Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«Зеленый коридор»: роль таможенных карт в платежной инфраструктуре России

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

14.03.2012 Количество просмотров 3167 просмотров

таможенная платежная систематаможенная платежная система

Как известно, для осуществления бюджетных выплат, в том числе тамо­женных платежей, компании традиционно используют банковские платеж­ные поручения. 10 лет назад в этой, казалось бы, традиционно консерва­тивной области расчетов нашлось место и для такого современного пла­тежного инструмента, как банковская карта. Чем была вызвана данная новация? Оценил ли бизнес преимущества новой платежной технологии? На эти и другие вопросы в своем интервью журналу «ПЛАС» отвечают Андрей Макогон, зам. генерального директора, и Павел Соловьев, техни­ческий директор Таможенной платежной системы «Зеленый коридор».


ПЛАС: Зачем в принципе компании - участнику внешнеэкономической дея­тельности (ВЭД) понадобилась возмож­ность использования банковской карты для уплаты таможенных платежей? Раз­ве обычной банковской платежки для этого недостаточно?

А. Макогон: Вначале давайте рассмот­рим классическую схему уплаты тамо­женных платежей, действующую в Рос­сии. Она выглядит следующим образом: компания открывает на таможне лице­вые счета и авансом перечисляет на них денежные средства, предназначенные для предстоящего растаможивания гру­зов. Списывает средства с лицевого сче­та при оформлении грузовой таможен­ной декларации (ГТД) уже инспектор на таможенном посту. При оформлении им­портируемого груза необходимо осуще­ствить, как правило, три платежа: им­портную пошлину, НДС и таможенные сборы. Для уплаты импортной пошлины открывается отдельный лицевой счет. Денежные средства между лицевыми счетами не корреспондируются.

Андрей Макогон, зам. генерального директора ТПС «Зе­леный коридор» - выпускник экономического факультета МГУ. С 1993г. работает в финансовой сфере: Инкомбанк, банк МФК, финансовая группа «Держава», «Ингосстрах- инвестиции». Сфера интересов: позиционирование биз­неса и повышение его конкурентоспособности.

Павел Соловьев, технический директор ТПС «Зеленый коридор» - выпускник механико-математического факуль­тета МГУ. С 1995г. работает в кредитных учреждениях и IT-компаниях: «Автобанк», «Геобанк», УРАЛСИБ, «РУКАРД». Сфера интересов: информационные технологии.

В России действуют несколько десят­ков региональных таможен. Лицевые сче­та компания открывает на каждой тамож­не, где она планирует оформлять свои грузы. Важно учесть, что лицевые счета, открытые одной и той же компанией на разных таможнях, между собой не корре­спондируются, и перевод денежных средств между ними невозможен.

Основной «сюрприз» для компании состоит в том, что ей практически не­возможно получить выписку по своему лицевому счету: таможня предоставляет информацию по счету в течение 30 дней от даты запроса, при этом информация будет предоставлена по состоянию на дату запроса.

Отдельный вопрос - скорость зачисле­ния авансируемых денежных средств на лицевой счет. От момента списания сум­мы с расчетного счета компании в банке до возможности ее использования при оформлении ГТД на посту проходит в среднем 2-3 рабочих дня.

Все это вынуждает компанию постоян­но вести внутренний управленческий учет использования авансированных денеж­ных средств, т. е. сводить баланс по ито­гам дня по всем лицевым счетам. К сожа­лению, ошибки здесь возникают доста­точно часто, а цена любой из них доста­точно велика - это простой груза на та­можне, а значит, дополнительный фрахт транспорта, остановка производства, штрафы контрагентам.

В итоге компании вынуждены держать на лицевых счетах существенные остат­ки. При этом объем таких неснижаемых остатков в среднем составляет от 20% до 40% объема ежемесячных таможен­ных платежей.

Выходом из положения является воз­можность осуществления платежа непо­средственно в день таможенного оформ­ления груза. Такую возможность дает банковская карта - с ее помощью компа­ния упрощает процедуру осуществления таможенных платежей.

ПЛАС: Насколько безопасны расчеты, проводимые через Таможенную платежную систему (ТПС) «Зеленый коридор»? Получают ли владельцы карт какой-либо дополнительный сервис?

 П. Соловьев: Безопасность расчетов обеспечивается крайне узким функционалом карт «Зеленый коридор». Платежи по ним могут быть осуществлены исключительно в Федеральное казначейство и исключительно от имени компании – владельца карты. Снять наличные по карте в банкомате или расплатиться ею в розничном POS-терминале невозможно.

