Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карточные рынки РФ и СНГ

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

24.08.2012 Количество просмотров 2354 просмотра

Уровень зрелости в зеркале статистики.


В данном материале журнал «ПЛАС» предоставляет своим читателям сводные статистические данные, отражающие современное состояние карточных рынков стран СНГ. Редакция обратилась к ряду видных экспертов в области безналичных расчетов с просьбой прокомментировать эти данные сквозь призму доминирующих на каждом из рынков тенденций и перспектив.


Критерии зрелости



Открывает публикацию своим интервью Сергей Лукьянов, региональный менеджер ACI Worldwide по России и СНГ

ПЛАС: Какие карточные рынки СНГ можно рассматривать сегодня в качестве насыщенных? Какие статистические показатели могут свидетельствовать об этом в первую очередь?

С. Лукьянов: На мой взгляд, для объективного ответа на эти вопросы прежде всего необходимо определиться с критерием, который наиболее точно отражал бы такой показатель, как насыщенность (зрелость) карточного рынка.

Насыщенность рынка в плане эмиссии карт можно определять такими показателями, как соотношение объема эмиссии карт к уровню развития инфраструктуры обслуживания (числом банкоматов, POS- терминалов и информационно-платежных киосков, ИПТ), а также всего вышеперечисленного по отношению к численности населения страны.

Так, если процентное соотношение количества выпущенных на рынке той или иной страны карт сопоставимо с численностью ее населения и составляет от 70% и выше, можно с уверенностью говорить о некоторой насыщенности рынка. Такой же вывод можно сделать, если соотношение объема карточной эмиссии и количества установленных банкоматов составляет не более 1 тыс. карт на один ATM, но этот показатель можно учитывать только в связке соотношения выпущенных карт к населению, иначе он просто некорректен. Если на один банкомат приходит ся значительно большее число карт (порядка 3–4 тыс.), это свидетельствует о слабой развитости сети эквайринговых устройств, а также о высоком потенциале данного рыночного сегмента.

Вывести какое-либо четкое соотношение числа эмитированных карт к количеству установленных в торгово-сервисных предприятиях (ТСП) POS-терминалов для определения степени насыщенности рынка затруднительно.

Хотя вполне очевидно, что чем больше POS-терминалов установлено в ТСП данного странового рынка, тем выше уровень поддержки карточной эмиссии и, конечно же, уровень развития инфраструктуры обслуживания держателей карт. Гораздо правильнее понять и оценить, например, такой показатель, как соотношение числа установленных в розничной сети POS-терминалов с общим количеством контрольно-кассовых машин, зарегистрированных на рынке той или иной страны. Если этот показатель составляет около 50%, можно говорить о высокой степени насыщенности рынка.

Делать оценку уровня насыщенности рынка по парку информационно-платежных терминалов (киосков) также довольно сложно, особенно учитывая, что большинство из этих устройств работают не с картами, а с наличными. Тем не менее и тут можно привести некое сопоставление с количеством населения страны. Так, 1 киоск на 10 тыс. жителей говорит о некоторой зрелости рынка; 1 киоск на 1 тыс. жителей – уже достаточно развитый рынок, но в России уже 1 киоск на 250 жителей в среднем! Это, возможно, свидетельствует о чрезвычайно высокой концентрации как эмиссии, так и инфраструктуры обслуживания карт в отдельно взятых регионах страны.

Если посмотреть на статистические данные по России, в отношении эмиссии рынок нашей страны, безусловно, можно назвать развитым, достаточно зрелым. К 1 января текущего года на более 200 млн выпущенных карт приходилось 140 млн населения, или в среднем 1,4 карты на человека. Однако, по различным независимым оценкам, в России число потенциальных держателей карт составляет лишь порядка 70 млн человек – такова численность экономически активного населения. Таким образом, на каждого представителя этой категории приходится сегодня порядка 3 карт. Рынок активных держателей карт уже приближается к полному насыщению, но в течение 1–2 ближайших лет можно увеличить количество банковских карт на руках у одного пользователя примерно вдвое, до 6–7 на одного человека. После этого наступит определенный предел насыщенности рынка эмиссии традиционных карточных продуктов в «пластиковом» форм-факторе, и дальнейшую работу по выпуску карт придется более активно вести в каких-либо других форматах – может быть, с акцентом на виртуальные карты и т.д.

 Соотношение числа ATM к числу карт на российском рынке – 80 тыс. банкоматов на 200 млн карт, или примерно 2,5 тыс. карт на один банкомат – свидетельствует о довольно высоком уровне насыщенности рынка. Однако отличительной особенностью российского рынка является очень высокая концентрация банкоматов в двух ведущих регионах – Москве и Санкт-Петербурге, поэтому совокупный показатель насыщенности не коррелируется со средним показателем насыщенности по стране.

 Стоит отметить, что российский карточный рынок меняется весьма динамично, и подобную оценку интересно было бы проводить минимум раз в полгода.

 ПЛАС: Как и в каких направлениях будет, по вашим оценкам, развиваться рынок эмиссии?

