Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Как не переплачивать за Interchange?

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

19.03.2013 Количество просмотров 8761 просмотр

Люк Пурсер, обзор данных о транзакцияхЛюк Пурсер (Luke Purser), старший консультант PSE Consulting


Ежегодный общий объем комиссий за взаимообмен данными о транзакциях (Interchange) по картам Visa и MasterCard в Европе оценивается на уровне 6 млрд евро. По мнению аналитиков, порядка 0,5–1% от этой суммы – не что иное, как переплата европейских эквайеров эмитентам карт. Цена вопроса – от 30 до 60 млн евро.

Такие комиссии составляют самую большую статью расходов эквайеров, и предполагается, что она хорошо контролируется и управляется. Возможно, так и было, пока свод правил, регулирующих размер ставки Интерчейндж, был прост и понятен, но к настоящему моменту уже более 10 лет прослеживается четкая тенденция его усложнения в Европе. Конечно, Европа еще не достигла уровня 200-страничного американского талмуда, но она уверенно к нему стремится.

Cистема начисления и выплат InterchangeИтак, почему усложняется европейская система начисления и выплат Interchange, особенно в отношении карт международных платежных систем (МПС) Visa и MasterCard?

Регулирующие органы рассматривают такого рода комиссию как некую экономическую ренту, взимаемую якобы ненасытными эмитентами с упирающихся торгово-сервисных предприятий (ТСП) через эквайеров, безразлично взирающих на эти поборы. Но если бы на этом все и заканчивалось! Ясно, что платежные системы конкурируют между собой, поэтому вполне ожидаемы и имеющиеся различия в размере ставок. Для стандартных электронных транзакций по EMV-картам существуют четкие правила. Однако сложность начисления Интерчейндж является порождением политики МПС, использующих подобные сборы для влияния на поведение торгово-сервисных предприятий, эквайеров и эмитентов и замены «неправильных», рисковых и дорогих в обслуживании операций на «правильные», менее рисковые и более демократичные в плане себестоимости транзакции. Таким образом, транзакции с использованием бумажных слипов влекут за собой взимание более высокой комиссии, т. к. еще много лет назад были установлены штрафные санкции для стимулирования перехода на более безопасный электронный процессинг. Подобные же правила применимы и к транзакциям, не требующим авторизации, т. к. здесь велик риск мошенничества и возвратных (претензионных) транзакций (chargeback).

Начисления InterchangeСложности существуют не только с транзакциями, подразумевающими физическое присутствие держателя карты в точке совершения операции. CNP-транзакции, проводимые по телефону или через Интернет, не требующие физического присутствия владельца карты в точке совершения транзакции, традиционно относили к операциям с высоким риском, и соответственно с ТСП взималась более высокая комиссия за риск возникновения возвратного платежа. Сложные правила регулирования постепенно привели к формированию модели электронной коммерции, которую мы и имеем на сегодняшний день, но одновременно ввели несколько новых ставок комиссий, чтобы стимулировать ТСП к внедрению и использованию при проведении операций по картам с кодом CVV2, а также в рамках протокола 3D Secure. Это позволило торгово-сервисным предприятиям переложить ответственность за возвратные платежи на плечи эмитентов в том случае, если не превышен лимит количества и объема операций.

Visa и MasterCard в ЕвропеВ последнее время появление новых продуктов еще больше усложнило ситуацию. Это связано с введением различных ставок Interchange для предоплаченных, бесконтактных, премиальных, корпоративных и бизнес-карт, а также карт с отсроченным платежом, вдобавок к традиционным комиссиям за обслуживание транзакции по дебетовой или кредитной карте. И наконец, еще больше запутало всех введение в ЕС различных ставок для внутренних рынков Евросоюза и для всех остальных рынков.

Таким образом, мы видим, как ситуация все ближе подходит к той точке, когда ее становится трудно контролировать, особенно в плане поддержки процессинговых платформ для бэк-офиса. Европейские эквайеры зачастую работают на очень старых, ненадежных процессинговых платформах с устаревшей стандартной программой для расчета комиссий за взаимообмен данными о транзакциях. Системы буквально стонут под весом постоянных изменений. Какое влияние оказывает быстрое усложнение процессов на основных участников системы начисления и оплаты комиссии – ТСП, сторонние организации (независимых операторов услуг и провайдеров платежных услуг) и эквайеров? Многие считают, что у них все под контролем. Другие стремятся поддерживать высокий уровень, зачастую за счет значительных для их бизнеса расходов.

