Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

NFC: преображая лицо платежной экосистемы

(Нет голосов)

12.10.2012 Количество просмотров 1942 просмотра

Сегодня технология NFC – не просто модная «мобильная» тема, процессы ее проникновения на рынок связаны прежде всего с платежным сегментом и с POS-терминальным оборудованием в частности. Своими мыслями по поводу перспектив NFC для ритейлового и транспортного сегментов российского рынка с читателями журнала «ПЛАС» делится Евгений Покровский, глава московского представительства компании VeriFone.


В век мобильной коммерции, когда потребители имеют возможность с помощью смартфонов совершать покупки в Интернете, получать отзывы и сведения о продуктах, а возможно, искать товары по более выгодной цене, POS-инфраструктура становится для мерчанта, пожалуй, главным орудием, позволяющим завоевать потребителей и стимулировать их решение совершить покупку. Большинство экспертов сегодня сходятся во мнении, что вскоре торгово-сервисным предприятиям (ТСП) придется по-иному взглянуть на свое POS-терминальное оборудование.
Вряд ли кто-то сможет не согласиться с тем фактом, что платежные технологии играют сейчас огромную роль при формировании экономической стратегии любого ТСП. Но хотя такие факторы как скорость, безопасность и надежность осуществления транзакций являются крайне важными и их значение постоянно растет, сама транзакция является все же «финальной остановкой» на маршруте покупателя в магазине, когда большинство решений им уже принято, а большинство шансов повлиять на поведение и выбор потребителя по большей части уже так или иначе потрачено.
По мере того как ТСП стремятся найти общий язык с потребителями, ориентированными сегодня, как никогда ранее, на мобильность и удобство выполнения операций, большинство ритейлеров все более утверждаются во мнении, что мультимедиа, сенсорные экраны, системы самообслуживания, а также решения, позволяющие проводить розничные операции с помощью мобильных устройств и планшетных ПК, играют сегодня принципиальное значение для успеха их деятельности в долгосрочной перспективе. Кроме того, большинство ТСП осознают и то обстоятельство, что в ближайшем будущем крайне важно будет иметь надежный и эффективный канал связи со смартфоном потребителя. Мобильные приложения для смартфонов, предлагаемые сегодня многими торговыми сетями, ограничиваются, как правило, онлайн-каталогами. В очень редких случаях эти приложения способны поддерживать связь с системами обслуживания розничных операций магазина (а значит, и скольконибудь существенно использовать присутствие потребителя со смартфоном).

В ближайшем будущем обратная связь с потребителем должна стать важной составляющей бизнес-процесса – мы стоим на пороге массовых внедрений технологии NFC, причем как в клиентских устройствах, так и в POS-терминальном оборудовании. NFC-технология уже принята на вооружение крупнейшими производителями мобильных телефонов, а миллионы таких устройств достигают конечного потребителя, будучи уже оснащенными мобильными кошельками и различными приложениями для мобильной коммерции.
Что в результате этого получит ТСП? Прежде всего это возможность напрямую устанавливать связь с мобильным телефоном (смартфоном) потребителя в момент его нахождения в магазине или вблизи торгового комплекса и использовать телефон как полноценный инструмент укрепления лояльности и повышения качества обслуживания потребителей. Процессы наполнения рынка мобильными устройствами с реализованной технологией NFC будут, по нашим оценкам, развиваться параллельно с выходом на рынок нового поколения систем приема мобильных платежей. Прежде всего это касается вовлечения в платежный процесс планшетных ПК потребителей и прочих интеллектуальных устройств.

Новые POS-системы, основанные на NFC-технологии, должны обеспечить возможность непосредственного взаимодействия в режиме реального времени между потребителем и системами кассового обслуживания, с одной стороны, и всей системой back-office ритейлера – с другой, в любой точке магазина. Подчеркну, что на нынешнем этапе развития мобильных и бесконтактных технологий те возможности, которые предоставят такие устройства в части возникновения новых привлекательных интерактивных инструментов продаж, проведения персонализированных промо-акций и интегрированного маркетинга разных товаров и услуг, становятся поистине безграничными.

 Ведущие компании отрасли розничной торговли уже сегодня внедряют инновационные POS-системы, что помогает им обеспечить повышенное качество обслуживания клиентов, улучшить эффективность продаж и поддержки. POS-терминалы и их мобильная функциональность рассматриваются ими как ключевой пункт взаимодействия с потребителем.

 Одна из основных задач, которые предстоит решить ритейлерам, заключается в том, чтобы преодолеть возможные сложности интеграции, успешной адаптации и использования новых технологий, без создания помех для основных операций, выполняемых через POS-инфраструктуру магазина, и в то же время без нанесения ущерба системе безопасности. При этом, на наш взгляд, для ТСП критически важно реализовать возможность обслуживания покупателя и предложить ему дополнительные сервисы с помощью NFC-решения вне зависимости от того, с каким телефоном, типом мобильного кошелька или мобильным приложением он появится в магазине.

Таким образом, один из важнейших технологических трендов современности состоит сегодня во все более массовом внедрении технологии NFC в современных платежных продуктах и устройствах инфраструктуры. NFC делает процесс покупки более удобным для потребителей, упрощая осуществление транзакций и обмен цифровым контентом, с одной стороны, и позволяя безопасно подключать электронные устройства «в одно касание» – с другой.

Являясь хорошо защищенной телекоммуникационной технологией, NFC помогает гармонизировать современную платежную среду, которую отличает многообразие технологий, модернизировать текущие и внедрить перспективные решения в таких областях, как контроль доступа, потребительская электроника, здравоохранение, сбор информации и обмен данными, программы лояльности и купоны, электронные платежи и оплата транспортных расходов.