С. Лукьянов: Мощнейшим стимулом для дальнейшего наращивания объема эмиссии карт в России могут стать меры по переводу зарплаты и командировочных расходов на карты, которые подготавливаются сегодня Минфином России. К настоящему времени практически все попытки стимуляции рынка в данном направлении оказывались безуспешными – реализовать данные проекты удалось лишь на единичном числе предприятий и банков. Сегодня российские предприятия не видят особых плюсов в том, чтобы упорядочить командировочные расходы, упростить отчетность, сделать их прозрачнымии т.д., что вполне возможно с помощью карт. Если же при этом, по примеру зарубежной практики, отдельной статьей в командировочных расходах будет выделяться НДС, а также проводиться частичное возмещение расходов в форме tax free, то перевод командировочных расходов на карты окажется для корпоративных клиентов не только удобным, но и выгодным.

Это достаточно интересный и перспективный сегмент – корпоративные карты. Сегодня такими картами пользуются в основном только зарубежные компании, работающие на российском рынке. Среди российских бизнес-структур реализованы лишь единичные проекты.

 Несомненно, будет расти и сегмент предоплаченных карт. Сегодня существует масса предложений различного рода товаров и услуг, которые можно купить через Интернет только по предоплате. Поэтому предоплаченные карты как безопасное средство очень востребованы на рынке. Опыт первых проектов – например, QIWI – показал перспективность данного направления.

Опыт работы платежных систем MasterCard и Visa, а также систем денежных переводов, таких как Unistream и т.д., показал, что очень удобным средством для осуществления денежных переводов являются карты клиента. Использование карт в качестве идентификатора ускоряет процесс перевода, делает его дешевле за счет снижения накладных расходов. В результате у системы переводов появляется возможность снизить тарифы для таких клиентов. Безусловную перспективу имеют такие карточные продукты, как карты школьника, кампусные карты, карты студента, которые можно совмещать с транспортным и с ID-приложениями. Однако для реализации проектов на базе таких карт нужны недорогие кастомизированные технологические решения, чтобы не вести их обслуживание непосредственно через стандартный банковский процессинговый центр, что весьма нецелесообразно и нерентабельно.

Закупочные карты – очень удобный инструмент для корпоративных покупок, включая товары и расходные материалы на нужды офиса. За рубежом такие карты очень популярны – их используют не только для расчетов за покупки, но и как средство экономии для закупающей стороны, предоставляющее дополнительные сервисы (наиболее важный – выделение НДС отдельной графой) и способное значительно разгрузить работу бухгалтерии. Яркий пример использования таких карт – Metro Cash&Carry.

В транспортной сфере на первое место выходят бесконтактные карты и прорываются мобильные телефоны с технологией NFC, в перспективе оттесняя на второе место «физический пластик» – карты, как специализированные, так и с транспортным приложением. При этом телефон выходит на первое место и по использованию других приложений – например, было бы гораздо удобнее и дешевле разместить в телефоне все приложения УЭК, поскольку выпуск и обслуживание жизненного цикла «физической» карты с таким числом приложений на чипе будут экономически неоправданны.

ПЛАС: Как вы оцениваете сегодняшнюю активность использования различного рода гаджетов для проведения платежей, в том числе оплату не только с лицевых счетов, но и с помощью электронных мобильных кошельков?

 С. Лукьянов: Идея традиционных электронных денег в формате «кошельков» постепенно сойдет на нет. Мобильный телефон будет играть роль платформы для размещения банковских (в том числе используя идеологию таких решений, как Google Wallet, MasterCard PayPass Wallet, Wallet One VISA) и прочих приложений (транспортного, ID, социального, страхового и т.п.).

 В России число мобильных телефонов составляет порядка 230 млн, в среднем по 2 аппарата на каждого. Таким образом, согласно статистическим данным, насыщенность телефонными аппаратами в России четко закрывает сегмент трудоспособного населения. Это означает, что если на телефонные аппараты распространить функции интерфейс-терминала и портального обслуживания клиентуры по финансовым сервисам, это практически полностью позволит охватить рынок с точки зрения эквайринга. Останется только договориться о технологиях приема платежа через телефон кассира и окончательно решить вопросы обеспечения безопасности либо развивать поддержку NFC-устройств на терминалах обслуживания.

ПЛАС: Каковы современные особенности карточных рынков стран СНГ?

 С. Лукьянов: Начнем с Украины. В этой стране на население численностью 46 млн человек приходится сегодня порядка 44 млн карт, или меньше 1 карты на человека. Эмиссия карт резко снизилась в период кризиса – ранее она достигала порядка 70 млн карт. В то же время количество банкоматов на рынке этой страны всего лишь в 2,5 раза меньше, чем в России, при объеме карточной эмиссии, отстающем от российского почти пятикратно. Таким образом, на Украине количество банкоматов на одну карту вполне достойное для насыщенного рынка.

Рынок Беларуси по объему эмиссии практически близок к насыщению. При этом, как мне кажется, в статистических данных, возможно, не учтены карты национальной платежной системы БелКарт.

Как видно из предоставленных статистических данных, национальные платежные системы есть сегодня практически во всех странах СНГ, создается подобная система даже в Абхазии. Однако опыт России показал, что без системообразующей роли правительства, Нацбанка и Минфина национальной платежной системе практически невозможно встать на ноги и обрести статус-кво.

