Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

RTM: банкомат без наличных уже в России

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

13.12.2012 Количество просмотров 3162 просмотра

Аравинда Корала, генеральный директор KAL ATM Software, и Константин Слащев, председатель Совета директоров компании HENDZ Holding, о преимуществах безналичных розничных банковских операционных автоматов.


Аравинда Корала Константин Слащев

Не так давно компания Korala Associated Limited (KALIGNITE), один из ведущих производителей ПО для устройств банковского самообслуживания (Великобритания), объявила о выходе и начале продвижения на мировом рынке устройств банковского самообслуживания своего оригинального решения – безналичного розничного банковского операционного автомата Retail Teller Machine (RTM). Первый пилотный проект, в рамках которого RTM прошел успешное тестирование на рынке США, был развернут в Нью-Йорке.

RTM оснащается 17-дюймовым сенсорным экраном, видеокамерой и микрофоном

Об особенностях и преимуществах нового устройства, его функциональном наполнении, а также планах по дальнейшему продвижению, в том числе в России, журналу «ПЛАС» рассказывают Аравинда Корала (Aravinda Korala), генеральный директор KAL ATM Software, и Константин Слащев, председатель Совета директоров компании HENDZ Holding – эксклюзивного партнера компании KALIGNITE на рынке РФ.

ПЛАС: Некоторое время назад компания KALIGNITE сообщила о выпуске на рынок RTM – розничного операционного банковского автомата. В чем его основное отличие от традиционного банкомата? Какие операции позволяет проводить данное устройство?

А. Корала: RTM представляет собой своего рода разновидность банкомата, т. е. устройства для выдачи наличных. Его можно устанавливать на территории торговой точки, например супермаркета или фаст-фуда. Как и банкомат, он подключен к банковскому хосту и способен выполнять те же операции, что и обычный банкомат, за единственным, но весьма существенным исключением – в RTM не размещают наличных денег.

В ходе осуществляемой пользователем RTM операции по снятию наличных запрошенная сумма списывается с его счета и перечисляется на счет банка-эквайера в режиме онлайн. Одновременно с этим банк-эквайер зачисляет средства на банковский счет продавца, а продавец, в свою очередь, выдает их из кассы клиенту наличными. При этом получение наличных с помощью RTM во многом напоминает снятие наличных через ATM – клиент точно так же вставляет карту и набирает ПИН-код – вплоть до того момента, когда традиционный банкомат выдает наличные. Вместо них RTM выдает клиенту защищенный ваучер, или чек. Данный ваучер, который действителен в течение нескольких минут, подтверждает факт успешного проведения транзакции снятия наличных и наличия на банковском счету клиента достаточного объема средств для ее осуществления. С этим ваучером клиент идет на пункт оплаты (кассу) торговой точки, установившей RTM, где непосредственно из кассы ему выдают указанную в ваучере сумму.

Пополнение счета осуществляется аналогичным образом. Для этого клиенту нужно выполнить обратную процедуру и сделать один дополнительный шаг: кассир обязан выдать ему квитанцию о пополнении счета.Как именно будет выглядеть ваучер и какие данные следует отобразить на нем визуально, решают сами банки, устанавливающие RTM. Такая информация, как, например, местоположение торговой точки, время снятия средств, часть номера банковской карты клиента и название банка, где у него имеется счет, зашифрована на ваучере в виде матричного QR-кода. Тем не менее на ваучере значатся и данные, которые можно прочесть невооруженным глазом. Кроме того, в небольших магазинах RTM обычно устанавливают неподалеку от зоны расчетов, и кассир может видеть, что клиент получил ваучер и что процедура была проведена правильно. Если же устройство будет установлено в крупном супермаркете, ваучер должен иметь дополнительные средства защиты.

Безналичный розничный банковский операционный автомат Retail Teller Machine

ПЛАС: Каковы преимущества использования RTM по сравнению с другими устройствами банковского самообслуживания, использующими наличные, в первую очередь перед традиционными банкоматами?

