Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

CARTES in Asia 2012: взгляд из России

(Нет голосов)

18.06.2012 Количество просмотров 1392 просмотра


В последние годы мы являемся свидетелями растущей активности, проявляемой странами Азии в сфере индустрии платежей. Гонконг стал важнейшей финансовой площадкой, на которой размещено более двух третей из топ-100 мировых банков. Не случайно именно здесь в выставочном центре AsiaWorld-Expo 28–29 марта 2012 года прошла третья выставка CARTES in Asia, показавшая возросший интерес международных игроков к макрорегиону АТР.



В этом году мероприятие привлекло почти 2 800 посетителей из 55 стран мира, а 115 экспонентов представляли 23 страны. Наиболее внушительными делегациями в этом году отличились КНР, Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань, пославшие на выставку и саммит больше всего своих делегатов из числа представителей банков и платежной индустрии, специалистов по информационной безопасности и карточным решениям.

Наряду с традиционными участниками азиатского CARTES, включая HID Global, Trub, Watchdata и Zebra Technologies, в этом году на выставке впервые представили свои экспозиции такие известные международные бренды, как платежная система UnionPay, компании Ingenico, Oberthur и др.

В связи с этим интересно, что представители стран Азии проявили вполне конкретный интерес к продуктам и решениям мировых лидеров. Например, делегация материкового Китая, возглавляемая руководством Комитета по экономике и информационным технологиям города Циндао, имела четкую бизнес-цель: поиск на выставке решений для применения в масштабном проекте «Интеллектуального города» в Циндао.

В рамках выставки состоялось также награждение победителей конкурса и премии Asian SESAMES Award, которая присуждается за наиболее инновационную смарт-технологию, продукт или приложение, разработанное для рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот раз победителем стала китайская компания Watchdata, награжденная за свое NFC-решение SIMpass-SC.

На проходившей параллельно выставке CARTES конференции Asian Card Summit выступили с докладами 72 участника. Сама конференция открылась интереснейшей дискуссией, посвященной клиентоориентированным платежным решениям в ритейле, с участием топ-менеджеров Gemalto, Oberthur Technologies, China Union Pay, Ingenico и Watchdata в качестве спикеров.

Основные тематические разделы гонконгской выставки, в соответствии с отраслевыми трендами, были посвящены прежде всего бесконтактным технологиям, причем как NFC, так и RFID, очень быстро набирающей популярность в Азии, электронным и мобильным платежам, решениям в области дистанционного банковского обслуживания и интернет-банкинга, проблемам защиты информации, технологиям идентификации, решения для электронного правительства.

Учитывая актуальность данных тем для российского рынка, редакция журнала «ПЛАС» предложила своим внешним экспертам поделиться впечатлениями о CARTES in Asia 2012, рассказать о сильных и слабых сторонах мероприятия, наиболее интересных для них темах, поднимавшихся в Гонконге, планах компаний, связанных с CARTES in Asia и рынком АТР в целом.


Игорь Сухоставский, генеральный директор компании «Терминальные Технологии»

В этом году я в первый раз посетил выставку в Гонконге, поэтому могу сравнить ее только с CARTES в Париже, где мне приходилось участвовать последние 10 лет. Впечатления двоякие. С одной стороны, не оправдались ожидания увидеть всех азиатских производителей в одном месте, как мне представлялось ранее.

Объяснения последнему факту со стороны китайских производителей достаточно банальны. Им интереснее выставляться в Париже, куда приезжают потенциальные клиенты со всего мира, чем у себя дома.

С другой стороны, Cartes Asia – это очень удобная площадка для проведения встреч и переговоров с азиатскими партнерами. Выставочный центр находится рядом с аэропортом, сам комплекс построен прямо напротив прекрасного отеля Sky City с хорошим рестораном и комнатами для переговоров, в которых весьма удобно назначать деловые встречи в спокойной обстановке.

Пройдя по выставке, которая, к слову сказать, совсем небольшая по традиционным меркам CARTES в Париже, можно перейти по надземному переходу в отель и провести переговоры с партнерами, а затем вернуться обратно. Посещение Гонконга не требует визы, в отличие от Китая или Тайваня, поэтому он является «нейтральной», легкопосещаемой территорией и для нас, и для наших партнеров.

