Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Стивен Паркер: «Стратегия Visa в России – оставаться центральным звеном платежной системы»

(Нет голосов)

18.06.2012 Количество просмотров 2422 просмотра

О своем видении роли Закона «О национальной платежной системе» (НПС) в развитии платежной индустрии, перспективах реализации принципа «нулевой ответственности», планах по масштабному развертыванию мобильных платежей и иных направлениях инвестиций Visa на российском рынке в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает генеральный директор Visa по России, странам СНГ и Юго-Восточной Европы Стивен Паркер (Steven Parker).



ПЛАС: Можно ли говорить о том, что принятие Закона «О национальной платежной системе» может стать неким новым этапом партнерских отношений Visa и банков? Наблюдаете ли вы качественные изменения во взаимодействии с ЦБ РФ?
С. Паркер: Я думаю, что новый Закон РФ «О национальной платежной системе» (НПС), безусловно, является важной вехой и в развитии платежного бизнеса в России, и в наших взаимоотношениях с банковской системой РФ. Его принятие стало результатом поистине беспрецедентного сотрудничества между банками, операторами электронных платежных систем, другими участниками рынка и регуляторами. Правительство России, Центральный Банк, Государственная Дума, а также банки, платежные системы, торговые предприятия, ведущие ежедневную конкурентную борьбу за клиентов и доли рынка, внесли свой вклад в разработку этого закона – на благо потребителей, сектора финансовых услуг и российской экономики в целом.

Отмечу, тем не менее, что Закон «О НПС» сегодня находится в начальной точке своего жизненного пути. Предстоит приложить еще немало усилий для окончательной разработки нормативной базы, которая позволит реализовать его многочисленные положения. В этой связи я хотел бы обратить внимание на следующие моменты:

•Высокую степень участия различных сторон в подготовке и реализации закона;
•Важность электронных платежей;
•Новые услуги и технологии, развитию которых способствует Закон «О НПС».

 

В плане реализации закона важнейшую роль должен сыграть Центральный Банк Российской Федерации, и Visa будет максимально тесно работать с ЦБ РФ и российским правительством в целом для того, чтобы обеспечить исчерпывающую реализацию положений нового закона.

При этом представители сектора финансовых услуг могут уверенно утверждать, что наш конструктивный диалог, результатом которого стало принятие Закона «О НПС», уже позволил повысить уровень защиты потребителя, обеспечить справедливые условия работы для банков и операторов в сфере безналичных платежей, а также более широкий доступ к электронным платежам для всех групп населения.

Офис Visa работает в России уже 12 лет. Результаты нашего присутствия здесь – это более 80 млн карт, обращающихся на рынке, и лидерство на рынке в сфере традиционных карточных платежей. Но мы не почиваем на лаврах и внимательно следим за динамикой рынка. В последние 3–4 года мы наблюдаем исключительно динамичный рост альтернативных видов платежей в России – таких, как системы электронных кошельков – Yandex.Деньги, CyberPlat, QIWI и т. п. Уже по одному этому можно констатировать, что темпы развития инновационной деятельности на рынке платежей в России очень высоки. И в этом плане Закон «О НПС» крайне важен для такого растущего рынка: он обеспечивает контроль и в то же время обеспечивает возможность нормальной, эффективной работы.

Нам, в частности, импонирует, что данный закон обеспечивает открытую, однородную конкурентную среду для всех игроков рынка. Роль каждого участника рынка теперь достаточно четко определена, любой из игроков имеет, по сути, один и тот же набор правил и нормативов, которые он должен применять для обеспечения стандартов безопасности данных, бесперебойной работы процессинговых систем и т. п.

Отмечу, что на определенной стадии работы над законом выдвигались некоторые довольно нежелательные для участников рынка предложения, касающиеся платежей в России. Так, например, предлагалось перевести процессинг карточных операций на территорию России. Но что тогда делать CyberPlat с его процессингом в Цюрихе, что делать Ситибанку с процессингом в Сингапуре? И что делать Visa с ее моделью датацентров по всему миру? После напряженных споров и переговоров мы пришли к соглашению, позволяющему всей отрасли двигаться вперед. На мой взгляд, это хороший итог. Мы разбирались в сути процессов вместе с Министерством финансов, с ЦБ РФ, разъясняли и демонстрировали, по каким принципам работают в мире платежные системы, как банки сегодня осуществляют процессинг, какие задачи решает Visa. На мой взгляд, это обсуждение было не только продуктивным, но и полезным для всех сторон, оно заложило некую платформу для дальнейшего развития диалога на более глубоком уровне.

