Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Терминалы самообслуживания: новинки, тенденции, прогнозы

(Нет голосов)

14.03.2012 Количество просмотров 2616 просмотров

В конце 2011 г. интернет-портал KioskMarketPlace (США) опубликовал обзор самых заметных новинок на современном мировом рынке устройств самообслуживания (терминалов), а также попросил лидеров индустрии расска­зать об актуальных тенденциях и дать прогнозы развития на 2012 г. Выяснилось, что терминалы проникли в раз­ные отрасли - от путешествий до здравоохранения, а инновации в этой области нацелены в первую очередь на сферы здравоохранения и розничной торговли. Сегодня редакция журнала «ПЛАС» знакомит своих читателей с наиболее интересными и перспективными решениями в этой сфере.


Платежи в пользу третьих лиц

Корпорация TIO Network развернула ши­рокую сеть терминалов для компании PG&E, которая предоставляет коммуналь­ные услуги порядка 6 млн клиентов в Ка­лифорнии. Указанная платформа исполь­зуется, в том числе, для оплаты счетов с помощью мобильных телефонов. «Об­лачный» сервис, разработанный компани­ей IPCommerce (Дэнвер), позволяет кли­ентам осуществлять платежи как посред­ством дебетовых или кредитных карт, так и по реквизитам банковских счетов. «Это один из крупнейших в США проек­тов по вводу в эксплуатацию терминалов для оплаты услуг коммунальной компа­нии. Встроенное мобильное приложение предоставляет клиентам PG&E возмож­ности многоканального обслуживания. Для соответствия последним требовани­ям законодательства мы также установи­ли терминалы, отвечающие положениям «Americans with Disabilities Act» (ADA)*, - отмечает Джозеф Нахла (Joseph Nakhla), главный операционный директор компа­нии TIO Network Corp.

Туризм и путешествия

Самообслуживание уже давно домини­рует в сфере продажи авиабилетов, но сегодня путешественникам требуют­ся и другие услуги. В 2011 г. в сети мага­зинов Hudson News в американских аэ­ропортах появились новые терминалы, разработанные компаниями KEOCon- nect и Frank Mayer & Associates. Совер­шая покупки или ожидая посадки на рейс кафе, пассажиры могут бесплатно подзарядить мобильные телефоны в за­пирающемся отсеке терминалов КЕО. Процедура регистрации состоит из 9 шагов, зато пользователи могут быть уверены, что их телефоны надежно за­блокированы. Сама подзарядка занима­ет от 10 до 60 минут.

Терминалы КЕО также имеют видео­контент: развлечения, советы путешест­венникам, рекомендации по товарам, ежеминутно обновляемая информация о рейсах, новости, прогноз погоды и т. д. В ближайшем будущем терминалы позволят смотреть фильмы, слушать музы­ку, читать журналы и книги.

«Пассажиры положительно оценива­ют терминалы КЕО, запущенные в ходе пилотной программы, отмечая удобство предложенных сервисов. Руководство магазинов Hudson News также довольно результатами проекта, особенно ростом продаж», - комментирует Рональд Бау­эрс (Ron Bowers), занимавший ранее должность вице-президента Frank May­er & Associates.

Спорт

В рамках поиска новых форматов общения со своими фанатами бейсбольная команда Cincinnati Reds установила в 2011г. в здании стадиона Great American Ballpark терминалы, спроектированные компанией KIOSK Information Systems (KIS). Компания nSixty оснастила терминалы автоматическими модулями видеозаписи, сенсорными экранами и системой, позволяющей мгновенно загружать материал в Интернет и отправлять уведомления по электронной почте. В каждом терминале также есть принтер для печати билетов в Зал славы и музей Cincinnati Reds (с опцией получения бесплатного билета для случайно выбранных пользователей).

«За несколько месяцев тремя «бейсбольными» терминалами воспользовались около 3 800 человек. Они провели «виртуальные» интервью с любимыми игроками и записали более 705 видеороликов, поделившись получившимся видео по электронной почте, через Facebook и Twitter. Похоже, бейсбольная команда достигла своих целей», – считает Джош Блэр (Josh Blair), менеджер nSixtyI

Охрана окружающей среды

По данным Consumer Electronics Associa tion (Ассоциации потребителей электронной бытовой техники), ежегодно в США покупается порядка 500 млн новых электронных устройств для бытовых нужд. Сроки их использования невелики: производители постоянно продвигают на рынке более современные модели, рекламируя новые функции и возможности и стимулируя покупателей. Средняя американская семья использует 26 различных электронных устройств. Несложно подсчитать, что в общей сложности в США используется порядка 3 млрд приборов. Большая часть устройств в тот момент, когда их владельцы решаются на апгрейд, находится в хорошем рабочем состоянии. С точки зрения экономики и экологии, «послужившую» технику было бы целесообразно вновь запустить в торговый оборот.

