Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

IT SERVICE: автоматизация НДО – новые подходы к внутренней инкассации ТСП

(Нет голосов)

06.11.2012 Количество просмотров 2453 просмотра

Читатели журнала «ПЛАС» знают Михаила Мостового как руководителя двух компаний – «IT SERVICE Retail&Banking» и СКБ ВТ «Искра», основной деятельностью которых является разработка и реализация комплексных решений для банковского сектора, инкассаторских компаний, торговой, почтовой, авиационной деятельности и компаний нефтегазового комплекса. Относительно недавно «IT SERVICE Retail&Banking» совместно с СКБ ВТ «Искра» удалось разработать и запатентовать как новый способ управления денежной наличностью, так и устройство, осуществляющее саму обработку наличных. О том, насколько полученный опыт оказался востребованным в банковском секторе, в интервью рассказывает Михаил Мостовой.


ПЛАС: Какие решения по автоматизации НДО вы считаете сегодня наиболее востребованными в торговой рознице?

М. Мостовой: Начну с того, что на сегодняшний день на рынке устройств банковского самообслуживания и автоматизированной обработки наличных представлен очень широкий спектр решений.
Это и банкоматы, включая cash-in/cashout решения, и ресайклинговые АТМ, и платежно-информационные терминалы, а также электронные кассиры, рециркуляционные темпокассы, ночные электронные сейфы и т. п.
В то же время все эти устройства удовлетворяют потребности в основном физических лиц, и лишь частично – корпоративных клиентов банков. Так, сегодня физическое лицо может использовать имеющуюся у него наличность в любом терминале самообслуживания, любом cashin банкомате и т.п. Юридические же лица в рамках большинства нынешних бизнескейсов вынуждены работать с наличными по старым схемам: пересчитывать и каким-либо образом проверять наличные деньги с помощью имеющегося у них парка счетно-кассовой техники и затем привлекать к процессу инкассаторов. Таким образом, процессы внутренней инкассации – т. е. путь наличных от кассы магазина до сейфа, предназначенного для инкассации сотрудниками инкассаторской компании или банка, являются, по нашему мнению, именно той рыночной нишей, которая пока еще «не закрыта» достаточным количеством решений и свободна для внедрения широкого ряда инновационных продуктов. Именно в этом сегменте специализируется наша компания, обеспечивая как задачи разработки и производства оборудования, так и его обслуживания у клиентов. 

 
ПЛАС: Не могли бы вы подробнее проиллюстрировать на конкретных примерах, как развивалась, исходя из потребностей рынка, продуктовая линейка вашего холдинга?

М. Мостовой: Среди наших партнеров есть немало торгово-сервисных предприятий, которые сегодня испытывают потребности в автоматизации процессов внутренней инкассации. Примером здесь может послужить проект одного из таких наших партнеров – крупнейшего международного ритейлера METRO Cash&Carry.
В сети METRO в России объем выручки доходит до нескольких десятков миллионов рублей для одной торговой точки. Само собой разумеется, что процессы внутренней инкассации таких сумм требуют немалых инвестиций, включая поддержку, логистику, помещение и т.д.
Учитывая наше давнее успешное сотрудничество с METRO Group, перед нашими двумя компаниями – «IT SERVICE Retail&Banking» и СКБ ВТ «Искра» – была поставлена масштабная и весьма непростая задача: попытаться найти решение, которое позволило бы нашему партнеру снизить издержки за счет внедрения средств автоматизации обслуживания оборота наличных. Проанализировав технологию бизнес-процесса внутренней инкассации METRO Cash&Carry и соответствующий внутренний документооборот компании, мы пришли к идее реализации универсального автоматизированного решения для внутренней инкассации наличных денежных средств, которое мы назвали автоматизированной депозитной машиной (АДМ). АДМ объединила в себе все используемые ранее ритейлером отдельные технологические решения – счетчики банкнот, валидаторы, считыватели карт доступа, чековые принтеры, сейфовые решения и др.
Так появилось на свет наше первое решение в этом классе устройств – автоматизированная депозитная машина АДМ-07. Она была изначально создана под потребности METRO Cash&Carry и состояла из сейфа 2-го класса защиты, четырех купюроприемников (скорость приема банкнот – 1,2 банкноты/сек), обеспечивающих проверку банкнот по не менее чем четырем машиночитаемым защитным признакам, чекового принтера, считывателя карт доступа и ЖК-дисплея, предназначенного для визуализации информации, необходимой для работы кассирам и главным кассирам ритейловой точки.