Считаю, что Visa может гордиться тем, что в этом процессе мы сыграли здесь одну из ведущих ролей, рассказывая о принципах и нюансах работы платежных систем и приводя примеры из лучших мировых практик. При этом я должен воздать должное и российскому Центробанку, Министерству финансов и администрации президента: они прислушивались к советам отечественного и международного бизнеса, они искренне желают, чтобы российский опыт считался самым передовым в мире. В конечном итоге, после напряженных споров и переговоров, первоначальный вариант закона, в котором было множество спорных моментов и недоработок, полностью изменили, и сейчас мы пришли к документу, позволяющему всей отрасли двигаться вперед. Мы создали закон, который устраивает всех.

ПЛАС: В итоге этих переговоров был со- здан и Национальный платежный совет. Каковы ближайшие и среднесрочные цели и задачи работы Visa в этой ассоциации? 

С. Паркер: Создание национального платежного совета стало еще одним важным плодом того диалога государства и участников рынка, о котором я уже говорил. В отрасли появился орган, занимающий нейтральную позицию. Мы считаем критически важным для эффективной реализации Закона «О НПС» участие в его обсуждении ассоциаций и объединений, представляющих банковский и финансовый сектор, а также потребителей и предприятий розничной торговли. Visa в рамках Национального платежного совета, несомненно, будет принимать участие в работе по реализации законодательных требований и разработке подзаконных актов на каждом этапе. Еще раз подчеркну – важно, что на этой площадке мы больше не выясняем, что такое закон: мы выясняем теперь лишь то, как его применять. Основной целью НПС является содействие реализации государственных мер, направленных на развитие национальной платежной системы России. Ассоциация, будучи некоммерческой организацией, ставит перед собой следующие задачи: 
• развитие новых продуктов, 
• модернизация системы платежей, 
• развитие инноваций, 
• появление новых стандартов индустрии, 
• формирование полной и постоянно обновляемой информационной базы данных об индустрии. 
Основными направлениями нашей работы в рамках НПС на 2012 год станут изучение рынка платежей, его количественного и качественного состояния, проведение опросов – как среди банков, так и среди потребителей, многофакторный анализ рынка и процессов, происходящих в отрасли, и т. д. Еще одна важная задача – стимуляция появления новых платежных продуктов для российских потребителей. Закон вносит ряд изменений, которые помогут развиваться новым продуктам, – это и мобильные платежи, и новые функционалы для дебетовых и кредитных карт. Кроме того, мы примем активное участие в дальнейшем совершенствовании законодательной базы. Именно сейчас, после принятия Закона «О национальной платежной системе», должно быть принято множество подзаконных актов, которые будут регулировать деятельность платежной индустрии. Исполнительный директор Национального платежного совета, в частности, считает, что одной из задач ассоциации является продолжение сотрудничества и дискуссии с ЦБ РФ о тонкостях применения закона. Но еще важнее для нас самих как участников Совета понять, в каком на- правлении мы развиваем отрасль, и какие проблемы надо решать в первую очередь. Могу со своей стороны выделить несколько важных вопросов, по которым мы со- обща должны определить свою позицию. Например, решены далеко не все вопросы, связанные с корпоративными картами. До сих пор продолжаются дискуссии и о предоплаченных картах – мы все еще спорим о том, чем же они являются. При этом замечу, что предоплаченные карты – весьма эффективный в сегодняшних российских условиях инструмент для повышения уровня охвата на- селения, не пользующегося банковскими услугами. Далее, важным вопросом для обсуждения является развитие стандартов электронной коммерции, приближение их к мировой практике. 

ПЛАС: В связи с этим прокомментируйте, пожалуйста, подробнее, как Visa видит перспективы реализации принципа нуле- вой ответственности держателя карты, оз- вученного в Законе «О национальной пла- тежной системе», в рамках существую- щей российской платежной экосистемы? 

