Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

INPAS: «Через пять лет POS-терминальный рынок станет «бесконтактным»

(Нет голосов)

26.09.2012 Количество просмотров 2251 просмотр

О своем видении тенденций развития российского рынка бесконтактных платежных технологий в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Михаил Рогов, директор департамента продаж компании INPAS, активно продвигающей сегодня целый ряд инновационных решений и сервисов в сфере эквайринга.

ПЛАС: Ваша оценка ситуации с внедрением бесконтактных платежных технологий на российском рынке?

М. Рогов: Что касается перехода банков на бесконтактные платежные технологии, то этот процесс можно охарактеризовать скорее как эволюционный, нежели революционный. Это направление несет в себе огромный потенциал для развития платежных продуктов, благодаря значительному упрощению процесса осуществления транзакций, особенно на небольшие суммы, и значительно расширяет круг потребителей, которые используют безналичные способы оплаты.

Отмечу, что развитие и распространение бесконтактных платежных технологий происходит в России на фоне динамичного роста карточного рынка: объем карточной эмиссии в стране уже давно превысил численность населения, и можно с уверенностью утверждать, что у каждого экономически активного жителя РФ в бумажнике есть как минимум одна или несколько банковских карт.

С осознанием участниками платежной экосистемы перспективности бесконтактных технологий перед рынком встал закономерный вопрос о приоритетах: масштабная эмиссия бесконтактных карт целесообразна только при наличии развитой инфраструктуры приема, в то время как соответствующая модернизация POS-терминальной сети экономически оправданна лишь в случае обращения на рынке некой критической массы бесконтактных платежных продуктов. Этот вопрос напоминает известную дилемму «курица или яйцо». В то же время мировой опыт показывает, что эти два направления вполне успешно развиваются параллельно. Так, банки, лидирующие в плане эмиссии бесконтактных продуктов, раньше других начали реализовывать свои проекты выстраивания соответствующей терминальной сети.

Со своей стороны, поставщики терминального оборудования гибко откликаются на запросы участников рынка, и сегодня практически у всех крупнейших мировых производителей идут процессы перехода на новые линейки оборудования, где бесконтактные модули являются уже не опциональными, а базовыми комплектующими.

Таким образом, с одной стороны, рост эмиссии бесконтактных карт способствует развитию инфраструк
туры их обслуживания, с другой – расширение сети приема и поставки на рынок эквайрингового оборудования с поддержкой бесконтактных технологий способствует наращиванию такого рода карточных программ и появлению новых эмитентов. В частности, в Москве мы уже видим уверенные шаги в этом направлении: в качестве ярких примеров можно привести проекты в сетях кофеен Starbucks и ресторанов быстрого обслуживания, на АЗС сети BP и ряд других, есть аналогичные проекты и в Санкт-Петербурге.

ПЛАС: Какие шаги предпринимает сегодня компания INPAS как крупнейший российский поставщик эквайринговых решений по продвижению бесконтактного платежного оборудования на российском рынке?

М. Рогов: Работая на рынке уже многие годы и традиционно гибко реагируя на новые запросы участников рынка, мы стремимся идти в авангарде этого процесса, модернизируя модельный ряд нашего портфеля предложений и выводя на рынок наиболее технологически продвинутые устройства. Так, сегодня во всем мире продолжается переход на новое поколение линейки POS-терминального оборудования VeriFone, и мы активно продвигаем на российском рынке терминальное оборудование VX Evolution. В этой линейке флагманские модели уже по умолчанию обладают встроенным ридером бесконтактных карт, а в остальных моделях такие ридеры предусмотрены опционально. Сегодня мы предлагаем участникам рынка на выбор и те, и другие модели, но тем не менее у нас есть все основания полагать, что в течение ближайших одного-двух лет отношение к бесконтактным технологиям как к некой опциональной «добавке» к функционалу POS-терминала уйдет в прошлое, и все модели, которые будут поставляться в Россию, станут по умолчанию иметь бесконтактный ридер. Если мы определим средний срок жизненного цикла POS-терминала в семь лет, то практически полное обновление терминального парка России произойдет к 2016–2017 годам. После этого бесконтактные платежные технологии охватят весь рынок. 

