Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Подкомитет «Мобильные платежи» (ПК№5) ТК №122 провел первое заседание

(Нет голосов)

11.04.2012 Количество просмотров 1575 просмотров

3 февраля 2012 г. в Банке России прошло первое заседание Подкомитета №5 «Мобильные платежи» (ПК№5), входящего в состав ТК№122, базового технического комитета по стандартизации финансовых операций, зарегистрированного Росстандартом в октябре 2011 г. В заседании ПК №5 приняли участие 46 экспертов из более чем 25 организаций, представляющих различные сегменты финансовой сферы. Участники заседания активно обсуждали текущее состояние и перспективные направления развития сферы мобильных платежей.


Заседание открыла Алма Обаева, зам. директора Департамента регулирования расчетов Банка Рос¬сии, разъяснив основные причины повысившегося внимания регулятора к стандартам финансовых операций и призвав участников рынка к поиску баланса между кооперацией и конкуренцией в области платежных услуг.

Руководитель ПК№5 Дмитрий Назипов, старший вице-президент, Банк ВТБ, осветил цели, задачи, направление работы и предлагаемую организационную структуру ПК №5 «Мобильные платежи».

Руководитель ранее созданного ПК№4 «Банковские карты и иные инструменты розничных платежей» Игорь Голдовский, генеральный директор компании «Платежные технологии», рассказал о формировании в ПК №4 рабочих групп и поставленных перед ними задачах, актуальных в современных условиях рынка платежных технологий.

Он дал краткий обзор состояния дел в области технологий мобильных платежей и перспективах развития этих технологий. Было рассказано о новых возможностях реализации удаленных и бесконтактных мобильных платежей в связи с распространением ЭБ (элементов безопасности), являющихся компонентой NFC-модулей. В частности, докладчик уделил внимание вопросам создания безопасных систем мобильного банкинга и электронной/мобильной коммерции с использованием стандартных банковских приложений VSDC и M/Chip.

Наиболее важными для стандартизации в рамках ПК №5 были названы следующие вопросы:

  • Создание бизнес-моделей для различных архитектур систем мобильных платежей.
  • Разработка стандартов для электрон-ной/мобильной коммерции на основе CAT-транзакций.
  • Создание межбанковской TSM-плат-формы для различных архитектур мобильных платежей.
  • Создание продукта Stored Value для офлайновых мобильных покупок.
  • Использование бесконтактных приложений МПС в общественном транспорте.

Оксана Смирнова-Крелль, старший вице-президент Банка Москвы, сделала обзор современного рынка платежных технологий в области электронной и мобильной коммерции.

Николай Журин, представитель Инфокоммуникационного Союза, и его коллеги из компании «Технологии процессинга» рассказали о разработке предложений по коммерческому развертыванию массовых мобильных сервисов и проекте универсального транспортного приложения.

Учитывая актуальность рассматриваемых тем, журнал «ПЛАС» предлагает читателям ознакомиться с ключевыми тезисами наиболее интересных выступлений первого заседания Подкомитета №5 «Мобильные платежи» (ПК№5).

Дмитрий Назипов, старший вице-президент, руководитель департамента информационных технологий, Банк ВТБ

Анализ последних шагов такой традиционно консервативной структуры как ЦБ РФ свидетельствует, что Центральный Банк действительно повернулся лицом к проблеме. Все это далеко не случайно, поскольку мы находимся на пороге глобальных изменений в денежном обороте, в расчетах, в платежах. Сегодня совпадают стремления и руководства страны, и международной практики, и участников рынка двигаться в сторону более простых, более надежных и более прозрачных средств платежа. И одним из таких средств является мобильный банкинг – абсолютно новое направление, получившее заметное развитие только в последние 3–5 лет.

Стандарты в этой области практически отсутствуют. Рынок не консолидирован. Да, на нем есть очень интересные и очень перспективные решения, но отсутствует точка консолидации этого рынка с экспертным сообществом и регулятивными органами. Возможно, что одна из ключевых задач нашей с вами работы – это создание постоянно действующего форума экспертов и рынка по данному вопросу.

