Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

3-й Международный Форум 2012 «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи». День второй

(Нет голосов)

24.08.2012 Количество просмотров 2048 просмотров
Международный Форум

22 мая 2012 г. в Москве продолжил свою работу 3-й Международный Форум 2012 «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи», посвященный анализу актуальных проблем развития банковской и платежной индустрии в России и СНГ, путей их решения и перспектив развития. Журнал «ПЛАС» публиковал обзор наиболее интересных выступлений первого дня Форума в предыдущем номере («ПЛАС» №6/2012 г.).


Во второй день мероприятия участники сконцентрировались на четырех основных темах: «Электронное правительство. Проект электронных госуслуг, Универсальная Электронная Карта», «Безопасность», «Дистанционная коммерция» и «Электронные деньги + социальные сети», каждой из которых была посвящена соответствующая сессия. Помимо сессий, в рамках Форума во второй его день состоялся и круглый стол «NFC в России: дань моде или новый источник роста бизнеса?»

Второй день работы Форума начала сессия «Электронное правительство. Проект электронных госуслуг, Универсальная Электронная Карта».

В частности, эксперт отметил, что внедрение универсальных электронных карт, помимо ярко выраженного социального эффекта, будет стимулировать рост электронных платежей в стране. Согласно данным Moody’s Analytics, увеличение объема электронных платежей приводит к росту объема ежегодного потребления на 0,039% и ВВП на 0,38%, поэтому внедрение УЭК с платежным функционалом преследует еще и макроэкономические цели.

А. Тихонов подчеркнул, что несмотря на наблюдаемые в последнее время некоторые задержки с готовностью центров персонализации и сертификации карт, ситуация изменилась в положительную сторону: в мае 2012г. федеральная уполномоченная организация сертифицировала пять поставщиков УЭК и доложила о готовности информационной системы. Старт проекта по выпуску универсальных электронных карт по заявлениям граждан России предполагается в 2013г., а с 2014 года начнется выдача карт всем тем, кто не написал заявления на ее получение или отказ, заявил представитель ОАО «УЭК».

Вадим Янборисов, руководитель направления в Департаменте исследований и разработки ОАО «Ростелеком», в своем выступлении сообщил, что Ростелеком объединил технологические разработки партнеров и создал систему обеспечения информационного взаимодействия при оформлении и выпуске банковских карт с аппаратным средством Электронной подписи ГОСТ – «Карта Электронного правительства». Докладчик отметил, что облачная платформа позволяет реализовать все значимые для банков и населения сервисы. Карта призвана заменить выпускаемые сегодня токены для доступа к электронным госуслугам.

Докладчик указал, что для успешной реализации проекта на рынке необходимо достаточное количество считывающих устройств по приемлемым ценам, и рассказал о технических требованиях «Ростелекома» к считывателям.

Эксперт также отметил, что в ко-брендовом сотрудничестве с банками «Ростелеком» выступает технологическим партнером и не взимает плату с других участников проекта. Для банка, пояснил он, реализация проекта может происходить без дополнительных затрат, т. к. базовая эмиссия (стоимость чипа с аппаратной электронной подписью ГОСТ) компенсируется снижением затрат на выдачу USB-токенов и уменьшением мошенничества в интернет-банкинге (ДБО), а сертификат электронной подписи оплачивает «Ростелеком». В качестве дополнительных доходов, которые получит банк от участия в проекте, выступающий отметил предоставление банковских услуг пользователям Единого портала государственных услуг, комиссионную доходность при оплате гражданами коммерческих социально-значимых услуг (ЖКХ, телефонная связь, Интернет, банковские услуги) в инфраструктуре электронного правительства. В дальнейшем, продолжил представитель «Ростелекома», планируется расширение функционала карты: размещение на карте транспортного приложения с функцией списания средств на оплату проезда с банковского счета и запуск ко-брендов с авиакомпаниями.

