшний день стартовало уже более 150 пилотов) можно утверждать, что эти принципы нам удалось воплотить в жизнь.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.