Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

INPAS: с уверенным взглядом в будущее

(Нет голосов)

11.04.2012 Количество просмотров 1396 просмотров

Компания INPAS подвела итоги своей деятельности за 2011 г. Трудно не обратить внимание на тот факт, что прошедший год был для компании не просто удачным, а в определенной мере и знаковым - в начале декабря компания сообщила об установке миллионного POS-терминала Не менее динамично развивались и все остальные основные бизнес-направления в компании. Об итогах года журналу «ПЛАС» в своем интервью рассказывает Илья Коробов, генеральный директор INPAS.


ПЛАС: Каковы итоги развития такого бизнес-направления, как продажа POS-терминалов?

И. Коробов: За прошедший 2011 г. компанией INPAS было поставлено на российский рынок более 300 тыс. POS-терминалов и интеллектуальных ПИН-падов. Только в течение IV квартала объем поставок данных устройств составил 150 тыс. Можно смело сказать, что объем поставок в последнем квартале прошедшего года был ударным.

Несомненно, знаковой вехой ушедшего года для нашей компании стало преодоление такого показателя, как миллион поставленных на рынок POS-терминалов VeriFone (терминал был установлен нами совместно с Западно-Сибирским банком Сбербанка России в Тюмени, в магазине «Эльдорадо»).

Поставленный нами миллионный терминал - это не только красивый, юбилейный показатель, но также и своего рода индикатор состояния российского рынка эквайринга, который говорит о его насыщении оборудованием для приема к оплате банковских карт.

В настоящее время по таким показателям, как объем выпущенных карт (по данным Банка России, на 1 октября 2011 г. в России было эмитировано 167585 тыс. карт) и уровень их проникновения (количество карт на душу населения составляет порядка 1,2), российский рынок выглядит вполне достойно, даже по сравнению с карточными рынками развитых стран.

Однако с точки зрения эквайринга российский рынок пока еще значительно отстает даже от некоторых развивающихся, с точки зрения платежных технологий, европейских стран. Полноценная, широкая инфраструктура, необходимая для того, чтобы банковская карта стала не только ключом доступа к банкомату, но и реальным платежным инструментом, которым можно расплатиться за товары и услуги в большинстве торгово-сервисных точек, в России пока еще находится в стадии формирования. Этот путь только предстоит пройти нашей стране.

Для сравнения - на рынок Бразилии, которая, так же как и Россия, входит в блок стран БРИК, компания VeriFone только за прошедший 2011 г. поставила порядка 1 млн POS-терминалов и ПИН-падов. Объемы поставок на рынок Китая еще более впечатляющи.

России в данном направлении есть к чему стремиться. Однако уже достигнутые темпы роста эквайринговых сетей также впечатляют. И, по большому счету, мы рассчитываем, что совсем не за горами поставка и полуторамиллионного POS-терминала. Достичь этого показателя мы планируем к концу текущего 2012 - началу 2013 года.С момента публикации последнего отчета, согласно информации семнадцати стран, значительно выросло количество инцидентов с использованием ловушек для наличных, выдаваемых банкоматами в процессе проведения транзакций cashout, хотя данный вид атаки на территории этих стран в настоящее время становится менее распространенным благодаря принятию мер противодействия. Рост числа стран, сообщающих о данном виде атак, подтверждает тенденцию, впервые упомянутую в последнем отчете EAST о противоправных действиях в отношении банкоматов в странах Европы (за период с января по июнь 2011 года). Случаи с захватом карт зарегистрированы четырьмя странами, при этом одна из них сообщила о применении пружинных «капканов», предназначенных для физического блокирования карты в картоприемнике банкомата. Две другие страны представили данные об использовании ловушек типа «петля», самым распространенным вариантом которых является так называемая ливанская петля. Семь стран сообщают о совершении физических атак на банковские отделения, связанные с использованием мощной строительной техники (экскаваторы, тракторы и т.п.) и направленные на похищение банкоматов, а также о взломах сейфовой части банкоматов. Мошенники все больше атакуют банкоматы вестибюльного типа, установленные в супермаркетах. Четыре страны описали атаки с подрывом банкоматов бытовым газом. Более точные сроки будут зависеть от ситуации на банковском рынке. Не секрет, что с точки зрения банковского бизнеса наступивший 2012 год обещает быть неоднозначным в силу того, что на рынке присутствуют определенные риски, и банки серьезно думают о том, каким образом эти риски минимизировать, в том числе и путем накопления определенных резервов. Именно от них зависит, насколько банковские бюджеты на IT-технологии будут наполнены и пущены на развитие эквайринговых сетей. А там, как говорится, недалеко и до такого события, как поставка двухмиллионного POS-терминала. Поэтому демонстрируемые нашей компанией темпы роста поставок эквайринговых устройств можно смело назвать очень серьезными.