А. Корала: По своему функционалу RTM заменяет собой традиционное банковское отделение, но требует гораздо меньших издержек на установку и сопровождение. Так, по нашим расчетам, содержание RTM обойдется в 10 раз дешевле, чем типичные расходы на эксплуатацию стандартного банкомата за год. Самое главное его отличие – RTM не имеет никакой привлекательности для взломщиков и грабителей, поскольку в нем нет наличных. Кроме этого, отпадает необходимость в значительной части затрат на обеспечение безопасности, инкассацию устройства и пополнение запаса наличных, работу с наличностью и логистику. Издержки на техническое обслуживание и ремонт RTM также существенно ниже тех, которые необходимы для обычного банкомата.

Стоит отметить, что RTM не заменяет собой традиционный банкомат, а дополняет его. Если клиенту необходимо получить более крупные суммы наличными, чем те, которые может обеспечить касса супермаркета, он может продолжать использовать традиционные банкоматы. Благодаря унифицированному программному обеспечению KALIGNITE RTM использует те же каналы коммуникации с банковским хостом, что и ATM.

Не менее важно отметить, что эти терминалы банковского самообслуживания традиционно будут поддерживать стандарт EMV.

В свою очередь, транслируемые на мониторах RTM рекламные объявления сторонних структур создадут возможности для получения банком дополнительной прибыли.

ПЛАС: Какие еще услуги, кроме выдачи ваучеров на получение наличных, могут оказывать населению банки с помощью RTM?

А. Корала: В RTM клиенту доступен практически весь спектр банковских услуг, в том числе и индивидуализированных, например, получение информации об остатках средств на картсчете, совершение платежей в пользу третьих лиц, и т. д.

Кроме этого, через RTM банк может рекламировать свои услуги или посылать клиентам персонифицированные сообщения – например, сообщить о последних поступлениях на банковский счет, а также сделать специальное предложение, разработанное с учетом потребностей конкретного клиента. Пользователь RTM, в свою очередь, имеет возможность отреагировать на полученное от банка предложение и запросить дополнительную информацию нажатием одной клавиши, или сделать видеозвонок банковскому работнику с помощью функции видеоконференцсвязи и 17-дюймового ЖК- экрана, чтобы получить помощь сотрудника банка – например, в заполнении поручения на перевод средств. Клиент по видеоконференцсвязи будет видеть, какие именно данные служащий вводит в форму платежного поручения, и сможет проверить правильность информации, и наоборот. Например, в Японии и некоторых других странах такие процедуры являются сегодня вполне обыденными. Помимо всего прочего, данная услуга позволит привлечь новых клиентов, которые критически относятся к банковскому обслуживанию через Интернет по причинам высоких рисков. Банкомат для розничной сети имеет также интуитивно понятный интерфейс с наглядными интерактивными экранными инструкциями и подсказками, которым клиенту легко следовать.

ПЛАС: Каким функционалом можно оснастить RTM? Будет ли набор функций для RTM, размещенных на российском рынке, отличаться от того набора функций, которыми оснащены RTM для рынков других стран, и почему?

К. Слащев: В RTM возможен весь набор функций, который пользователь может получить в любом традиционном банкомате: снятие наличных с карточного счета и внесение наличных на счет, оплата задолженности по кредиту, платежи в адрес компаний-поставщиков услуг, переводы со счета на счет и между пользователями и т. д. Единственное отличие, как уже отмечалось, – внесение наличных на счет и получение наличных производится через кассу магазина.

Оснащение RTM в стандартной комплектации 17- дюймовым сенсорным экраном, видеокамерой и микрофоном даст клиенту возможность установить связь непосредственно с оператором банка для получения консультаций.

ПЛАС: Какие преимущества получает торгово-сервисное предприятие, установившее RTM?