Еще анализируя первые отзывы клиента, наши специалисты выяснили, что разработанное устройство не только экономит время кассира, которое тратится на пересчет наличности, и минимизирует риск ошибок при ручном пересчете и вводе, но и поставляет ценные данные для аналитики бэк-офису торговой компании. В частности, это касается данных о времени, затраченном на сдачу кассиром наличности, времени начала сдачи, количестве и типах банкнот и др. Фактически эта информация дает возможность руководителям подразделений ритейлера контролировать и корректировать работу кассиров и главных кассиров.

Помимо того, что у клиента в результате внедрения нашего технического решения исчезли из расходной части затраты на функционирование и обслуживание системы пневмопочты, связанные с дорогостоящими стационарными сейфами, у него оптимизировались и взаимоотношения с инкассаторской компанией. Ранее инкассаторы должны были всегда приезжать в вечернее время, а пересчитывать наличность – в ночное, таким образом увеличивая затраты на соответствующие коэффициенты повышения зарплаты для работников компании. С установкой же АДМ-07, обладающей надежным сейфом 2-го класса защиты, инкассаторы могут приезжать в любое удобное им время.

Также благодаря нашим программно-аппаратным решениям, использованным в АДМ-07, у клиента появилась возможность зачисления средств на банковский счет в online-режиме. Деньги, попадающие в сейф АДМ-07, автоматически зачисляются на счет благодаря программному обеспечению, специально разработанному нами совместно со Сбербанком России и ИНКАХРАНом. Совместимость нашего программного продукта с протоколами, используемыми Сбербанком, мы считаем своим отдельным большим успехом. Более года мы работали над решением этого вопроса со специалистами Сбербанка в Екатеринбурге и в итоге успешно завершили реализацию проекта. Сегодня московский и уральский банки Сбербанка России подтвердили, что они готовы зачислять выручку METRO Cash&Carry в режиме online.

Это, несомненно, является еще одной очень существенной статьей экономии для клиента. По сути, временной период от момента приезда инкассатора и выполнения им всех необходимых процедур до зачисления на счет в банке сокращен до нуля: деньги, которые помещены в сейф, Сбербанк готов считать зачисленными на счет.

По сути, банк «переносит», благодаря нашим программным решениям, дополнительное отделение банка ближе к своему розничному клиенту (рассматривая в качестве такового отделения наш программно-аппаратный комплекс АДМ-07, установленный в магазине METRO Cash&Carry).

 ПЛАС: В каких новых направлениях розницы вы продолжили продвигать свое решение?

 М. Мостовой: Любой бизнес-кейс требует осмысления и развития. Поскольку мы понимали, что АДМ-07, с присущими этому решению характеристиками, ориентирована прежде всего на сегмент крупных сетевых ритейлеров, сравнимых по объемам дневной выручки с METRO Cash&Carry, следующим шагом в развитии нашей линейки такого класса устройств стала разработка автоматизированной депозитной машины для менее крупных предприятий розничной торговли и АЗС. Так появилась АДМ-09, которая отличалась от своей предшественницы прежде всего наличием только одного валидатора (вместо четырех в АДМ-07) и меньшим объемом самозапирающегося инкассаторского мешка (на 10 тыс. банкнот вместо 20–30 тыс. в АДМ-07).

Данное устройство вызвало большую заинтересованность у ритейловых сетей, обладающих разветвленной сетью пунктов продаж с объемами ежедневной выручки порядка 1 млн рублей, таких как, например, сеть магазинов «Перекресток» (X5 Retail Group), и сетей АЗС, таких, например, как автозаправочные комплексы ТНК-BP. Как раз с последними связан еще один наш бизнес-кейс по автоматизации бизнес-процессов внутренней инкассации.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что наш холдинг в составе компаний «IT SERVICE Retail&Banking» и СКБ ВТ «Искра» в соответствии с особенностями той рыночной ниши, в которой ведется наша деятельность, предлагает клиентам не некие «типовые» решения, но решения, максимально адаптированные к индивидуальным бизнес-процессам заказчика. Именно поэтому любая наша работа начинается с консалтинга и аудита бизнес-процессов клиента. Несомненно, мы используем свои предыдущие технологические наработки, но каждый раз клиент получает от нас продукт, который соответствует именно его бизнес-процессам, специфике его документооборота и др.