 Международные платежные системы, которые складывались десятилетиями, на сегодняшний момент достигли пика своего регулирования и своей стандартизации. При этом необходимо отметить, что сам платежный, карточный бизнес продолжает тем не менее динамично развиваться, но уже на огромном, наработанном базисе. В случае же мобильного банкинга мы имеем дело с сегментом, где кипят идеи, но практически отсутствуют регулирование и стандарты.

И, на мой взгляд, абсолютно необходимый этап в нашей работе – это анализ самого сегмента, тенденций, зарубежного опыта, обмен мнениями участников рынка. Структуризация этого бизнеса, определение, на какие части можно разделить стоящий перед нами огромный вопрос. И только потом – выработка стандартов. При этом очень важно в этом стеке стандартов выделить именно то, что является общим, и то, что должно быть стандартизировано в целях развития рынка платежей в целом и рынка мобильных платежей в частности. Также необходимо определить моменты, которые являются проприетарными, частными источниками конкурентного преимущества тех или иных конкретных игроков.

Потому что абстрактный стандарт, который не поддерживается рынком, не способствует конкуренции, который замораживает состояние рынка, – нежизнеспособен и мало кому нужен. Я думаю, примеры подобного рода известны.

Поэтому в ходе дебатов, в ходе экспертных обсуждений мы должны с вами, в том числе, определить круг технических вопросов и бизнес-вопросов, выявив, что именно является достойным для стандартизации на российском уровне, а также посмотреть на западную практику. И после этого приступить к выработке стандартов.

 Теперь о Техническом Комитете 122. Утвержден приказ Росстандарта. Руководителем Технического Комитета 122 является зампред ЦБ Татьяна Чугунова. Комитет создан на добровольной основе. Сформирована структура подкомитетов.

Я хотел бы отдельно отметить вопрос о том, что специфические розничные платежи и операции сосредоточены в двух подкомитетах. ПК№4 по пластиковым картам и иным розничным банковским услугам и ПК№5 по мобильным платежам.

Я думаю, мы с вами в короткой перспективе должны понять полезность и целесообразность существования двух отдельных подкомитетов либо объединить их в один, для того чтобы достичь некоей синергии. В частности, вопрос об NFC: куда это должно относиться, к мобильным платежам или карточным продуктам? На мой взгляд, это неоднозначно.

Оксана Смирнова-Крелль, старший вице-президент, Банк Москвы

Состояние и перспективные направления развития мобильных платежных систем.

 С 2009г. российский рынок переживает активный рост мобильной и электронной коммерции. Ранее развитию данной сферы препятствовали два основных фактора: недостаточно жесткое банковское регулирование и консервативность международных платежных систем. Из-за этого возник поток «черного нала», а лидерами электронных платежей (особенно микроплатежей) являлись операторы сетей платежных терминалов. По мере роста популярности мобильных средств платежа и вступления в силу ряда законов, регулирующих сферу безналичных платежей (103-ФЗ, 161-ФЗ, 162-ФЗ), в России стали активно развиваться мобильный и интернет-эквайринг. Это положительный процесс как для банковской системы (привязка средств электронного платежа к банковским счетам обеспечивает контролируемость и прозрачность безналичных расчетов), так и для России в целом (увеличение объема безналичных платежей является показателем «цивилизованности» страны).

Сегодня на отечественном рынке представлено много интересных проектов в области электронной коммерции:

 • «RURU» – проект Альфа-Банка и «Вымпелкома» (Билайн);

• «Легкий платеж» – проект МТС; • «МТС-деньги» – совместный проект МТС и МБРР;

• «Мобильные решения» Сбербанка России;

 • Мобильные приложения QIWI (фактически это электронные деньги, а не банковские операции); • Карта PayCash – совместное решение банка «Таврический» (MOBI.Деньги) и «Билайн»;

• Решения е- и m-коммерции банка «Связной»

 При этом следует отметить, что Сбербанк сегодня является самым крупным агрегатором платежей в России (более 30 тыс. получателей платежей), а банк «Связной» планирует активно развивать электронную коммерцию и стать банком № 1 в этой сфере.

