Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ОРС: Банки объединяют сети АТМ, исходя из своих бизнес-интересов

(Нет голосов)

26.09.2012 Количество просмотров 2608 просмотров

Сегодня в российском сегменте банковской розницы наряду с ростом конкуренции наблюдается тенденция к укрупнению участников рынка платежных услуг, в том числе путем различных слияний и дружественных поглощений, а также реализации различных моделей интеграции. И в первую очередь речь идет о слиянии сетей устройств банковского самообслуживания. Одним из примеров такого взаимовыгодного сотрудничества банков является система национального клиринга «Объединенная расчетная система» (ОРС). О целях и задачах этой инициативы, а также о рыночных трендах, которыми она обусловлена, в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Олег Тишаков, председатель правления НКО «ОРС».

ПЛАС: Какова была изначальная концепция создания ОРС? Какие рыночные тенденции послужили импульсом для создания в стране системы национального клиринга?

О.Тишаков: Создание «Объединенной расчетной системы» явилось следствием современных тенденций платежного рынка.

Достаточно констатировать очевидный факт, что ставки межбанковских комиссий, действующие в рамках международных платежных систем по операциям в России, достаточно высоки. При этом банки-эмитенты вынуждены избегать расходов, связанных с использованием своими клиентами сторонних банкоматов, всячески стимулируя их использовать карты для оплаты товаров/услуг и прибегать к услугам только собственной банкоматной сети. Естественным решением для «привязки» держателей становится введение «заградительных» комиссий за снятие средств в «чужих» банкоматах. Такая практика приносит пользу далеко не всегда и далеко не всем, поскольку задача самостоятельного построения сети банкоматов в регионах присутствия эмитента требует серьезных инвестиционных и операционных затрат.

В результате в банковском сообществе постепенно сформировалось понимание того, что свой бренд банк может продвигать и альтернативными инвестиционному способами, скажем, развивая и оптимизируя продуктовую линейку, а не только вкладывая деньги в установку отнюдь не дешевых устройств далеко не в самых удобных местах. Очевидно, что появилась осознанная необходимость объединения банкоматных сетей. На рынке стали возникать разнообразные локальные системы, которые образовывались по технологически более простой схеме – вокруг принципалов или на основе двусторонних соглашений. И логическим продолжением развития такого рода систем, но уже в федеральном масштабе, стало создание ОРС.

Важно отметить, что ставки межбанковской комиссии, устанавливаемые МПС, взялись, естественно, «не с потолка» – они имеют важный экономический смысл, стимулируя увеличение эмиссии в сегменте безналичной оплаты товаров и услуг. Те же резоны присутствуют и в отношении межбанковских комиссий по операциям выдачи наличных в банкоматах. Высокая ставка комиссионного вознаграждения мотивирует банки к развитию собственной сети АТМ, позволяющей приносить существенный доход от обслуживания держателей карт других участников платежной системы.

Но сегодня, как я убежден, рынок, насытившись, уже перешагнул ту границу, за которой экономическая целесообразность экстенсивного развития сетей банкоматов становится неочевидной. В этих условиях легко объяснить стремление банков к объединению своих сетей выдачи наличных для минимизации издержек с одновременным расширением зоны своего присутствия, и создание ОРС позволило предоставить банкам соответствующую организационную и технологическую инфраструктуру.

Таким образом, исключительно рыночные тенденции привели менеджмент Росбанка к принятию решения о расширении собственной сети локального клиринга, позволив присоединиться к ней другим принципиальным участникам МПС и выведя при этом функции оператора и расчетного центра системы в отдельную организацию, не подверженную кредитным рискам и не являющуюся конкурентом коммерческим банкам. Так была создана Платежная система «Объединенная расчетная система» (ОРС), которая объединяет сети банкоматов, пунктов выдачи наличных и приема платежей различных банков под единым брендом. В отличие от известного европейского АТМ-оператора EURONET, ОРС не является владельцем самих банкоматов и иных терминалов самообслуживания. Также хочу отметить, что ОРС может рассматриваться сегодня в качестве наиболее яркого примера объединения банков, созданного на основе совпадения их бизнес-интересов, в то время как в сфере торгового эквайринга такое объединение пока не представляется возможным, поскольку там наблюдается явное противоречие между интересами эквайеров и эмитентов.