Такая работа была проделана нами и при реализации проекта в сети АЗС ТНК-BP, тендер на поставку оборудования для которой (в количестве более150 АДМ-09) мы выиграли в 2012 году. При этом мы планируем расширять наше сотрудничество, в перспективе оснастив своими машинами остальные автозаправочные станции сети ТНК-BP. Кроме того, заказчик серьезно заинтересован и во внедрении в будущем режима зачисления средств на банковский счет в режиме online, как это реализовано нами в METRO Cash&Carry.

В направлении оснащения АЗС нашими решениями для автоматического зачисления наличности мы ведем сегодня переговоры с еще одной крупной компанией нефтегазового сектора. Стоит отметить, что мы достаточно ясно видим свою нишу в этом рыночном сегменте. При наличии на рынке решений более комплексных и функциональных, более сложных технически, но и, соответственно, более дорогих, мы «закрываем» средний ценовой сегмент, предлагая отечественным компаниям высокотехнологичные решения по автоматизации налично-денежного обращения по доступным ценам с постоянной сервисной поддержкой на всей территории России и Казахстана.

Что касается ранее упомянутого мною проекта по внедрению автоматизированных депозитных машин АДМ-09 в X5 Retail Group, то сейчас он находится в стадии пилотного тестирования. Подобные внедрения, требующие детальной «подгонки» решения под бизнес-процессы заказчика, не могут происходить без пилотной стадии. Каждый клиент хочет заранее понять и оценить выгоды внедрения и удостовериться в эффективности приобретаемого им решения, и это желание вполне оправданно. Поэтому, понимая особенности занимаемой нами рыночной ниши, мы готовы к такому сценарию работы с заказчиком. Этот рынок кардинально отличается, например, от рынка тех же POS-терминалов: здесь надо прежде всего не продавать, а инвестировать в R&D, работать вместе с клиентом над приемлемым решением, консультировать его в определенных вопросах, в которых мы способны поделиться своими компетенциями и опытом.

В качестве примера такой работы можно привести наш недавний проект в рамках тендера компании «Газпромнефть» на установку депозитных машин для работы с наличностью в сети своих АЗС. Изначально философия заказчика базировалась на идее создать решение по типу «тонкого клиента». Предполагалось использовать терминальную архитектуру, при которой основная часть обработки информации происходила бы на сервере компании. Специалисты наших компаний подготовили для тендера свой проект, соответствующий ТЗ заказчика. Однако в процессе аудита систем клиента представители «Газпромнефти» серьезно задумались над возможностью поменять изначально заложенную в техническое задание философию «тонкого клиента», ознакомившись с существующими решениями IT SERVICE Retail&Banking и СКБ ВТ «Искра» для автозаправочных комплексов, которые они пожелали адаптировать к своим бизнес-процессам.

ПЛАС: Мы говорили с вами в основном о выгодах, получаемых от внедрения решений по автоматизации НДО торговорозничными предприятиями. Есть ли в практике компании примеры эффективных внедрений АДМ в банковском секторе?

 М. Мостовой: Несомненно. Следующий этап развития нашей линейки автоматизированных депозитных машин начался с устройства АДМ-10. Его основная отличительная особенность состоит в использовании валидатора Shinwoo. Сортировщики банкнот и валидаторы этого вендора распространены в отделениях Сбербанка России и достаточно хорошо известны на рынке. Это профессиональный уровень счетно-кассовой техники: валидаторы Shinwoo обрабатывают наличные со скоростью до 13 банкнот в секунду, одновременно проверяя их на подлинность. Именно такой вариант АДМ заинтересовал «Автоградбанк» (г. Набережные Челны), закупивший у нас тестовую партию этих машин.