Юрий Вооре (Juri Voore), менеджер по работе с корпоративными клиентами AS-Sertifitseerimiskeskus (Эстония), поделился с участниками Форума опытом внедрения электронных идентификационных документов в Эстонии. Выступающий подробно остановился на характеристиках продукта, подчеркнув такие его особенности, как открытая платформа; инфраструктура обслуживания, построенная на принципах государственно-частного партнерства и позволившая к 2006 г. полностью охватить продуктом все население Эстонии; возможность использовать карту не только традиционным способом, но и в качестве мобильного ID; наличие на карте двух раздельных сертификатов с персональной аутентификацией через государственный e-mail, а также реализацию связки баз данных государственных структур и банков. Ю.Вооре считает реализацию юридически значимой электронной подписи одним из основных достоинств эстонской IDкарты. Особое внимание собравшихся он обратил на проблему трансграничности электронной подписи, указав, что в рамках работы международной ассоциации «e-Signature Without Borders» («Электронная подпись без границ») в 2012г. эстонским и российским разработчикам удалось успешно опробовать адаптерное решение, позволяющее взаимно обмениваться подтвержденными электронными подписями на документах.

Выступление Александра Мелкумова, генерального директора компании PEAK Systems, касалось вопросов внедрения УЭК и будущего многофункциональных карт. Докладчик, в частности, указал, что многофункциональность смарт-карт сегодня является популярным трендом благодаря востребованности дополнительных приложений и сервисов на карте, а увеличение набора потребительских свойств карт влечет за собой рост эмиссии и доходности карт. Возможность предоставлять персонифицированные услуги крайне важна для банков и ритейловых сетей, при этом, по данным А.Мелкумова, расширение функциональности карт приводит к увеличению объемов транзакций по карте. Фактически, подчеркнул он, с современными картами с микропроцессором и дуальным интерфейсом мы переходим от процесса эмиссии карт к процессу эмиссии приложений.

Владимир Елохин, генеральный директор ЗАО «Научные приборы», также затронул в своем докладе тему современных идентификационных карт, рассказал о возможностях компании по аппаратурному обеспечению процесса персонализации таких карт, а также об опыте ЗАО «Научные Приборы» в области персонализации различных ID-документов, в частности, биометрических загранпаспортов граждан РФ.

Презентация и доклад Мануэля Вильямайора (Manuel Villamayor), директора сегмента государственных и защищенных карт корпорации NagraID Corp. – Kudelski Group, были посвящены теме возвращения к смарт-картам электронной идентификации (e-ID). По данным, озвученным экспертом, к концу 2012 г. около 50% рынка мобильных телефонов будут составлять смартфоны, а развитие технологии NFC станет основным трендом года. На сегодняшний день, подчеркнул он, единственным преимуществом традиционных карт с магнитной полосой перед смарт-картами является лишь более развитая инфраструктура приема. Миграция на смарт-карты позволит связать «мобильный» и карточный платежные сегменты и откроет доступ к новым возможностям, реализуемым с помощью приложений. Такие карты будущего, отметил он, должны читаться в 4 типах ридеров – обычном, бесконтактном, биометрическом и OCR (Optical Character Recognition).

Во второй части своего выступления, в ходе сессии «Безопасность», докладчик указал на возможность для развивающихся рынков использовать не выстроенную с нуля, а уже существующую инфраструктуру приема карт, введя лишь новые методы аутентификации пользователя. В качестве примера им был приведен пример с комбинацией EMV и трехфакторной аутентификации, используемой, в частности, в Турции. Такое решение позволяет проводить аутентификацию пользователя без передачи персональных данных.

Шестую сессию Форума, посвященную вопросам безопасности, открыл Джереми Кинг (Jeremy King), директор европейского отделения Совета по стандартам безопасности индустрии платежных карт, PCI SSC.

В своем выступлении он, в частности, отметил, что нежелание некоторых организаций отрасли следовать стандартам PCI приводит к потерям от взлома их систем и мошенничества. По данным Д. Кинга, 81% атакованных организаций столкнулись с хакерством, 69% пострадали от вредоносного ПО и 10% – от физических атак. Среди основных ошибок, приводящих к взломам систем, краже персональных данных и финансовых средств, он отметил такие, как ненадежность или отсутствие паролей к административным аккаунтам, передача незашифрованной информации по каналам связи, недостаточная защита MS-SQLсерверов, продолжение использования шифрования WEP, неправильная конфигурация файрвола для доступа к интернет-ресурсам и другие. Несмотря на свои преимущества, продолжил докладчик, и стандарт EMV также сам по себе не является неуязвимым, то есть не гарантирует полную защиту конфиденциальности и не исключает любую возможность несанкционированного доступа к критически важной аутентификационной информации или данным держателя карты. Поэтому развитие стандартов PCI сегодня и их принятие как на государственном, так и на бизнес-уровнях, являются пока что самым надежным методом поддержания непрерывности бизнеса и устойчивого развития. Джереми Кинг отметил также в качестве ближайших целей дальнейшее совершенствование стандарта P2PE и стандартов PCI для мобильных приложений.