С. Паркер: Один из путей сокращения доли использования наличных – обеспечить людям ощущение надежности электронной транзакции. Есть много способов этого добиться. Один из них – это как раз введение принципа нулевой ответственности держателя карты, благодаря которому потребители должны чувствовать, что защищены от мошенников. Повторюсь, пока что Закон «О НПС» в этом отношении довольно ограничен – период действия принципа zero-libility составляет всего один день, но это лишь начало. Но хорошо, когда уже есть с чего начинать. На мой взгляд, Россия взяла хороший старт, прописанные в законе положения о нулевой ответственности позволяют, с одной стороны, завоевать доверие потребителя, а с другой – обеспечивают наличие в отрасли системы надежного управления рисками и защиты от мошенничества, чтобы коммерческий бизнес участников рынка не пострадал. Какую роль здесь можем сыграть мы? Считаю, что Visa может помочь банковской отрасли чувствовать себя более защищенной, гарантировать большую степень защиты от мошенничества, более совершенное управление рисками, что- бы участники отрасли были более открыты международным стандартам нулевой ответственности (как мы знаем, в ЕС это не один день, а 30–40 дней, и к этому надо стремиться и в России). 

ПЛАС: Как вы намерены взаимодейство- вать в рамках ассоциации Националь- ный Платежный Совет и вне ее с небан- ковскими структурами – мобильными операторами, операторами денежных переводов идр., в вопросе развития эле- ктронных платежей в России? 

С. Паркер: Отчасти задача Совета состоит в обеспечении применения закона в сфере электронных платежей надлежащим образом. Но еще более важная задача для участников Ассоциации – определить путь дальнейшего развития электронных платежей. Моя личная позиция состоит в том, что, в сущности, в России сейчас существует один из самых мягких режимов в отношении развития электронных денег, сравнимый разве что с директивами ЕС. Опыт других стран показывает, что широкое использование электронных платежей стимулирует рост потребительских расходов и экономической активности и будет полностью соответствовать задачам проводимой Россией политики диверсификации и модернизации экономики. Отмечу, что, по данным Visa, рост доли электронных платежей на 10% приводит в среднем к увеличению потребительских расходов на 0,5%. Очевидно, что в такой стране, как Россия, с ее огромной территорией, где организация физических точек продаж требует больших затрат и трудна в силу больших расстояний, создание развивающейся системы электронных платежей через Интернет или мобильные сети является важным способом повышения уровня проникновения финансовых услуг на рынке. Более широкое использование безналичных платежей потребителями будет стимулировать рост электронной торговли, госуслуг, туризма и путешествий, телекоммуникаций, индустрии развлечений, розничной торговли и сферы финансовых услуг. И это лишь некоторые из секторов, непосредственно выигрывающих от развития без- наличных платежей. В России сегодня, по нашим данным, 40% населения не пользуются услугами банков, и только 11% карточных транзакций связаны с безналичной оплатой товаров и услуг (по сравнению с 80% в Европе). Возможности для роста, как видим, в этом сегменте просто огромны, тем более, что, несмотря на выпуск огромного количества зарплатных карт, в большинстве своем россияне до сих пор пользуются ими для снятия наличных в банкомате дважды в месяц. Так что для модернизации российской экономики, для нормального развития финансовых услуг и обеспечения экономического рос- та стране жизненно необходимо сегодня развивать электронные платежи. С моей точки зрения, раздел Закона «О НПС», посвященный электронным деньгам, должен как раз простимулировать дальнейшее повышение уровня проникновения финансовых услуг и охват той части населения, которая мало или сов- сем не использует банковские услуги. Несомненно, в законе есть и свои слабые стороны – мне представляется, что в не- которых областях прописывается слишком жесткий контроль. Но если подводить какой-то конструктивный итог, все же мы получили документ, на основе которого отрасль электронных платежей может работать и развиваться. По крайней мере, я вижу положительный момент в том, что закон формализовал многие вопросы, определил многие понятия и схему работы. Новый закон, я думаю, будет стимулировать инновации во всех сферах нашей жизни, включая мобильные платежи, интернет-платежи и электронную торговлю. 

ПЛАС: Каковы сегодня подходы Visa к развитию мобильных платежей в России? Станут ли они здесь ведущим трендом в обозримом будущем? 

