Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Илья Филатов: «Пора инвестировать в бесконтактную инфраструктуру!»

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

13.12.2012 Количество просмотров 3171 просмотр

В конце сентября 2012 г. в Риге (Латвия) прошла 7-я ежегодная партнерская конференция Банка УРАЛСИБ «Инновационные карточные решения для эффективного бизнеса». В ходе мероприятия корреспондент журнала «ПЛАС» обсудил с Ильей Филатовым, зам. председателя правления банка, наиболее актуальные темы конференции, среди которых особое место занимали вопросы развития бесконтактных платежей в России.


ПЛАС: Какое место занимают бесконтактные платежи в планах банка по расширению своей продуктовой линейки?


И. Филатов:
Бесконтактные платежи являются одним из приоритетных направлений нашей сегодняшней деятельности по расширению портфеля карточных продуктов. Активно заниматься этими проектами мы начали с весны текущего года. Внедрение бесконтактных технологий в целом напоминает историю внедрения EMV-картв России: платежные системы достаточно долго вели разъяснительнуюработу, снабжали участников рынка необходимой информацией, но реальные масштабные внедрения «пошли» только после того, каку банков окончательно сформировалось видение конкретных бизнес-кейсовс использованием бесконтактных платежей, техническойи экономической сторон этих проектов. Весной 2012 года Банк УРАЛСИБ окончательно определился со всеми необходимыми составляющими для внедрения бесконтактных платежейи совместно с платежными системами MasterCard и Visa начал прорабатывать конкретные проекты, решая в первую очередь технологические задачи: сертификацию, вопросы готовности процессингового решенияи терминального обеспечения. Мы планируем до конца года завершить сертификацию по эмиссиии эквайрингу бесконтактных карт в обеих ведущих платежных системах и готовык коммерческому развертыванию выбранных проектов.

Банк УРАЛСИБ готов предоставить банкам-партнерам самые последние технологии, позволяющие значительно расширить финансовые сервисы для клиентов

ПЛАС: Можно ли уже говорить о каких-либо промежуточных результатах этих проектов?

 И. Филатов: Мы поставили перед собой задачу реализовать несколько бизнес-  кейсов с использованием бесконтактных платежей. Так, совместно с MasterCard мы приступим к осуществлению зарплатного проекта на базе бесконтактных карт MasterCard PayPass для одного из крупных клиентов банка. Планируется расширение существующего зарплатного проекта, отличительная особенность которого – создание нашим банком для сотрудников предприятия всей необходимой инфраструктуры приема карт на стороне самого предприятия. В результате держатели карт смогут воспользоваться функцией бесконтактного платежа для оплаты питания и товаров в торговых точках на территории своей организации и в точках шаговой доступности. Эквайринг этих карт Банк УРАЛСИБ также возьмет на себя.

Реализуя такую схему, мы согласились с доводами MasterCard: чтобы пользователь начал активно применять новую платежную технологию (помимо снятия наличных в банкомате), он должен сначала «почувствовать вкус платежа». Соответственно, если использование карты, благодаря наличию POS-терминальной инфраструктуры, станет для человека неким обыденным действием, если он поймет, насколько легко, быстро и комфортно можно расплачиваться с помощью технологии PayPass за повседневные покупки и услуги, например, за обед в столовой предприятия, у него гарантирован-  но сформируется привычка к использованию карты в качестве платежного средства. И, выходя за ворота предприятия, держатель зарплатной карты уже психологически будет готов к ее использованию для оплаты товаров и услуг в других торговых точках. 

Мы убеждены, что на самом деле нет необходимости вести с пользователями какую-то объемную и долгую разъяснительную работу о преимуществах новой технологии. Вместо того чтобы долго об этом говорить, нужно «один раз сделать» – а именно предоставить пользователям бесконтактные карты и создать первичную экосистему для их использования. Вот в этом и состоит идея, которую мы будем реализовывать совместно с MasterCard. При этом в наши планы входит запустить пилотные бесконтактные зарплатные проекты в разных регионах для разного уровня «зарплатников» и в ходе этих проектов проанализировать, насколько меняется потребительское поведение держателя карты с технологией PayPass. Пора всерьез инвестировать в бесконтактную инфраструктуру!