Большинство ТСП ничего не понимают в правилах взимания комиссий Interchange и не до конца понимают структуру затрат, включенных в их торговую уступку. Крупные ТСП, работающие на условиях «Interchange плюс стоимость эквайрингового обслуживания» (Interchange Plus), согласно которым они оплачивают все комиссии Interchange, затраты платежной системы и вознаграждение эквайеру, также в этих правилах ничего не понимают. Практически ни у кого нет должных навыков, а также автоматизированной системы управления для проверки применяемых ставок и точности данных о транзакциях и счетов, выставляемых эквайерами.

Эквайеры, в свою очередь, также находятся не в лучшем положении, но уже по другим причинам. Появление очередной новой системы оплаты с помощью карты ведет к возникновению целого потока новых правил взимания комиссий Interchange, что для многих эквайеров создает определенные трудности в плане реализации соответствующих новшеств на базе своего традиционного ПО и установки новых параметров. Зачастую они ищут обходные пути или обращаются к практике временных заплаток-патчей, что создает иллюзию экономии, выливающейся впоследствии в ошибки при расчете комиссий. Такие посреднические организации как независимые сервис-провайдеры и провайдеры платежных услуг также сталкиваются с определенными проблемами. Сегодня они генерируют для эквайеров большие потоки электронных транзакций и порой могут не соответствовать последним требованиям утвержденных правил МПС, что зачастую приводит к ошибкам в моделях расчета Interchange.

Переход провайдеров платежных услуг на многоканальные IP POS-терминалы может только усугубить ситуацию. Многим из них придется изучить правила взимания комиссий при транзакциях, требующих физического присутствия владельца карты в точке проведения операции, чего не бывает в электронной коммерции.

Так как же сегодня эквайеры рассчитывают комиссии Interchange? Традиционно они используют модель ценообразования по принципу «затраты плюс прибыль». Обычно отдел продаж оперирует формулой ценообразования, разработанной финансовым отделом и ориентированной на покрытие комиссий в размере, предполагаемом на момент предложения. Уровень покрытия затрат зависит от совершенства используемых программ. Очень часто модель ценообразования строится исходя из параметров некой средней активности и таким образом создает предпосылки для возникновения ошибок при реальном вычислении всех комиссий по конкретной транзакции. Порой ошибки в расчетах не обнаруживаются и на стадии адаптации ТСП. Однако финансовый отдел постоянно отслеживает уровень общей рентабельности работы с тем или иным ТСП, и в тех случаях, когда маржа слишком низка, можно предположить, что основной причиной этого является неправильный расчет комиссий за взаимообмен данными о транзакциях. В итоге финансовый отдел заставляет отдел продаж пересмотреть цены в сторону их повышения.

Таким образом, по идее, традиционный подход по принципу «затраты плюс прибыль» зачастую может неплохо работать. Определенный уровень маржи поддерживается, а затраты покрываются. Сравнения примеров снижения категории транзакций по картам одного вида, которые, как правило, демонстрируют хорошую динамику, зачастую еще больше укрепляют уверенность менеджеров.

Тем не менее, анализ, проведенный PSE, и участие нашей компании в ряде исследований относительно возможностей оптимизации ставок комиссий Interchange для ТСП и эквайеров показали наличие определенной беспечности в данном вопросе. Мы обнаружили квазиоптимальную модель расчета комиссии почти во всех представленных данных, которые мы анализировали, что зачастую приводило к переплате до 1% комиссии, что внушает определенное беспокойство. Во многих случаях эквайеры даже и не представляли, что они переплачивают.

Каковы же типичные причины переплаты комиссии за взаимообмен данными? Иногда это результат неправильного поведения торгово-сервисного предприятия. Например: пропущенные сроки предоставления данных, многочисленные транзакции с ручным вводом данных, несоответствие предоставляемых данных и информации для авторизации, отсутствие обязательных данных, и самое распространенное – отказ внедрять и использовать код CVV2 и протокол 3D Secure. Сторонние организации (типа независимых операторов услуг и провайдеров платежных услуг) относительные новички в карточном биз- несе и порой могут допускать ошибки в использовании тех или иных моделей расчета, что является результатом недостаточного понимания правил взаимообмена данными о транзакции. Для эквайеров проблему обычно составляют неправильно сформированный файл с параметрами комиссий, а также ненадежная работа традиционных программных приложений.

