Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Пять основных трендов в сфере мобильных платежей в 2012 г.

(Нет голосов)

05.02.2013 Количество просмотров 1765 просмотров

Исследовательская компания Mondato составила свой собственный список наиболее важных тенденций в сфере мобильных платежей в минувшем 2012 году. По мнению аналитиков компании, 2012 год стал самым насыщенным в мире мобильных технологий. Представив свой рейтинг трендов прошлого года, компания также дала некоторые прогнозы относительно возможного развития событий в 2013 году.


1. NFC-технологии столкнулись с растущей конкуренцией

В силу множества препятствий процессы внедрения NFC-платежей, объявленных «мобильной платежной технологией будущего», снова затормозились. В значительной мере это результат действий компании Apple, которая в сентябре 2012 г. выпустила новый iPhone 5 без поддержки NFC. Этот ход не обязательно является решающим для успеха или неуспеха внедрения NFC платежей, но, безусловно, тормозит развитие технологии, поскольку пользователи iPhone составляют примерно треть (29%) от общего числа пользователей смартфонов в мире.

С учетом появления на рынке «не NFC» iPhone 5, меньшей, чем ожидалось, популярности электронного кошелька Google Wallet и отложенного запуска мобильного кошелька Isis, аналитики компании Juniper сократили прогнозируемый объем NFC-транзакций на 2017 г. до 70 миллиардов долл. США. Кроме того, появились альтернативные технологии мобильных платежей, которые заполнили нишу, не занятую сейчас NFC-платежами, и составили им серьезную конкуренцию.

В 2013 г. NFC-платежи могут потерять статус «любимого детища» рынка мобильных платежей и стать лишь «одним из» спектра способов оплаты.

На это может повлиять развитие «параллельных» по отношению к NFC технологий, которые уже сегодня в том или ином виде доступны пользователям, но требуют меньше инвестиций со стороны ТСП.

Тем не менее для повышения их конкурентоспособности в первую очередь необходимо решить проблемы безопасности, существующие при работе с облачными и прочими альтернативными платформами.

С другой стороны, компаниям, продвигающим технологию NFC, придется инвестировать значительные средства в информирование потребителей о преимуществах ее использования.

2. Обострились патентные войны

Между крупными технологическими компаниями уже давно идет борьба за доминирующее положение в отрасли. Однако в 2012 году произошло резкое обострение патентных войн, когда такие компании как Apple, Google и Samsung оказались вовлечены в затяжные судебные разбирательства, пытаясь получить эксклюзивные права на основные мобильные технологии. Согласно публичной информации, в прошлом году компании Apple и Google вложили в «войну за патенты» больше средств, чем потратили на исследование и разработку новых технологий и продуктов.

Так, в СМИ широко освещалась серия громких судебных разбирательств между Samsung и Apple, где Apple заявляла, что Samsung нарушил несколько патентов, имеющих отношение к пользовательскому интерфейсу, технологии и стилю ее продукции, а компания Samsung выдвигала встречные обвинения в нарушении своих патентных прав.

Судебный иск меньшего масштаба был подан в октябре 2012 года независимым изобретателем против компании Google. В иске заявлялось, что приложение Google Wallet нарушает его патент от 2007 г. Далее последовал иск, поданный eBay/ PayPal, с обвинением в краже ноу-хау в сфере мобильных платежей для приложения Google Wallet.

Компания Google в этом году также выступала в качестве обвинителя, объединив усилия с Apple в попытке получить патенты на цифровое воспроизведение изображений, принадлежавшие недавно обанкротившейся компании Eastman Kodak.

В 2013 году потенциальный доход в сфере мобильных платежей продолжит расти, так что «битва за патенты», скорее всего, усилится, поскольку компании будут жестко бороться за получение прибыли от своей интеллектуальной собственности. Тем не менее усиление этой тенденции может быть опасным и способно затормозить развитие конкуренции и инноваций на рынке.

В частности, аналитики «Нью-Йорк таймс» высказались по этому поводу следующим образом: «Несмотря на впечатляющий технологический прогресс последних двух десятилетий, есть достаточно причин для беспокойства: рынок новых идей подорван патентами на программное обеспечение, используемыми в качестве разрушительного оружия».

3. Инновации в мобильных платежах вышли за рамки точек продаж

В 2012 году компании, работающие в сфере мобильных платежей на развитых рынках, осознали, что стимулировать использование потребителями этих новых технологий можно, только обеспечив тесное взаимодействие с ними до, во время и после транзакции, преобразующее «статичные» мобильные платежи в точках продаж в комплексный опыт совершения покупок с помощью мобильного телефона.

