Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Подходы к повышению эффективности использования кассовых ресурсов банка

(Нет голосов)

18.05.2012 Количество просмотров 1801 просмотр

Часть II. Регулирование кассовых ресурсов на уровне подразделений и кассового центра коммерческого банка


Александр Ипатов, начальник управления налично-денежного обращения Дирекции по работе с денежной наличностью ОАО «Банк «Санкт-Петербург»


В предыдущей статье мы рассмотрели один из подходов к прогнозированию и планированию кассовых ресурсов на сети устройств самообслуживания, прежде всего банкоматов. В данной статье автор предлагает рассмотреть зависимости, которые влияют на эффективность планирования кассовых ресурсов в сети подразделений банка и в кассовом центре банка.


C точки зрения регулирования кассовых ресурсов все внутренние структурные подразделения можно классифицировать на имеющие постоянное хранение и ежедневно инкассируемые. Для внутренних структурных подразделений без круглосуточного хранения основная задача сводится к формированию авансов, которые, с одной стороны, полностью удовлетворили бы потребности клиентов, в том числе и в покупюрном составе, а с другой – суммы аванса при этом были бы минимальными. Организация процесса заказа денежных средств в кассовом центре банка обычно выглядит следующим образом: кассиры кассового центра банка (как правило, для каждого подразделения) ежедневно в течение дня, предшествующего подкреплению, формируют разменную монету и банкноты мелких номиналов в определенной сумме, которая, как показывает практический опыт, заметно превосходит потребности клиентов. Иными словами, они делают заготовки. К определенному времени такое подразделение делает заявку на общую сумму подкрепления, и в кассовом центре к сумме заготовки добавляют банкноты крупного номинала, формируют сумки с рублями и валютой, вкладывают в них необходимые внебалансовые ценности (чековые книжки, различные бланки и выпущенные карты) и передают эти сумки в ин- кассацию, которая и обеспечивает их доставку в подразделение.

Для внутренних структурных подразделений с круглосуточным хранением денежной наличности приезд инкассаторов может быть организован по заявке или по графику. Для таких подразделений в соответствии с Положением Банка России от 24.04.08 № 318-П устанавливается минимальный остаток хранения наличных рублей. Инструктивный материал не регламентирует необходимость наличия минимального остатка хранения для наличной иностранной валюты.

В зависимости от местонахождения внутреннего структурного подразделения с круглосуточным хранением денежной наличности по отношению к устоявшимся маршрутам инкассации их можно разделить на следующие группы:

• где целесообразно совершать ввоз и вывоз наличности единовременно;

• где инкассаторы обычно одной бригадой (маршрутом) делают ввоз, а другой – вывоз наличности.

 Данная классификация необходима, когда определится стоимость ввоза и/или вывоза валюты одного номинала. Если подразделение отнесено к тем, где целесообразно совершать ввоз и вывоз наличности одновременно, то сначала определится потребность по ввозу денежной наличности, а затем для всех остальных валют определится целесообразность вывоза излишков. Затем стоимость инкассации принимается пропорционально сумме перевозки, например, в рублевом эквиваленте.

При подсчете экономической целесообразности осуществления перевозки по каждой валюте прогнозируется спрос и плановые поступления, исходя из статистики. Так как сумма операций, проводимых подразделением, может отличаться в десятки тысяч раз, а крупные или особо крупные операции совершаются редко и по заранее согласованной заявке, то необходимо отделить из статистики и расчетов такие операции от операций, «обычных» для этого подразделения. Необходимо также организовать систему получения, хранения и обработки заявок на такие операции.

 Перед кассовым центром банка, как правило, не встает вопрос о том, совершать ли операцию по ввозу или вывозу наличных рублей в Банк России. Для него насущной проблемой является, скорее, в какую упаковку наиболее целесообразно упаковать поступающие деньги.

Для петербургских банков это особенно актуально, так как в настоящее время Кассовый центр ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу принимает денежную наличность, упакованную в специальные пластиковые кассеты, которые состоят из 10ячеек и в которые укладываются до 10 обандероленных корешков одного номинала обвязки или полиэтиленовой упаковки. Кассета Кассового центра ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу снабжается ярлыком и опломбировывается. Такая кассета, наполненная денежной наличностью, весит более 13 кг и является достаточно хрупкой – ее перевозка требует специального оборудования автомобиля стеллажами, и эта схема совершенно не подходит для подкрепления внутренних структурных подразделений. Для подразделений с круглосуточным хранением наиболее целесообразным является использование стандартной упаковки в пачки, а для подразделений без круглосуточного хранения – в инкассаторские сумки (куда обычно помещаются полные, неполные и сборные пачки).