С этим клиентом мы проводим весьма многообещающий эксперимент, приспосабливая данные комплексы к бизнес-задачам заказчика. В настоящий момент потребность «Автоградбанка», касающаяся автоматизации процессов инкассации наличности у обслуживаемых им юрлиц из числа торгово-сервисных предприятий, носит для клиента ресурсный характер, и внедрение решений типа АДМ-10, как прогнозируют наши специалисты, принесет клиенту существенную экономию и обеспечит упрощение документооборота. Идея «Автоградбанка» состоит в том, чтобы обслуживаемые им предприятия не просто сдавали и зачисляли на счета в режиме online свои наличные денежные средства с помощью этих автоматизированных депозитных машин, но и имели возможность при сдаче разделять их по кассовым символам (назначению платежа): например, 2 млн рублей за поступления от продажи товаров, 100 тыс. рублей – поступление налогов, 5 млн рублей – поступления от операций с недвижимостью и т.п. При этом в отношениях банка и ТСП возможен переход к полноценному электронному документообороту с использованием электронных инвойсов и счетов-фактур. Вот это, пожалуй, самое интересное направление разработок, реализуемое нами на сегодняшний день. Отдельно отмечу, что клиенту в процессе общения с нами импонирует и тот факт, что разработчик – как в части hardware, так и в части software, – находится в России. Это снимает проблему расстояний, коммуникаций и оптимизирует решение многих других вопросов.

 ПЛАС: Каковы планы «IT SERVICE Retail&Banking» и СКБ ВТ «Искра» по дальнейшему развитию продуктовой линейки автоматизированных депозитных машин? В чем вы видите свои главные конкурентные преимущества как партнера для российских банков и ТСП в направлении автоматизации НДО?

 М. Мостовой: На настоящий момент рассмотренные нами три типа автоматизированных депозитных машин составляют основу нашей линейки в этом классе поставляемых устройств, и мы работаем над ее расширением. Диктуется это нашей стратегией, которая базируется на том, чтобы своевременно и правильно реагировать на идущие от участников рынка запросы. При этом мы продолжаем дорабатывать существующие базовые решения так, чтобы они максимально соответствовали конкретным клиентским потребностям.

Например, в случае с ТНК-BP наше тесное общение и обмен мнениями с заказчиком привели к появлению совместной идеи о том, что установленный на машине АДМ-09 принтер может быть доработан до фискального регистратора. В этом случае машина становится не просто депозитной машиной, но и кассой. Пока что мы ищем наиболее экономичный и эргономичный путь решения данной задачи, но сама возможность снизить таким способом затраты клиента еще и на кассовый узел – весьма привлекательна и, что не менее важно, она достаточно легко технически реализуема силами наших инженеров и производственников.

Безусловно, мы продумываем и всевозможные модификации АДМ, предусматривающие различный объем самозапирающегося мешка для инкассации, и т. п., ищем пути удешевления процессов установки, внедрения, обслуживания оборудования. Поэтому, несомненно, наша линейка будет продолжать расширяться, и скоро рынок увидит наши новые модели, которые, мы уверены, будут еще более востребованы.

Что же касается окупаемости, то, по нашему опыту, срок окупаемости наших решений, в зависимости от масштабов внедрения, варьируется от 6 месяцев до 1,5 лет, после чего предприятия начинают получать прибыль.

Как известно, банковский бизнес – это всегда борьба за клиента. Наша уверенность в успехе, помимо результатов реализованных проектов, базируется на самих свойствах предлагаемого нами продукта. Мы даем банку не некое «пиар-преимущество», не слова о высоких технологиях, а реальный, эффективный инструмент как ценовой, так и неценовой конкуренции при его работе с ТСП. Наличие такого инструмента со всеми присущими ему характеристиками и свойствами, такими как режим зачисления денежных средств online, удобство внутренних процессов инкассации для ТСП и для банка, снижение издержек – признак того, что банк работает «в высшей лиге». Те, кто идут в стороне от процессов автоматизации НДО на таком конкурентном рынке банковской розницы, как российский, вскоре могут просто потерять конкурентоспособность, а значит, и клиентов. Таким образом, наше сотрудничество с банками основано на самой прочной основе – на бизнес-интересах.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.