Другим фактором, заслуживающим в этой связи отдельного рассмотрения, является высокий потенциал российского рынка во внедрении технологии NFC. Данная технология, по моим оценкам, может использоваться практически во всех сферах розничного бизнеса, но особенно сегодня она востребована на предприятиях, оказывающих транспортные услуги.

В транспорте для технологии NFC открываются сегодня наиболее реальные перспективы массовых коммерческих внедрений, и при поддержке платежных систем MasterCard и Visa данная технология, безусловно, займет свою достойную нишу на рынке. Новой волне автоматизации транспортного ритейла способствует, на мой взгляд, и тот факт, что люди старшего поколения в России помнят системы автоматической продажи билетов на пригородные поезда или автоматы для размена монет в метрополитене (которые фактически были также одним из видов автоматизированных устройств, выдававших средства платежа за проезд на подземном транспорте). Таким образом, с появлением NFC-технологии у российской транспортной отрасли появляется удачный шанс восстановить прежние традиции, правда, поставив их на совершенно новую технологическую платформу.

Сегодня в России внедрены автоматические системы продажи билетов, однако они не имеют широкого распространения и ориентированы прежде всего на прием наличных, в гораздо меньшей мере – на прием карт магнитной полосой и очень редко – чиповых карт. На мой взгляд, внедрение платежей на базе бесконтактной технологии NFC позволит транспорту создать новые системы, не менее популярные, простые и гораздо более надежные в использовании потребителями, чем автоматы прошлого.

Другими сферами применения для NFC-технологии, где можно рассчитывать на быструю адаптацию и масштабные внедрения, являются сети быстрого питания и в особенности вендинговый бизнес. Для владельцев сетей торговых автоматов NFC выглядит наиболее перспективной возможностью обеспечить прием карт, при том что все прочие технологии являются сегодня менее технологичными и более дорогостоящими, не только в плане внедрения, но и с точки зрения эксплуатации – скорость обслуживания, вандалоустойчивость, простота использования.

Компания VeriFone, один из мировых технологических лидеров, обладая и значительной экспертизой в области безопасных электронных платежных технологий, и опытом производства устройств на основе технологии NFC, сегодня представляет на рынке ряд своих решений, обеспечивающих возможность осуществления NFC-платежей и комплексного предоставления услуг с добавленной стоимостью в точках продаж.

Новая линейка POS-терминальных решений VeriFone позволяет обрабатывать широкий спектр различных типов платежей, в том числе с использованием дебетовых и кредитных карт (транзакции, в рамках которых предусматривают сличение подписи на чеке с образцом подписи на карте (signature based transaction, SBT) или применение ПИН-кода (PIN-based transaction, PBT); карт с магнитной полосой, карт стандарта EMV, бесконтактных карт, карт с дополнительными приложениями, а также POS-терминалы, в которых предусмотрен захват подписи. Наши системы строятся на базе как уже хорошо известных, так и развивающихся инновационных технологий. Они соответствуют последним мировым стандартам безопасности и могут, в зависимости от типа решения, использовать преимущества таких телекоммуникационных технологий, как GPRS, CDMA, WiFi, IP и Bluetooth.

Для управления такой важной составляющей мобильной коммерции на базе NFCтехнологий, как процесс приема платежей, VeriFone создала комплексную инфраструктуру с помощью интеллектуальных технологий, таких как Tap and Go, обеспечивающую не только сам платежный процесс, но и делающую возможной работу с мобильными дисконтными ваучерами, рекламными предложениями, купонами и программами лояльности в ТСП. Концепция VeriFone состоит в том, что правильное внедрение NFC-решения должно быть не только данью моде, но и иметь своей целью превращение торговой точки в интеллектуальный пункт интерактивного взаимодействия с покупателем.

На путях реализации данной концепции VeriFone тесно сотрудничает с корпорацией Google, которая уже успешно внедрила свое мобильное платежное решение на базе NFC-технологий – Google Wallet. Его внедрение уже обеспечило миллионам покупателей возможность оплаты покупок с помощью своих телефонов, предоставляя им также доступ к мобильным купонам и программам лояльности. Комплексные решения компании VeriFone помогают ТСП реализовать в своей платежной инфраструктуре все преимущества, которые дает Google Wallet без ущерба для основных платежных процессов в ходе миграции. Характерная особенность POS-терминальных NFC-решений VeriFone, строящихся по принципу многофункциональных интерактивных систем, заключается и в том, что они предоставляют ТСП возможность максимально использовать преимущества NFC-технологий – не только для самих платежей, но и для повышения лояльности покупателей.

Важно подчеркнуть, что NFC-технология поддерживается уже сегодня во всей линейке наших новых продуктов. При гарантированном уровне безопасности технологии и наличии возможности адаптации под очень многие виды и типы платежей, осуществляемых практически в любой среде, это позволяет строить огромное количество вариантов систем платежной инфраструктуры, «заточенных» под те или иные задачи или концепции. Например, на основе существующего ряда решений VeriFone с применением технологии NFC, ТСП любого типа и размера, будь то крупная торговая сеть или небольшая розничная точка, сможет построить свою платежную инфраструктуру как с акцентом на режим самообслуживания, так и с упором на участие персонала.


Евгений Покровский – глава московского представительства VeriFone с августа 2011г. Окончил Московский инженерно-физический институт в 1985г. До прихода в карточный бизнес занимался научной работой. Начав карьеру в процессинговом центре банка МЕНАТЕП, продолжил ее в таких известных компаниях, как CTL (ныне TSYS), NCR, ЮниКредитБанк, Global Payments и компании Hypercom в должности директора российского отделения компании и руководителя по продажам в России и странах СНГ. После приобретения Hypercom компанией VeriFone с 2008г., с августа 2011г. – глава московского представительства VeriFone.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?