ПЛАС: Каким вам видится расклад сил на процессинговом рынке России и других стран СНГ?

 С. Лукьянов: В России данные по числу банковских (in-house) процессинговых центров и независимых процессоров совершенно несопоставимы, и независимых сервис-провайдеров на такую огромную страну, как Россия, явно недостаточно. Такая высокая концентрация бизнеса, с одной стороны, неплоха, но, с другой, накладывает на процессинговые центры очень высокие требования.

Расклад сил на процессинговом рынке России (по объему бизнеса) неравномерен, поскольку смотря в «чем мерить» (карты, банкоматы, POS-терминалы и т.д.): первое место, безусловно, принадлежит Сбербанку России, установившему порядка 100 тыс. POS-терминалов при своих 70 млн карт. Второе место – у UCS (компания группы Global Payments).

Каждый из крупных участников рынка по-своему выделяется – например, Альфа-Банк (по интернет-эквайрингу и электронной коммерции), Банк Русский Стандарт (по эмиссии кредитных карт), ВТБ, Газпромбанк, РУКАРД, ТКС Банк (лидеры по росту портфеля кредитных карт), УРАЛСИБ (по количеству спонсированных банков), таким образом, список получается длинный (при этом стоит учесть, что в данном случае участники рынка ранжированы по алфавиту, а не по бизнес-показателям или занимаемым рыночным позициям).

Если посмотреть на данные по рынку СНГ, можно увидеть, что рынки целого ряда стран располагают лишь одним-двумя независимыми процессинговыми центрами. Одного процессора на страну явно мало – это создает монополию. Кроме того, банкам всегда хочется иметь определенную независимость, особенно при необходимости реализовать какой-либо проект или элементарно уйти от давления монополиста на рынке, однако создавать собственный in-house процессинговый центр не каждому под силу.

 По моему мнению, оптимальное и даже предельное число для рынков стран СНГ (за исключением Украины и Беларуси) – 2независимых процессора традиционного формата. Но необходимо учитывать новые тенденции рынка – появление процессоров e-commerce, независимых TSM (Trusted Service Manager) провайдеров и т. п. Кроме того, необходимо проведение определенных мероприятий, стимулирующих прием карт в ТСП. В России, например, таких стимулирующих мер – например, обязательства для ТСП принимать карты – никогда не проводилось. Хотя необходимость таких мер долго обсуждалась.

 ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эквайринговых устройств?

 С. Лукьянов: Несомненно, спектр сервисов, предоставляемых в сетях платежных киосков, будет активно расширяться – как минимум в их число войдет прием платежей по картам.

Должны быть реализованы какие-то новации в регуляторном плане, что позволит в массовом порядке внедрять технологии и cash-in и cash-ресайклинга. Есть информация, что уже осенью 2012г. могут быть приняты соответствующие поправки в российское законодательство.

Еще один вектор – использование технологий NFC и бесконтактных карт. Рынок уже довольно активно идет в этом направлении, развитие которого к тому же стимулируют и платежные системы. Уже в недалеком будущем любое коммуникационное устройство с выходом в Интернет будет позволять пользователю осуществлять платежи. По всей видимости, будет развиваться интерактивное телевидение с поддержкой финансовых сервисов «на диване».

 В связи с развитием платежных и финансовых сервисов в online-каналах в режиме, близком к реальному времени, наиболее актуальным вопросом современности становится борьба с мошенничеством в сфере всех направлений ДБО, и в первую очередь мобильных и интернет-каналов. Однако вопросы обеспечения безопасности банкоматных сетей и совершаемых в них транзакций мы оставим за рамками этого интервью – этой теме уделяется достаточно внимания, и в первую очередь на страницах журнала «ПЛАС».


Украина: развитие продолжается



Игорь Дорошенко, председатель правления ПАО «Русский Стандарт Украина», в своем интервью акцентировал внимание читателей на карточном рынке Украины

ПЛАС: Как развивается розничный банкинг (эквайринг, эмиссия) на рынке Украины?

И. Дорошенко: По данным Национального Банка Украины (НБУ), на 1 апреля 2012 г. количество активных карт – тех, по которым совершались расходы в последние три месяца, – составляло чуть более 50% от общего количества платежных карт, находящихся в обращении. В целом же число активных платежных карт на руках у населения Украины составляло 32,658 млн. Количество активных карт в Банке Русский Стандарт в I квартале 2012г. увеличилось на 27%.

Рост эмиссии банковских карт объясняется текущим состоянием данного направления, которое на сегодняшний день, наряду с потребительским кредитованием и кредитованием наличными, является самым динамичным направлением розничного банковского бизнеса на Украине. Именно на данных направлениях сегодня можно наблюдать значительную активность участников, поскольку для соответствующего заработка имеется достаточный объем маржи.

Популярность безналичных расчетов среди населения Украины также постоянно возрастает, карта становится все более и более популярным платежным инструментом. В настоящее время банки активно реализуют различного рода мероприятия по коммуникациям с клиентами, цель которых – показать все преимущества карты как платежного инструмента, и, в конечном итоге, повысить ее привлекательность и удобство в качестве платежного инструмента.