В 2008г. компания ecoATM разработала киоски, которые могут выкупать у потребителей б/у электронику за наличные или в обмен на кредит для последующих покупок в магазине. Компания ecoATM выступает посредником между владельцами гаджетов, желающими от них избавиться, и сотнями американских компаний, перерабатывающих электронный мусор. Киоск ecoATM оценивает состояние телефона или MP3-плеера, проверяет его работоспособность, затем заходит в Интернет для проверки стоимости аналогичного устройства в таком состоянии и формирования перечня компаний, готовых его купить. После согласия владельца аппарат забирает устройство и выдает за него наличные.

Для оценки устройств применяются запатентованные системы машинного зрения, диагностики и искусственного интеллекта. На сегодня девайс, вложенный в аппарат, идентифицируется по базе из 4000 различных гаджетов.

В 2011 г. банк Silicon Valley совместно с компаниями Coinstar и Claremont Creek Ventures инвестировали 14,4 млн долл. США в расширение сети таких устройств. В рамках данного проекта уже изготовлено и установлено на территории США около 100 автоматов, по плану, в 2012г. их число достигнет 1000. Пока что киоски настроены на мобильные телефоны и плееры, с конца января 2012 г. они начнут принимать также планшетники и электронные книги.

У подобной инициативы два важных преимущества. Первое – это утилизация отработавших свое устройств. По оценкам экспертов, ежегодно человечество отказывается более чем от 50 млн тонн электронной техники. Если загрузить ее в железнодорожные вагоны, получится состав длиною с земной экватор. Отслужившая свой срок электроника составляет 5% от всех твердых бытовых отходов и является самым быстрорастущим компонентом ТБО. Только в Европе поток технологичных отходов ежегодно увеличивается на 3–5%. Быстрее всего на свалках оказываются мобильные телефоны и компьютеры. Средний срок службы тех и других в развитых странах сократился до двух лет. Поскольку выброшенные устройства наносят огромный вред природе, для снижения этого негативного воздействия их нужно подвергать глубокой переработке.

 Вторая выгода такого подхода – это прибыль, которую получают не только переработчики технологичных отходов, но и ритейлеры. Последние, установив автоматы ecoATM в своих магазинах, могут реализовывать схему trade-in на случай, если покупателю важно не получить наличные, а уйти из магазина с новым устройством, приобретенным с зачетом стоимости старого.

«Для розничной торговли такие автоматы являются идеальным решением: они не требуют значительных капиталовложений, позволяя при этом существенно увеличить объем продаж. Потребителям удобно, что они могут сразу и продать старую технику, и купить новую», – отмечает Марк Баулз (Mark Bowles), соучредитель и директор по маркетингу ecoATM.

По данным компании, 75% выкупаемых ее киосками устройств еще пригодны для использования. Оставшиеся 25% поставляются на перерабатывающие заводы и там преобразуются в материалы, пригодные для последующего использования.

 «В настоящее время те же телефоны могут перерабатываться на 60–80% из-за присутствия токсичных компонентов, которые перерабатывать просто опасно из соображений экологии. Однако уже появляются устройства, которые почти полностью могут быть переработаны, – комментирует Алексей Киселев, руководитель токсической программы «Гринпис». – Для США подобные инициативы не в новинку. Например, в ряде магазинов вместе с продаваемым телефоном вам дадут конверт с адресом пункта, куда можно будет впоследствии отослать устройство, когда вы перестанете им пользоваться, для утилизации. Важно, что сама идея установки таких автоматов для приема гаджетов реализуется при хорошо функционирующей системе по сбору отходов различного типа».

Рестораны

В 2011г. компания Blazing Onion установила в 4 ресторанах быстрого питания в Сиэтле терминалы, которые помогли избавиться от очередей и улучшить качество обслуживания клиентов. Автоматы позволяют посетителям сделать заказ и оплатить его, а затем посылают ему уведомления о том, что заказ готов и клиент может его забрать.

 «Автоматы уже показывают хорошие результаты. Средний счет у стойки или за столиком составляет 13 долл., а средний счет при заказе через терминал – 15 долл. Думаю, те 25 тыс. долл., которые мы вложили в эти устройства, быстро окупятся и принесут хорошую прибыль», – делится впечатлениями Дэвид Джонс (David Jones), генеральный директор Blazing Onion Burger Company.

Технологии отслеживания движения глаз

 Эксперименты по отслеживанию движений глаз (eye-tracking) проводятся с 1980-х гг., но именно в 2012г. эти технологии могут получить широкое распространение. Сейчас на рынке представлено множество соответствующих программных и аппаратно-программных решений. Программы PrivateEye и Chameleon, разработанные компанией Oculis Labs, предохраняют данные на экране компьютера от посторонних глаз. Когда пользователь отводит взгляд от экрана, программы особым образом искажают изображение на мониторе, делая его невозможным для прочтения. Такое же действие производится и при отсутствии пользователя за компьютером.