ПЛАС: Насколько остро сегодня стоит вопрос о конкуренции МПС и систем, подобных ОРС?

О. Тишаков: Объединения банкоматных сетей различных банков до выхода ОРС на рынок происходили через процессинговые центры МПС. Технологическая возможность, предоставляемая МПС банкам, позволяет устанавливать для банкоматных сетей друг друга нулевую или иную согласованную комиссию. При этом МПС сохраняют свои доходы, связанные с процессингом, клирингом и расчетами по операциям между такими банками. Замечу, что взимание платежными системами платы за организацию такой схемы взаимодействия, величина которой могла доходить до нескольких десятков тысяч долларов, прекратилось через некоторое время после выхода на рынок «Объединенной расчетной системы».

Расмотренная схема, хотя и имеет свои преимущества, уже в силу своей природы не работает в случае объединения сетей с числом участников свыше трех. Действительно, если два-три крупных известных банка вполне могут объединить свои сети АТМ без брендирования общей сети, то в случае большего количества банков-участников такой сети клиент просто не сможет их всех запомнить, тем более если речь идет о региональных банках. И неоспоримое преимущество ОРС – в объединении сетей банкоматов различных банков под отдельным единым брендом.

В некоторой перспективе платежные инфраструктуры российских банков и национальных платежных систем вполне могут объединиться на добровольной основе в некую систему локального клиринга, наиболее полно удовлетворяющую национальным экономическим интересам. При этом у международных платежных систем остается деятельность по обеспечению трансграничных операций. Это международный трафик, на который сегодня не претендуют системы национального клиринга, хотя в мире и существуют прецеденты, опровергающие данное утверждение, например, SEPA (Single Euro Payments Area) или TRIONIS в Европе.

ПЛАС: Какие экономические факторы сегодня привлекают банки присоединяться к ОРС, и с какими опасениями банков по поводу рисков присоединения вам приходится сталкиваться?

О. Тишаков: Вначале скажу несколько слов о самой системе. Сегодня ОРС насчитывает 115 работающих банков с совокупной инфраструктурой более 21 тыс. точек обслуживания (из которых более 17 тыс. составляют банкоматы). Еще несколько десятков банков находятся на той или иной стадии согласования документов или на этапе технологической имплементации. Из недавно подключившихся участников можно отметить такие крупные, как платежная система «Золотая Корона» и «Газпромбанк». В настоящее время обороты в платежной инфраструктуре ОРС превышают 10 млрд рублей в месяц, а ежемесячное количество транзакций приближается к цифре 1,5 млн. Предыдущий период деятельности системы свидетельствует об устойчивом приросте оборота порядка 10% в месяц.

Итак, почему банки присоединяются к ОРС? Для этого условно разделим всех наших участников на две большие группы – эмитентов и эквайеров, хотя эти функции могут и совпадать.

 Интерес участия в ОРС для эмитентов заключается прежде всего в том, что они расширяют сеть финансового обслуживания клиентов на несколько тысяч устройств при уровне инвестиционных затрат, соизмеримых с приобретением не более пяти собственных АТМ. При этом операционные расходы возникают у эмитента только по факту получения услуг и практически сравнимы с себестоимостью оказания такого рода услуг в собственной сети обслуживания. Кроме того, банк-эмитент получает уникальную возможность пользоваться своего рода экстерриториальным банкоматом с поддержкой cash-ресайклинга, который реализует технология расчетов платежной системы ОРС. Отмечу, что при этом банку не требуется отвлекать деньги на загрузку всего этого огромного парка банкоматов, а достаточно только разместить на корсчете в расчетном центре сумму денежных средств в размере одно-двухдневной дебетовой нетто-позиции по операциям банка в системе.

Из моментов, особо интересующих банки-эквайеры при присоединении к системе ОРС, выделю такие, как оптимизация собственной сети АТМ (нет необходимости устанавливать банкомат там, где уже стоят банкоматы участников ОРС), а также снижение инвестиционных рисков и себестоимости транзакций в собственных АТМ за счет притока держателей карт банков-участников ОРС. С какими же опасениями банков нам приходится сталкиваться?