 Другой проект Банка УРАЛСИБ, касающийся бесконтактной технологии оплаты, имеет свои корни в проекте социальной карты Башкортостана, который мы активно развиваем c 2007 г. Проект заключается в разработке и внедрении транспортного приложения на карте для бесконтактной оплаты проезда на наземном общественном транспорте. Отмечу, что Республика Башкортостан выбрана нами не случайно, ее руководство всегда отличалось чутким отношением к проектам по внедрению масштабных инноваций в социальной сфере. Летом 2012 года мы, по соглашению с правительством Башкортостана, начали детально прорабатывать платежное транспортное решение с использованием бесконтактной технологии MasterCard PayPass. При этом важная особенность данного проекта состоит в том, что пользователи карт вовсе не «теряют» уже использующийся сегодня протокол MIFARE, а просто приобретают дополнительную возможность оплаты с помощь PayPass. Наша идея как разработчика транспортного приложения состоит в том, чтобыобеспечить использование на наземном транспорте любой карты любого банка с технологией PayPass. Проездные билеты, согласно предусмотренной схеме, должны загружаться на карту заранее, «по воздуху» либо путем внесения платежа на терминале.

Через банковские платежные терминалы в системе CITY+ можно оплатить услуги более 8000 федеральных и региональных поставщиков, а также воспользоваться услугами систем срочных переводов, оплатой услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД и др.

До конца текущего 2012 года в ходе тех проектов, о которых я рассказал ранее, наши специалисты должны освоить «азы» работы с бесконтактными платежами, а далее мы планируем двигаться вперед по всем направлениям, которые позволяет реализовывать данная технология, и наращивать объем эмиссии бесконтактных карт. Это касается как зарплатных проектов с технологией MasterCard PayPass, так и предоплаченных карт с технологией Visa payWave. Кроме этого, мы прорабатываем идеи внедрения бесконтактной оплаты посещения массовых мероприятий. В ходе партнерской конференции мы также хотели донести до наших банков-партнеров понимание того, что приветствуем их инициативы в области любых «бесконтактных» проектов и всячески будем их поддерживать.  От банков-партнеров требуется лишь выстроить последовательность своих шагов в данном направлении, а мы, со своей стороны, обеспечим их необходимым инструментарием.

ПЛАС: На конференции анонсировались планы УРАЛСИБа по развитию системы платежей и переводов CITY+, не могли бы вы сказать о них несколько слов?

 И. Филатов: Несомненно, развитие системы CITY+ является еще одним текущим приоритетом нашей деятельности.  Напомню, что это продукт собственной разработки Банка УРАЛСИБ. Но вначале имеет смысл немного рассказать об истории создания системы CITY+. Исторически все начиналось с проекта в Башкредитбанке, который явился основой для создания Урало-Сибирского банка (переименование произошло в 2003 г.).  На тот момент данная инициатива задумывалась как система приема платежей и переводов исключительно внутри самого Банка УРАЛСИБ, который в то время являлся банком регионального масштаба с достаточно развитой филиальной сетью.  Первоначальной задачей такой системы было, конечно же, сокращение издержек за счет устранения необходимости платить комиссии другим поставщикам услуг. Однако по мере построения системы, в качестве прототипа которой была в свое время выбрана система «ГОРОД», стало понятно, что у нее гораздо более значимое будущее, чем роль одной из внутрибанковских платформ. Она изначально строилась как масштабируемая, многоканальная, с возможностью дополнения различными типами услуг, и было бы неразумно не увидеть в этом пути перспектив расширения функционала CITY+. По состоянию на конец 3-го квартала 2012 года в системе CITY+ можно было оплатить услуги 8087 федеральных и региональных поставщиков, а также воспользоваться услугами систем срочных переводов: Contact, MoneyGram, Western Union, «Анелик», «Юнистрим», «Золотая Корона». Сегодня система CITY+ как таковая включает в себя сервис оплаты услуг (в т. ч. ЖКХ, штрафов ГИБДД и др.), сервис срочных переводов и сервис переводов без открытия счета (БОС). Что касается структуры переводов денежных средств в системе, то на сегодняшний момент она такова: 24% составляют срочные переводы, 16% – переводы без открытия счета и 60% – оплата услуг.

 При этом 72% в секторе оплаты услуг составляют платежи за телефонию и Интернет за счет выведения массовых операций в банковские платежные терминалы (БПТ).