Евгений Балезин, вице-президент Ассоциации Российских членов Европей, остановился в своем выступлении на современной картине угроз мошенничества с платежными картами в России. Среди наиболее значимых, по его данным, следует отметить АТМ-скимминг, SMS/телефонное мошенничество и фишинг, вирусы и вредоносное ПО, а также проникновение в системы ДБО. Говоря о различиях в тенденциях в России и в Европе, Е.Балезин отметил, что в России рост количества случаев скимминга составляет 185%, в Европе же сегодня мы видим снижение этого вида мошенничества на 26%. Напротив, в РФ отсутствуют выявленные факты cash-trapping-а, а в Европе наблюдается его весьма существенный рост – на 4403%. В России также отмечено возрастание общего ущерба, в то время как европейская картина демонстрирует противоположную тенденцию, хотя относительный уровень потерь в России остается в несколько раз меньше. Он также подчеркнул важность межбанковского информационного обмена как одного из ключевых инструментов риск/фрод-мониторинга, обрисовав возможности, которые предоставляет в этом отношении участие в работе такой организации, как Форум АРЧЕ (Ассоциации Российских членов Европей).

Руководитель направления систем безопасности платежей Fcon2, FortConsultЛарс Сиберг (Lars Syberg) поднял в своем докладе тему актуальности для российского рынка такого направления, как тестирование критически важных для бизнеса систем на проникновение, а также вопросы, связанные с P2P-шифрованием платежных транзакций и внедрением стандарта P2PE.

Парсла Бетхере (Parsla Bethere), менеджер по развитию решений для платежных карт компании Tieto, посвятила свой доклад трендам электронной коммерции в РФ и подчеркнула значимую роль экосистемы в сфере безопасных электронных платежей. П.Бетхере, в частности, отметила, что в 2012г., по прогнозам Citibank, объемы онлайн-покупок в РФ составят 877,2 млрд руб. В соответствии с отчетом GP Bullhound от февраля 2012 года рост рынка электронной коммерции в России составляет 15% в год, в то время как на развитом европейском рынке – около 5% в год. При этом, по данным Euromonitor International, объемы CNP-мошенничества в РФ вплотную приблизились в 2011 г. к отметке в 50 млн руб. В этой ситуации докладчик видит острую необходимость внедрения методов надежной аутентификации, в первую очередь 3-D Secure, для создания условий устойчивого роста электронной коммерции и повышения доверия населения и организаций к онлайнплатежам. Учитывая потенциал роста и новые возможности, банки заинтересованы в универсальном решении по эффективному управлению электронной коммерцией. В этой связи компания Tieto предлагает комплексную систему для обеспечения полного спектра требований данного бизнес-направления.

Илья Зинченко, руководитель департамента БПЦ Банковские Технологии, в своем выступлении на форуме акцентировал внимание на проблеме надежной защиты от мошенничества и анонсировал новую услугу по предотвращению мошенничества. Этот сервис актуален не только для банков, но и для интернет-магазинов, платежных агрегаторов, IPSP, независимо от конфигурации существующей ИТархитектуры. Решение от БПЦ обеспечивает мониторинг 100% транзакций, осуществляемых с помощью любых каналов, прекрасно адаптируется к постоянно меняющимся угрозам и значительно сокращает финансовые потери организации.