Физические лица – владельцы карт Visa и MasterCard – уже оценили возможность получения информации о транзакциях с помощью SMS-уведомлений. Компании – владельцы таможенных карт извещаются о совершенных платежах и более удобным способом – по электронной почте, а на следующий день получают банковскую выписку с дополнительными реквизитами: вид совершенного платежа (например, НДС, пошлина, акциз), номер таможенной декларации и т. д. В целом использование таможенных карт позволяет компании повысить прозрачность и оперативность уплаты таможенных платежей.

 ПЛАС: Чем обусловлен интерес банков к эмиссии карт «Зеленый коридор»?

А. Макогон: Сейчас банки обращают дополнительное внимание на источники «некредитных» доходов. За каждую транзакцию по карте клиент платит комиссию в размере 0,1–1,5% от суммы платежа. Количество потенциальных клиентов – более 40 тысяч компаний – участников ВЭД. Что касается емкости рынка, то в 2011 г. ФТС собрала более 6 трлн руб. таможенных платежей. Кроме того, по нашей статистике, более 60% платежей по картам «Зеленый коридор» осуществляются в режиме овердрафта, предоставленного банками клиентам. В отличие от глобальных платежных систем, вся терминальная сеть «Зеленого коридора» принадлежит координатору эмиссии – компании «Таможенная платежная система». Поэтому в нашем случае банки не несут издержек по поддержке сети обслуживания и обслуживанию терминалов.

ПЛАС: С какими типичными затруднениями обычно приходится сталкиваться банкам при эмиссии и продаже таможенных карт?

 А. Макогон: Наиболее типична следующая ошибка в позиционировании такого рода продуктов. После технической интеграции с Таможенной платежной системой (ТПС) продукт «отдается» в продуктовую линию «Пластиковые карты», сотрудники которой, как правило, работают исключительно с физлицами, т.е. с иным целевым клиентским сегментом. Лучше всего «приживается» этот продукт в блоке «Корпоративные расчеты», в сфере cash-менеджмента. Конечным пользователем карты «Зеленый коридор» является непосредственно логист компании. Банковскому сотруднику, не имевшему опыта работы на таможне, как правило, трудно сделать правильную презентацию этого продукта в части его непосредственного применения, доходчиво объяснив его преимущества. Кроме того, банковский работник должен быть сам уверен в востребованности продаваемой им услуги – значит, кто-то должен его ознакомить с нюансами продукта. Для этого мы проводим обучающие семинары для сотрудников наших банков-эмитентов.

ПЛАС: В чем состоит это обучение?

 А. Макогон: В нашей компании есть клиентская служба, которая занимается своего рода «предпродажной подготовкой» – продвижением карт среди потенциальных клиентов (ТПС не вступает напрямую в договорные отношения с компанией, карты эмитирует исключительно банк). Поэтому у нас существует большой опыт проведения переговоров и набор рекламно-презентационных материалов, которыми мы готовы поделиться с сотрудниками банка.

Рекомендации по решению о переходе на новую платежную технологию (от платежки к карте) в компании дают три человека: бухгалтер, финансист и логист. Бухгалтеру придется работать с изменившимся внутренним документооборотом, финансисту – выстраивать взаимоотношения с банком, логисту – работать с картой на таможне. Каждый из них со своей точки зрения анализирует выгоды и риски, связанные с этим переходом. В ходе обучения мы знакомим с проблематикой клиента, показываем свой вариант презентации и даем ответы на типовые вопросы, возникающие в ходе переговоров.

Особое внимание уделяется методике разъяснения клиенту ценовых условий пользования картой. Исходя из нашего опыта, компания быстро оценивает преимущества карт «Зеленый коридор», но необходимость платить комиссии порой может вызвать непонимание, и это вполне объяснимо. Мы привыкли, что при оплате товаров обычной картой мы не платим банку никаких комиссий, т. к. услуги эквайринга оплачивают магазины. Но в бюджете таможни нет строки «плата за эквайринг», поэтому издержки за функционирование системы в целом перекладываются с таможни на клиента, т. е. комиссия взимается за счет компании-плательщика. Поскольку ее размер составляет 0,1–1,5% от каждого платежа, клиенту эти суммы могут показаться значительными. Однако, если подсчитать все расходы на осуществление таможенных платежей по традиционной «платежке» (с учетом отвлечения денежных средств на неснижаемые остатки на таможенных лицевых счетах и прочее), окажется, что они как минимум не меньше комиссии за транзакцию по карте, которая, в свою очередь, несопоставимо удобней.

Также сотрудник банка должен знать, что в любой ситуации в ходе продажи (и при дальнейшем обслуживании) карт «Зеленый коридор» ему поможет представитель ТПС. По инициативе банка для проведения презентации значимому клиенту в переговорах могут принять участие сотрудники нашей клиентской службы.

