Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Дэн Вагнер: «Мы намерены не соревноваться, а сотрудничать с банками»

(Нет голосов)

05.02.2013 Количество просмотров 2415 просмотров

Мобильные платежи сегодня, без сомнения, являются горячей темой мира платежных технологий. При этом игрокам рынка особенно интересны не только технологические аспекты различных решений, но и вопросы оптимальной бизнес-модели для компаний этого сегмента платежной экосистемы.


Об этом на выставке CARTES 2012 издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов побеседовал с г-ном Дэном Вагнером (Dan Wagner), основателем и генеральным директором компании mPOWA, занимающейся мобильными платежами в Европе.

ПЛАС: Ваша оценка текущих трендов в сегменте мобильных платежей в мире? Какие решения, на ваш взгляд, определяют направление развития отрасли?

Д. Вагнер: Так как уже много лет мы предоставляем крупнейшим ритейлерам платформу для ведения электронной коммерции (среди наших клиентов такие компании как Tesco, Royal Mail, France Telecom и Mobistar во Франции, торговая марка TK MAXX, музей Metropolitan в Нью-Йорке и др.), и многие игроки розничного рынка используют нашу инфраструктуру для работы в сфере электронной коммерции, то ее тренды являются объектом нашего пристального внимания.

В частности, около двух лет назад мы заинтересовались использованием некоторыми ТСП мобильных приложений для продвижения своих товаров. В этой сфере наши усилия были направлены, в том числе, на разработку интерфейса, позволяющего пользователям совершать покупки с помощью мобильного телефона, используя встроенный браузер. Сегодня на пике популярности находится тема электронных кошельков. На мой взгляд, электронные кошельки еще не скоро станут популярны среди покупателей, и процесс адаптации данной технологии на рынке будет, по моим оценкам, достаточно долгим. Я полагаю, что это обусловлено достаточно низким уровнем доверия у пользователей к сегодняшним вариантам e-wallet, и чтобы ситуация в восприятии мобильных платежей потребителями изменилась, рынку требуется время и некий катализатор.

Вопрос доверия на самом деле очень важен. Так, в свое время, когда компания Google впервые представила свой электронный кошелек – Google Wallet, потребители сомневались, стоит ли доверять данные своей кредитной карты приложению, управляемому третьей стороной, в данном случае – Google. И как мне кажется, пользователи сегодня могут полностью «принять» только кошелек, предлагаемый каким-либо банком, т. к. с их точки зрения, только банк может безопасно и доверительно работать с вашей финансовой информацией. Я, как потребитель, лично не против загрузки мобильного приложения от своего банка, содержащего все мои банковские данные, но я не буду загружать такие приложения с ресурсов каких-либо других, например, телекоммуникационных компаний и уж тем более не стану вводить туда мои банковские данные. Я могу ошибаться, но такова моя точка зрения как потребителя, и ее, я уверен, разделяют многие.

Своеобразным катализатором рынка мобильных платежей стало очень простое решение, фактически – кусок пластика с ридером для считывания магнитной полосы, технологически вовсе не революционное. Когда Джек Дорси из компании Square в США предложил эту технологию, она поразила воображение потребителя. Потребитель оценивал прогресс, получаемый от технологии, по одному критерию: его телефон сможет работать с кредитными картами. С этого момента мобильные платежи получили, на мой взгляд, новое и очень перспективное направление развития.

ПЛАС: Было бы интересно узнать ваше мнение относительно перспектив бизнес-модели Square и о том, как вы собираетесь конкурировать с ней.

Д. Вагнер: Анализируя опыт Square, мы поняли, что данная модель имеет два недостатка. Первый из них заключается в том, что это устройство не подходит для использования в большинстве стран мира и, безусловно, не соответствует стандартам безопасности и требованиям к инфраструктуре, предъявляемым такими структурами как Visa, MasterCard и AmEx. Эти платежные системы, как известно, требуют, чтобы в целях обеспечения безопасности транзакций во всем мире использовали технологию Chip&PIN.