 Если говорить о состоянии сети банковских платежных терминалов CITY+ на текущий момент, то она насчитывает 387 БПТ, в том числе 314 терминалов в офисах и зонах самообслуживания 24х7 Банка УРАЛСИБ, а также 73 терминала – вне офисов банка. В терминалах сегодня можно произвести оплату услуг, пополнить карточные и дебетовые счета, погасить кредиты различных банков и вывести средства со счетов нескольких упомянутых систем электронных денег (кроме MoneyGram).

ПЛАС: Каковы перспективы дальнейшего развития системы? Будет ли CITY+ регистрироваться в качестве платежной системы? Кого вы видит здесь конкурентами?

И. Филатов: Сегодня мы можем говорить о том, что система отстроена в самом Банке УРАЛСИБ и продолжает получать функциональное наполнение с точки зрения расширения списка участвующих в ней поставщиков услуг. Нами успешно проведен пилотный проект по внедрению банковских платежных терминалов. А с мая 2012 года мы находимся на этапе предоставления этого продукта банкам-партнерам в той же самой конфигурации, что была предназначена для клиентов Банка УРАЛСИБ.

На текущий момент та функциональность, которая присутствует на наших терминалах, перенесена на терминалы банков-партнеров приблизительно на 70%. Это временное «отставание» связано с необходимостью реализации связи терминала банка-партнера с его АБС в режиме online, что требует определенных доработок IT-платформы банка-партнера. На 2013 год мы планируем расширить сеть наших БПТ по стране до 1,5 тыс. штук, в том числе в значительной степени – за счет бизнеса наших банков-партнеров.

 Относительно регистрации системы в ЦБ могу сказать лишь, что система CITY+ будет зарегистрирована в Банке России в качестве платежной системы, как только она полностью будет соответствовать всем критериям, указанным в п. 39 ст. 15 Федерального закона 161 «О национальной платежной системе».  Прежде всего речь идет о показателях оборота денежных средств в системе. 

Что же касается конкурентов, то таковыми в определенной степени можно считать системы платежей и переводов, давно существующие на рынке, но которые идут несколько по иному пути развития: это QIWI, CyberPlat, Элекснет и др.

ПЛАС: Предполагается ли использование сети БПТ системы CITY+ в проекте «Универсальная электронная карта» (УЭК)?

 И. Филатов: Несомненно, изначально мы, как акционеры УЭК, предполагали, что канал БПТ и система CITY+ в целом будет «уметь» работать с теми услугами, которые планируется задействовать  в проекте УЭК. 

Определенные наработки по данному функционалу в системе уже присутствуют, включая запросы в налоговую службу и пенсионный фонд, оплату штрафов ГИБДД и т. д. Наполнение системы продолжается, и по мере уточнения платежного функционала Универсальной электронной карты CITY+ будет совершенствоваться далее.

ПЛАС: На конференции было также объявлено о начале брендирования объединенной банковской сети УРАЛСИБа и банков-партнеров, что вы скажете по этому поводу?

 И. Филатов: В настоящее время объединенная банковская сеть Банка УРАЛСИБ представляет собой порядка 9 тыс. банкоматов, 3,5 тыс. пунктов выдачи наличных и свыше 30 тыс. торговых точек. Что касается территориального охвата этой сети, то она представлена по всей России – от Владивостока до Калининграда.  Среди банков, участвующих в сети, есть как достаточно крупные кредитные организации, из ТОП-30 и ТОП-50, так и сравнительно небольшие. Это либо группы банков, которые спонсируются Банком УРАЛСИБ (иначе говоря, наши ассоциативные и аффилированные члены – таких около 250), либо банки, с которыми у нас заключены соглашения об объединении банкоматных сетей.

Как раз в объединении банкоматных сетей мы видим дальнейшее направление своего развития и в 2013 г. хотим сосредоточиться именно на этом направлении, включая визуализацию и брендирование сети. При этом наш путь развития отличен от «Объединенной расчетной системы» прежде всего тем, что в наши планы не входит создание отдельной небанковской расчетной структуры. 

Сегодня наша сеть, как мы считаем, уже достаточно выросла в масштабе для того, чтобы «иметь свое лицо». Часть наших партнеров уже может воспользоваться визуализированной сетью банкоматов, на которых размещен логотип сети в виде желто-зелено-синего трилистника.  Следующий этап – брендирование всей программы. На текущий момент у проекта есть рабочее название, и как только оно будет зарегистрировано в Роспатенте (по нашим оценкам, это произойдет до конца года), оно будет обнародовано.  


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?