Доклад Павла Ложкина, заместителя генерального директора компании «АНДЭК», был посвящен проблеме изменения ответственности за хищения в каналах ДБО. Выступающий остановился на проблемах, которые неизбежно возникнут у банков в ходе вступления в силу ФЗ-161 «О Национальной платежной системе», и его ст. 9 в частности. Так, согласно Закону «О НПС» с 1 января 2013 г. те риски в операциях с картами, которые эмитент старался переложить в договоре на клиента, будут переложены непосредственно на банк-эмитент. Соответственно, вырастут потенциальные потери банков при всплеске мошеннических операций, неправомерных возвратах средств клиентам, росте судебных издержек и др. В качестве методов эффективного противодействия такому пессимистическому сценарию развития событий П. Ложкин отметил необходимость комплексного подхода, сочетающего, в зависимости от специфики деятельности банка, меры по обучению персонала и клиентов, регулярному напоминанию о правилах работы со средствами электронного платежа, информированию клиента обо всех операциях по его счету, введению дополнительных методов аутентификации, внедрению процесса контроля платежей (антифрод системы) и, возможно, страхованию рисков банка. Впрочем, по словам эксперта, внедрение достаточно дорогостоящих антифрод-систем, использующих блоки аналитики и статистического анализа (стоимость лицензий и внедрения составляет порядка 200–400 тыс. долл. США), имеет смысл, как правило, лишь при прогнозируемых потерях банка от мошеннических операций, превышающих стоимость такой системы.

Алексей Демин, управляющий корпоративными продажами компании G-Data в России, также акцентировал внимание слушателей своего доклада на проблемах современных угроз системам ДБО. Главную опасность сегодня, по его мнению, представляют различные виды браузерных атак (эффективными мерами противодействия которым видятся облачно-браузерные решения). Докладчик высказал уверенность, что решение проблем защиты каналов ДБО не может лежать только на путях защиты самой системы, призвал участников форума «выйти за рамки своей системы», т. е. думать и над эффективной организацией защиты клиентских систем.

Основная мысль яркого выступления генерального директора компании «Терминальные технологии» Игоря Сухоставского касалась «идеально защищенного устройства» для ДБО. Таким докладчику видится устройство, физически не позволяющее мошенникам осуществить несанкционированный доступ к внутренним шинам, с надежным хранением ключей, делающее атаки на него крайне трудными. Согласно информации, предоставленной И.Сухоставским, такие устройства на рынке уже есть – это банковские POS-терминалы и пин-пады. Проблема на сегодня состоит в том, что безопасность POS-терминалов и пин-падов контролируют платежные системы (сертификация PCI PED), а сферу ДБО – каждый банк по своему разумению. Выходом на пути реализации «идеально защищенного ДБО» выступавший видит сертификацию аппаратных устройств по стандарту PCI PED – и этот фактор должен быть, по его мнению, основным критерием при выборе поставщика систем ДБО.

Владимир Вороченко, генеральный директор WebSafer, рассказал об одноименном российском решении защиты персональных данных в системах ДБО, основанном на защите клиентских систем путем создания на них условно доверенной среды для работы с платежными приложениями. По его словам, такой метод защиты позволяет совершать безопасные транзакции даже на завирусованном ПК. Отвечая на вопросы участников Форума, докладчик назвал основным конкурентом российской разработки решения американского производителя Trusteer, однако, заметил он, они замкнуты целиком на рынок США.

Шестую сессию Форума завершило выступление Миши Розенберга (Misha Rozenberg), генерального директора компании Ambiq (США), посвященное технологии NFC для мобильных устройств как инструмента прорыва в сфере безопасности платежей. К 2015г. будет продано около 1 млрд чипсетов NFC, а объем мобильных транзакций вырастет до 1 трлн долл., отметил докладчик. Для приблизительно 700 млн людей, сегодня не имеющих отношения к банкам, NFC-технологии открывают дорогу в мир доступных платежей. Возможности бесконтактных технологий в платежной сфере, подчеркнул М. Розенберг, позволяют значительно продвинуть вперед как банковский, так и ритейловый и транспортный бизнесы, и, кроме скорости и простоты оплаты, предполагают и повышенную безопасность NFC-транзакций за счет соответствия технологии международным стандартам безопасности ISO 14443 и GP.

Седьмая сессия второго дня 3-го Международного Форума 2012 «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи» была посвящена дистанционной коммерции.