Кроме того, отмечу еще одно серьезное преимущество гонконгской выставки по сравнению с парижским CARTES – а именно тот факт, что в Гонконге гораздо легче договориться о встрече с первыми лицами компании, которые не всегда посещают Париж. Это важно, так как опыт показывает, что проводить переговоры с компаниями из Азии нужно только на самом высоком уровне, так как субординация там в почете, и реально решения принимает только высшее руководство.

Если говорить о представительности самой экспозиции, отмечу, что здесь были достаточно широко представлены известные компании – такие как Ingenico, RFI, Datacard, Maxim, Trusted Logic и другие. Интересно, что много было немецких компаний, которые пытаются найти заказчиков в Азии. Представлены практически все направления – от производственных линеек до интеграторов и разработчиков приложений. Нас больше интересовали местные производители терминалов, но их было немного: Spectra, Kaifa и Landi. Мы повстречали представителей ещё нескольких компаний-производителей, но они не выставлялись, а приехали на выставку исключительно для проведения переговоров.

Общение с представленными азиатскими компаниями еще раз убедило нас в очевидном факте, что только несколько компаний в мире имеют развитое системное программное обеспечение, на основе которого можно строить сложные приложения и разворачивать серьёзные терминальные сети.

В общем, у меня сложилось весьма обоснованное впечатление, что наши азиатские коллеги пока не заморачиваются такими разработками, которые требуют многих лет работы профессионального коллектива. Максимальная планка в большинстве случаев – прохождение PCI сертификации по минимуму, а дальше – решайте проблемы на уровне приложения.

Именно этим, с моей точки зрения, объясняется медленное проникновение азиатских компаний на сложившиеся рынки. Кроме того, просматривается желание продавать терминалы по тем же ценам, что и лидирующая двойка, при этом забывая, что «встречают по одежке, а провожают по уму».


Виталий Беликов, директор по продажам компании RedFrog

В прошлом году я на этой выставке не был, однако слышал самые различные, порой диаметрально противоположные, оценки участников CARTES in Asia 2011. Судя по всему, масштабы выставки остались примерно теми же, при этом следует отметить, что актуальность тем докладов на конференции весьма высока.

В целом для макрорегиона состав участников в этом году был достаточно представителен – кроме самого Китая, тут, согласно информации организаторов, присутствовали еще экспоненты из 22 стран, а порядка трех тысяч делегатов приехали из 55 стран, большинство – из материкового Китая, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура. Основная тематика гонконгского мероприятия стабильна – это банкинг, платежи, информационная безопасность, индустрия смарт-карт и т. п.

Азиатский CARTES, конечно же, значительно меньше парижского мероприятия. Так, «на глазок» выставка составляет где-то 1/3 от парижской. Специфика CARTES in Asia состоит прежде всего и главным образом в огромной (и по числу компаний, и по количеству представленных решений) представительности самого Китая – всемирной кузницы IT, и карточного IT в том числе. И именно этот момент более всего интересен специалистам. Все, в конечном итоге, делается здесь – пусть не изобретается, но производится. Таким образом, знакомство с этой «мировой платежной кузницей», несомненно, очень полезно для любого специалиста в области карточных решений. Ведь в конечном итоге все «железо», которое было представлено на выставке в Париже, будет делаться, например, в том же Шэньчжене, который находится в часе пути на авто от Гонконга.

Эта специфика определяла и уровень представленности брендов на выставке. Конечно, на CARTES in Asia было достаточно международных компаний – они занимали центральный сектор, однако такие гиганты, как Visa и MasterCard, представлены не были. Сравнительно слабо пока представлена на азиатском форуме и Россия – в отличие от парижского CARTES, где были все основные российские игроки рынка, в Гонконге я видел только OpenWay. Надеюсь, что в следующем году ситуация будет лучше. А в идеале можно будет организовать коллективный выезд как российских посетителей, так и участников выставки!