Мы предпринимаем определенные шаги и в области повышения осведомленности наших клиентов о возможностях бесконтактных платежных технологий. Как известно, уже несколько лет наша компания проводит для своих клиентов тренинги по контактным микропроцессорным картам. Эти тренинги по технологии EMV, рассчитанные на уже достаточно квалифицированных специалистов банков, которые намерены еще больше углубить и расширить свои знания в этой области, пользуются достаточно большой популярностью. 

Учитывая последние технологические тенденции индустрии, равно как и наш опыт тесного взаимодействия с различными банками в области сертификации систем бесконтактной оплаты, с осени 2012 года мы решили организовать для наших клиентов дополнительный отдельный курс по бесконтактным платежным технологиям. 

В рамках такого курса его слушатели смогут значительно расширить свои теоретические и практические знания в сфере бесконтактных платежей, ориентируясь не только на основополагающие международные документы по бесконтактным картам, но и на накопленный нашими специалистами опыт их использования в России. Последнее мы считаем особенно ценным, поскольку на тренингах, организованных международными платежными системами, в основном подается информация, касающаяся взаимоотношений с самими МПС, а банкам, на наш взгляд, сегодня особенно остро не хватает именно прикладной информации о специфике бесконтактного эквайринга. 

ПЛАС: Каковы планы компании по продвижению на российском рынке новых комплексных программно-аппаратных решений? 

М. Рогов: Из новинок, предлагаемых сегодня компанией INPAS на рынке России и стран СНГ, стоит прежде всего отметить принципиальное обновление функционала нашей софтверной системы INPAS UNIPOS. 

Сейчас мы также активно работаем над расширением базового функционала системы за счет так называемых Value added сервисов (сервисов, обеспечивающих создание дополнительной ценности). Они позволяют и банку, и торгово-сервисному предприятию извлечь максимум из возможностей как используемого POS-терминального оборудования, так и из каждой сессии общения с клиентом. Например, путем доработки программной или облачно-серверной части мы «учим» POS-терминалы обслуживать, например, любые карты лояльности, электронные деньги, платежи за услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД, платежи в адрес операторов мобильной связи и т. д. В результате стандартный POS-терминал по своим функциям начинает приближаться к полноценному информационно-платежному киоску по образцу QIWI, а в определенных аспектах – даже к кассовой POS-системе. 

Сейчас мы ведем несколько пилотных проектов с рядом банков, в ходе которых анализируем, насколько эти сервисы реально востребованы, насколько они понятны и прозрачны для населения и готовы ли потребители ими активно пользоваться. Например, во многих странах Европы у компаний, предлагавших терминальные решения типа инфокиосков, этот бизнес не удался именно потому, что такая популярная функция, как пополнение счета мобильного оператора, была уже реализована на POS-терминалах. 

Дополнительная функциональность POS-терминалов, с одной стороны, позволяет банку быстрее окупить инвестиции в развитие эквайринговой сети, а с другой – в определенной степени увеличить свой эквайринговый доход. Кроме того, специалисты компании INPAS работают над тем, чтобы, используя уникальные возможности бесконтактного интерфейса, обеспечить взаимодействие торгового предприятия с покупателем еще до завершения оплаты покупки. Например, реализовать такую функцию, как передача суммы и реквизитов платежа по бесконтактному интерфейсу с последующим автоматическим проведением платежной транзакции. Это реально экономит время клиента. Так, например, если детализировать процесс пополнения счета мобильного оператора в салоне связи, большую часть процесса пополнения займет введение реквизитов абонентского счета и их перепроверка. Если же бесконтактный интерфейс на карте или в телефоне (и в POS-терминале) поддерживает такую функцию, то все происходит мгновенно, в одно касание. 

В этом отношении мы крайне заинтересованы и в том, чтобы превратить POS-терминал в коммуникационный узел с возможно большим количеством сетей-партнеров, т. к. сегодня POS-терминал по умолчанию связан только с банком, и все операции, которые вы можете осуществить с его помощью, ограничиваются возможностями этого банка. Мы же стремимся «научить» терминал связываться в интересах клиента с любой сетью: с системой лояльности,с электронной платежной системой, с МПС, с операторами мобильной связи и др. Чтобы клиент, забывший дома наличные и карту, мог, введя на POS-терминале свой номер кошелька Яндекс Деньги, оплатить, например, батон хлеба или пачку сигарет в торговой точке. 

