Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Инновации POS-терминальной индустрии в преддверии CARTES. Оборудование «Штрих-М»

(Нет голосов)

12.10.2012 Количество просмотров 3057 просмотров
Игорь Cухоставский

Итак, до старта крупнейшей мировой выставки и конференции – парижской CARTES 2012, которая уже более двух десятилетий служит универсальным индикатором наиболее значимых технологических трендов в существующей платежной экосистеме, осталось меньше двух месяцев. Журнал «ПЛАС», традиционно выступая спонсором данного мероприятия, предложил поделиться своим видением ситуации на российском и мировом рынке POSтерминальных решений Игорю Сухоставскому, генеральному директору компании «Терминальные Технологии», входящей сегодня в число флагманов отечественных инноваций. Какие тенденции определяют сегодня развитие индустрии? С какими новыми идеями и разработками компания идет на CARTES в этом году и что планирует получить от участия в выставке?


В этом году на выставке CARTES компания YARUS представит целую линейку принципиально новых продуктов, а также обновленные версии выпускаемых нами сегодня POS-терминалов. Но вначале мне хотелось бы высказать несколько общих замечаний о той ситуации, которая складывается сегодня на мировом рынке POS-терминального оборудования, неотъемлемой частью которого является российский рынок, и о стратегическом курсе компании YARUS, взятом в сложившейся ситуации.
Отмечу, что наша компания всегда придерживалась мнения, что слепое следование за технологическими решениями теперь уже «Большой Двойки» производителей POS-терминалов и политика простой ценовой конкуренции являются для нас неприемлемым путем развития. Стратегия YARUS с самого начала состояла в том, чтобы найти уникальные решения для определенных ниш на российском рынке, пока не освоенных конкурентами, и за счет этого получить решающий выигрыш на самом начальном этапе развития таких проектов. 

От кого ждать прорывных решений? 

Если же мы приглядимся к выпускаемому оборудованию «грандов» POS-терминального бизнеса за последние годы, то увидим, что на рынке не появилось ничего принципиально нового, если говорить о традиционных устройствах – POS-терминалах и вариантах на их базе. Значительные изменения произошли лишь в оформлении и в количественных характеристиках терминалов: новый корпус, цветной экран с большим разрешением, замена клавиатуры touch screen-ом, больше памяти, выше частота процессора и т. п. Однако все эти шаги демонстрируют нам не революционное, а эволюционное развитие POS-терминальной индустрии, когда при использовании более мощных и современных процессоров фактически прежними остаются и операционная система, и программирование, и архитектура.   

Наибольший прогресс в эволюционном развитии POS-терминалов мы сегодня наблюдаем в сфере применения NFC-технологии, но и здесь к традиционному терминалу лишь добавляется универсальный бесконтактный ридер. Практически все инновации, связанные с NFC-технологией, касаются преимущественно не самих терминалов, а внешней среды: это использование телефонов в качестве носителей бесконтактных карт, построение систем по загрузке ключей и апплетов в мобильные аппараты и т. п. В итоге на сегодняшний день основные точки приложения NFC-технологии лежат за пределами собственно POS-терминалов и в их конструкции революционной роли не играют.

Почему же мы не видим действительно революционных технологических изменений на этом рынке, которые бы инициировались ведущими мировыми производителями? На мой взгляд, причина коренится прежде всего в самой бизнесмодели крупных акционерных корпораций. Общеизвестно, что движение вперед в области технологий и, как результат, вывод на рынок инновационных решений напрямую зависит от размера отчислений на R&D. Крупные производители очень внимательно и щепетильно относятся к данному вопросу, ежегодно решая, сколько именно процентов от прибыли им следует пустить на эти нужды 8%,10% или же целых 12%? Кроме того, любой новый проект проходит бесчисленные стадии согласований с различными службами и подразделениями, и первый вопрос, который там задают, есть ли конкретный заказчик и сколько десятков тысяч устройств он купит? 

Совсем по-иному этот вопрос рассмат ривается в частных компаниях. Последние способны позволить себе выделять на развитие все 100% прибыли. Крупные компании не смогут пойти на такие рискованные инвестиции хотя бы из-за одной своей акционерной формы собственности. Очевидно, что акционеры, перед которыми отчитывается руководство предприятия, никогда не дадут потратить всю прибыль на развитие, не получив отчислений, особенно на фоне недавних кризисов. Показателен пример компании Hypercom: пока компания была частной, она являлась флагманом индустрии и постоянно предлагала технологические новинки (Touch screen, Biometrics, FastConnect и др.). Однако как только компания акционировалась и ее стратегию стали определять владельцы акций, они вынудили уйти основателя компании Джорджа Уоллнера (George Wallner) на пенсию, чтобы сократить расходы на R&D. Компания еще некоторое время за счет инерции и задора прежнего коллектива, созданного Джорджем, продолжала создавать новинки, но постепенно утратила технологическое лидерство. Именно поэтому, на мой взгляд, действительно прорывных решений на POS-терминальном рынке сегодня надо ожидать в первую очередь не от «грандов» этого бизнеса, а от частных компаний и стартапов.   