А. Корала: Наличие в магазине подобного устройства, как и в случае с традиционным банкоматом, даст торговым точкам, например, магазинам шаговой доступности или ресторанам быстрого обслуживания, целый ряд преимуществ. Это ведет к значительному повышению уровня сервиса, позволяет привлечь в торговый зал больше покупателей. Так, в США банкоматы установлены почти в каждом магазине, независимо от его размеров. Установка банкомата в торговом зале также помогает поднять объемы продаж: посетители, которые входят в магазин только лишь для того, чтобы воспользоваться услугами ATM, зачастую, поддавшись импульсу, совершают покупки.

Кроме этого, успешное завершение операции по снятию наличных с картсчета еще до момента оплаты покупки – весьма умный шаг. Несложно представить себе, как психологически будет чувствовать себя покупатель, если при попытке оплаты товара по карте ему будет отказано в проведении транзакции по причине того, что находящихся на его картчсчете средств недостаточно для оплаты покупки.

Однако самое существенное преимущество, которое получает владелец торговой точки от установки RTM, заключается в минимизации затрат на работу с наличностью. В кассах магазина в этом случае не скапливается большого объема наличных, поэтому его владельцу не приходится так часто инкассировать наличные и отправлять их в банк. При этом если банк берет комиссию за внесение наличных денежных средств на счет, то владелец торгового предприятия может еще и заметно сэкономить.

Более того, при наличии в торговом зале RTM транзакции осуществляются с помощью ваучера, и снятая сумма сразу зачисляется на банковский счет предприятия, которое, в конечном итоге, может получить определенный доход от размещения средств на счете, а возможно, и определенный комиссионный доход от своего банка за каждую транзакцию.

ПЛАС: Где, по вашему мнению, оптимально размещать RTM в России? Какие категории участников розничного ритейлового рынка проявят интерес к работе с подобными устройствами?

К. Слащев: Как я уже говорил, оптимально размещать такие устройства в магазинах, которые пока еще не принимают карты к оплате. Но нелишними такие устройства будут в любых магазинах, поскольку достаточно часто возникают ситуации, когда люди заходят в магазин для того, чтобы воспользоваться услугами расположенного в холле банкомата, а заодно покупают какие-либо товары (совершают так называемые импульсные покупки). Таким образом, RTM также сможет привлекать дополнительных покупателей в любом магазине, независимо от того, принимает ли он оплату по картам, поскольку известно, что на долю импульсных приходится около 70% всех покупок, и лишь 30% покупок планируются потребителями заранее.

В качестве эффективных точек размещения RTM вполне можно рассматривать отделения ФГУП «Почта России», сеть которого составляет порядка 40 тыс. отделений по всей стране. Там также везде имеются в наличии кассы, а оборот наличных достаточно высок – клиенты отправляют и принимают почтовые переводы, получают пенсии, оплачивают услуги ЖКХ.

Не оставлена также и идея создания Почтового банка. И здесь RTM, как мне кажется, будет просто идеальным решением для любого банка, который работает с почтовыми отделениями. Особенно учитывая то обстоятельство, что эти устройства имеют весьма компактные размеры, и для их установки не требуется отдельной площади, как для банкомата – фактически RTM ставится на прилавок, что если не исключает, то минимизирует арендные платежи.

Еще одно перспективное место – салоны сотовой связи. Во все банки, которые работают с ритейловыми сетями салонов сотовой связи, мы также направили информационные сообщения с предложением воспользоваться новой технологией.

ПЛАС: Кто должен выступать непосредственным покупателем RTM – банк или владелец магазина?

А. Корала: С моей точки зрения, RTM будут принадлежать банкам. По вполне понятной причине – финансовым институтам необходимо обеспечивать безопасность устройств.

ПЛАС: Какие преимущества получат клиенты – пользователи RTM?