Открывший сессию Камиль Курмакаев, основатель маркетплейса Wikimart, сосредоточился в своем докладе на вопросах соотношения онлайн и офлайн-ритейла в мире и в России. Он, в частности, отметил, что, несмотря на интенсивный рост, российский ритейл все еще находится на раннем этапе развития: доля современных форматов составляет около 35% (против более чем 70% в Европе), а доля TOP-5 ритейлеров в общем обороте – около 11% (в Европе – более 60%). Тем не менее, по данным докладчика, взрывной рост числа интернет-пользователей в России (1900% за 2000–2010 гг.) привел к резкому росту онлайн-ритейла, обороты которого в 2011г. достигли показателя в 11,833 млрд долл. (около 1,6% от общего оборота ритейлового рынка в стране), а прогнозы на 2015г. дают уже цифру в 36 млрд долл. (5% соответственно).

К. Курмакаев также подчеркнул, что онлайн-торговля – это самостоятельный бизнес, требующий значительных инвестиций и глубоких компетенций. Ритейлеру же, по его словам, при начале своего онлайн-бизнеса следует выбирать из двух моделей – либо строить гибридную модель «онлайн + офлайн», либо два раздельных бизнеса, но ни в коем случае не создавать ритейловый онлайнпроект в качестве «пристроенного сарайчика» к основному бизнесу, так как сами бизнес-модели и инструментарий кардинально различны.

Федор Вирин, партнер Data Insight, проанализировал в своем выступлении вопросы динамики и структуры онлайн-платежей в России. Так, количество пользователей систем онлайн-платежей (с учетом расплачивающихся в онлайне карточками), по оценкам Data Insight, на сегодня в целом по России исчисляется показателем в 16–20 млн человек, из них активных пользователей – 3,4 млн. Темпы роста карточных платежей составляют 80% в год, такими же темпами растет интернет-банкинг, рост электронных платежных систем (ЭПС) составляет более 60% за год, а темпы роста платежей картами через ЭПС – более 100% в год. При этом для разных способов онлайн-платежей есть свои «фавориты»: банковскими картами в России предпочитают оплачивать билеты и гостиницы, купоны и товары в интернет-магазинах, с помощью электронных платежных систем – различные онлайн-сервисы и сотовую связь, интернет-банкинг чаще всего используется для оплаты коммунальных платежей, штрафов, погашения кредитов. По прогнозам Ф. Вирина, высокие темпы роста рынка онлайн-платежей (около 50% в год) сохранятся как минимум еще в течение 3–4 лет, при этом картина рынка усложнится, будут шириться и расти конвергентные способы оплаты (различные комбинации счета карты, электронного кошелька, счета мобильного оператора и т.п.). По прогнозам эксперта, онлайн-платежи за товары в интернет-магазинах будут демонстрировать (при сохранении текущего статус-кво в ценовой и законодательной сферах) плавный умеренный рост в течение многих лет, а основной прирост платежей придется на финансовые платежи (в т. ч. по кредитам), оплату образовательных услуг, госуслуг и услуг ЖКХ.

Выступление и презентация Дениса Косенкова, директора департамента корпоративного управления и правового обеспечения Enter, были посвящены проблеме влияния безналичных сервисов на развитие интернет-торговли и проблемам регулирования данной сферы. По данным, приведенным выступающим, к концу 2010г. доли наличных и безналичных платежей в розничном товарообороте России соотносились как 65,8% и 34,2% соответственно, а доля мобильных и интернетплатежей составляла 1,5%. При этом в III квартале 2011г. в структуре операций по банковским картам оплата товаров и услуг составила 13%, в то время как 87% операций пришлось на снятие наличных. В 2011г. эмиссия платежных карт по сравнению с 2010г. выросла на 22%, тем не менее Банк России отметил, что рост количества эмитированных карт замедлился по сравнению с предыдущими годами, что можно объяснить первичным насыщением рынка, особенно в городах-мегаполисах. По данным, приведенным выступающим, доля платежей с использованием платежных карт в розничном товарообороте в 2010г. составила 5,2%, соответствующий прогноз на 2020г. – 17, 5%, и все это в комплексе указывает на то, что российский потенциал использования безналичных платежей в ритейле весьма значителен. Докладчик также озвучил основные причины, мешающие сегодня интернет-торговле. В их числе он назвал большую долю теневого сектора, непрозрачность операций по покупке и продаже товаров и услуг в Сети, отсутствие легитимного определения интернет-торговли, особо отметив сложность возвратно-обменных операций при безналичной оплате и высокую стоимость интернет-эквайринга. Так, отметил выступающий, сегодня правила МПС фактически закрыты, известны только платежным системам, механизм возвратно-обменных операций является неудобным и непонятным клиенту, а расходы на интернет-эквайринг составляют в ритейле 2–3% и более от объема выручки, в то время как на обслуживание операций с наличными в среднем приходится 0,2–0,4%. В условиях, когда норма прибыли розничных компаний в России составляет в среднем 2–3%, ставка межбанковской комиссии на уровне 1,5% в среднем по рынку для offline-компаний и 2,5–3% и более для online-компаний является необоснованно высокой, подчеркнул Д.Косенков. В качестве насущных мер по улучшению ситуации представитель Enter выделил обеспечение соответствия процессинговых процедур потребительскому законодательству (открытость МПС), снижение стоимости интернет-эквайринга, дифференциацию НДС для покупок с безналичной оплатой, обязательное предоставление возможности безналичной оплаты в интернет-торговле, закрепленное на законодательном уровне.