Интересным трендом 2010–2011гг. стало появление новых игроков – держателей порталов государственных муниципальных услуг, которые тоже себя заявили как некоторые агрегаторы платежей. Например, запущен проект Федерального казначейства, который позволил запустить оплату на Едином портале госуслуг и на Московском портале государственных услуг. Также стартовал сервис (сначала со Сбербанком, а потом с рядом других банков) на сайте Федеральной налоговой службы, где можно оплачивать налоги в электронном виде, используя сервис интернет-эквайринга.

 Отрицательным моментом является то, что многие игроки идут «в своем направлении» – создают проприетарные (самостоятельные, закрытые) решения. О бесперспективности таких проектов говорят как отечественные примеры (достаточно вспомнить, как «умерли» STBcard, Union Card, «Сберкарт»), так и мировой опыт (вынос), прежде всего опыт систем MasterCard и Visa. Как правило, система платежей может жить и развиваться в течение многих лет, только если банки объединяют усилия и договариваются между собой.

 В России банки и мобильные операторы за короткое время создали развитую инфраструктуру для платежей. В отличие от стационарных интернет-каналов мобильная связь присутствует во всех регионах, благодаря чему мобильный телефон можно использовать в качестве банковской карты и появляется множество различных мобильных приложений. Также мобильный телефон может выполнять функции терминала ТСП, а мобильный терминал в сочетании с кассовым аппаратом может стать банкоматом. Т. е. можно снять наличные в кассе, авторизовав транзакцию и предоставив посредством мобильных платежных приложений доступ к любому средству платежа (банковский счет, электронные деньги и т.д.). Существуют и другие возможности в сфере электронной коммерции.

 При этом нужно разделять мобильные приложения и мобильную коммерцию. Сегодня существует три модели осуществления платежей на базе мобильных технологий.

1. Оплата посредством отправки Premum SMS (наиболее развитая, т.к. была запущена первой).

 2. Мобильная коммерция. Примеры: «Легкий платеж» и приложение «MOBI.Деньги». Первый проект развивается по принципу открытой системы и использования банковских средств платежа, другой работает по принципу PayCash.

3. NFC-решения.

В свою очередь, мобильная коммерция делится также на два блока: мобильный банкинг, которым сегодня активно занимаются все банки, и мобильные платежи без использования банковских счетов (доступны прежде всего абонентам мобильных операторов). Сейчас в России оборот платежей со счетов мобильных операторов (фактически это наличные расчеты) в десятки раз превышает оборот с использованием карт. NFC-платежи являются «зеленой» темой практически во всем мире (возможно, за исключением Японии). Например, в США первое платежное NFCрешение от Google, запущенное на телефонах Nexus 4G (в партнерстве с оператором Sprint), появилось только в 2011г. Для мотивации клиентов компания Google разместила по 10 долл. США на счет каждого, кто решит использовать мобильный кошелек до конца 2011г. У Visa есть аналогичное решение – Click-to-buy (пока недоступное в России), которое поддерживает не только использование счетов, привязанных к картам Visa, но и платежные инструменты различных банков для персональных компьютеров и смартфонов.

 Что касается NFC в России, то еще в 2007г. мэру Москвы Юрию Лужкову было продемонстрировано совместное решение Банка Москвы и Visa, позволяющее использовать мобильный телефон для прохода через турникет метрополитена. Проект «заморозили», т.к. глава города не проявил к нему интереса, но в 2010–2011 гг. на его основе Банк Москвы провел ряд работ с компанией МТС для запуска мобильной оплаты в Московском метрополитене. Аналогичное решение планируется реализовать и на инфраструктуре Мосгортранса.

По данным Gartner, в 2011г. оборот мобильных и интернет-платежей составил около 37 млрд долл. США и в ближайшие годы будет динамично расти. В частности, согласно прогнозу, в 2012 г. российский рынок будет иметь в этой отрасли суммарный оборот в 800 млрд руб.