Можно смело утверждать, что на текущий момент 80–90% работоспособного населения страны являются держателями банковских карт (с учетом зарплатных проектов). По мнению экспертов, дальнейшее развитие сегмента зарплатных карт не будет носить активного характера. В то же время потенциал роста в таком сегменте карточного рынка Украины как кредитные карты огромен. Уверен, что уже в недалеком будущем темпы роста кредитных карт существенно превысят темпы роста зарплатных карт.

Если же говорить о причинах снижения эмиссии платежных карт в период экономического кризиса 2008г. (более чем с 70 млн карт до 44 млн карт в настоящее время), в первую очередь оно связано с тем, что в этот период банки начали более взвешенно подходить к проектам массового распространения карт, повернулись в сторону эффективной эмиссии и значительно «почистили» портфели от неактивных карт. Кроме того, произошли серьезные изменения в рядах основных игроков украинского банковского рынка – например, некоторые банки перешли в руки государства и остановили развитие карточного бизнеса, некоторые банки свернули свою деятельность на розничном банковском рынке.

ПЛАС: Какие карточные продукты будут развиваться на Украине и почему?

И. Дорошенко: В 2012г. в своем развитии карточный бизнес на Украине должен сделать принципиально новый виток. Мы ожидаем появления новых интересных банковских продуктов, в том числе выпущенных в рамках ко-брендовых проектов с небанковскими организациями. Существенно возрастет роль банковской карты как платежного инструмента. Динамично увеличивается количество пользователей карточных продуктов, и, соответственно, банки будут активизироваться в таком направлении, как финансовая грамотность держателей карт.

Банки и платежные системы будут предлагать держателям карт как новые услуги, так и разнообразные технологические новинки. Ожидается внедрение и дальнейшее распространение банками технологии бесконтактных платежей. Например, в 2011г. платежная система MasterCard реализовала на рынке Украины первые проекты по приему бесконтактных карт MasterCard PayPass. В 2012г. аналогичный бесконтактный продукт – payWave – был предложен украинцам платежной системой Visa. Кроме того, сегодня многие украинские банки делают акцент на продвижении «пакетных» предложений (комплексного клиентского обслуживания), базирующихся на основе платежной карты, в состав которых входит целый набор банковских и небанковских услуг. В целом же в текущем году украинские банки будут все больше и больше внимания уделять технологической составляющей своей деятельности, обеспечению оперативности расчетов и обслуживания клиентов, сокращению затрат на процессирование кредитных заявок, развитию технологий и удаленных каналов продаж. Стремительную популярность набирают сервисы интернет- и мобильного банкинга: в настоящее время уже все без исключения банки-лидеры украинского карточного рынка предлагают держателям своих карт эти услуги, а также направляют значительные инвестиции в их дальнейшее развитие и усовершенствование.

 Традиционные карточные продукты, такие как дебетовые и кредитные карты, будут продолжать свою количественную экспансию и продуктовое развитие, и конкурентная борьба будет усиливаться во всех сегментах, от массового до премиального.

ПЛАС: Рынок АТМ, POS-терминалов, информационно-транзакционных киосков – насколько он насыщен сегодня и в каком направлении будет развиваться в будущем?

 И. Дорошенко: По данным НБУ, по состоянию на 1 апреля 2012г. общее количество банкоматов, установленных украинскими банками, составило 31987 устройств. Основная тенденция последних двух лет – активная консолидация банкоматных сетей украинских банковских учреждений. Большинство банков, имеющих небольшие банкоматные сети, стараются или объединить их, или подключиться к уже существующим партнерским сетям, тем самым получив возможность предложить своим клиентам обслуживание в банкоматах банков-партнеров с применением более лояльных тарифов. Думаю, что такая тенденция сохранится, так как вопрос эффективности банкоматов сегодня стоит очень остро. Объективно, многие банкоматные сети являются нерентабельными и убыточными, а сами банкоматы не покрывают тех расходов, которые затрачиваются на их инкассацию, техническое обслуживание и содержание. Таким образом, банковские учреждения с небольшими банкоматными сетями, особенно внешними (когда банкоматы установлены не в точках продаж банка), вынуждены будут либо объединять свои сети с более крупными игроками, либо перепродавать, либо закрывать их.

 По подсчетам аналитиков компании «ПростобанкКонсалтинг», в течение I квартала 2012г. на безналичные операции по оплате товаров и услуг пришлось 29% от общего количества операций, проведенных с использованием карт украинских банков. Для сравнения: по итогам 2011г. этот показатель составлял 24,5%, по итогам 2010г. – 17,5%.

 В течение I квартала 2012г. по платежным картам украинских банков было проведено 231 млн операций на сумму 151,128 млрд гривен, тогда как за весь 2011 г. – 875 млн операций на сумму 575,979 млрд гривен.

В качестве определяющей можно отметить тенденцию к значительному расширению числа ТСП, принимающих к оплате платежные карты.