А. Корала: Как много путешествующий человек, я успел заметить, что в некоторых странах затруднительно снять наличные по карте: во-первых, там недостаточно банкоматов, а имеющиеся в наличии порой расположены в весьма неудачных местах. Конечно, можно оплатить покупку и с помощью банковской карты, однако многие предпочитают оплачивать мелкие покупки наличными. Я часто удивляюсь тому, в каких местах иногда установлены банкоматы. Некоторые из них, например, встроены в стены зданий. Снимать наличные прямо на глухой безлюдной улице, в открытом месте не только небезопасно, но и неудобно. Гораздо приятнее зайти в магазин и снять нужную сумму через RTM.

Другое преимущество заключается в том, что процесс выдачи клиентам наличных через RTM менее затратный, чем через банкомат. Установка и эксплуатация традиционного банкомата обходится банку примерно в 10 раз дороже, а дополнительные расходы, в конечном итоге, банк переложит на плечи клиента, либо напрямую, либо косвенно (например, в виде комиссии за обслуживание счета).

В целом клиент может быть уверен, что устройством RTM, на которой изображен логотип банка, не манипулируют мошенники, а если и манипулируют, то ответственность за это, равно как и потери от мошенничества, несет исключительно банк.

ПЛАС: На каких рынках мира, по вашему мнению, RTM вызовет наибольший интерес?

А. Корала: Мы ожидаем, что новое устройство банковского самообслуживания станет наиболее популярным на рынках развивающихся стран, таких как Индия и Китай, где государство усиленно продвигает банковские услуги в областях, население которых недостаточно охвачено или совсем не охвачено ими. Кроме того, RTM уже вызвал интерес в развитых странах, в частности, в Японии, где банки смотрят на него как на революционное устройство на рынке с очень высокой конкуренцией.

ПЛАС: Какова перспектива таких устройств как RTM на рынках России и стран СНГ? С чем связан предполагаемый спрос на подобные устройства? Будет ли играть определяющую роль такой фактор как частота ограблений и взломов ATM на российском рынке?

К. Слащев: Я согласен с мнением Аравинды Коралы о том, что это устройство будет остро востребовано на рынках развивающихся стран, таких как Индия и Китай. К этому перечню я добавил бы и Россию – несмотря на то, что рынок нашей страны уже достаточно насыщен устройствами банковского самообслуживания, резервы для дальнейшего роста здесь по-прежнему велики. В большинстве случаев сети банкоматов было бы целесообразно дополнить такими устройствами, как RTM, поскольку, по сути дела, это устройство позволяет организовать принципиально новый канал взаимодействия с клиентами, который ранее еще нигде и никогда не был реализован. И предполагаемый уровень спроса на данное устройство будет связан прежде всего именно с этой возможностью. Кроме того, новое устройство является достаточно простым и бюджетным в обслуживании.

В свою очередь, тот уровень сервисной поддержки, который готова обеспечить владельцам RTM компания HENDZ Holding по всей территории РФ, является дополнительной гарантией высокой эффективности внедрения подобных устройств, включая такие ключевые показатели, как коэффициент готовности терминалов, обеспечение их запчастями и расходными материалами и, конечно же, скорость реакции сервисных инженеров на инцидент. Кроме того, HENDZ Holding обеспечивает решение всех задач, связанных с установкой терминалов.

Немаловажным фактором для успешного продвижения этого устройства на рынке нашей страны послужит и то обстоятельство, что Россия до сих пор является страной с высоким уровнем наличного обращения: очень много торгово-сервисных точек здесь по-прежнему не принимают карты к оплате. Такие точки и будут, вероятнее всего, основным местом для установки данных устройств. Такой фактор, как частота ограблений и взломов, также сыграет определяющую роль: как уже говорилось, RTM нет смысла взламывать или похищать – в нем нет наличных.

Это даже не платежные терминалы, которые принимают оплату наличными за целый ряд услуг и которые взламывают или увозят с собой в последние месяцы все чаще. Все наличные деньги, которые могут быть выданы пользователю RTM, находятся в кассе магазина.