 Интересным мировым трендом является выход из употребления традиционных пластиковых карт – их заменяют мобильные телефоны, поскольку сегодня становится неважно, к чему привязано средство идентификации – к банковской карте, непосредственно к банковскому счету, к электронным деньгам или электронному кошельку.

 Из всего перечисленного следует, что рынок электронных (мобильных) платежей уже сложился. Существуют различные каналы и средства платежа (банковские карты, банковские счета, абонентские счета операторов сотовой связи, электронные деньги идр.), работает инфраструктура для осуществления платежей (в т. ч. устройства самообслуживания, инфраструктура МПС, инфраструктура транспортных и государственных услуг), растет число пользователей – как физических лиц, так и торгово-сервисных предприятий. Участникам рынка осталось договориться об общих для всех «правилах игры» – определить нормы и стандарты работы универсальной платежной системы. Только в этом случае проприетарные решения, отвечающие общим правилам, будут оправданны и полезны для рынка (с точки зрения создания конкуренции).

Артем Рыбкин, руководитель научного отдела компании «Технологии процессинга»

 Разработка предложений по коммерческому развертыванию массовых мобильных услуг.

 Данный доклад подготовлен на основе научно-исследовательской работы (НИР), выполняемой компанией «Технологии процессинга» по заказу Инфокомсоюза. Целью работы является создание условий для коммерческого развертывания систем мобильных услуг, а также разработка рекомендаций по стандартизации и нормативно-правовому регулированию.

 Сейчас в мире действует более 200 NFC-проектов. Их анализ позволяет выделить следующие тенденции: поставщики услуг, банки и платежные сети стремятся использовать в первую очередь открытые платформы (стандарты); зачастую вместе с платежным приложением используется и транспортное (обычно на базе смарт-карт MIFARE, Calypso идр.).

 В НИР рассмотрены наиболее показательные примеры разработки транспортных приложений. В Германии ассоциация EMVCo разрабатывает транспортные карты с поддержкой FTT-протокола (Flexible Time-Triggered), во Франции – смарт-карты Calypso, в Великобритании – два варианта карт MIFARE Classic (осуществляется переход на MIFARE DESFire). В этих проектах общей тенденцией является переход на бесконтактные носители и на сертифицированные платформы (как правило, Java-карты) для реализации платежных приложений, которые объединятся на межнациональном уровне (пример – общая система в Германии и Австрии).

В 2011г. состояние рынка значительно улучшилось. Появилось несколько новых мобильных NFC-телефонов, в т. ч. аппараты с двумя элементами безопасности. Ассоциация MOBI-Forum и GSMA работают над архитектурой функционирования приложений в нескольких элементах безопасности. Одна из наиболее интересных новинок на рынке – NFC-модуль компании Inside Secure на базе SIM-карты, где отсутствует выносная NFC-антенна.

Мобильные NFC-услуги можно рассмотреть как расширение области уже существующих бесконтактных услуг (например, карты PayPass, PayWave, транспортные карты). Однако в России сейчас активно развивается инфраструктура платежей с использованием банковских карт, поэтому привлекательным также является развитие транспортных сервисов, в первую очередь с помощью технологии MIFARE. Согласно исследованию, проведенному Mobey-Forum для операторов сотовой связи, выступающих эмитентами элементов безопасности, наиболее перспективными являются две бизнес-модели: с участием третьей доверенной стороны (TSM) и без нее. Несмотря на распределение коммерческих ролей между участниками NFC-экосистемы, существует техническая роль, которая должна быть описана в соответствующих спецификациях и позволять выполнение функциональных требований к приложениям.

Среди функциональных требований к транспортным приложениям наиболее интересны вопросы проведения транзакций при разряженной аккумуляторной батарее, а также вопрос смены мобильного телефона и элемента безопасности, т.е. перемещение транспортного приложения с одного носителя на другой.