Другим важнейшим потребителем рублевой денежной наличности, поступающей в кассовый центр, являются банкоматы (о расчетах целесообразности подкрепления устройств самообслуживания мы говорили в предыдущей статье). Существуют две принципиально разные стратегии обеспечения заправки кассет банкоматов. Первая из них подразумевает, что после пересчета денежная наличность упаковывается в кассеты кассового центра или в пачки, а затем по мере поступления распоряжения на загрузку банкоматов формируются кассеты в соответствии с указанными в распоряжении суммами. Вторая стратегия предусматривает, что после пересчета деньги сразу же упаковываются в кассеты банкоматов, исходя либо из предварительной заявки, которую оформляют специалисты, контролирующие загрузку банкоматов, либо из сложившейся статистики. Чем точнее будет заявка совпадать с распоряжением и чем меньше будут внеплановые загрузки, тем менее значительный по объему необходимо держать резерв. Необходимо также сократить бесполезное перекладывание (перефасовку) денежной наличности из одной упаковки в другую.

Процесс планирования кассового центра является своего рода вершиной кассового планирования, а его точность влияет на остатки денежной наличности не меньше, чем точность планирования банкоматной сети и точность планирования денежной наличности в сети внутренних структурных подразделений. Так как кассовый центр должен выполнять заявки банкоматной сети и подразделений в требуемых номиналах, то приходится отдельно осуществлять планирование поступления и расходования денежной наличности по номиналам.

 Возможны два варианта прогнозирования по общей сумме поступления, а затем ее раскладка по номиналам – прогнозирование исходя из сложившейся статистики или прогнозирование по отдельным номиналам. При заметно большей трудоемкости автор склоняется к необходимости прогнозирования поступления денежной наличности по отдельным номиналам, так как в основе прогнозирования лежит статистика за определенный период, который должен быть достаточно значительным (желательно не менее полугода), а за это время в связи с достаточно высокой в России инфляцией идет процесс изменения покупюрного состава денежной наличности. Так, если сравнивать сентябрь 2011 года и март 2012 года, то средняя пачка (отношение суммы, поступившей в кассу, или пересчет денежной наличности к количеству пересчитанных листов) выросла на 15–20%. Для каждого номинала происходит взаимоисключающее движение: рост в обороте крупных номиналов и «вымывание» мелких номиналов.

 В кассовый центр наличные рубли поступают из устройств самообслуживания (терминалов и банкоматов с функцией cash-in), внутренних структурных подразделений, Центрального банка и, самое главное, в процессе пересчета сумок с денежной наличностью, которые инкассаторы доставили от клиентов.

Остановимся на прогнозировании поступления денежной наличности в клиентских сумках. При достаточно большом количестве клиентов и стабильной клиентской базе можно осуществлять прогнозирование по формулам, приведенным для банкоматов в предыдущей статье*, при этом основной особенностью можно считать сдвиг календаря на один день. Основная масса клиентов сдает денежную наличность инкассаторам вечером после завершения рабочего дня, а инкассаторы в зависимости от построенных маршрутов доставляют деньги в кассовый центр либо ближе к ночи, либо на следующее утро. Таким образом, в банке они учитываются следующим операционным днем. Сдвиг особенно важно принимать во внимание, когда в календаре рассчитывается денежная наличность, которая поступит на следующий день после государственных праздников (как правило, в эти дни многие клиенты не работают, а у остальных резко падает денежная выручка).

Если поступление денежной наличности от какого-либо клиента существенно влияет на общее поступление, следует применить объектный подход, связанный с прогнозированием, т. е. выявлением отдельных тенденций, зависящих от характера деятельности клиента. Например, если таким клиентом является крупная сеть цветочных магазинов, то особенными периодами прогнозирования будут являться периоды за несколько дней и на следующий день после 8 Марта и 1 сентября. Таким же образом, если в объеме поступления монеты существенную роль играют деньги, поступающие от религиозных организаций, то такие поступления от них резко возрастают после церковных праздников.

К событиям, напрямую не зависящим от календаря, можно отнести объявление крупной торговой организацией существенной распродажи или вывод на рынок нового объекта строительной организацией. Автоматизация объектного прогнозирования крайне затруднительна и должна быть добавлена экспертным способом на основе анализа поступления, когда аналогичное событие случалось в предыдущий раз. Для подведения баланса поступления/расходования денежной наличности к собственному поступлению (прогнозу инкассированной выручки и потребности и поступления от сети устройств самообслуживания) необходимо добавить прогноз потребностей или излишков, возникающих в сети внутренних структурных подразделений. Если кассовый центр в рамках одного подразделения совмещает еще и операционное обслуживание клиентов, то желательно разделять расчеты по оборотам, относящимся к обслуживанию клиентов в операционных кассах, и обороты как кассового центра. При этом его операционные кассы следует условно принимать за дополнительный офис без круглосуточного хранения денежной наличности с нулевой стоимостью инкассации.

Одной из главных проблем внедрения математических моделей при планировании кассовых остатков подразделений является психологический фактор, который выражается в боязни оказаться в ситуации, когда деньги потребуются для выдачи, а их в кассе нет. Точный расчет и обоснование помогут понять кассовым работникам на местах, что вероятность такой ситуации крайне незначительна. Автор статьи в своей практической работе по планированию кассовых ресурсов всегда исходит из принципа «чудес не бывает, а бывают только ошибки и просчеты» и желает всем банкам и их клиентам, чтобы ошибок и просчетов было как можно меньше.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?