Компания EyeTech Digital Systems в 2011г. разработала технологию, благодаря которой пользователи мобильных устройств (телефонов и планшетов) могут взглядом выделить или сделать ярче тот или иной участок экрана. Компания SensoMotoric Instruments (SMI, Германия) выпускает широкую линейку приборов для научных и маркетинговых исследований: бесконтактные системы RED для дистанционного трекинга глаз и монтируемые на голове переносные приборы – системы HED и EyeWear. За последние 20 лет в различных лабораториях мира было установлено более 4 тыс. таких систем, используемых в сфере психофизиологии, психолингвистики, нейрофизиологии, нейробиологии, а также для анализа эргономичности оборудования, оценки действий оператора и обучения на виртуальных тренажерах.

 Компания Tobii Technology (Швеция) разработала инновационную технологию Tobii IS-1-L Eye Tracker. Впервые увидеть ее в действии можно было в марте 2011г. на выставке CeBIT 2011 в Ганновере: портативный компьютер Lenovo позволяет пользователю взглядом прокручивать документы на экране, центрировать изображение, переключаться между окнами приложений и автоматически уменьшать яркость дисплея. В январе 2012г. на выставке CES 2012 в Лас-Вегасе компания Tobii Technology представила игровой автомат, управляемый движениями глаз. В ближайшем будущем компания собирается выпускать интегрированные коммуникационные устройства, а также встраиваемые и автономные модули отслеживания взгляда, предназначенные для установки в компьютеры, диагностическую технику, транспортные средства и другие системы. Например, к выпуску готовятся широкоэкранный модуль для масштабирования изображений и автономный модуль для отслеживания взглядов покупателей или участников фокус-групп при тестировании новой упаковки для товаров.

 «Методики eye-tracking давно используются в устройствах для людей с ограниченными физическими возможностями и сбора информации в ходе исследований интересов компьютерных пользователей. Поскольку эти технологии становятся все более рентабельными, мы надеемся с их помощью улучшить или даже полностью изменить используемые сейчас интерфейсы самообслуживания терминалов», – подчеркивает Рич Бернстейн (Rich Bernstein), директор по маркетингу компании Phoenix Kiosk.

Здравоохранение: автоматика на страже здоровья

Правительство США стремится повысить доступность услуг и снизить цены в сфере здравоохранения. Возможно, благодаря этому в 2012г. в стране предполагает? ся повсеместно разместить различные медицинские терминалы. Аппараты подобного рода выпускают компании SoloHealth и HealthSpot.

 В 2007г. компания SoloHealth выпустила автомат с функцией сканирования сетчатки. В 2011г. компания привлекла около 13 млн долл. инвестиций, включая 8,2 млн от Вальтера Хаффа (Walter Huff), основателя компании HBOC, грант на 1,2 млн от National Institutes of Health и необъявленную сумму от компании Coinstar. Благодаря этому в 2012г. SoloHealth собирается разместить в предприятиях розничной торговли США медицинские терминалы нового поколения – SoloHealth Station, которые заменят большую часть из 25 тыс. «морально устаревших» автоматов для измерения артериального давления.

«Мы получили положительные отзывы от всех представителей индустрии, использующих SoloHealth Station: от потребителей, продавцов, организаций, распространителей медицинских и оздоровительных товаров и услуг. Дополнительное финансирование не просто выведет наш бизнес на новый уровень. Внедрение этих терминалов – наш вклад в более безопасную и эффективную систему американского здравоохранения», – отметил Барт Фостер (Bart Foster), генеральный директор SoloHealth.

Компании HealthSpot (Дублин, штат Огайо) и Mission Essential Personnel (Коламбус) продвигают специализированные медицинские терминалы Care4 Station, в том числе предлагая их государственным и международным организациям, таким как ООН.

«Care4 Station позволяет пациенту зайти в кабину, оснащенную видеосвязью с семейным врачом, у которого есть компьютер и web-камера, либо с врачом из сети HealthSpot. Терминалы позволяют измерять артериальное давление, пульс, температуру и иные показатели жизнедеятельности пациента. Массовое производство специализированных терминалов начнется в I квартале 2012 г. Сразу в нескольких штатах», – говорит Стив Кэшмен (Steve Cashman), генеральный директор HealthSpot.

Ритейл осваивает терминалы и планшетные ПК

 По мнению Крейга Кифнера (Craig Keefner), специалиста компании KIOSK Information Systems (KIS), в 2012 г. крупные розничные сети будут все больше инвестировать в технологии. В частности, широкое применение найдут планшетные компьютеры: менеджеры торговых точек будут использовать их для контроля ассортимента магазинов и совершения продаж. Также планшеты можно будет совмещать с терминалами, а мобильные телефоны (смартфоны) и портативные компьютеры получат роль средств дистанционного управления для крупноформатных интерактивных дисплеев.