Опыт YARUS   

Если обратиться к нашему опыту как разработчика и производителя POS-терминального оборудования, к результатам, которых нам удалось достичь за последние три года, то такие прорывы становятся очевидны. Так, например, YARUS С2100 представлял собой действительно уникальное решение для локального рынка, объединяющее POS-терминал и кассовый аппарат. За счет такого подхода мы избежали необходимости «в лоб» конкурировать с ведущими производителями POS-терминалов, прочно заняв свою нишу.

POS-терминал и кассовый аппаратPOS-терминалСчитывающее устройство

Инновации в торговле

Кроме того, появление этого комбинированного устройства позволило изменить «правила игры» на российском рынке POS-терминалов, когда аппарат покупает не банк, а торговое предприятие, впоследствии заключающее с банком договор на эквайринговое обслуживание. Сегодня мы можем сказать, что эта стратегия себя оправдала: наши основные клиенты, в первую очередь розничные торговые сети, оценили объективные преимущества такого решения для выездной торговли с курьерской доставкой, и в этом сегменте рынка у нас нет прямых конкурентов. ПриведенныйРазработка пример еще раз демонстрирует, что сегодня позволить себе заниматься перспективными и высокорисковыми (на этапе вхождения) сегментами POS-терминального рынка могут в первую очередь сравнительно небольшие частные компании. Как это ни парадоксально, именно они выступают движущей силой интенсивного развития индустрии. 

Всего за 3 года нашим небольшим коллективом была разработана полностью готовая к эксплуатации линейка устройств, которая включает в себя и POS-терминалы, и мобильные терминалы, и интеллектуальные ПИН-пады, а также устройства для самообслуживания. Но этого недостаточно для реальной жизни: банкам требуются комплексные решения, включающие оборудование, приложения и инфраструктуру обслуживания терминальной сети. Поэтому мы одновременно разрабатывали и предложили рынку соответствующуюТестирование инфраструктуру, без которой серьезные системы сегодня уже не воспринимаются. В частности, мы разработали систему управления терминалами – RCS, которая по своим функциональным свойствам не уступает аналогичным системам от «Большой Двойки» производителей. С самого начала система управления предлагалась клиентам вместе с нашей уникальной технологией удаленной загрузки ключей. Причем удаленная загрузка ключей не является некой дорогостоящей опцией, а предлагается как стандартное решение, которое впервые в России было внедрено в промышленную эксплуатацию именно нашей компанией. 

Важным моментом в реализации нашей инновационной стратегии оказалось и то обстоятельство, что компания YARUS ушла от проприетарных операционных систем, используя полнофункциональную систему LINUX со всеми ее положительными моментами. Такой шагОбучение позволил нам внедрить в своем терминальном оборудовании полноценную мультиаппликационность, о которой в свое время мечтала компания Hypercom. 

Мало кто знает, но мечта руководства Hypercom заключалась в том, чтобы реализовать универсальную платформу, для которой партнеры могли бы самостоятельно разрабатывать свои приложения, и портал, где клиент, приобретающий терминал, мог бы выбрать тот специфический набор приложений, который ему интересен (например, банковское приложение для работы с определенным хостовым модулем, систему лояльности и др.), после чего, оплатив лицензии, скачать и установить приложения на своих POS-терминалах. 

Мы смогли реализовать данную концепцию на практике: сегодня наши партнеры действительно разрабатывают различные приложения самостоятельно. Строго говоря, любая авторизованная намиШтрих-М компания, создав необходимое приложение, может подгрузить его в наш терминал. И это приложение будет работать с приложениями от других разработчиков. Например, сейчас приложение, разработанное компанией «Аэроэкспресс», взаимодействует с кассовой программой, разработанной «Штрих-М», а оно, в свою очередь, работает с банковским приложением от «Терминальных Технологий». Это потребовало от нас очень серьезной и объемной инфраструктурной работы. Так, нами были разработаны стандартизованные протоколы, которые затем были согласованы с целым рядом партнеров из числа IT-компаний. 