 Одно из наиболее распространенных – это опасение банков – владельцев банкоматов потерять лидирующие позиции в каком-либо отдельно взятом территориальном образовании. Если говорить об интересах эмитентов, то очевидно, что создать очень плотную сетку только «своих» банкоматов для большинства банков невозможно технически. Такая гонка для банка, как правило, бессмысленна, если не разорительна. Такой подход могут себе позволить разве что банки-гиганты, остальным же банкам приходится всерьез задуматься, стоит ли вкладывать весьма значительные ресурсы в «железо», когда необходимая инфраструктура уже существует? Не выгоднее ли эти средства инвестировать, к примеру, в реальный сектор экономики?

 Подчеркну, у многих банков себестоимость операции в собственном банкомате превышает 1% от суммы среднего чека. При участии в ОРС эта величина существенно снижается за счет дополнительного процентного дохода при постоянных фиксированных затратах, что обеспечивается за счет притока клиентов других участников ОРС. Таким образом, банки, владеющие собственной сетью АТМ, могут значительно снизить свои издержки. Суждения же о том, что сеть собственных банкоматов следует активно расширять, поскольку банкомат служит одновременно и информационным окном, и каналом продажи каких-либо банковских продуктов, на мой взгляд, являются весьма слабым аргументом для инвестиций в банкоматную сеть в тех регионах, где достаточно лишь организовать льготное финансовое обслуживание своих клиентов. Вложения в дорогостоящее «железо» ради простого информирования клиентов при современном уровне развития мобильного и интернет-банкинга вряд ли выглядят сегодня оправданными.

Следующим видом опасений банков является мнимая угроза усиления позиций конкурентов в корпоративном сегменте. Иными словами, зачастую банки опасались ситуации, когда на рынок выходит небольшой банк, не имеющий своей банкоматной сети, но подключенный к ОРС, и начинает работать по зарплатным проектам с крупными предприятиями региона, ссылаясь на то, что для снятия денег можно использовать банкоматную сеть другого, более масштабного банка. Таким образом, новый скромный игрок теоретически может переманить у крупных банков их корпоративных клиентов. Данная угроза для участников системы скорее надуманная, чем реальная, т.к. она предполагает крайне нестабильное поведение региональных клиентов, которые находятся в тесной кооперации с обслуживающими их банками, чего на российском рынке сегодня не наблюдается.

 Еще один аргумент «против» участия в ОРС сводился у некоторых банков к следующему: обслуживая карты международных платежных систем, они получают высокий interchange, а в рамках ОРС он будет ниже. Наша статистика убедительно свидетельствует о том, что доход банков-участников от обслуживания «чужих» клиентов в своих сетях АТМ после присоединения к ОРС не только остался на прежнем уровне при нарастающем увеличении объемов операций, но в большинстве случаев даже увеличился. Дело в том, что благодаря участию в ОРС банк получает новые доходы от сформировавшегося внутри системы нового дополнительного межбанковского потока, и эти доходы в большинстве банков превышают доход от оборота по операциям с картами в рамках расчетов через международные платежные системы.

 Знакомы нам и обозначенные риски некоторых банков, связанные с опасениями, что поток новых клиентов, пользующихся их банкоматами, приведет к возрастанию издержек на инкассацию. Такие возражения мы снимаем однимединственным аргументом, основанным на простом математическом расчете и логике. Банки по роду своей деятельности занимаются тем, что продают деньги. А их АТМ фактически являются вендинговыми автоматами по продаже денег – они продают деньги за вполне определенную комиссию. Эта комиссия, которую получает банк – участник ОРС, составляет 0,4% от суммы операции. Если умножить это значение на 360 дней, то мы получим 144% годовых при условии, что банкомат инкассируют каждый день. Продавать деньги по такой ставке – весьма выгодное занятие. Такие проценты зарабатываются далеко не всякими инструментами, и это очевидно оправдывает затраты на инкассацию, тем более что расходы на содержание своего банкомата присутствуют в сумме издержек как постоянная величина. Новые клиенты, пришедшие к АТМ, – это отнюдь не расходы, а дополнительный доход банка от продажи денег.

ПЛАС: В каких направлениях ОРС планирует расширять функциональность системы?