Одним из главных событий минувшего года на карточном рынке Украины можно считать окончательное введение изменений, которые должны позволить покупателям расплачиваться картой в любой торговой точке Украины. Последний день 2011г. являлся крайним сроком, до которого POS-терминалами должны быть оснащены все магазины, киоски, кафе и рестораны на территории страны, за исключением тех, которые располагаются в населенных пунктах с численностью населения до 25 тыс. человек. Такие изменения Кабинет министров Украины внес в порядок ведения торговой деятельности и в правила торгового обслуживания населения еще летом 2011г. С этих дат, по данным НБУ, количество POS-терминалов на Украине стало динамично увеличиваться. В частности, за 2011г. количество устройств выросло на 14% и достигло 123,5 тыс. штук. Одним из факторов, активно стимулирующих развитие платежной инфраструктуры страны, стало проведение на Украине футбольного чемпионата Евро-2012 и, как следствие, значительный приток туристов в страну из-за рубежа, которые, объективно, предпочитают торговые точки, принимающие к оплате карты. В этой связи владельцы торговых организаций стремились оперативно оборудовать свои кассы терминальным оборудованием.

 ПЛАС: Как и в каком направлении будут развиваться технологии в банкоматах, установленных украинскими банками?

 И. Дорошенко: На мой взгляд, в будущем банковские учреждения Украины будут не столько увеличивать количество своих банкоматов, сколько расширять перечень их функциональных возможностей. В скором времени банкоматы станут так называемыми мини-офисами, где клиент может совершить практически все банковские операции, не посещая отделение банка:

 • узнать остаток задолженности по кредиту или получить выписку по последним операциям по карте;

• внести оплату по кредиту или выполнить пополнение кредитной карты;

 • оплатить самые разнообразные услуги, начиная с коммунальных услуг и заканчивая, например, штрафами ГАИ и налогами;

• пополнить мобильный телефон, оплатить услуги интернет-, ТВ и других провайдеров;

 • подключить любые дистанционные услуги своего банка;

 • сделать перевод или снять наличные с карты «чужого» банка;

 • открыть или пополнить депозит либо снять «набежавшие» за отчетный период проценты;

• отправить в банк заявку на получение кредита либо карты, купить страховку.

ПЛАС: Как вы оцениваете сегодняшнюю активность использования различного рода гаджетов для проведения платежей, в том числе оплату не только с лицевых четов, но и с помощью электронных мобильных кошельков?

 И. Дорошенко: В текущем году банки будут уделять достаточно внимания дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), в том числе и в части значительных финансовых вложений в развитие этих систем. Банкам необходимо не только понимать, какие новые возможности появляются с развитием технологий, но и активно внедрять последние, в противном случае они могут просто упустить своего клиента. Ведь уже совсем скоро так называемое «мобильное поколение» клиентов станет выбирать свой банк не столько по стоимости предлагаемых банковских продуктов и уровню доходности депозитов, сколько по удобству и разнообразию каналов взаимодействия с ним.

Следует отметить, что большинство систем мобильного банкинга на Украине уже имеют «основной» пакет необходимых функций. Кроме того, банковские учреждения в своих порывах ограничены возможностями мобильного телефона и установленного производителем программного обеспечения.

Сейчас с помощью своего мобильного телефона клиент Банка Русский Стандарт может проверить состояние счета, перевести средства по номеру телефона, произвести оплату товара или услуги по заранее составленной форме счета, оплатить услуги более 250 провайдеров по всей Украине (ЖКУ, сотовая связь, Интернет, телевидение), а также ознакомиться с новостями банка. Все услуги бесплатны. В ближайшее время мы планируем внедрение функций геолокации и отображения на карте страны офисов, банкоматов и терминалов банка.

 Среди других дистанционных услуг, предлагаемых украинскими банками, можно выделить такие, как получение информации по кредитным и депозитным счетам, расчет графика платежей по кредитам, переводы по номеру карты (Visa Money Transfer, MasterCard MoneySend), переводы через различные платежные системы (liqPay) по идентификатору (зачастую это номер телефона), пополнение аккаунтов платежных систем в социальных сетях Facebook, ВКонтакте и т. д. Среди глобальных разработок будущего – NFC-платежи. Кроме того, в скором времени у клиентов банков может появиться возможность управлять своими средствами с помощью голоса. Компания Apple в прошлом году заявила о новой возможности на своих телефонах. Интеграция встроенного сервиса телефона в мобильный банк позволит осуществлять переводы, оплачивать услуги провайдеров, проверять состояние счетов с помощью двух-трех слов.

В данный момент активное развитие украинскими банковскими учреждениями мобильного банкинга сдерживает лишь несколько факторов – непонимание важности развития электронного банковского бизнеса и отсутствие готовности тратить на него значительные финансовые средства, предпочитая вкладывать деньги в более привычные инструменты – офисы, отделения, банкоматы.


Рынок РФ: уже насыщенный, но пока не зрелый?



Андрей Надточий, технический директор РПС «Золотая Корона», сконцентрировал свое внимание на российском карточном рынке.

ПЛАС: Какие карточные рынки СНГ можно рассматривать в качестве зрелых/насыщенных? Какие данные говорят об этом?

А. Надточий: Российский карточный рынок можно рассматривать в качестве насыщенного, но, по-видимому, нельзя считать зрелым. В 2011г. число эмитированных в стране карт превысило численность российского населения, однако свыше 90% карт выдано в рамках зарплатных проектов, то есть по инициативе работодателей. Примерно столько же приходится на долю операций по снятию наличных, а на безналичную оплату товаров и услуг – лишь порядка 10%.