С. Паркер: Прежде всего я полагаю, что в России мы еще долго будем иметь дело с традиционным эквайрингом, подразумевающим использование карт в точках продаж. Разработчики новых технологий часто забывают, что людям требуется достаточно много времени, чтобы изменить привычное поведение. Приведу следующие цифры: сегодня 93% расходов населения в России – это наличные, а 86% оборота по картам Visa здесь приходится на банкоматы, а не на точки продаж. Так что, на мой взгляд, нам предстоит еще огромная работа в области организации традиционного приема карт, в области базового образования, информирования, повышения доверия к картам у российского потребителя, использующего карту в точке продаж. Сейчас наша работа в этом отношении принимает самые разноплановые формы – от программ по повышению общего уровня финансовой грамотности населения или программ сотрудничества с банками и сетевыми ритейлерами до совместных проектов с правительством РФ на зимних Олимпийских играх в Сочи в Краснодарском крае, где для обеспечения приема карт нам необходимо обучать потребителей базовым навыкам пользования дебетовыми картами. Я считаю, что технологии могут либо задать новые модели поведения, либо продвигать вперед старые. Что же касается мобильных платежей, то, на мой взгляд, мы здесь находимся еще в самом начале «технологического» пути. Пока что во всем мире люди и компании экспериментируют в этом направлении, причем где-то уже появились определенные стандарты, где-то их еще нет. По мнению Visa, участникам рынка мобильных платежей необходимо четко осознавать, что мобильные операторы не могут выполнять функции банков, а банки, в свою очередь, не являются мобильными операторами, т.к. у них никогда не будет такой ориентации на потребителя и таких прямых каналов коммуникации с потребителями, как у мобильных операторов. Что можем сделать мы? Visa может выполнять (и уже выполняет) функцию посреднической сети, обеспечивающей соблюдение стандартов. Мы можем обеспечить применение мер защиты от мошенничества и защиты данных. Мы можем в значительной степени выполнять функцию координатора между мобильными компаниями и банками в сфере мобильных платежей.

ПЛАС: Что вы можете сказать относительно конкретных планов Visa в развитии этого направления на российском рынке – как в ближайшей, так и в среднесрочной перспективе? 