 Рональд Бауэрс считает, что главным трендом 2012г. станет внедрение в розничной торговле инфокиосков для взаимодействия покупателей и продавцов. «Мобильные устройства предоставляют потребителям желаемую степень удобства и контроля, позволяя выбирать товары и принимать решения и дома, и в дороге. Однако не все покупки можно делать через Интернет, и обычные офлайновые магазины будут по-прежнему актуальны. Им лишь следует обзавестись решениями для самообслуживания, которые должны привлекать потребителей информативностью, удобством и полезными функциями, такими, как оплата покупок с помощью NFCтехнологий», – подчеркивает Р.Бауэрс.

 Кроме того, розничные сети будут еще активнее вознаграждать клиентов за лояльность бонусами и скидками. Активная маркетинговая позиция дает офлайновым торговым предприятиям шанс потягаться с интернет-магазинами в плане привлекательности по удобству и выгодности покупок.

Автоматические устройства для торговли способны решать и более специфические задачи. Например, компанияMentor Group создала терминал по продаже сладостей, а компания Robofusion – робота-мороженщика. У обеих компаний большие планы на 2012 г. по продвижению своих новинок.

К. Кифнер также предполагает, что в 2012г. появятся новые гибриды терминалов самообслуживания и торговых (вендинговых) автоматов. Так, компания Vigix создала компактный терминал, который можно использовать для продажи различных товаров – от подарочных сертификатов до часов. Компания привлекла около 3 млн долл. инвестиций и наладила партнерские связи: в сфере производства – с Ideo и Flextronics, в сфере ПО – с IBM, в сфере установки и монтажа – с Kodak.

Новинки автоматизации торговой розницы

На выставке Big Show, которая была проведена с 16 по17 января 2012 г. в НьюЙорке ассоциацией розничных торговых компаний (National Retail Federation), компания KIOSK Information Systems (KIS) представила новейшее решение в области ритейла – терминал StoreBOT. Его можно использовать в качестве отдельно стоящего терминала на альтернативных розничных площадках или встроить в имеющиеся в магазине стеллажи.

StoreBOT – автоматизированная розничная платформа, работающая по принципу самообслуживания и позволяющая осуществлять безопасную доставку товаров разных категорий, включая игры, электронику, парфюмерию, товары для красоты и здоровья. Это решение предоставляет магазинам надежные механизмы продаж и доставки, позволяя избежать потенциальных рисков. Согласно прогнозам, с его помощью можно отсечь до 43,2% убытков, связанных с кражами товаров (как со стороны персонала, так и со стороны покупателей).

 «Команды, работавшие над конструкцией и программным обеспечением этого терминала, тесно сотрудничали с давними клиентами, чтобы достичь ощутимой рентабельности инвестиций. Автоматизированная розничная торговля призвана устранить возможности воровства на всех уровнях и одновременно максимизировать продажи. Уникальные функции, которыми оснащена платформа StoreBOT, превосходно справляются с обеими задачами», – указывает Рик Мэлоун (Rick Maone), генеральный директор KIS.

StoreBOT осуществляет идентификацию с помощью паролей, а также биометрических или видеоданных. Товарные накладные, которые автоматически формируются до и после загрузки товаров в автомат, фиксируют информацию о том, кто из сотрудников занимался загрузкой. После загрузки товар хранится внутри автомата и выдается только после завершения оплаты. По требованию StoreBOT предоставляет информацию о доступности товара, сканируя штрихкод имеющихся в наличии продуктов и отправляя продавцу детальные отчеты. Это позволяет избежать расходов на привлечение оператора и потерь товара, вызванных управленческими ошибками. Также решение автоматически генерирует заказы, основанные на данных о минимальных запасах на складе, что предотвращает нехватку востребованных товаров.

Платформа продаж и лояльности предоставляет широкий выбор брендов (до 600 товарных позиций) и обеспечивает быструю доставку от ближайшего ритейлера, позволяя соперничать с возможностями заказа товаров через Интернет.

Безусловно, далеко не все рассматриваемые в настоя­щем обзоре тренды находят сегодня отражение на рос­сийском рынке. Однако учитывая, что по своей инноваци­онности и потенциалу развития он не уступает, а по некото­рым показателям и превосходит рынки США и Европы, ре­дакция журнала «ПЛАС» уверена: все эти направления в обозримом будущем так или иначе будут реализовывать­ся ив России. Цель подобных публикаций мы видим в том, чтобы уже сегодня обратить внимание отечественной роз­ничной индустрии на мировые тенденции, которые мы бу­дем продолжать отслеживать на страницах издания.

Редакция журнала «ПЛАС»



Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?