Аппаратно-программные требования к абонентским устройствам разрабатываются непосредственно для каждого производителя и описывают интерфейс мобильного телефона и интерфейс взаимодействия мобильного приложения с элементом безопасности и с NFC-контроллером. Также предъявляются требования к первичному пользовательскому интерфейсу и к NFC-характеристикам.

 Первичный пользовательский интерфейс обеспечивает функциональную совместимость между различными приложениями поставщиков услуг. В качестве примера можно назвать архитектуру проекта Face Mobile с использованием UICCкарты в качестве элемента безопасности. Этот первичный интерфейс обеспечивает взаимодействие графической оболочки системы мобильного банкинга с платежным приложением. Также существует приложение, которое отмечает активный на данный момент терминал.

 Верхним уровнем решения является аппаратно-программный комплекс, который обеспечивает выполнение заявляемых функциональных требований к данному приложению, а также совместимость между несколькими приложениями. На этом уровне и предъявляются требования к инфраструктуре.

Для дальнейшего развития NFC-экосистемы требуется решение ряда задач, первоочередные из которых решаются в НИР. Компания «Технологии процессинга» планирует информировать ТК№122 о ходе и результатах НИР.

Александр Королев, технический директор компании «Технологии процессинга»

Универсальное транспортное приложение В рамках предыдущей НИР компания «Технологии процессинга» выполнила пилотный проект для ООО «Аэроэкспресс», теперь мы ведем работы над проектом в Санкт-Петербурге.

Система оплаты проезда в «Аэроэкспрессе» (Москва) полностью реализована на платформе, разработанной компанией «Технологии процессинга». Система обеспечивает прием платежей из разных источников средств, в т. ч. через широкую агентскую сеть (авиакомпании, гостиницы и организации, которые продают поездки на «Аэроэкспресс» удаленно, – всего порядка 300 агентов). Главным компонентом билета является штрих-код, при считывании которого турникет разрешает проход. Носителем данного штрихкода может быть не только бумажный билет, но и мобильный телефон: в этом случае пользователь получает SMS-сообщение, содержащее билет, или визуализирует штрих-код с помощью мобильного приложения и проходит через турникет, приложив к считывателю телефон.

В Санкт-Петербурге банк «Таврический» реализует транспортные карты «Подорожник». «Технологиями процессинга» предусмотрено пополнение транспортной карты различными дистанционными способами (все они доступны на едином ресурсе проекта www.oplatatransporta.ru), но для записи транспортных единиц на носитель карту необходимо приложить к визуализатору. Эта модель не совсем удобна для клиентов (особенно для тех, которые не пользуются метрополитеном): оплата происходит дистанционно, но для активации билета нужно производить дополнительные действия. Поэтому совместно с ГУОП сейчас создается апплет, который загружается в элемент безопасности NFC-устройства, независимо от его архитектуры (SIM-карта, SD-карта, телефон) и обеспечивает мгновенное зачисление единиц на «Подорожник».

 В России на транспорте очень широко используется технология MIFARE: сделаны большие вложения в инфраструктуру, выпущено огромное число карт, терминалов и т.д. И хотя технология MIFARE весьма удобна, у нее есть ряд недостатков, например по части безопасности. Самая большая ее проблема в том, что она является закрытой проприетарной, и каждое транспортное предприятие создает на ее основе свои закрытые решения. Таким образом, транспортное предприятие само контролирует весь жизненный цикл карты: инициализирует карту, зачисляет на нее средства (деньги или условные единицы), проверяет, списывает средства. А для создания универсального транспортного приложения необходимо, чтобы широкий спектр агентов мог подключиться и пополнить карты разных предприятий, а еще лучше – какую-то универсальную базу.

