Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ACI Worldwide: конкуренция среди банков-эмитентов продолжает расти на фоне насыщения рынка

(Нет голосов)

18.05.2012 Количество просмотров 1475 просмотров

 


Сергей Лукьянов, региональный директор ACI Worldwide по России и СНГ, рассказывает о том, как обслуживание розничных платежей стало одним из самых надежных источников дохода в финансовой сфере.


Карточные продукты:
тенденция по конвергенции

После двух лет посткризисного затишья на российском платежном пространстве банки перешли к интенсивному продвижению платежных карт и решительной борьбе за новые целевые группы держателей. В частности, именно с этой целью банки стали снижать уровень требований к потенциальным заемщикам карточных кредитов, довольствуясь все меньшим количеством обязательных документов от перспективных, с их точки зрения, потенциальных заемщиков. Одновременно с этим на карточном рынке набирает силу тенденция по конвергенции карточных программ. В ее рамках можно наблюдать постепенную интеграцию самой популярной в нашей стране формы предоплаченных карт - транспортных - с банковскими дебетовыми и кредитными картами. Кроме того, по ожиданиям ряда экспертов, большинство карт - электронных кошельков на базе открытых сетей (так называемых open loop) перейдут из традиционного пластикового форм-фактора в виртуальную форму.
Не менее яркое отражение тренд конвергенции нашел в сегменте предоплачен- ных топливных карт. По итогам 2011 г. объем выпускаемых топливных карт рос интенсивными темпами. В ближайшем будущем предоплаченные топливные карты также могут начать переход в формат расчетных карт, поскольку российские операторы топливных карт все чаще открывают кредитные линии для их держателей. За период с 2008 г. был проделан большой путь в секторе карт EMV-стандарта.
В период 2010-2011 гг. в данном сегменте наблюдался значительный рост, и к настоящему времени практически все крупные российские банки завершили процесс миграции своей карточной эмиссии на стандарт EMV. Данные факты свидетельствуют о «начале конца» карт с магнитной полосой, которые постепенно, в течение прогнозируемого периода, будут вытеснены с рынка. Основной причиной миграции на эмиссию карт стандарта EMV является их высокая надежность и защищенность, что доказывает опыт стран ЕС.
Ожидается также, что инновационной системой, которая на долгое время займет лидирующие позиции среди российских платежных систем, станет Универсальная электронная карта (УЭК). Россиянам предложат пользоваться Универсальными электронными картами, которые имеют не только функционал банковского приложения, но могут использоваться в качестве удостоверения личности, а также в качестве инструмента получения государственных услуг, осуществления таможенных и налоговых операций. Функция обеспечения доступа к социальным льготам придаст УЭК статус полноценного инструмента взаимодействия держателей карт с государственными учреждениями. Выпуск первой партии карт УЭК для массового использования ожидается уже в текущем 2012 г.
Все перечисленные факты и тенденции говорят о том, что такие платежные инструменты на российском рынке, как карты, становятся важны как никогда. Такой сервис, как обслуживание розничных платежей, некогда считавшийся дорогостоящим, но необходимым, теперь рассматривается участниками финансовой сферы как на российском рынке, так и во всем мире в качестве одного из наиболее надежных источников дохода, играющих стратегическую роль в отношениях между банком и клиентом. На этом фоне финансовые учреждения сталкиваются со множеством новых требований со стороны пользователей, в то время как новые кон- куренты бросают вызов доминирующей позиции традиционных участников рынка.
По мнению экспертов компании ACI, платежи являются стратегическим источником дохода, дифференциации и стимулом роста для банков, предприятий розничной торговли, а также компаний, осуществляющих процессинг платежных операций. Именно поэтому мы фокусируемся на внедрении передовых решений, которые позволяют финансовым учреждениям быстро развивать новые платежные услуги для потребителей, оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства и реалии рынка и удерживать занятые конкурентные позиции. Благодаря ACI банки получают проверенные системы, позволяющие им идти по пути постоянной модернизации и интеграции. Гибкая стратегия нашей компании в области обслуживания платежей позволяет клиентам быстро разрабатывать и продвигать на рынке новые платежные услуги и, таким образом, увеличивать свою долю на рынке.

Новое поколение пользователей

Сегодня на платежных рынках Европы и Северной Америки наблюдается интенсивный рост сектора электронных платежей, обусловленный наступлением эпохи молодежи – нового поколения экономически активного населения, все интенсивнее пользующегося цифровыми устройствами. Клиенты этой категории привыкли получать необходимые им услуги в любое время и в любом удобном для них месте. Судя по информации об активности российских пользователей Интернета, такая тенденция охватила и Россию.

По мере того как традиционные и альтернативные операторы услуг связи внедряют инфраструктуру широкополосного доступа в рамках общей тенденции отказа от предоставления услуг исключительно голосовой связи, на российском рынке широкополосный доступ интернет-услуг выходит на доминирующие позиции. Кроме этого, согласно Отчету о европейском рынке телекоммуникаций 2010г. (Russia Internet Usage and Marketing Report) Россия уже несколько лет является крупнейшим рынком мобильных устройств в Европе*. 

