Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

RBR: популярность предоплаченных карт растет

(Нет голосов)

13.12.2012 Количество просмотров 2376 просмотров

Эксперты рынка уже давно твердят об огромном потенциале предоплаченных карт. Однако до сих пор популярность таких карточных продуктов растет лишь в ряде стран мира. Недавнее исследование RBR «Данные и прогнозы глобального рынка платежных карт на 2011–2016 гг.», охватившее 66 стран, показывает, что в период с 2009 по 2011 г. количество выпущенных предоплаченных карт на их рынках выросло в среднем на 32% и составило 321 млн карт. Это говорит о нормальных, а не искусственно стимулируемых темпах роста, принимая во внимание изначально небольшой объем карт на рынке. Результаты анализа подтверждают наличие потенциала для дальнейшего роста данного сектора, однако специалисты прогнозируют, что объем эмиссии предоплаченных карт и к 2017 г. не превысит 5% от всего количества выпущенных карт в мире, что лишь немного выше сегодняшних 4%.

На конец 2011 г. наиболее активными странами на рынке предоплаченных карт были США, Иран, Россия, Бразилия, Индонезия и Италия. Кроме того, на долю этих стран приходится порядка 87% всех карт данного вида в мире, очевидно, что и эта доля будет снижаться, поскольку популярность таких карт растет и на других рынках. Во всех шести странах предоплаченные карты представляют собой нишевый продукт, хотя и используются для довольно больших ниш. В США они применяются исключительно для выплаты социальных пособий; в Иране – впервую очередь как «подарочные карты»; в Италии основными пользователями карт являются иммигранты, молодежь и люди, не имеющие счетов в банке, т. е. те, у кого ограничен доступ к традиционным банковским услугам.

Бум на рынке предоплаченных карт в России и странах АТР

Иногда интереснее посмотреть не на абсолютные цифры, а на темпы роста эмиссии предоплаченных карт. Самые существенные изменения произошли в России, где количество предоплаченных карт выросло с 7 до 37 миллионов (в 2011 г.). Странно, что одновременно упали общее количество операций и объем платежей по этим картам. Создается впечатление, что в России такие карты представляют собой весьма волатильный продукт с небольшим костяком постоянных пользова-телей и огромным количеством тех, кто пользуется ими лишь время от времени. В большинстве своем эти карты имеют хождение только внутри страны и используются среди прочего для пополнения счета мобильного телефона и оплаты участия в онлайн-играх.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе также произошел ряд значительных перемен – быстрый рост эмиссии предоплаченных карт в Индонезии, Индии и Пакистане. В Индонезии количество обращающихся предоплаченных карт выросло в 2011 г. на 81%, до 14 млн. На долю страны приходится 16% всех находящихся в использовании в регионе карт и 11% всего количества платежей, и одновременно менее 1% объема платежей. Предоплаченные карты обычно используются для оплаты покупок в круглосуточных магазинах шаговой доступности, а средняя сумма транзакции по мере роста количества их использования начала сокращаться. Некоторые из банков активно работают на этом растущем рынке, запустив предоплаченные карты, ориентированные на оплату проезда в общественном транспорте или покупок в магазине. 

Путешествующие и не имеющие счетов в банке – главные кандидаты на роль обладателей предоплаченных карт 

В Индии количество выпущенных предоплаченных карт выросло на 171% – с 700 тыс. до 1,9 млн (в 2011 г.). Их популярность растет среди индусов, отправляющихся за границу, и в среднем ими оплачивают покупки и услуги намного чаще, чем дебетовыми картами. Несмотря на быстрый рост индийского рынка предоплаченных карт, их до сих пор намного меньше, чем дебетовых. В Пакистане количество предоплаченных карт выросло в 2010 году вслед за серией наводнений, случившихся в стране, и в первую очередь за счет карт Watan, выпущенных специально для пострадавших от катастрофы. В результате общее количество предоплаченных карт резко возросло – с 400 тыс. в 2009 году до 2 млн в 2010 г. В 2011 году данный сектор рос более медленными темпами и достиг уровня 2,8 млн, но теперь предоплаченные карты в большей степени стали популярны среди тех потребителей, у которых нет счета в банке. 

Предоплаченные карты захватывают все больше рынков

Опыт тех или иных рынков говорит о том, что нет причин для ограничения активного распространения предоплаченных карт лишь небольшим количеством стран. И хотя вряд ли сбудутся слишком амбициозные прогнозы некоторых аналитиков относительно данного вида карт, их роль становится все более очевидной: все чаще и чаще такие карты используют для привлечения в банковскую систему людей, не имеющих счетов, или для обеспечения финансовым инструментом тех, кто не может воспользоваться кредитными картами. 

До недавнего времени предоплаченные карты оставались в большей степени продуктами определенной ниши в отдельно взятой стране. Теперь же все говорит о том, что в будущем они получат широкое распространение по всему миру.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.