С. Паркер: Как я уже сказал, стратегия Visa на рынке платежей вообще и на рынке мобильных платежей в частности со- стоит в том, чтобы выполнять функцию посредника. Для этого у нас есть все необходимые активы. Актив номер один – тот факт, что Visa на сегодняшний день является ведущим мировым платежным брендом с точки зрения безопасности и доверия потребителей, осуществляющих транзакции. Второй уникальный актив – наша процессинговая сеть, способная безопасно обрабатывать эти транзакции, сеть, объединяющая десятки тысяч банков и миллионы ТСП во всем мире. Мы начали налаживать стратегическое партнерство и приобретать компании, работающие в сфере мобильных платежей. Здесь у нас также появилось несколько ключевых активов в течение последних двух лет. Один из них – система электронных платежей CyberSource, приобретение которой в 2010 г. позволило нам существенно расширить свою работу в сфере электронной коммерции и в области защиты транзакций от мошенничества. Решения и инновации Cyber- Source в этих областях актуальны и для мобильных платежей. Недавно мы запустили сервисы CyberSource и в России с помощью компаний UCS и Viaplay, что, в частности, по нашему мнению, позволит упрочить свои позиции на этом рынке таким вендорам, как Apple, которые работают с CyberSource и Visa. Далее, в 2011 г. мы приобрели компанию Fundamo, которая занимается разработками для мобильной составляющей пользовательского платежного интерфейса. Позиции Fundamo особенно сильны в Африке и отчасти в Азии. В частности, на примере Руанды, внедряющей технологии электронного правительства, где Fundamo является ключевым разработчиком, мы анализируем ситуацию, чтобы увидеть, каким образом на развивающемся рынке мобильные платежи могут стать ключевым компонентом системы электронных платежей. Внедрение мобильных платежей обеспечивается компанией Monitise Group, с которой у нас достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве. Большинство крупных банковских групп в Англии используют сервис Monitise в качестве внешнего интерфейса мобильного банкинга. Кроме того, Monitise сейчас выходит на мировые рынки, работает в Гонконге, США и т. п., являясь, таким образом, еще одним «мобильным» активом Visa. Так, недавно мы вместе с Monitise создали совместное предприятие в Индии, которое выводит на этот рынок пол- но ценные услуги мобильного банкинга. Возвращаясь к ситуации с мобильны- ми платежами в России, отмечу, что мы не считаем Россию развивающимся рынком, а определяем его как гибридный рынок (hybrid market). В следующие год-два мы посмотрим, как можно здесь использовать упомянутые мной ранее активы, такие как Fundamo или Monitise, чтобы в сотрудничестве с местными банками и мобильными операторами создать более полноценный мобильный функционал, чем тот, что существует сегодня. Из текущих успехов могу отметить, что уже сегодня, работая с любым из трех ведущих мобильных операторов, вы можете пополнить счет своего мобильного с помощью карты Visa. Но это лишь начальный функционал, и мы планируем его развивать далее – как я уже говорил, – сделать систему более безопасной, создать более дружественный пользовательский интерфейс и т. п. 
Далее, в сотрудничестве с операторами Билайн и МегаФон мы уже запустили виртуальные предоплаченные карты, которые можно получить с помощью мобильного телефона. Главное преимущественное отличие данных карт от большинства виртуальных карт состоит в том, что их счет «привязан» к балансу мобильного телефона абонентов. Поэтому абоненты Билайна или МегаФона мо- гут пополнять счет своей новой карты так же легко и быстро, как счет своего мобильного телефона. Никогда раньше в мировой практике Visa не охватывала всех мобильных операторов страны. Мы видим, что потребители настроены использовать виртуальные карты для совершения покупок в Интернете, поскольку это снижает многие риски. Тем не менее в области мобильных платежей мы должны обращать особое внимание на вопросы безопасной аутентификации потребителей. Говоря о дальнейшей модернизации этой отрасли, хотелось бы выделить два ключевых аспекта, которые связаны между собой. С одной стороны, необходимо внедрить удобный пользовательский интерфейс мобильных платежей, используя который, потребитель сможет легко выполнять операции, условно говоря, одним нажатием пальца. С другой стороны, необходима серьезная система защиты от мошенничества и обеспечения безопасности обработки транзакций, причем это должна быть система промышленного уровня. Мы знаем, что в числе прочих моментов относительно мобильных платежей ЦБ РФ особенно беспокоит то, как будет обеспечена надежность системы, насколько она будет защищена от мошенничества, насколько будет исключена возможность возникновения проблем с обеспечением безопасности персональных данных. Я считаю, что Visa может сыграть ключевую роль в разрешении этих вопросов, и сегодня мы уже работаем с нашими подразделениями и партнерами, которых я упоминал ранее, чтобы определить пути, по которым мы сможем внедрить такой функционал в России. Опять же, замечу, что-то из наших наработок будет иметь успех здесь, что-то – нет, но в любом случае надо экспериментировать со всеми моделями. Так, например, в США наши усилия сейчас направлены прежде всего на поддержку мобильных операторов и ТСП в частности, на предоставление услуг, основанных на геолокации – определении местоположения пользователя. Например, если вы придете в магазин Gap, система узнает, что вы находитесь там, и вместе с Gap мы сможем отправить на ваш мобильный телефон сегодняшнее предложение, при этом, чтобы им воспользоваться, вы будете должны показать кассиру SMS-со- общение с этим предложением и расплатиться в Gap картой Visa. Как бы то ни было, развитие мобильных платежей – это долгий и многоплановый путь, но мы намерены и дальше играть роль центрального звена сети во всей этой экосистеме. В России, по нашим прогнозам, ядром системы мобильных платежей по край- ней мере в течение ближайшего времени останутся банки, но окончательная стандартизация всех процессов в этой отрасли займет по меньшей мере несколько лет. Стратегическая цель Visa – убедиться, что мы можем выполнять роль центрального звена сети и быть эффективным посредником между банками и мобильными операторами в России. 

ПЛАС: Согласно информации Visa, до конца 2014 г. вы планируете инвестировать в российский рынок сумму порядка 40 млн долл. Каковы будут основные приоритеты этих инвестиций? 