ПЛАС: Какие банки сотрудничают сегодня с платежной системой «Зеленый коридор»?

А. Макогон: В настоящее время насчитывается более 130 банков – эмитентов карт «Зеленый коридор». Это примерно 30% от числа банков, входящих в ТОП-200 по активам, и около 55% от ТОП-20. Среди транснациональных банков, работающих с корпоративной клиентурой, доля наших эмитентов уже более 40%. Таможенные карты не являются сугубо российским изобретением. Банковские карты для уплаты таможенных платежей используются, в частности, у наших соседей – в Финляндии и в Казахстане. Наиболее активные эмитенты используют карту «Зеленый коридор» как маркетинговый инструмент (подчеркивая эксклюзивность продукта). Карту можно рассматривать в качестве своеобразного «ключа», который открывает дверь к финансовому директору потенциального корпоративного клиента, не ввязываясь в ценовую конкуренцию по традиционному ассортиментному ряду. Если банк привлекает к себе на обслуживание компанию при помощи нашей карты, то «призом» для него является перевод на обслуживание валютных паспортов, сопровождающих внешнеторговые операции этой компании, что обеспечивает банку основную долю комиссионных доходов (комиссия за конверсию и обслуживание паспорта).

 ПЛАС: В 2011 г. объем платежей по картам «Зеленый коридор» превысил 50 млрд руб. в месяц, а количество держателей карт – более 2500 компаний. Есть ли у ТПС «Зеленый коридор» конкуренты и как вы с ними строите взаимоотношения?

А. Макогон: У нас не принято называть коллег конкурентами. Мы их называем соседями по полю деятельности. С 2001 г. на этом рынке монополистом была платежная система «Таможенная карта». В июле 2008 г. компания «Таможенная платежная система» была определена координатором эмиссии карт – мы заключили долгосрочные договоры со всеми таможнями и генеральное соглашение с ФТС РФ.

 Мы с большим уважением относимся к нашему соседу. Он первым показал рынку новую платежную технологию. У нас была возможность учиться на его опыте. В отличие от него мы создали собственный процессинговый центр, обеспечивающий круглосуточную авторизацию операций по уплате таможенных платежей, передачу информации таможенным органам в режиме реального времени. Наличие собственного процессинга дает нам возможность быть лидерами в технической модернизации продукта и создании дополнительных к нему сервисов.

Наша активная маркетинговая политика позволила нам существенно опередить соседа. Однако следует заметить, что основным конкурентом для нас и соседа является традиционная платежная технология – «платежка». С помощью карт «Зеленый коридор» сегодня осуществляется около 20% таможенных платежей по импорту и 10% по всему внешнеторговому обороту.

На сегодняшний день только 2,5 тыс. из 40 тыс. компаний – участников ВЭД (порядка 6,2%) используют в своей работе таможенные карты. Т. е. по уровню проникновения на рынок нашей технологии мы находимся примерно в 2001г. по аналогии с рынком мобильной связи, которая, как известно, сегодня уже «победила» связь фиксированную.

таможенная платежная система

ПЛАС: Каковы планы развития деятельности ТПС как в ближайшей, так и в среднесрочной перспективе?

П. Соловьев: Мы считаем возможным в ближайшие два года довести объем уплачиваемых таможенных платежей с помощью банковских карт «Зеленый коридор» до 70 млрд руб. в месяц. Кроме того, ТПС «Зеленый коридор» разработано программное решение, совмещающее функциональность систем электронного декларирования и технологии оплаты таможенных платежей с использованием банковских карт. Данный продукт, предоставляющий компаниям возможность удаленно осуществлять уплату таможенных платежей в режиме реального времени, будет представлять собой некоторый аналог системы «Клиент-банк».

 Сейчас наши клиенты – компании и индивидуальные предприниматели. В ближайших планах – выход в сегмент платежей физических лиц. Гражданин должен оплачивать таможенные пошлины, если стоимость ввозимого им на территорию РФ груза превышает определенную установленную законом сумму. Для того чтобы избавить его от необходимости осуществлять таможенные платежи через кассы таможен, которые могут находиться в другом помещении (а могут и вовсе не работать), в аэропортах будут установлены банкоматы и платежные терминалы банков-эмитентов карты «Зеленый коридор», интегрированные с ТПС. После того как банкомат или платежный терминал считает штрих-код документа, выданного таможенным работником, клиент сможет оплатить таможенную пошлину.

И, наконец, используя собственный успешный опыт работы в России, в настоящий момент мы ведем переговоры в Казахстане и на рынке Украины для создания там специализированных платежных систем.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.