 К сожалению, если в проекте участвует несколько компаний, технология MIFARE не позволяет отслеживать оборот средств каждого из участников в отдельности. Если говорить о «Подорожнике», который контролирует СПб ГКУ «Организатор перевозок (ГКУ ОП), то именно ГКУ ОП определяет, сколько пассажиров перевезло конкретное предприятие и какую сумму ему за это выплатить, иными словами, все участники проекта должны довериться одному организатору системы. Есть и другие варианты реализации, например, на базе MasterCard PayPass и Visa PayWave. Их достоинства очевидны: это готовые стандарты международных платежных систем, их все знают. Но технологии MasterCard и Visa не учитывают специфику транспортных предприятий: с их помощью затруднительно фиксировать такие параметры, как зональность перевозок, тарифы, скидки, абонементы («туда-обратно», «единый», «выходного дня», «на 5 поездок» и т.д.). Можно произвести доработки, чтобы все это учитывать, но технология PayPass изначально ориентирована на розничный бизнес (ритейл). Между тем транспортных предприятий относительно немного (по сравнению с торгово-сервисными предприятиями), они могут договориться о собственном стандарте и не зависеть от международных платежных систем.

Итак, универсальное транспортное приложение должно быть открытым, с понятными «правилами игры» – агенты должны понимать, как зачислять средства, а транспортные предприятия могут легко реализовать нужные спецификации. Сейчас, если предприятие использует какую-то наработку (карты «Подорожник», Московского метрополитена, РЖД и т.д.), фактически нужно покупать компанию, которая обслуживает эту систему, потому что приходится постоянно что-то дорабатывать.

Если реализовать решения на базе открытых стандартов, становятся понятны правила (как начисляются и списываются единицы, как осуществляется документооборот), и порог вхождения будет намного проще. Один из вариантов – создать электронный кошелек с транспортными единицами (1 единица = 1 рубль). Источники средств увеличивают число единиц, транспортные предприятия – уменьшают. Такая схема соответствует многим международным стандартам, например Global Platform. Передачу сигналов проще всего осуществлять по стандарту ISO 14443А.

В идеале должно быть так: человек покупает транспортную карту, пополняет ее в кассе метрополитена, а проехать может на чем угодно: на автобусе, на электричке, на маршрутке. Выглядит утопично, но уже сделаны первые шаги: в кассах «Аэроэкспресса» продается карта, по которой можно проехать и в экспрессе, и в метро, действующая на всем городском транспорте Санкт-Петербурга карта «Подорожник» вскоре позволит оплачивать и проезд по платным автострадам. Это очень удобно, и люди охотно будут пользоваться данной возможностью.

 В список требований к универсальному приложению логично включить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) для документооборота, чтобы урегулировать все взаимоотношения между участниками проекта. Зачислены средства или списаны – везде есть ЭЦП, и все вопросы решаются автоматически, конфликты исключены. Как уже говорилось, универсальное транспортное приложение реализуется в УЭК наряду с другими приложениями (идентификационное приложение, региональные приложения, ЭЦП и т.д.). Понятно, что нельзя сразу отказаться от существующих транспортных решений, построенных на MIFARE. Зато можно создать носитель, который поддерживает как универсальное транспортное приложение, так и локальные решения на базе MIFARE. При необходимости можно переключаться между апплетом «Подорожника», апплетом карты метрополитена Москвы и универсальным транспортным приложением. Получается следующая схема. С одной стороны, источники средств – банки, платежные агенты, терминальные сети и т.д. С другой – сервисы доверенной стороны, которые управляют апплетами, загружают их в элемент безопасности. Соответственно, инфраструктура транспортных предприятий должна уметь работать с этими приложениями.

 Также в схему можно включить мобильных операторов. Человеку очень удобно все делать с помощью телефона: посмотрел, сколько средств на счету, посмотрел в Интернете расписание, выбрал электричку, тут же купил билет и прошел через турникет.

Таким образом, остается решить следующие вопросы:

 • управление загрузкой этих приложений;

• управление сертификатами (безопасности);

 • требования к инфраструктуре;

• правила зачисления и списания средств (единиц);

• схема взаимодействия приложения с терминалами;

 • переключение между апплетами транспортных предприятий.