Самыми актуальными темами, поднимавшимися в рамках данного мероприятия, были, несомненно, такие тренды, как всеобщая «мобилизация» и бесконтактные технологии оплаты. В этом плане бросался в глаза ярко выраженный и очень сильный интерес к RFID-технологиям в Юго-Восточной Азии в целом и в Китае, в частности (в отличие от Европы и США, где сегодня наблюдается больший уклон в сторону NFC). Вероятно, это связано и с тем, что RFID-метки находят применение не только в финансовом секторе, но и в других областях экономики, а также большим радиусом действия RFID-меток по сравнению с NFC.

Если говорить об экспонентах подробнее, то наиболее познавательным для меня показался сектор китайских производителей со множеством небольших фирм, у которых можно было посмотреть весьма интересные, разнообразные и оригинальные решения в области мобильных и бесконтактных платежей. Очень информативными для меня оказались стенды UnionPay, Datacard, Gemalto и других мировых лидеров.

В отношении UnionPay хочу отдельно отметить их схему распространения и защиты своих мобильных приложений, которая может стать примером и для России. Так, пользователю предоставляется блистер с microSD-картой, на которой содержатся и неизвлекаемые ключи, и доверенное ПО (таким образом, никаких закладок на телефоне не может возникать по определению, и все операции с сервером совершаются только в доверенной среде).

Также меня заинтересовало решение компании Athena, в котором на microSD-карте производства Athena совместно с компанией «Алладин Р.Д.» реализована поддержка криптографии сертифицированное на соответствие требованиям ГОСТа, и содержится как приложение, поддерживающее криптоалгиритм, так и неизвлекаемые ключи. Благодаря такой схеме microSD карта, вставленная в телефон, превращает его в security device для взаимодействия с серверами госуслуг.

Что касается нашей компании, то целью ее присутствия на выставке было знакомство с рынком, налаживание контактов с производителями интересных решений. Возможно, что на следующих мероприятиях мы будем присутствовать в ином качестве, однако пока наши цели были именно ознакомительными. Могу сказать, что и остальные делегаты из России, бывшие на выставке, в подавляющем числе случаев присутствовали там с аналогичными задачами.

Сегодня для нас интересна, прежде всего, тематика бесконтактных и мобильных платежей, а также решения для госсектора. Таким образом, проблема создания доверенной среды на мобильных устройствах для функционирования, например, удаленных рабочих мест чиновников, систем платежей за госуслуги, для нас весьма актуальна. Могу в связи с этим сказать, что ряд решений, представленных на CARTES in Asia, в том числе Felica от Sony, , продвигаемых Sony в Европе совместно с Gemalto, кажутся очень интересными.

Вообще говоря, карточка как таковая в виде куска пластика, очевидно, умирает – вопрос лишь в сроках. И решения, демонстрируемые сегодня на таких выставках, как CARTES in Asia очень показательны в плане анализа трендов технологической трансформации карт как платежного инструмента в обозримом будущем.

Азиатский же рынок – самый большой в мире, и, конечно, выход на него является естественной целью. Что же касается конкретных перспектив в регионе АТР, то сегодня мы участвуем в создании проекта мобильной платежной системы, которая может, благодаря наличию определенных конкурентных преимуществ, выйти и на азиатский рынок. Помимо этого, как я уже говорил, близкое знакомство с китайскими производителями – уже само по себе весьма полезное дело.

В целом в поездке на CARTES in Asia для меня были наиболее важны две цели. Во-первых, посмотреть Гонконг – своеобразный «интерфейс» Китая как страны, а, во-вторых, естественно, изучить этот срез азиатского рынка карточных технологий и решений, т. к. выставка и конференция ярко отражает технологическую и маркетинговую специфику макрорегиона Юго-Восточной Азии. Мало где на подобных мероприятиях в Европе и США можно увидеть столько представителей бизнеса и производителей оригинальных решений из Юго-Восточной Азии.

Думаю, что и в 2013 г. для нас по прежнему будет актуальна тема инноваций в области бесконтактных и мобильных платежей. Возможно, что на следующий год мы попытаемся презентовать свои перспективные решения в Азии, – не исключено, что в качестве экспонента.

Если говорить о наиболее близком для нас формате подобных мероприятий в России, это, пожалуй, весенние международные форумы «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи», организованные журналом ПЛАС. Можно даже сказать, что в определенной мере это российский аналог CARTES in Asia – на них присутствуют и удачно дополняют друг друга и конференционная часть, и выставочная зона.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.