Эта работа уже принесла свои плоды: протокол ТТК взаимодействия между банковским приложением и кассовым приложением, разработанный командой YARUS, был признан специалистами Сбербанка России наиболее удобным протоколом для взаимодействия между кассой и интеллектуальным ПИН-падом на сегодняшний день. 

Для чего мы все это делаем? Для того, чтобы в конце концов добиться полной стандартизации приложений для POS-терминалов. Чтобы не только протокол обмена информацией между банковским приложением и банковским хостом соответствовал определенной спецификации, но и другие взаимодействия также были бы описаны определенными едиными стандартами. Мы считаем, что если такие стандарты будут внедрены в отрасли и кассовые аппараты, например, будут поддерживать единый стандартный протокол обмена данными между кассовым аппаратом и POS-терминалом, это будет на руку всем участникам рынка, и в первую очередь – потребителям в лице торгово-сервисных предприятий. 

Такова общая картина нашей сегодняшней деятельности, которая определяет в конечном итоге направление инновационной стратегии компании YARUS. И, возвращаясь к тем новых решениям, которые мы намерены представить на CARTES 2012, прежде всего мне хотелось бы выделить новинки, ориентированные на транспортные проекты и вендинговый бизнес.

Вендинговые горизонты

Вендинг как вид бизнеса уже активно развивается на российском рынке, при этом наблюдается устойчивое расширение спектра предлагаемых товаров и, соответственно, увеличение разнообразия моделей вендингового оборудования. Российский рынок вендинга выглядит особенно перспективным именно из-за своего «позднего старта» и огромного потенциала самого рынка. 

Достаточно острым для вендинг-операторов является вопрос снижения издержек, связанных с ошибками купюро приемников и инкассацией наличных. Мы видим, что сегодня все больше и больше участников этого сегмента задаются вопросами внедрения безналичных способов оплаты товара. Применение безналичных расчетов (специальных бесконтактных ключей или карт) позволяет устанавливать корпоративные скидки для стимуляции сотрудников компаний, установивших аппараты. 

Одной из важных причин, по которым сегодня эти аппараты не оборудуются в массовом порядке устройствами приема карт, являются, на мой взгляд, отсутствие «коробочных POS-решений» и проблемы с оптимизацией габаритов POS-терминальных устройств, не позволяющие «пристыковывать» их к вендин говому аппарату без серьезных переделок его конструкции. 

В свою очередь, сам вендинговый аппарат, по сути, представляет собой некий «конструктор» из нескольких блоков, соединенных специфическими, но стандартными интерфейсами (MDB, EXECUTIVE), по которым происходит обмен информации. Соответственно, встраиваемый POS-терминал должен сопрягаться с этими интерфейсами таким образом, чтобы можно было подключить модуль приема бескотактных карт к вендинговому аппарату как любой другой элемент этого «конструктора», т. е. без специальных доработок, «врезок» и глобальных переделок. 

Важную роль играют и габариты этого модуля. Вендинговые аппараты, несмотря на то, что это достаточно габаритные устройства, не всегда обладают достаточным пространством на лицевой панели для размещения, к примеру, традиционной ПИН-клавиатуры. Не факт, что в вендинговом аппарате найдется место и для стандартного банкоматного моторизированного картридера. 

Тем не менее мы считаем, что нам удалось разрешить эти проблемы, и намереваемся представить на CARTES 2012 два устройства, удовлетворяющие обоим критериям вендингового Учебный центр Штрих-Мбизнеса. 

Первое устройство представляет собой модификацию нашего ПИН-пада P2100 и предназначено для подключения к вендинговым аппаратам для реализации возможности приема платежных карт – как контактных, так и бесконтактных, как чиповых, так и с магнитной полосой, – для оплаты вендинговых товаров по банковской карте с возможностью подтверждения транзакции вводом ПИН-кода. 

Второе устройство, V2100, также предназначено для вендингового бизнеса и, по нашим оценкам, пока что не имеет аналогов на рынке. Это автономный модуль для вендингового аппарата, представляющий собой полноценный терминал для оплаты исключительно по бесконтактным картам. В то же время это вовсе не «ПИН-пад плюс внешний бесконтактный картридер», ведь подобная конструкция означала бы Современные устройствадва устройства, двойную цену и неудобство монтажа. Такая комбинация, как правило, требует присутствия оператора для осуществления операций по конфигурации, закрытию смены, выгрузки итогов и т.д. Мы изначально отказались от такого подхода. V2100 является устройством, совместившим в одном корпусе и бесконтактный картридер, и полнофункциональный защищенный POS-терминал, но без клавиатуры и без экрана. При этом его размеры сопоставимы с размером бесконтактного ридера ViVOTech KIOSK II. Немаловажно и то, что это устройство обладает также интерфейсом для работы с внутренней шиной вендингового аппарата. Отсутствие дисплея и клавиатуры наложило новые требования на программное обеспечение в части удаленной и локальной конфигурации, которые Торговый аппаратбыли успешно решены. 