О.Тишаков: Во-первых, мы будем планомерно расширять набор доступных в нашей системе сервисов. Так, например, технология предоставления возможности проведения платежей в адрес поставщиков услуг в АТМ достаточно проста: каждый банк-эквайер от своего процессингового центра выстраивает информационный шлюз к агрегатору платежей, либо сам устанавливает интерфейсы для получателей платежей – систем электронных денег, операторов мобильной связи, интернет-магазинов, различных сервисов и т.п., или же подключается к таким системам, как CyberPlat, ОСМП, «Элекснет».

С нашей точки зрения, эту технологическую возможность необходимо определенным образом привести к единому стандарту, например, сделать для наших банков-участников единый шлюз с максимальным набором сервисов, к которому бы уже могли подключаться региональные агрегаторы.

Во-вторых, одной из ближайших задач мы ставим максимальное упрощение для банковского клиента процессов оплаты каких-либо услуг во всех банкоматах сети ОРС. Известно, что сегодня этот процесс является достаточно многоуровневым, и при большом количестве провайдеров или неправильной их каталогизации поиск нужного получателя и ввод дополнительных реквизитов платежа занимает достаточно много времени.

Сегодня мы совместно с нашими технологическим партнерами, создающими интерфейсы для биллинговых систем, работаем над тем, чтобы упростить схему оплаты ряда услуг по картам в АТМ на принципах технологии direct debit. В первую очередь это коснется услуг, предоставляемых в кредит, в частности, платежей за коммунальные услуги, электроэнергию и т. п. Согласно прорабатываемой нами схеме оплаты, после идентификации пользователя с помощью его банковской карты клиент, выбрав из меню соответствующую компанию – поставщика услуг, сразу будет видеть начисления и свою задолженность, после чего ему достаточно будет нажать кнопку «оплатить», не вводя суммы и реквизитов поставщика самостоятельно.

Третьим направлением, в котором мы намерены работать по расширению функционала нашей системы, является проект по реализации в банкоматах системы ОРС возможности выдачи наличных без использования карты. Пока мы прорабатываем детали в партнерстве с операторами мобильной связи, но в общих чертах концепция сводится к следующему: клиент при операции снятия денег в АТМ (с разных счетов – счета карты, счета системы электронных денег и т.п.) использует в качестве идентификаторов свой номер мобильного телефона и одноразовый ПИН-код с небольшим временем активности, запрашиваемый у банка или компании-держателя счета и приходящий на телефон. Это, с одной стороны, значительно усилит интерес клиентов к нашей сети АТМ, а с другой – позволит полностью исключить риск, связанный с таким видом мошенничества, как скимминг.

Перспективным направлением развития для ОРС является сотрудничество с компаниями – операторами сетей платежных терминалов. Этим компаниям в силу специфики своей деятельности интересна готовая технологическая структура коммуникаций с банками, которая сформировалась в ОРС. Например, через нашу систему может быть реализован любой финансовый запрос, в том числе на пополнение карточного счета, погашение кредита и т.д. Сегодня у ОРС уже есть договоренности о технологическом взаимодействии с операторами моментальных платежей CyberPlat (230 тыс. точек приема платежей) и «Элекснет». ОРС всегда открыта для сотрудничества и с другими терминальными сетями.

 ПЛАС: Каковы планы по расширению географического присутствия системы ОРС?

 О. Тишаков: В настоящее время сеть «Объединенной расчетной системы» охватывает всю территорию РФ. И если в начале нашей деятельности было достаточно сложно найти точку обслуживания ОРС, то сегодня в каждом среднем или даже малом городе есть как минимум 10 АТМ с логотипом «Объединенная расчетная система». И потенциал для роста еще имеется. А чтобы нашим клиентам было удобно пользоваться такой большой сетью, мы сейчас активно работаем над проектом предоставления услуги геотаргетинга в мобильных приложениях. Уже через 1,5–2 месяца владельцы смартфонов смогут оценить нашу навигационную систему, с помощью которой легко и просто будет определять места установки ближайших к ним банкоматов ОРС.

В следующем номере журнала «ПЛАС» в ходе беседы с Олегом Тишаковым мы рассмотрим такие моменты как сотрудничество ОРС с международными платежными системами, выход ОРС за пределы России, развитие в рамках системы направления ДБО и обеспечение безопасности.