Актуальные тенденции розничного рынка, касающиеся программ лояльности, были предметом доклада Елены Наумчик, независимого эксперта в области программ лояльности.


Согласно приведенным ею данным, около 14,5% мирового населения (650 млн человек) участвует хотя бы в одной программе лояльности, и это число увеличивается ежегодно на 12%. Из значимых мировых трендов сегодняшнего рынка Е.Наумчик отметила диверсификацию и рост конкуренции программ лояльности, появление «новых вознаграждений», ренессанс дисконтных программ и схем, повышение значения социальных сетей и усилившуюся роль использования мобильных устройств для коммуникации с клиентом, авторизации в качестве средства платежа. Часть из этих трендов, по словам эксперта, актуальны также для российского рынка, например, развитие мобильных технологий, повышение интереса к соцсетям, «дисконтный ренессанс». На российском рынке отмечено также увеличение числа партнерских программ и перезапуск ряда программ. Основными факторами, препятствующими развитию программ лояльности, по мнению докладчика, сегодня являются проблемы управления процессом клиентского сервиса, отсутствие ясной стратегии клиентского сервиса и недостатки взаимодействия внутри организации.

Выступление еще одного независимого эксперта, Максима Мозгового, было посвящено проблемам выстраивания партнерских программ, опираясь на т. н. математический анализ профилей клиентов и т. н. колец брендов, характеризующих тот или иной сегмент потребительского рынка.

Завершили сессию доклад и презентация Ахмеда Тосуна (Ahmed Tosun), генерального директора TIMWE по региону «Восточная Европа – Центральная Азия». Выступающий рассказал участникам форума о концепции TIMWE по продвижению NFC в ритейле, основанной на различных вариантах использования NFC-меток внутри магазинов, в медиа и рекламной продукции.

В перерыве между 7-й и 8-й сессиями Форума состоялся круглый стол «NFC в России: дань моде или новый источник роста бизнеса?» Участниками обсуждения процессов внедрения NFC-технологий в России в рамках круглого стола стали представители компаний Gemalto, TIMWE, Платежные Технологии, Банка Москвы и Мастер-Банка, мобильных операторов «МегаФон», «Билайн» и МТС. Ведущими мероприятия выступили председатель оргкомитета Форума и издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов и Максим Эмм, директор по развитию новых технологий компании INPAS. В ходе круглого стола между участниками велась оживленная и местами жаркая дискуссия о перспективах NFC в России, сроках начала массового внедрения NFCсервисов на транспорте и в ритейловом бизнесе, о наиболее приемлемых сегодня форм-факторных решениях для secureэлементов, о цифрах, характеризующих возможную финансовую отдачу от внедрения технологии, тормозящих факторах для развития NFC в России и др. Представители сотовых операторов также поделились с аудиторией своими планами на будущее и рассказали участникам Форума о своих недавно запущенных NFCпроектах. Об одном из них журнал «ПЛАС» опубликовал развернутый материал (см. статью «Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу», ПЛАС №6/2012).