С. Паркер: Что касается нашего намерения инвестировать 40 млн долларов в России, могу сказать, что эта сумма, скорее всего, на практике окажется еще больше. Мы инвестируем в самые различные области – это и программы по повышению финансовой грамотности населения, и совместные программы с российскими банками в сфере повышения уровня осведомленности держателей карт. Это наша помощь банкам в анализе и консалтинге в области изучения кредитного рынка, способов повышения уровня кредитования, что выгодно и потребителям, и банкам. Разумеется, это будут и инвестиции в сферу технологий, например, в риск-менеджмент и борьбу с мошенничеством. В частности, мы уже внедрили в России новый сервис Visa Advanced Authorization – сегодня это инструмент управления рисками, позволяющий оценить надежность транзакции в режиме реального времени и определить, мошенническая она или нет. Многие российские банки уже пользуются данным сервисом, и теперь, если транзакция проходит через сеть Visa, мы можем в режиме реального времени оценить ее надежность. Таким образом, банки экономят значительные средства и могут увеличивать объемы обрабатываемых транзакций. В области мобильных платежей, на которых мы так подробно с вами останавливались, тоже много работы – в частности, в рамках работы сервиса CyberSource, на пути дальнейшего развития мобильного функционала. 

ПЛАС: Какое место Visa отводит в этих инициативах Олимпиаде в Сочи, которая пройдет в 2014 году? 

С. Паркер: Разумеется, зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи – очень важный для нас проект. Его поддержка с нашей стороны весьма разнопланова. С одной стороны, она включает в себя традиционную поддержку спортсменов в рамках программы «Команда Visa» и начавшееся активное сотрудничество с администрацией Сочи, направленное на повышение уровня обслуживания банковских карт в Сочи и в Краснодарском крае в целом. На этом примере мы надеемся продемонстрировать, как платежная система в сотрудничестве с местными властями может проводить обучение населения и обеспечить прием электронных платежей всеми ТСП региона. Я считаю, это будет для нас прекрасным экспериментом и отличной пилотной площадкой в России. С другой стороны, мы планируем многое сделать и для самих Игр, поскольку на Олимпиаде будут принимать только кар- ты Visa. В этом направлении мы работаем с нашими банками-партнерами в области модернизации и развития платежной инфраструктуры региона. Мы думаем и над экспериментами с использованием технологии NFC. Предоплаченные карты – также прекрасный инструмент для Олимпийских игр с точки зрения использования их спортсменами, благодаря возможности быстрого выпуска самой карты. Таким образом, наша инвестиционная программа весьма обширна. В целом можно сказать, что в нее входят такие элементы, как традиционные платежи, обучение потребителей, повышение уровня использования карт, помощь в организации их приема и налаживания инфраструктуры электронных платежей. Кроме того, мы планируем развивать и инновационную политику в качестве посредника: так, недавно Visa совместно с Альфа-Банком запустила в России пилотный проект по выпуску и приему карт payWave, и на ближайшее время у нас большие планы в области развития бесконтактных платежей. 

ПЛАС: И последний вопрос, Стивен. Каковы планы Visa в отношении участия платежной системы в проекте УЭК, реализация которого предусмотрена российским законодательством? 

С. Паркер: Что касается УЭК, то на данном этапе я воздержался бы от каких-либо развернутых комментариев по конкретике проекта. Прежде всего, я считаю, что российское правительство следует абсолют- но верной политике, суть которой – в переводе наличных платежей потребителей и потребителям в электронную форму. Однако наша позиция, которую мы озвучили и российскому правительству, и российским банкам, состоит в том, что в соответствии с нашим анализом мировой практики перевод государственных платежей в электронную форму произойдет быстрее и с меньшими затратами в том случае, если это будет открытая система. Таким образом, с нашей точки зрения, нет необходимости создавать отдельную, закрытую инфраструктуру государственных платежей – есть возможности модернизации и использования существующей платежной инфраструктуры. Это гораздо экономичней и гарантирует более быстрое внедрение. Я полагаю, что при работе с УЭК и электронными госуслугами в целом разработчикам следует постараться избежать создания собственной замкнутой системы, поскольку, во-первых, это гораздо дороже, а во-вторых, потребуется гораздо больше времени на внедрение. Мы неоднократно делились результата- ми своего практического анализа в вопросах внедрения электронных платежей за государственные услуги с соответствующими министерствами и департаментами в таких странах как Сингапур, Латвия, Дубаи, Канада, Англия, США. Во всех этих случаях ключевым фактором успеха было использование существующей инфраструктуры и открытая система. В ходе таких консультаций Visa была максимально нейтральна и не принимала чью-то одну сторону. Точно так же и в России по проекту УЭК мы лишь обеспечиваем техническую поддержку и оказываем необходимые консультации всем участникам государственной платежной системы.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?