Хотелось бы особо подчеркнуть, что подобные проекты внедрялись по собственной инициативе отдельными банками на протяжении последних 3–4 лет, но, как правило, они не были связаны друг с другом и не носили системного характера. Работа же, которой занимается сегодня компания INPAS, направлена фактически на полнофункциональное объединение наиболее востребованных сервисов и услуг в единую информационную сеть, которая позволяет предоставить наиболее простой и максимально понятный платежный интерфейс как для банков, так и для конечных пользователей. Эта идея уже воплощается нами в жизнь. 

Большое внимание мы уделяем и возможностям сервисов для реализации функций удаленного управления терминалами. Сегодня мы используем их для того, чтобы упростить жизнь банкам-эквайерам – в той части, что касается управления терминалами, загрузки обновлений и ключей доступа. Это, в частности, позволяет реализовать модель «моментального подключения», когда для запуска эквайрингового обслуживания клиента необходимо лишь забрать терминал со склада и установить его в ТСП, представитель которого сам подключается, выбирает нужный банк и получает по сети полную автоматическую настройку. 

Эти же технологии сегодня позволяют нам начать реализовать для банков и услугу оперативного сетевого мониторинга, необходимую для построения оценки эффективности работы эквайринговой сети по различным параметрам (доходность отдельных терминалов, качество связи, количество сбоев, время простоев и т. п.). В итоге, я полагаю, мы постепенно перейдем к тому, что все POS-терминалы, которые мы поставляем и на которых стоит наше ПО UNIPOS, будут управляться, обновляться, загружаться и мониториться централизованно, т.е. сотрудникам банка не нужно будет с ними как-либо физически взаимодействовать (за исключением случаев серьезных поломок). Реализуя такую концепцию, мы экономим средства наших клиентов, которые сегодня тратятся на выполнение непрофильных для финансовой организации функций, предоставляем банкам инструментарий, который позволит им сократить издержки, и защищаем их инвестиции. 

ПЛАС: Каких изменений в 2012 г. стоит ожидать в линейке POS-оборудования, поставляемого INPAS? 

М. Рогов: Если говорить о нашей традиционной линейке VeriFone, то основной упор в линейке оборудования в этом году мы делаем на продвижение новейшего терминала VeriFone VX-675. Он выгодно отличается от своих предшественников компактными размерами и цветным дисплеем, позволяющим демонстрировать клиенту информационные слайды во время транзакции, а также наличием встроенного ридера бесконтактных карт. Кроме этого, внимательно анализируя тенденции мирового рынка, мы пришли к выводу о необходимости начать продвижение на российском рынке так называемых альтернативных POS-терминалов, т. е. считывающих устройств для приема карт, интегрированных с мобильным телефоном. Здесь мы считаем перспективными два основных форм-фактора – подключаемые к самому мобильному аппарату модули по образцу Square и отдельные мини-терминалы, «общающиеся» с телефоном по каналу Bluetooth. Эти устройства оснащены криптографической клавиатурой либо аналогичным ей touchscreen. Мы прогнозируем, что такие альтернативные POS-терминалы, которые мы планируем начать предлагать клиентам уже осенью 2012 г., будут крайне популярны, в частности, у курьеров, страховых агентов и др. 

При этом важно подчеркнуть, что такого рода устройства полностью безопасны в плане проведения транзакций, т. к. передают информацию в зашифрованном виде. Кроме того, они более удобны в использовании. 

Отмечу, что мы будем предлагать на российском рынке не только сами устройства как таковые, но законченное платежное решение, которое будет включать и программное, и серверное обеспечение, что позволяет в рамках такого решения принимать и карты с чипом, и карты с магнитной полосой, и бесконтактные карты. 