Очевидно, что основная причина незрелости российского карточного рынка – неразвитость инфраструктуры. В аналитических материалах фигурируют данные о 200 тыс. российских торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате банковские карты. Цифра, казалось бы, солидная, однако это приблизительно 10% от общего количества ТСП в России. И этот показатель – средний по стране: понятно, что в небольших населенных пунктах он стремится к нулю. Складывается парадоксальная ситуация, когда в супермаркетах и торговых сетях банки устанавливают не POS-оборудование, а гораздо более дорогостоящие банкоматы. Естественно, что держатели карт продолжают воспринимать карты как «пластиковый ключ» к наличным. А ТСП не торопятся наладить обслуживание по картам, поскольку уровень торговой уступки очень высок. В итоге теряют все – банки, торгово-сервисные предприятия, платежные системы, держатели карт.

Тем не менее рынок растет, взрослеет, становится более профессиональным. Растет финансовая грамотность населения, и в этом процессе огромная роль принадлежит банкам. Игроки рынка эквайринга укрупняются и консолидируются.Эта позитивная динамика даст хороший результат, если усилия участников рынка будут дополнительно поддержаны регуляторами, в первую очередь, при помощи экономических механизмов. Нет сомнения, что тогда инфраструктура будет развиваться совсем другими темпами, а повседневные платежи по большей части уйдут «в карты». При этом должен сохраняться высокий уровень конкуренции, а у пользователей неотъемлемым должно быть право выбора карты, банка, платежной системы.

ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эмиссии?

А. Надточий: Вообще, карт на рынке должно быть много, и карты должны быть разными – по функциональности, уровню защищенности, по набору участников какого-то отдельно взятого карточного продукта. Выбор платежного средства должен быть целесообразным, то есть карта должна максимально соответствовать тем задачам, которые она призвана решать.

 Речь не идет о том, чтобы под каждую операцию заводить отдельную карту, однако представляется не просто разумным, но и удобным использовать разные карты для разных видов расчетов. Набор сервисов, ограничений, мер безопасности варьируется в зависимости от банка и платежной системы. Получение наличных без комиссии, ежедневная быстрая оплата товаров в регионе проживания держателя, расчеты за границей, оплата коммунальных услуг, денежные переводы, погашение кредита, расчеты в интернете, оплата проезда на транспорте, участие в бонусных накопительных программах. Это хоть и широкий, но, безусловно, неполный перечень услуг, которые сегодня можно получить с использованием банковских карт. Развитие процесса эмиссии будет идти по всем этим направлениям, и еще по многим другим – нишевые карточные продукты могут быть созданы практически под любую задачу или проект. Безусловно, на объем эмиссии существенным образом повлияет также внедрение системы УЭК – с 2014г. их получит каждый гражданин России.Сегодня одним из самых широко озвучиваемых трендов на российском карточном рынке является тотальный переход к некоему многоцелевому информационно-платежному средству на все случаи жизни. Неоднозначная позиция. Здесь уместно провести аналогию с уткой. Эта птица умеет многое: и ходить, и бегать, и летать, и плавать, и даже нырять, но все это она делает неважно. Кроме того, если одной стороной любой унификации является удобство, то второй стороной – повышенные, сконцентрированные риски.

 Впечатляющий рост демонстрирует российский рынок интернет-торговли: в 2011 г. он достиг отметки в 13 млрд долл. Объемы электронной торговли будут расти и дальше, ведь Россия по такому показателю, как число интернет-пользователей (более 60 млн человек), занимает первое место в Европе. В сегменте интернет-коммерции будут весьма активно использоваться предоплаченные карты, поскольку последствия их компрометации минимальны. Карты для интернетрасчетов, возможно, будут использоваться по типу одноразовых паролей в системах интернет-банкинга.

ПЛАС: Каковы особенности карточных рынков стран СНГ? Национальные платежные системы?

 А. Надточий: Локальные платежные системы имеются практически на рынках стран всего постсоветского пространства. Этот тренд будет только укрепляться. Работа на том или ином страновом рынке международных платежных систем – это значимый глобальный фактор унификации предоставления услуг, вне зависимости от географической локализации. Однако нельзя списывать со счетов экономические, юридические, инфраструктурные отличия и особенности разных стран. Некоторые задачи способна более эффективно и гибко решить именно национальная, локальная платежная система. Поэтому процесс развития национальных систем в странах СНГ является закономерным. Рынки всех стран разные, каждый со своими особенностями и нюансами, предписываемыми регуляторами, но все они развиваются, и развиваются, на мой взгляд, успешно.

ПЛАС: Каким видится расклад сил на процессинговом рынке России?

А. Надточий: Сегодня в России действует порядка 100 процессинговых центров, причем большинство из них принадлежит банкам (in-house), а количество независимых ПЦ – чуть больше десяти. С точки зрения мировой практики, такая структура рынка является в высшей степени нетипичной – предложение существенно превышает спрос. Думаю, в довольно близкой перспективе данная сфера рынка будет корректироваться в сторону снижения количества игроков, поскольку не все они смогут нести затраты, необходимые для поддержания конкурентоспособности, адекватной быстро развивающемуся рынку процессинговых услуг.