Недостаток номер два – это проблема самой бизнес-модели Square. Она состоит в том, что Square и другие подобные мобильные платежные сервисы ориентируются прежде всего на сегмент мелких ТСП, который не охвачен системой приема платежных карт. Действительно, слесарь, электрик, разносчик сладостей и т. п. не принимают кредитные карты для оплаты своих услуг. Компания Square сказала таким ТСП и предпринимателям: «Используйте наше устройство, и вы сможете принимать оплату по картам».

Потребитель оценивал прогресс по одному критерию: его телефон сможет работать с кредитными картами

Но проблема, на наш взгляд, вовсе не в существовавшей ранее технической недоступности терминальной инфраструктуры для таких ТСП, а в том, что подавляющее большинство из них сами не хотят принимать оплату по картам. Они принимают карты, только если нет другого способа принять платеж. Они не хотят никому платить 3% торговой уступки, традиционно взимаемые с ТСП эквайером, они вполне сознательно хотят принимать наличные. В итоге мы сегодня видим, что 70% клиентов Square осуществляют 20 транзакций в год, при этом средняя сумма транзакции – меньше 20 долл. США. Думаю, не надо объяснять, что при таком количестве и средней сумме транзакций вопрос получения ощутимой прибыли становится весьма призрачным.

Именно по этим двум причинам мы решили не следовать модели Square в своем проекте, а ориентироваться как раз на средние и крупные, розничные и оптовые ТСП, производителей, мобильные компании, в чьем бизнесе концентрируются большие финансовые потоки. Это в отличие от рынка Square – многомиллиардная индустрия. Какова здесь потребность в мобильных платежах? Сегодня мы видим ряд сложностей у компаний, которые пытаются, но до сих пор не могут принимать немедленную оплату за различные услуги. В качестве иллюстрации приведу два примера.

Именно по этим двум причинам мы решили не следовать модели Square в своем проекте, а ориентироваться как раз на средние и крупные, розничные и оптовые ТСП, производителей, мобильные компании, в чьем бизнесе концентрируются большие финансовые потоки. Это в отличие от рынка Square – многомиллиардная индустрия. Какова здесь потребность в мобильных платежах? Сегодня мы видим ряд сложностей у компаний, которые пытаются, но до сих пор не могут принимать немедленную оплату за различные услуги. В качестве иллюстрации приведу два примера.

Крупные многонациональные компании – Coca-Cola, Mars, Johnson&Johnson, производители товаров массового потребления – продают мелким независимым операторам розничной торговли товар по схеме «отгрузка товара – выставление счета – оплата». Предположим, они предлагают небольшим ТСП несколько коробок своего нового товара

«на пробу». ТСП в случае его согласия отгружается товар, а затем приходит счет. Через 30 дней кто-либо из компании-поставщика звонит и спрашивает, оплачен ли этим ТСП счет на 30 евро. Конечно, такие крупные ритейлеры как Carrefour или Tesco с поставщиками так не работают, но мелкие независимые ТСП по всей Европе до сих пор работают именно по такой схеме. Мы предложили компаниям-поставщикам осуществлять все такие транзакции с помощью мобильного устройства: деньги зачисляются моментально, они платят небольшую комиссию – 2–3%, но при этом реально снижают административные расходы на выставление счета и звонки дебиторам через 30 дней. Я считаю, выставление счетов в привычном смысле прекращает свое существование: через 5–10 лет компании уже не будут отправлять счета в бумажном виде, т. к. транзакции будут осуществляться тут же, на месте.

Еще одно преимущество подобной новой схемы взаимоотношений поставщика и ТСП заключается в том, что у поставщика появляется возможность анализировать активность мерчанта – например, такие данные, как время, место, сумма транзакции, количество сделок, и др. Но самая главная выгода, повторюсь, в том, что организация получает деньги в течение трех дней без необходимости выставлять счета и обзванивать должников.