Для этого нового поколения клиентов традиционные ценности банковского бренда – надежность и безопасность – уже несколько потускнели благодаря финансовому кризису 2008г., поразившему банковские и финансовые рынки как развитых, так и развивающихся стран, и сейчас они имеют гораздо меньшее значение. Основные факторы, привлекающие потенциальных клиентов нового поколения, – это скорость и удобство предоставления услуги, но даже при их наличии приверженность одному бренду у таких клиентов носит в лучшем случае эфемерный характер. Именно в этом и состоит проблема. Утверждение о том, что клиенты меняют банк только в крайнем случае и, став банковским клиентом еще в студенческом возрасте, остаются с этим банком навсегда, еще совсем недавно считавшееся традиционным и фундаментальным, скоро останется только в учебниках истории. Даже клиенты далеко не самых молодых возрастных категорий уже начинают привыкать к тому, что покупка товаров и услуг, оплата счетов и осуществление других финансовых операций должны укладываться в их собственный график, а не в режим работы выбранного ими банка.

При этом относительная стабильность рынка платежей, наблюдающаяся в последние несколько лет, и потенциал для дальнейшего роста объемов платежей в ближайшие годы открывают отличные перспективы для банковского сектора. Но к настоящему моменту картина рынка платежей очень сильно изменилась, поскольку сегодня отрасль финансовых услуг занимается посткризисным восстановлением и приводит процессы и системы в соответствие с новыми реалиями и нормативными требованиями. И в секторе финансовых услуг, и в сфере процессинговых услуг появились новые участники, успешно конкурирующие с традиционными и авторитетными игроками на данных рыночных сегментах.

Справедливость этого утверждения ярко демонстрируют современные тенденции в сфере онлайн-платежей. Россия является одним из наиболее интенсивно и динамично растущих рынков интернет-услуг во всем мире. В течение последних трех лет рост числа абонентов можно назвать взрывным: количество подключившихся к Интернету новых пользователей удваивается примерно каждые 18 месяцев, и, по оценкам экспертов, по итогам 2011г. их число превысило 50 млн.

 Новые игроки в платежной сфере

 На развивающихся рынках таким сервисам, как онлайн-банкинг и интернет-платежи, «наступают на пятки» мобильные услуги. Сегодня около 60% населения всего мира не охвачено банковскими услугами, однако более 1 млрд человек имеют мобильный телефон, а более 1,7 млрд человек планируют его приобрести в 2012 г. Операторы мобильной связи, уровень проникновения на рынок которых намного превосходит аналогичный показатель кредитно-финансовых институтов, активно пользуются данным преимуществом, продвигая среди своих абонентов возможность проведения платежных услуг с помощью мобильных устройств. В свою очередь, потребители услуг сотовой связи весьма охотно пользуются предоставленной возможностью и активно осваивают платежные сервисы.

Ограниченность старых систем

Судьба всех этих инноваций, конечно, будет зависеть от гибкости технологической инфраструктуры. Большинство финансовых учреждений борются с унаследованной ими платежной инфраструктурой, формировавшейся более 30 лет и объединяющей сегодня несчетное количество систем, массу информации, процессов и специалистов, обеспечивающих их поддержку. Эти громоздкие и невосприимчивые системы создали функциональные анклавы и изолированные островки информации вкупе с избыточными процессами и дублирующимися действиями. Неудивительно, что все это затрудняет их эффективную коммуникацию и интеграцию между собой и внешними системами.

 Решение данной проблемы можно найти во внедрении многоканальных мультипродуктовых систем, которые иногда называют платежными свитчами (payment hubs) – системами, обеспечивающими маршрутизацию транзакций. Обычно этот термин относится к функционалу обработки платежных транзакций в течение жизненного цикла платежа, однако эту концепцию следует распространить на все элементы жизненного цикла платежа, начиная с управления картами и заканчивая управлением работой с ТСП, процессингом транзакций и обнаружением мошенничества. В отличие от отдельных систем для каждого сервисного канала или платежного продукта единые системы, охватывающие все каналы и типы продуктов, обеспечивают гибкость, которая позволяет использовать новые разработки и возможности рынка по мере их появления.

Проблема, конечно, заключается в том, что существующая платежная инфраструктура многих финансовых институтов настолько укоренилась и распространилась и имеет такое множество точек взаимодействия, что даже мысль о построении точной схемы того, что уже имеется, сама по себе пугает, а мысль о ее полной замене представляется практически непостижимой. По этой причине специалисты ACI Worldwide осознают важность применения именно эволюционного, а не революционного подхода к такой замене, который обеспечит бизнесу гибкость для адаптации к условиям меняющейся среды.

 Одно можно утверждать наверняка: на рынке России, занимающей сегодня третье место в мире по объему эмиссии платежных карт, банки, желающие активно осваивать новые сегменты карточного рынка, должны быть готовы как к быстрому росту бизнеса, так и к минимизации риска возможного поражения от конкурентов.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.