На данном направлении мы видим для себя три возможные бизнес-модели. Первая – это полноценный аутсорсинг, когда мы устанавливаем клиенту решение и поддерживаем его, вторая – проектная дистрибуция, и, наконец, третий путь, когда мы выступим в роли агрегатора платежей для мелких ТСП, которые в силу незначительных оборотов будут малоинтересны для банков-эквайеров. Безымянный1.png

ПЛАС: Планируются ли компанией нововведения в сервисном обслуживании своих клиентов? 

М. Рогов: Весной этого года мы подключили новую систему service desk на базе Microsoft CRM с нашими партнерами. Система предназначена для приема, регистрации и дальнейшей обработки клиентских обращений по всем каналам, начиная от web-портала и электронной почты и заканчивая телефонными звонками. Таким образом, любой банк, который заключил с нами договор, может получить пароли и логины для своих сотрудников, которые, в свою очередь, смогут просмотреть текущее движение запросов, оставить свои комментарии, сформировать статистику. Здесь мы также предусмотрели разграничение уровней доступа к системе: в зависимости от роли, назначенной ему руководством банка-клиента, сотрудник может видеть только свои обращения, которые он завел сам, либо видеть все обращения по банку. 

Кроме того, для ускорения обслуживания клиентов нами был внедрен автоматизированный контроль сроков обработки обращений. Они автоматически отслеживаются системой согласно прописанным в договорах срокам. В случае просрочки соответствующие оповещения приходят руководству департамента сопровождения, департамента продаж, ответственным менеджерам для оперативного исправления ситуации. 

Любой клиент, даже не имеющий логина и пароля, также может теперь скачать выложенные на портале последние релизы свободно распространяемого ПО для нашего оборудования (ранее они выдавались по запросу). 

Таким образом, мы надеемся увеличить свою прозрачность для клиентов, усилить обратную связь с ними. Банки теперь в любой момент могут проверить, насколько корректно соблюдаются SLA (Service Level Agreement), а мы – более оперативно работать над модернизацией своих софтверных продуктов. Последнее кажется нам особенно важным, и для этого мы интегрировали CRM-систему с департаментом разработки, в который автоматически передаются запросы на доработку продуктов, приходящих в департамент сопровождения. Фактически система теперь охватывает весь технологический процесс сопровождения клиентского ПО. 

ПЛАС: Будет ли INPAS диверсифицировать свое сервисное направление, в частности, в плане популярного сегодня аутсорсинга? 

М. Рогов: Мы не только планируем, но уже делаем конкретные шаги в этом направлении. У нас есть некоторый опыт предоставления банкам таких услуг, как развернутая презентация продукта, в ходе которой наши специалисты выезжают на территорию банка, представляют наши системы и наглядно демонстрируют их возможности. Сегодня мы решили дополнительно усилить это направление, предлагая банкам-клиентам интересную форму аутстаффинга, – когда наши специа- листы решают в рамках краткосрочных проектов различные технические проблемы, возникающие в банковской терминальной сети. То есть если у клиента воз- никает желание что-либо изменить в нашем программном обеспечении или в настройках программно-аппаратного комплекса, но собственных ресурсов или ком- петенций в настоящий момент не хватает, мы предлагаем использовать специалистов INPAS, которые готовы выехать на место и решить проблему. 

Востребованность таких услуг для нас очевидна – сегодня банки стремятся передавать непрофильные для себя функции сторонним компаниям, и наша инициатива – встречный шаг в этом направлении. Мы также полагаем, что кроме желания банков сэкономить свои ресурсы и время такая регулярная услуга будет особо востребована и в тех случаях, ког- да проблема возникает «на стыке» различных систем. Приведу пример из нашей практики. Терминал банка отказывался работать в торговой сети, при этом, будучи привезенным в банк, функционировал вполне нормально. С точки зрения торговой сети, проблема была в терминале, с точки зрения банка – в настройках сети у ТСП. По сути, необходимого уровня экспертизы для решения проблемы не было ни у банка, ни у сисадмина торговой точки, но она была у наших специалистов, которые помогли решить вопрос. 

Кроме того, отмечу, что наши специалисты готовы оперативно и квалифицированно работать над любыми нестандартными задачами в рамках настроек наших программно-аппаратных комплексов для банков по их проектным заданиям.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?