Такие инновационные мобильные приложения как GoPago и PayDragon позволяют, в частности, офисным работникам сделать заказ блюд заранее с помощью мобильного телефона и избежать очередей во время обеденного перерыва. Компания Square также недавно расширила свой традиционный список услуг в точке продаж за счет целого ряда дополнительных предложений, включая виртуальные карты лояльности и возможность для ТСП формировать спецпредложения для новых покупателей.

Вновь создаваемые сервисы в сфере мобильных платежей значительно облегчают жизнь потребителей и в транспортном секторе, где такие компании как Uber и GetTaxi позволяют клиентам оплачивать такси непосредственно с использованием мобильных приложений для смартфонов. Компании Taxi Park в Нигерии и Taxi Rank в Южной Африке предлагают аналогичные услуги дистанционного заказа и оплаты и пользователям обычных мобильных телефонов (в силу относительно низкой доли пользователей смартфонов в этих странах).

Потребительский опыт и его учет в развитии сервисов мобильных платежей стали ключевой темой на конференции CARTES 2012, прошедшей в Париже. Многие выступающие, в частности, говорили о необходимости создания платформ мобильной коммерции, которые бы увеличивали количество точек соприкосновения между ритейлерами и потребителями – от программ лояльности до предложений на основе анализа геолокационных данных. По всей видимости, в 2013 году тот факт, что для победы в битве за первенство на рынке мобильных платежей нужно сначала завоевать лояльность потребителей, а не только ТСП, осознает еще больше поставщиков мобильных платежных решений.

4. Данные, данные, данные…

В 2012 году проблема Big Data стала основной для многих отраслей, и сфера мобильных платежей здесь не является исключением. Компании, работающие в данном секторе, начали понимать значение потоков данных, доступ к которым предоставляется через мобильные сети. Речь идет и о данных, непосредственно характеризующих потребление услуг мобильной связи, и о геолокационных данных. В частности, данные об использовании мобильных услуг населением постепенно стали важным инструментом, влияющим на разработку специальных продуктов для новых сегментов рынка и на создание целевых маркетинговых кампаний.

На развивающихся рынках данные об использовании мобильной связи применяются для анализа «цифрового следа» в отношении населения, не охваченного банковскими услугами. Такой «цифровой след» может использоваться, в том числе, для оценки кредитоспособности граждан и улучшения их доступа к финансовым услугам.

В частности, американская компания Cignifi использует данные, предоставляемые сетью мобильного оператора, для того чтобы помочь поставщика финансовых услуг более полно проанализировать потребности тех слоев населения, которые пока еще не охвачен банковскими сервисами, и разработать соответствующие продукты и услуги для их удовлетворения.

Оценка кредитоспособности и улучшения доступа к финансовым услугам этих же слоев потребителей также входит в задачи InSight, технологии, разработанной американской фирмой InVenture. Используя SMS-сервисы, эта технология позволяет собирать данные о доходах и расходах и обрабатывать их по определенному алгоритму.

В 2013 году проблема анализа потоков данных, скорее всего, усложнится за счет роста последних, но компании станут разрабатывать все более эффективные способы захвата и использования этих потоков.

В свою очередь, законодательство, касающееся использования мобильных данных, также станет в 2013 г. более прозрачным и четким в определенных разделах, поскольку законодательные органы понимают всю важность обеспечения безопасности персональных данных и денежных средств граждан в этой изменчивой экосистеме.

5. Государственные услуги и платежи становятся цифровыми

Правительства многих стран мира из разных регионов, от Испании до Канады, в минувшем 2012 году начали постепенный переход на электронные платежи, осознав преимущества цифровой безналичной экономики. В рамках этого тренда, в частности, в апреле 2012 года в Испании были введены ограничения на использование наличных в крупных транзакциях, а Королевский канадский монетный двор представил официальную цифровую валюту – MintChip.

Данная тенденция подтверждается и созданием в минувшем году организации BTC Alliance (The Better Than Cash Alliance), которая объединяет правительства, негосударственные организации, банки и международные платежные системы, такие как Visa и Citi, в целях способствования глобальному переходу на безналичные электронные платежи. За счет перехода на более эффективную систему электронных платежей альянс намерен стимулировать инновационный процесс и улучшить доступ к финансовым услугам для тех слоев населения, которые пока не охвачены банковскими сервисами.

Данные инициативы, скорее всего, значительно повлияют на рынок мобильных платежей в 2013 году, т. к. участники рынка сегодня активно используют потенциал растущих мобильных сетей для обеспечения перехода на электронные платежи, особенно на развивающихся рынках. С учетом государственных инициатив во многих странах, переход к «цифровой экономике» может стать реальностью раньше, чем мы предполагаем.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?