В целом сегодняшний российский рынок POS-терминалов и интеллектуальных ПИН-падов я оценил бы в 1,3–1,5 млн устройств. К концу текущего года этот показатель приблизится к 2 млн.

ПЛАС: Как развивалось направление автономных мобильных сооружений?

И. Коробов: Такое направление деятельности нашей компании, как АМС – проектирование, производство и поставка так называемых автономных мобильных сооружений (банковских павильонов) – напрямую не относится к эквайрингу. Однако данный формат точки обслуживания клиента постепенно завоевал свое право на жизнь и к настоящему времени, совершенно очевидно, уже доказал свою эффективность. Банки, в свою очередь, и прежде всего Сбербанк России – основной наш клиент по данному направлению – уже успели в полной мере оценить эффективность данного формата, который позволяет не только приблизить банковские услуги к потребителям, но и сделать их максимально комфортными. Кроме того, с использованием данного формата банки получают возможность решить и такую важную задачу, как максимизация вывода операций по обслуживанию населения в удаленные каналы, что, безусловно, ведет к снижению издержек и способствует росту эффективности их бизнеса.

В 2011 г. мы поставили около 100 таких павильонов совершенно разных форматов: АМС, предназначенных для установки только одного устройства (как правило, мультифункционального банкомата), павильонов на несколько устройств, а также павильонов, объединенных с остановочными комплексами. Последний формат АМС можно рассматривать в качестве яркого примера того, каким образом можно донести банковские услуги до конкретного потребителя в местах с широким клиентским потоком.

Хочу отметить, что именно прошлый 2011г. стал первым после кризиса, в течение которого реальный интерес к этому формату стали проявлять и другие коммерческие банки, помимо Сбербанка РФ. Сегодня INPAS реализует целый ряд пилотных проектов с их участием, и думаю, что в текущем 2012 году мы приступим к регулярным поставкам АМС коммерческим банкам. Предполагаю, что коммерческую реализацию проекта начнут 3–5коммерческих банков, завершивших пилотные стадии, и мы сможем как минимум удвоить объем поставленных решений данного формата.

Кстати говоря, INPAS является изобретателем пяти конструкций различных модификаций, что подтверждено патентами. И сегодня мы продолжаем работу по совершенствованию конструкций АМС, достаточно много усилий прилагаем для того, чтобы данный формат и его конструкция отвечали всем самым высоким требованиям банков. Автоматизированный офис, имеющий легковозводимую модульную конструкцию, может иметь самые разные размеры, от 5 кв. м до 80 кв. м и более. И если у кого-либо из наших клиентов возникнут специфические потребности для реализации своего проекта, мы готовы следовать им и взять на себя разработку конкретного вида или типа павильонов.

 На рынок Украины за прошедший год нами было поставлено порядка 10 мобильных мини-офисов – рабочих мест банковского работника или страхового агента, продающего финансовые услуги, предназначенных для размещения в торговых или офисных центрах.\

ПЛАС: Каковы итоги развития дирекции кассовой техники?

 И. Коробов: За прошедший год дирекция кассовой техники прошла курс становления и к настоящему времени вышла на нормальный рабочий ритм. За прошедший год нашими клиентами стали практически все крупнейшие банки России, в том числе и такие как Сбербанк РФ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Номос-банк и многие другие.

Однако дирекции удалось добиться за указанный период не только роста продаж и расширения пула заказчиков, но и значительно расширить продуктовую линейку: к перечню продвигаемых продуктов добавились интересные решения по монетообработке, а также решения, предназначенные не только для банков, но и для ритейлеров и инкассаторских компаний. В числе последних – устройства, реализующие функции оптимизации пересчета и упаковки денежных купюр. Все эти интересные инновационные решения, безусловно, получат свое развитие и в наступившем 2012г. ПЛАС: Насколько компания INPAS продвинулась за прошедший год на международном рынке? И. Коробов: За указанный период наша компания активно расширяла свою деятельность на мировом рынке, охватывая новые страны, где в течение прошлого года мы реализовали целый ряд интересных инновационных проектов. В частности, в Нигерии мы выступили поставщиком программного обеспечения, которое к настоящему времени уже очень хорошо себя зарекомендовало – речь идет о нашем продукте INPAS UNIPOS.