 ПЛАС: Активность использования различного рода гаджетов для проведения платежей, оплата не только с лицевых счетов, но и m-кошельками?

А. Надточий: Это бурно растущий сегмент рынка, но здесь есть один нюанс. Уверен, что будущее – за специализированными игроками, профессионально занимающимися своей профильной деятельностью и несущими за нее всю полноту ответственности перед своими клиентами. Банки должны заниматься предоставлением финансовых услуг высокого уровня, мобильные операторы – предоставлять качественную сотовую связь. Рынок должен быть специализирован, что, естественно, не исключает реализации совместных проектов с разным набором участников.

Кроме того, по всей видимости, совсем скоро мы можем столкнуться с нарастающей волной мошеннических операций, направленных на владельцев коммуникаторов, использующих их для осуществления платежных операций: вирусами, атаками, взломами коммуникаторов. Проблема в том, что пока будет очень сложно отследить хищения мелких сумм у миллионов абонентов.

 ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эквайринговых устройств?

А. Надточий: Думаю, что очень крупной точкой роста могут стать локальные карточные проекты, основанные на быстрых платежных технологиях с использованием предавторизованных электронных кошельков. Такие кампусные решения могут быть реализованы в любом масштабе – в университете, гипермаркете, жилом микрорайоне, отдельном городе. Подобные проекты помогут решить и проблему с высокой торговой уступкой – ведь локальный проект гораздо более экономичен по сравнению с «классическими» платежными технологиями.


Переходный период



Комментирует Карл Тайстович Сумманен, вице-президент, начальник управления банковских процессов и технологий, Банк ВТБ.

ПЛАС: Можно ли рассматривать карточный рынок России в качестве насыщенного? Какие статистические показатели могут свидетельствовать об этом?

К. Сумманен: Если под насыщенностью подразумевать соответствие предложения потребностям и исходить из фактически существующих потребностей населения, то складывается ощущение, что рынок является перенасыщенным на всей территории России, даже принимая во внимание значительную неоднородность предложения. Причина в том, что продажи карточных продуктов во многих случаях осуществляются принудительно (в рамках зарплатных проектов). Таким образом, именно предложение является фактором, формирующим спрос на российском рынке, а не наоборот, как происходило бы в условиях более цивилизованного рынка.

Если в качестве основы брать уровень спроса, характерный для развитых рынков, то рынок будет насыщенным в крупных городах и населенных пунктах и ненасыщенным на остальной территории страны.

ПЛАС: Как и в каких направлениях будет, по вашим оценкам, развиваться российский рынок эмиссии карт?

К. Сумманен: Спрос на карты будет расти, так как сегодня это основной платежный инструмент во многих платежных схемах (речь идет о процессах гибридизации – создании новых моделей дистанционной / мобильной оплаты с использованием карты в качестве базового платежного инструмента). Видимо, будет снижаться удельный вес карт, выпущенных в рамках зарплатных проектов. Стоит учесть, что данный прогноз не учитывает возможность принятия каких-либо нормативно-законодательных решений, в частности, предусматривающих обязательную выплату зарплаты на счет. Если такие решения будут приниматься, то, соответственно, доля зарплатных карт в совокупном объеме эмиссии будет расти.

ПЛАС: Как вы оцениваете сегодняшнюю активность использования различного рода гаджетов для проведения платежей, в том числе оплату не только с лицевых счетов, но и с помощью мобильных кошельков?

 К. Сумманен: Сложившуюся в настоящее время ситуацию в данном сегменте можно охарактеризовать как переходный период. Активность использования подобных устройств свидетельствует о наличии значительного нереализованного технологического потенциала. Рынок «ищет» оптимальные решения и производит на свет различные варианты платежных схем, большинство из которых «вымрут» уже в недалеком будущем. Со временем «выкристаллизуется» небольшое число базовых технологий, которые будут приняты рынком.

Что касается мобильных кошельков, то это промежуточный временный вариант, основанный на идее гибридизации – использовании карты как базового платежного инструмента. С появлением решений, обеспечивающих необходимый платежный функционал без использования карт, такие решения вытеснят карты (которые все-таки являются технологией конца предыдущего тысячелетия). Другой вопрос, что период существования таких гибридных решений может быть довольно длительным.

Мобильные устройства в будущем будут играть две роли: (1) персонального многофункционального портативного средства доступа к платежных сервисам или (2) цифрового кошелька для хранения цифровых наличных.


Локальная глобализация


В ходе подготовки материала редакция получила от одного из своих внешних экспертов, пожелавшего остаться неназванным, комментарии относительно эквайрингового сектора в России. Поскольку данные комментарии представляют определенный интерес, мы приняли решение разместить их в полном объеме.

ПЛАС: Какие карточные рынки СНГ можно рассматривать сегодня в качестве насыщенных? Какие статистические показатели могут свидетельствовать об этом в первую очередь?

Эксперт: Для оценки насыщенности и степени развития эквайрингового рынка необходимо прежде всего определить количество торгово-сервисных предприятий на территории нашей страны. По данным Банка России, к концу I квартала 2012 г. в РФ было установлено 530 тыс. POS-терминалов. Учитывая, что к этой же дате в России было зарегистрировано 2899,7 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, можно сделать вывод, что более 2369 тыс. торговых точек, оснащенных ККТ, пока еще не принимают карты к оплате. Разумеется, в России пока еще рано говорить о развитой инфраструктуре по приему карт в торговой сети – мы, скорее, развивающийся в этом направлении рынок.