Таким образом, мы получаем тот самый искомый «кубик» в вендинговом «конструкторе», который можно установить на панель вендингового аппарата и подключить к его внутренней шине без дополнительных настроек и специальных интеграционных процессов. Нам кажется, что в ближайшее время вряд ли кто-то еще из наших конкурентов сможет предложить решение, аналогичное нашему по удобству интеграции, минимальным габаритам и доступности цены. 

Кроме того, мы видим перспективы V2100 и для реализации проектов бесконтактной оплаты на АЗС и платных парковках. 

Отмечу также, что оба устройства имеют ту же аппаратно-программную платформу, что и вся остальная линейка наших терминалов YARUS, поэтому все наши наработки с Бесконтактная картахостовыми модулями банков уже учтены в программной части, а значит, интеграция обещает быть простой и беспроблемной. У нас сегодня уже запущено несколько параллельных вендинговых проектов, самый крупный из которых – с компанией «СИБА-Вендинг».

Транспорт: сойти с MIFARE

Следующее направление, которое для нас также является крайне интересным, это решения в области бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте. На наш взгляд, важной особенностью и одновременно проблемой современных транспортных решений является использование морально устаревшего стандарта MIFARE, обладающего недостаточной степенью защищенности носителей (карт) и ограниченной функциональностью их «начинки». 

В частности, карты стандарта MIFARE достаточно легко «вскрываются» и копируются. Кроме того, применение простых MIFARE-ридеров в транспортных валидаторах (которые не сертифицируются международными платежными системами) не дает возможности ввести оплату проезда по банковской карте без полной замены ридера. Такая ситуация не радует не только держателей карт, но и международные платежные системы Visa и MasterCard. Для ее исправления они прикладывают сегодня серьезные усилия, продвигая концепции оснащения транспорта новыми терминалами бесконтактной оплаты, которые могли бы работать и с банковскими картами. С переходом на такие терминалы у транспортной отрасли появляется техническая и технологическая возможность уйти от MIFARE и перейти к использованию современных микропроцессорных карт, которые работали бы по тем же правилам и обеспечивали такой же уровень безопасности, что и банковские карты. 

Наша компания видит в этом неизбежном переходе с MIFARE определенные преимущества. Дело в том, что компании, которые до сегодняшнего дня выпускали бесконтактные ридеры и терминалы для транспортной отрасли России, никогда не были связаны с международной сертификацией этих терминалов по PCI или EMV. Но с переходом на новые бесконтактные стандарты, такие как Pay-Pass и payWave, оборудование будет подлежать обязательной сертификации – еще более сложной и трудоемкой, чем в случае с контактными картами. Мы же, в отличие от наших коллег, обладаем таким опытом, компетенциями и экспертными возможностями. 

Таким образом, главным направлением нашей деятельности в данной области будет являться создание универсального транспортного платежного терминала, в котором будет реализован прием и карт на основе стандарта MIFARE, и банковских бесконтактных карт, и, возможно, новых перспективных микропроцессорных карт с единым транспортным приложением. По нашим оценкам, существующим конкурентам сделать это будет намного сложнее. Первый шаг на этом пути компанией успешно сделан -наше устройство V2100 уже способно гибко интегрироваться в транспортные валидаторы производства компании Штрих-М, заменяя собой обычный MIFARE-ридер. При этом решение легко пройдет аудит по PCI DSS за счет применения уже апробированных технологий. 

Кроме рассмотренных решений, на CARTES 2012 компания YARUS продемонстрирует новое устройство, представляющее собой защищенный клиентский POS-терминал для использования в системах ДБО1, и новый терминал для интернет-торговли, который совмещает в себе функции POS-терминала, кассового аппарата и терминала сбора данных с встроенным сканером штрих-кода. В целом я могу с уверенностью утверждать, что та новая линейка, которая будет демонстрироваться нами на CARTES 2012, позволит удовлетворить практически все современные запросы наших клиентов, и мы полагаем, что каждый из них найдет у нас решение, отвечающее его потребностям.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.