 Несмотря на то, что Нигерия – новая для нас страна, данный проект был реализован нами менее чем за полгода. Рынок этой страны очень перспективен для нас.

Мы продолжили активную работу на рынках Ближнего Востока. С уверенностью смотрим на рынки стран Скандинавии, на которых, я уверен, в текущем году также состоятся продажи этого ПО в значительных объемах. В целом рынок всего Африканского континента для нас весьма интересен. Во многих странах Африки активно развивается эквайринговая инфраструктура и карточный бизнес при поддержке правительства. Понятно, что сейчас на рынках ряда стран этого континента не самая благополучная политическая и экономическая обстановка. Однако, несмотря на это обстоятельство, к настоящему времени мы вплотную подошли к обсуждению поставок в Египте.

Опять же выход на любой новый рынок связан с необходимостью достаточно серьезной кастомизации программного обеспечения с точки зрения поддержки местных языков, особенностей функционирования ПО и т. д. Мы не ставим перед собой такую сверхзадачу – в один год пройти по всей Африке. Но, я думаю, год от года список этих стран будет прирастать по мере развития текущих проектов. Здесь мы оптимистично смотрим в будущее.

 Напомню, что наше новое ПО INPAS UNIPOS было спроектировано как мультивендорное, что позволяет нам продвигать его не только для использования в POS-терминалах производства VerFone, но и для терминалов других производителей. Поэтому с точки зрения продаж программного обеспечения мы не имеем территориальных ограничений, для нас открыты рынки всех стран мира. Для примера – в прошлом году мы очень неплохо поработали с продвижением нашего программного решения на рынке Монголии. В целом только за 2011г. число проданных нами лицензий на ПО INPAS UNIPOS составило порядка 10 тыс.

ПЛАС: Какие проекты по поставке карт INPAS считаете наиболее крупными и значительными в прошедшем году? Каковы успехи компании в производстве и поставке бесконтактных карт?

И. Коробов: Развитие проектов по поставке карт прогрессировало в нашей компании от квартала к кварталу в течение 2011 года. И сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что наш производственный партнер – завод «Алиот» – вышел на совокупный годовой объем производства в 38–40 млн карт. Эти объемы росли последовательно и неуклонно. Всего за год заводом было произведено более 18 млн карт.

 Основной сегмент производства – это, безусловно, банковские карты. Также «Алиот» изготавливает карты для небанковского сектора – подарочные карты, карты лояльности, дисконтные карты.

В числе наиболее емких и интересных проектов по поставке карт за прошлый год можно назвать поставку микропроцессорных карт в такие банки как ВТБ24, Росбанк (Сосьете Женераль Восток), Московский Индустриальный банк, Ханты-Мансийский банк. В каждый из этих банков была поставлена партия карт объемом порядка 1 млн чиповых карт.

Интересно отметить тот факт, что в прошедшем году многие банки стали проводить заметные по объемам пилотные проекты с использованием дуальных карт с бесконтактным интерфейсом. Данные карты позволяют во многом более полно реализовать тот функционал, который банки закладывают в свой карточный продукт. На базе этих карт можно выпускать продукты, совмещающие платежную функцию с функцией, например, кампусной карты, ID-карты. Эмиссию таких дуальных карт начали Альфа-Банк, Московский Индустриальный банк, АКБАРС. Что немаловажно, наш производственный партнер полностью готов к производству таких карт. И в данный момент активно готовится к тому, чтобы сертифицировать данную технологию у себя на производстве. Предполагается, что процесс сертификации завершится в первой половине 2012 г.

ПЛАС: Какие новые технологии компания INPAS намерена реализовать в своих продуктах и решениях?

И. Коробов: Когда заходит разговор о новых технологиях, у всех прежде всего возникают ассоциации с NFC. Однако NFC –это всего лишь некий бесконтактный способ обмена данными со считывающим устройством, определенный инструмент.