Основная концентрация POS-терминалов наблюдается в 5 крупнейших городах России, тогда как регионы остаются практически неохваченными, а большинство транзакций, совершаемых с использованием карт, по-прежнему представляют собой операции по снятию наличных в АТМ (87%).

Однако нужно признать тот факт, что в течение последних 10 лет доля и объем операций по снятию наличных с использованием карт на российском рынке неуклонно снижаются. Так, например, в устройствах эквайринговой сети в течение IV квартала 2011 г. было проведено 1 212 928 тыс. операций на общую сумму в 4 880 828,9 млн рублей с использованием карт эмитентов-резидентов и нерезидентов (за исключением операций по оплате таможенных платежей). При этом на операции по оплате товаров и услуг в ТСП пришлось 529 012 тыс. операций общим объемом 748392,4 млн руб. В долях от совокупного числа и объема карточных операций это составляло 43,6% и 15,3% соответственно.

Для дальнейшего развития инфраструктуры приема платежей необходимо привлечь сегмент рынка, слабо охваченный даже в крупных городах, а именно малые и микропредприятия торговли и услуг.

 ПЛАС: Как вы оцениваете сегодняшнюю активность использования различного рода гаджетов для проведения платежей, в том числе оплату не только с лицевых счетов, но и с помощью мобильных кошельков?

Эксперт: Я весьма скептически отношусь к идее развития рынка собственно «мобильных кошельков». Скорее, для мобильных аппаратов будут постепенно разрабатываться приложения, с помощью которых можно будет осуществлять платежи, например, уже становящиеся популярными Google Wallet, MasterCard PayPass Wallet, Wallet One VISA и т. д. Особенно интересен, на мой взгляд, опыт превращения мобильного телефона в мобильный POS-терминал с помощью подключенного картридера и скачанного приложения. Данный сервис, несомненно, представляет интерес для развития эквайринга в сегменте среднего, малого и микробизнеса, в предприятиях с небольшими оборотами, поскольку существенно снижает затраты банка на терминальное оборудование и делает обслуживание таких клиентов экономически интересным.

Впервые подобный сервис – речь идет о Square – был запущен в США 2,5 года назад. В настоящий момент он насчитывает более 2 млн клиентов, оборот превысил 5 млрд долл. США. Европейскую эстафету подхватила компания iZettle, предложив рынку решение на чиповом картридере. На мой взгляд, такое решение является еще более продвинутым с точки зрения безопасности, т. к. не зовет нас в прошлое, к использованию магнитной полосы (как в примере со Square). Многолетнее господство полосы так или иначе в обозримом будущем завершится и в США.

В России же пока подобный массовый сервис отсутствует.

С другой стороны, своего мнения в вопросе о том, с какого носителя должны считывать информацию ридеры, аналогичные Square, – с магнитной полосы или чипа, – еще не высказали международные платежные системы. Если решение МПС будет положительным, то и вопроса с переносом ответственности не встанет. Кроме того, Россию еще пока нельзя назвать рынком, полностью или в значительной части завершившим миграцию на EMV, поэтому, по моему прогнозу, в ближайшие 2–3 года будут более востребованы девайсы, позволяющие читать лишь магнитную полосу. Чиповые же устройства, несомненно, придут на замену магнитным, но не так скоро. К

роме того, МПС необходимо решить вопрос о вводе ПИН-кода по таким транзакциям через телефон – либо будет использоваться технология Chip and Signature, поскольку вряд ли производители смартфонов будут проходить PCI PA-сертификацию для этих целей.

ПЛАС: Каким вам видится расклад сил на процессинговом рынке России и других стран СНГ?

Эксперт: Сегодня конкуренция на российском рынке эквайринга очень высока – в России зарегистрировано более 614 банков-эквайеров, что, несомненно, является избыточным. Тогда как на рынках других стран ситуация совершенно иная. К примеру, в Великобритании около 6 эквайеров, в США – порядка 10. Международные платежные системы также порой выражают свое недоумение по факту наличия такого количества эквайринговых и процессинговых структур в России.

 В настоящее время, на мой взгляд, начинается очередной этап глобализации рынка и передача бизнеса в руки профессионалов – постепенно мелкие банки начинают пользоваться услугами в сфере эквайринга, которые предоставляют профессиональные игроки данного рынка. В настоящее время можно выделить 3 крупнейших игроков российского рынка эквайринга: это Сбербанк России, UCS и Банк Русский Стандарт.

ПЛАС: Как и в каких направлениях будет развиваться рынок эквайринговых устройств?

Эксперт: По моему мнению, перспективными направлениями развития являются прежде всего:

• мобильный терминал (считыватель, присоединенный к мобильному телефону для проведения card present платежей);

• терминалы, позволяющие проводить платежи с использованием технологии NFC и бесконтактных карт. Однако рынок таких устройств ограничен определенным сегментом бизнеса – фаст-фуд, транспортные услуги, АЗС;

• интернет-эквайринг


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?