Важно отметить, что сценарий загрузки транспортных карт должен обеспечивать безопасность. В разработке на базе SIM-карт одного оператора уже существует безопасная загрузка апплета «Подорожника», которая исключает угрозу утечки ключей и прочей конфиденциальной информации.

По просьбе Инфокоммуникационного Союза компания «Технологии процессинга» приглашает для участия в проекте создания универсального транспортного приложения всех игроков рынка, и в первую очередь транспортные компании. Активно обсуждается вопрос, как «безболезненно» избавиться от множества несогласованных между собой решений.

Проект предполагает детальную проработку изложенной концепции. Универсальное транспортное приложение должно удовлетворять всем требованиям транспортных предприятий. Также необходимо проработать варианты юридических схем движения средств между источниками и транспортными предприятиями, разработать архитектурную спецификацию на уровне конкретных сценариев и регламентов и реализовать совместимость различных устройств.

Подкомитет «Мобильные платежи» ТК№122 провел второе заседание

27 февраля 2012г. в Москве в Банке ВТБ состоялось второе заседание Подкомитета № 5 «Мобильные платежи» (ПК №5), входящего в состав ТК №122, базового технического комитета по стандартизации финансовых операций, зарегистрированного Росстандартом в октябре 2011г. В заседании ПК№5 приняли участие 25 экспертов из более 25 организаций, представляющих различные сегменты финансовой сферы.

Было заслушано четыре доклада, посвященных развитию мобильной коммерции и внедрению бесконтактных технологий в России. Начальник отдела перспективных проектов Альфа-Банка Михаил Батуев посвятил свое выступление теме «Мобильная коммерция: опыт и перспективы», поделившись опытом Альфа-Банка в развитии этого направления.

В этом направлении Альфа-Банком сделано многое. В частности, разработана «Мобильная карта», которой сейчас пользуются более 500 тыс. человек, и число клиентов увеличивается, платежный сервис RuRu также признан пользователями. Как отметил М.Батуев, уже сейчас более 500 предприятий принимают оплату с мобильных телефонов, различных операционных систем и web-порталов.

Приводя статистику, начальник отдела перспективных проектов Альфа-Банка сказал, что мобильным банком в месяц пользуются 150 тыс. активных клиентов, осуществляя различные платежи. В месяц с помощью мобильного банка в Альфа-Банке проходит 350 тыс. операций, оборот составляет 4,3 млрд руб. По словам М. Батуева, это не предел, так как каждый месяц к мобильному банку подключаются 6 тыс. пользователей.

 С докладом «Мобильная коммерция: мировые тренды и прогнозы» выступила вице-президент Банка Москвы Оксана Смирнова-Крелль.

По ее словам, в мире в 2012–2016гг. количество смартфонов, поддерживающих платежные технологии, увеличится в 2,5 раза. Она подчеркнула, что потребители все больше доверяют мобильным технологиям и платежам, так как это удобно и оперативно. Уже сейчас банки как за рубежом, так и в России предоставляют своим клиентам такие услуги, как мобильный банк, мобильные переводы, мобильные платежи и т.п. О.Смирнова-Крелль назвала восемь факторов, которые препятствуют развитию мобильной коммерции: рынки и время, спор между различными бизнес-моделями, стратегия несогласованности, технологический стандарт, регулирование, инфраструктура приема, интерфейс для ТСП, безопасность (вирусы и т.д.) По ее словам, это общие проблемы для мирового рынка, и на их решении следует сосредоточить усилия экспертов, включая стандартизацию и нормативно-правовое регулирование.

В заключение заседания Подкомитета с докладом «Общее положение дел в области технологий мобильных платежей» выступил генеральный директор компании «Платежные технологии» Игорь Голдовский. В своем выступлении он рассказал о технологии NFC и ее применении в мобильных платежах.

Эксперты обсудили состояние и перспективные направления развития мобильных платежей.

Очередное заседание ПК №5 «Мобильные платежи» ТК№122 состоялось 19 марта 2012г. На нем обсуждались вопросы применения мобильных платежей на транспорте.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.