Ни для кого не секрет, что сегодня на мировом рынке пока еще не выпущено достаточного количества моделей сотовых телефонов, которые можно было бы использовать в качестве платежного средства (поддерживающих технологию NFC). Решения же, реализованные при помощи всевозможных наклеек и стикеров NFC, безусловно, работающие решения, но все прекрасно понимают, что это некое временное решение в ожидании массового выхода на рынок телефонных аппаратов со встроенным NFC-интерфейсом.

Мы ожидали, что этот момент, судя по анонсу практически всех ведущих производителей, наступит в прошедшем 2011г. Однако, несмотря на то, что еще в конце 2010 г. практически все производители в один голос заявляли о том, что в следующем году все смартфоны будут выпускаться с поддержкой данного интерфейса, этого не произошло.

Сейчас говорят о готовящемся массовом выпуске на мировой рынок NFC-моделей уже в наступившем 2012г., во что я верю гораздо больше и что мне представляется более вероятным. На российский рынок массового выхода данных моделей следует ожидать, соответственно, через год-два (в 2013–2014гг.).

 Пока же, в ожидании этого прорыва, наша компания, как я уже отметил, готовит бизнес-кейсы, которые могут наглядно продемонстрировать клиенту, каким образом эти новые технологии могут принести конкретные преимущества банкам и дать возможность их клиентам воспользоваться рядом дополнительных сервисов. К этому же моменту должны быть готовы и необходимые технологические решения для обеспечения платежей и других сервисных функций, которые могут быть произведены через данные типы устройств.

Нынешний период можно назвать периодом подготовки, осмысления перспектив рынка мобильных платежей как на базе NFC, так и других технологий. И наша компания направляет достаточно существенные инвестиции в то, чтобы завоевать определенное место на данном рынке. Основной своей задачей в данном направлении на текущий год наша компания считает формирование продуктового портфеля и определение основных потребностей рынка, чтобы в следующий 2013г. войти не просто с идеями, а с конкретными продуктами. Некоторые из них мы сможем вывести на рынок уже в этом году.

ПЛАС: В заключение, какие акценты в своей деятельности намерена расставить компания INPAS в наступившем 2012 году?

 И. Коробов: Перспективными направлениями развития нашей компании на 2012г. мы считаем следующие. Во-первых, мы будем продолжать развивать наши программные продукты. Как я уже говорил, основной акцент мы делаем на мультивендорность нашего ПО, что позволит нам входить на новые рынки и работать на них в качестве поставщика конечных решений и, соответственно, увеличивать нашу компетенцию в области эквайринга.

Не менее активно продолжит развиваться и направление кассовой техники. Мы надеемся на то, что в новом году в пул наших клиентов войдет такой крупный розничный банк, как ВТБ24. Мы продолжим активно развивать и текущие проекты, искать новые рыночные сегменты для реализации данного типа оборудования.

Безусловно, INPAS продолжит уверенную экспансию на внешние рынки, опираясь на свои новые программные продукты и разработки. Получив положительный опыт в продвижении данного направления в прошлом году и опираясь на него, мы сможем значительно увеличить объем продаж на внешних рынках.

В текущем году мы продолжим развивать направление автономных банковских сооружений (АМС). Здесь мы ставим перед собой весьма амбициозные задачи и планы: как минимум удвоение объема продаж в наступившем году, возможно, поиск новых сегментов для данного типа продукции. Мы намерены увеличивать продажи POS-терминалов. На данном направлении мы также не собираемся сдавать свои позиции. С приходом в нашу жизнь бесконтактных технологий для нашей компании открываются новые перспективы с точки зрения не только поставки нового оборудования, но и апгрейда существующих сетей для приема бесконтактных карт.

 Конечно, мы будем продолжать развивать сервисы, которые необходимы для дальнейшего роста продаж как оборудования, так и программного обеспечения.

В общем и целом в 2012 год мы смотрим с уверенным оптимизмом, даже несмотря на имеющиеся на финансовых рынках определенные риски. Тем не менее наша банковская система готова к этим вызовам, и каких-то серьезных катаклизмов на российском банковском рынке не должно произойти. Такое направление российского финансового рынка, как расчеты, проведенные при помощи банковских карт, будет только расти. Я надеюсь, что будут приняты и новые законодательные инициативы, которые бы стимулировали развитие платежей при помощи банковских карт.


*Подробнее об этом событии читайте в материале «INPAS: миллион установленных в России POS-терминалов VeriFone - знаковый рубеж!», ПЛАС № 1/2012 г.


Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 3 (179) ’2012 с. 40


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?