Поэтому с точки зрения безопасности, с точки зрения взломов и ограблений таких инцидентов, которые могут иметь место с банкоматами, в случаях с RTM не будет.

Другое дело, что такие методы мошенничества как скимминг в случае с RTM исключать нельзя. Однако стоит учесть, что специфика работы клиента с RTM предполагает установку этих устройств только в местах с широким клиентским потоком, которые к тому же находятся под визуальным контролем кассира или продавца. И в этом случае всякие манипуляции мошенников с устройством будут просто невозможны. Следует также учесть, что сегодня подавляющее большинство магазинов, даже самых мелких, оснащено системами видеонаблюдения. Поэтому и с точки зрения скимминга RTM представляется более защищенным устройством, чем банкомат.

ПЛАС: Когда предполагается приступить к продвижению RTM на российском рынке и рынках других стран СНГ? Есть ли уже заключенные договоры или первые пилотные проекты? Какие банки, по вашему мнению, будут проявлять интерес к подобным устройствам?

К. Слащев: К продвижению данной технологии на российском рынке мы приступили сразу же после окончания 4-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО – 2012», который состоялся 22–23 октября 2012 г. в Москве. В ходе этого мероприятия мы с Аравиндой Коралой провели совместную презентацию устройства, а на совместном выставочном стенде наших компаний HENDZ Holding и KALIGNITE были представлены подробные материалы и видеоролики, показывающие RTM в действии.

 К настоящему времени нами отправлены в целый ряд банков информационные сообщения о новой бизнес-модели, предполагающей создание нового канала взаимодействия с клиентами. И в некоторых банках уже подтвердили интерес к новой технологии и к нашему предложению. После официальной презентации нового устройства на ПЛАС-Форуме мы, получив его «на руки» и имея возможность проводить реальные презентации устройства в действии, начинаем действовать более активно и эффективно.

Несомненно, устройство будет представлять интерес для всех банков, которые развивают каналы самообслуживания. При реализации своих стратегий такие кредитные организации ставят целью активное развитие розничного бизнеса и привлечение большого количества клиентов, и новое устройство будет представлять для них несомненный интерес. В особенности это касается тех банков, которые имеют отношения с торговыми сетями и сетями-дискаунтерами, не принимающими карты к оплате (как, например, ряд магазинов сетей «Пятерочка», «Копейка» и т. д.).

ПЛАС: Компания KALIGNITE известна на рынке в качестве разработчика программного обеспечения. Каким образом RTM вписывается в портфолио вашей компании?

А. Корала: Традиционно мы являемся разработчиком программного обеспечения. Что касается RTM, то для его создания мы привлекли профессиональных дизайнеров и конструкторов и собрали его из лучших компонентов, доступных на рынке. При этом аппаратная часть – это фактически стандартное «сырье», а настоящая уникальность устройства заключается именно в мультивендорном программном обеспечении разработки KALIGNITE, которое мы предлагаем банкам. Данное ПО подходит для устройств банковского самообслуживания практически любых производителей банкоматов, что позволяет снизить издержки при внедрении. Более того, процесс адаптации и расширения возможностей осуществляется гораздо быстрее.

Мы запатентовали RTM по всему миру и будем только рады предоставить другим компаниям лицензии на производство подобных машин.

 ПЛАС: Кто входит в число наиболее значимых клиентов компании?

А. Корала: Одним из наших крупнейших клиентов, который использует программный пакет KAL Multi-Vendor Suite в 28 странах, является Citibank. В качестве крупнейшего европейского клиента можно назвать ЮниКредит Банк – наше программное обеспечение установлено на его устройствах в Италии и Чехии. Мы планируем, что к 2013 г. нашим мультивендорным ПО будут оснащены банкоматы этого банка и в Германии.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.