Комментарии представителей банков - участников ОРС

Мария Коханюк, начальник управления транзакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка

Абсолют Банк за счет партнерства с системой ОРС существенно расширил сеть банкоматов для обслуживания своих клиентов – держателей карт. Географическое покрытие сети ОРС позволяет нашему банку привлекать и обслуживать зарплатные проекты в различных регионах России, включая те, где отсутствуют офисы банка. Имея свою, аналогичную по масштабам, сеть банкоматов, банк был бы сильно обременен вопросами инкассации денежных средств и технического обслуживания сети, что исключается благодаря партнерству с ОРС.

 Конкурировать в настоящее время на рынке путем установки банкоматов в тех или иных местах становится все сложнее (на отдельных точках дислокация АТМ достигает десятков штук), поэтому, на мой взгляд, объединение – верный и успешный путь дальнейшего развития.

 Говоря о перспективах развития системы, на мой взгляд, для дальнейшего развития ОРС необходимо внедрить систему онлайн-оповещения о местонахождении и работоспособности установленных банкоматов, поскольку неоднократно возникали случаи с получением противоречивой информации. Кроме того, сеть АТМ банков-партнеров постоянно меняет свой состав, появляются новые участники, поэтому информация о размещении АТМ должна обновляться в кратчайшие сроки и в системе ОРС, и у банков-партнеров.

Во-вторых, можно было бы разработать мобильные версии (iOS, Android) с отражением местонахождения АТМ. При этом наличие фильтрации поиска (город, метро, улица) и визуализации очень важны!

 Необходимо также доработать интерфейс сайта ОРС: при поиске банкоматов визуализировать их местонахождение на карте, т. к. порой в списке очень тяжело найти или определить ближайший банкомат, особенно если местность и названия улиц ни о чем не говорят клиенту. И еще одним полезным внедрением, я думаю, была бы возможность пополнения счета карты через cash-in устройства банков-партнеров.


Анатолий Макешин, вице-президент банка «Тинькофф Кредитные Системы»

 В силу выбранной онлайн-стратегии у нас нет собственных банкоматов, как и другого присутствия в офлайне, например, розничных отделений. Однако потребность клиентов в наличных деньгах, естественно, возникает.

Мы с 2010 года даем возможность держателям дебетовых карт без комиссии снимать деньги в любых банкоматах, в том числе за рубежом. Неудобство для клиента, однако, может заключаться в том, что банки зачастую ограничивают сумму снятия наличных за один раз, как правило, 6–10 тысячами рублей. В случае с «Объединенной расчетной системой» многие банкоматы выдают клиенту несколько десятков тысяч рублей единовременно. Клиентам это удобнее и быстрее, а банку – выгоднее.


Владимир Гасяк, заместитель председателя правления Банка Хоум Кредит

Как вы знаете, одним из молодых, но важных стратегических направлений Банка Хоум Кредит является зарплатный бизнес.

Вступление банка в ОРС позволило нам в первую очередь быстро расширить банкоматную сеть, стать доступнее для наших зарплатных клиентов и партнеров не только в крупных городах, но и в самых удаленных регионах страны. Банк сейчас действует в направлении «Просто. Быстро. Удобно», наша цель – стать так называемым финансовым магазином для клиента. Вы, наверное, слышали, что сейчас мы меняем все документы для клиентов, «переводим» их на доступный язык, более простой для понимания, внедряем новые продукты, пересматриваем действующие процессы. Вступление банка в систему ОРС стало одним из шагов к созданию «быстрого, простого и удобного финансового магазина» для наших клиентов. Что касается сервисов, которые, с нашей точки зрения, было бы полезно внедрить для развития системы в будущем, то мы можем сказать следующее. Спрос на дистанционные услуги находится в состоянии активного развития. Мы очень внимательно следим за поведением клиентов и их дальнейшими ожиданиями. На данном этапе было бы полезно внедрить в банкоматах функции по оплате услуг – оплата мобильного телефона, Интернета и коммунальных услуг, пополнение электронных кошельков. Сейчас это самые популярные и востребованные услуги у клиентов.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.