Восьмая, заключительная сессия майского ПЛАС-Форума «Электронные деньги+Соцсети» открылась выступлением Михаила Хазина, директора департамента разработки ПО компании «Сбербанк-Технологии». Докладчик осветил свой взгляд на инновационные каналы банковского обслуживания в социальных сетях. По мнению М. Хазина, интересными для банка в плане продвижения могут стать, в частности, такие формы социальной активности в Интернете, как сервисы, предлагающие возможности «социального CRM», сетевые краудфандинговые проекты, сервисы планирования расходов, различные сети типа Social Investment Network и др.

Social Investment Network и др.Матиас Адлер (Matthias Adler), директор по развитию бизнеса B2B, B2C компании Scrill Ltd., поделился с участниками форума своим взглядом на то, каким образом онлайновые электронные игры могут служить каналом развития «электронных кошельков». Он, в частности, указал на важность для систем электронных денег аудитории людей, делающих ставки онлайн: она стабильно растет, а рентабельность таких транзакций вполне сравнима с транзакциями по кредитным картам и банковским переводам.

Александр Бакеев, руководитель направления Digital в R.May Consulting Group, поднял в своем докладе тему новых каналов взаимодействия с потребителем: социальных сетей и ко-брендинга. Он привел, в частности, ряд рекомендаций по эффективной генерации и продвижению значимого для предприятия контента в социальных медиа, отметив важность системной работы по вовлечению клиентов, при которой контент-план и контент-политика должны являться ключевыми документами для ведения и развития интернет-сообществ компании.

Завершило сессию выступление директора по развитию бизнеса IBM East Europe/Asia Бориса Поддубного, осветившего вопрос о месте и роли социальных сетей для развития отношений с клиентами и новых способах использования социальных сетей как драйвера роста для продвижения банковских и небанковских продуктов. Был приведен ряд успешных зарубежных проектов, где крупнейшие финансово-кредитные организации успешно использовали социальные сети как новые CRM каналы для стимулирования развития отношений с клиентами, а также повышения уровня их обслуживания и снижения нагрузки на офисный персонал банков.

Также были освещены доступные технологии и программные средства, поддерживающие организацию работы с социальными сетями, как с точки зрения создания собственных медийных площадок, так и с точки зрения аналитических инструментов для получения важной информации о социальном статусе и коммуникативной силе участников социальных сетей с целью анализа склонности к потреблению банковских и небанковских продуктов и нахождению наиболее эффективных каналов их продвижения.

Говоря о том, что интересует банки в соцсетях, Б.Поддубный отметил прежде всего вовлечение новых каналов в обслуживание и усиление связи с клиентом. По его словам, путем создания профильного сообщества банк достигает таких целей, как доверительные отношения и прозрачность для клиента, мониторинг силы бренда и создание нового канала обратной связи о новых продуктах и услугах. На маркетинговом уровне системная работа в социальных сетях может позволить кредитной организации не только привлечь новых клиентов, добиться поощрения нового имиджа банка, улучшить «бренд-контакт» и укрепить силу бренда «друзей сети» корпорации, но и внедрить инновационные услуги для выбранного кластера клиентов.

В своем заключительном слове, обращаясь к делегатам 3-го Международного Форума 2012 «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи», председатель оргкомитета Форума и издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов тепло поблагодарил всех за участие в совместной продуктивной работе, отметил растущий интерес к мероприятию новых компаний-участников, качественно улучшающуюся с каждым годом тематическую повестку Форума и экспозиции. Он также пригласил всех к участию в следующем мероприятии журнала «ПЛАС» –4-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО – 2012», который пройдет в Москве 22–23 октября 2012 г.

Во время ПЛАС-Форума 2012 проводилась видео и фотосъемка выставки, выступлений спикеров и интервью с участниками форума. Все видеоматериалы и фотографии доступны на странице журнала ПЛАС в Facebook http://www.facebook.com/PLUSworld.ru и на канале "PLUS Forum" на видеохостинге YouTube http://www.youtube.com/user/PLUSforums?feature=mhee. Присоединяйтесь к числу друзей «ПЛАС» и получайте доступ к видео/фотоматериалам, а также новостям информационного портала PLUSworld.ru!

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (183) ’2012 стр...3


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… папуасы Новой Гвинеи изобрели собственную ракушечную «валюту» тамбу, которой пользуются до сих пор? Эти деньги изготавливают из раковин моллюска аркуллярия каллоза. Красивые ракушки очищают, отбеливают, просверливают и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».