Европейские проекты iZettle, SumUp, payeleven, на наш взгляд, имеют ряд недостатков с потребительской точки зрения

Другой пример касается мелкого бизнеса, который уже принимает карты, но не во всех случаях. Это авторемонтные компании: их ремонтные службы приезжают, исправляют поломку, если ваша машина сломалась в пути, но, как правило, не могут принять оплату по карте. Или доставка еды на дом, где число ТСП, курьеры которых принимают только наличные, также преобладает. Затем есть множество мелких ТСП (предположим, пекарня, мясная лавка), в которых есть только одна касса и перед которыми стоит проблема увеличения трафика. С нашими устройствами они могут это сделать, скажем, отправляя на соседние улицы людей, предлагающих свежий хлеб с доставкой. Я уверен, что во всех подобных ситуациях будут использоваться кредитные карты и платежи с помощью мобильных устройств.

ПЛАС: А в чем состоят отличия ваших решений от payleven, iZettle и других конкурентов на континенте?

Д. Вагнер: По сути, основное наше отличие и от бизнеса Square, и от таких проектов как iZettle, payeleven, SumUp и пр. состоит в том, что они вынуждены фактически создавать под себя заново или переделывать некоторые сегменты рынка, а мы намерены предоставлять мобильные услуги уже существующему бизнесу.

Из этого вытекает еще одно отличие mPOWA от конкурентов – мы не собираемся выступать в качестве эквайера платежей. Нам представляется более обоснованным и актуальным предложить технологическое решение для банков и телекоммуникационных компаний, которые хотят выйти на этот рынок и предоставлять услуги. Ведь банки на самом деле уже работают со всеми этими клиентами – они просто хотят предоставить им мобильность. Мы видим здесь свою роль в качестве поставщика платежного инструментария и инфраструктуры, которые требуются для мобильных платежей. В 2012 году мы подписали договор с FNB, вторым крупнейшим банком в Южной Африке. Они лицензируют инфраструктуру и устройство для оказания услуг своим существующим и новым клиентам. Кроме того, сейчас мы ведем аналогичные переговоры со многими банками и телекоммуникационными компаниями по всему миру.

Наконец, наше третье отличие касается технических аспектов решения. На рынке мобильных платежных устройств Европы фактически только мы предлагаем сегодня устройство с технологией Chip&PIN и принимаем карты всех распространенных платежных систем.

Существующие европейские проекты мобильных платежей, такие как iZettle, SumUp, payeleven, на наш взгляд, имеют ряд недостатков с потребительской точки зрения. Так, iZettle и SumUp не принимают карты Visa. Вернее, карту Visa можно принять, но очень сложным способом, с помощью SMS с кодом на смартфон плательщика и последующего введения данных карты на web-сайте…

Начнут ли они в будущем применять модель Chip&PIN? Возможно. Но сначала им придется поменять всю инфраструктуру, поскольку при использовании устройства Chip&PIN клиент с его помощью отправляет данные непосредственно эквайеру, и поэтому система должна быть крайне защищенной. Пока iZettle и SumUp не обе- спечивают данный уровень безопасности. Таким образом, им придется перестроить процесс приема оплаты для применения технологии Chip&PIN, поскольку это совсем иная модель работы. У Square и PayPal этого также нет. Мы не считаем их серьезными конкурентами. Остается payleven, германская компания, предлагающая приложение для смартфона и защищенное по технологии Chip&PIN устройство для приема карт. Однако этот проект пока находится в самом начале процесса широкого выхода на рынок, поэтому мы не без оснований считаем, что в настоящий момент наше предложение на рынке мобильных платежей является технологически уникальным. Но главное, мы считаем своим преимуществом ту позицию, что вместо того чтобы соревноваться или конфликтовать с банками как с конкурентами, мы намерены с ними сотрудничать в деле обеспечения мобильности платежей наших клиентов.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?