У модели «затраты плюс прибыль», с точки зрения эквайеров, есть недостаток. Это формирование ложного чувства защищенности. Во-первых, непонимание того, что менеджмент не контролирует полностью ситуацию с главной составляющей затрат. Мало кто осознает, что результаты взимания комиссий Interchange во многом зависят от торгово-сервисных предприятий и разного рода посреднических организаций, которые мало задумываются о соблюдении требований и оптимизации процессов. Во-вторых, при использовании модели «затраты плюс прибыль» невозможно выявить первопричины больших переплат комиссий. В-третьих, во внутренних подразделениях (в финансовом, операционном отделах и отделе продаж) отсутствует понимание того, как лучше оптимизировать комиссии. Порой все знания эквайера в данной области собраны лишь в голове одного давно работающего в компании сотрудника и практически не прописаны на бумаге. В-четвертых, анализ снижения категории той или иной расчетной системы представляет собой не более чем отражение доводов эквайера. Как правило, ошибочные исходные данные дают ошибочный конечный результат. В-пятых, постоянный пересмотр ставок комиссий для ТСП подрывает авторитет и конкурентоспособность эквайера. В-шестых, невозможность выявить истинные причины высоких комиссий может ухудшить отношения с крупными ТСП, работающими на условиях Interchange Plus. И наконец, в таких ТСП также отсутствуют необходимые навыки проверки точности выставляемых счетов на уплату комиссий, т. к. клиенты практически не беспокоят компанию по этому поводу.

Так как же карточный бизнес Европы может решить проблему всевозрастающего усложнения правил взимания комиссий Interchange, а также увеличения стоимости транзакции из-за снижения категорий, присваиваемых ТСП, и соответствующего роста ставок? Простых решений не существует, но есть ряд практических советов по оптимизации процессов для ТСП, независимых сервис-провайдеров/провайдеров платежных услуг и эквайеров:

• Если вы – крупное торгово-сервисное предприятие и сталкиваетесь с постоянным пересмотром цен на предоставляемые вам услуги, то обратитесь к своему эквайеру за разъяснениями, как вернуть комиссии на прежний уровень.
• Если вы – ТСП, работающее на условиях Interchange Plus:
– Активнее взаимодействуйте со своим эквайером и разработайте план оптимизации комиссии Interchange.
– Создайте внутреннюю базу практических знаний и навыков, которая позволит понять общие критерии формирования комиссии и работать с ними.
– Взаимодействуйте с вашими посредниками, добиваясь повышения точности и своевременности предоставления необходимых данных.
– Внедрите у себя информационную систему управления, что поможет вам выявить наиболее распространенные ошибки и ситуации, когда ошибочно были завышены ставки комиссии.
– Заключите контракт на проведение регулярного внешнего аудита оплаты комиссии Interchange.
• Если вы – независимый оператор услуг или провайдер платежных услуг:
– Проверьте навыки и знания своих штатных специалистов в области расчета комиссии Interchange. Полностью ли они соответствуют самым последним регламентам – mandates расчетных систем?
– Выясните, когда вы в последний раз проводили аудит своих моделей расчета Interchange для эквайера.
– Если вы собираетесь переходить на использование нескольких каналов, то ни в коем случае не применяйте таблицу ставок электронной коммерции к транзакциям, требующим физического присутствия владельца карты.
• Если вы – эквайер:
– Внимательно изучите свою действующую модель оптимизации взимания комиссии Interchange. Если это традиционная модель или модель типа «затраты плюс прибыль», подумайте о том, как ее можно изменить.
– Проверьте знание своими штатными специалистами правил взимания комиссии Interchange. Обладает ли этими знаниями лишь какой-либо отдельный сотрудник, и ваш опыт является исключительно внутренним? Подумайте о том, чтобы совместить свои знания с лучшей практикой, накопленной в мировой отрасли.
– Вы эффективно оптимизировали свои процессы и считаете свои платежи слишком большими? Когда вы последний раз проводили сквозной аудит информации на входе, используя данные о транзакциях, предоставляемые торгово-сервисными предприятиями?
– Доводите ли вы до сведения обслуживаемых вами ТСП информацию о ставках комиссии Interchange и обсуждаете ли вы, как им лучше всего оптимизировать процесс предоставления данных? Как вы проверяете их соответствие требованиям?
– Когда вы последний раз проводили аудит вашего файла настроек? Проверяли вы когда-либо свои программы расчета комиссии Interchange на точность? Принесет ли существенную пользу независимая проверка вашей системы?
– Есть ли у вас в наличии отработанная надежная процедура выявления ошибок в предоставляемых данных, а также непрерывного контроля и оптимизации затрат?

Выводы

Итак, подведем итоги. Процесс усложнения расчета и взимания комиссии Interchange ускоряется. Надежд на его существенное упрощение мало. Большинство эквайеров не знают о том, что переплачивают. Многие ТСП также находятся в неведении о своих переплатах. У эквайеров есть все шансы нанести урон своей конкурентоспособности и подорвать отношения с торгово-сервисными предприятиями, если они продолжат использовать модель ценообразования типа «затраты плюс прибыль». Мало кто признает необходимость проведения сквозной проверки всех процессов, связанных с расчетом и взиманием комиссии Interchange, и внедрения лучших практик их оптимизации, наработанной в отрасли.

Сложность расчета и взимания комиссии Interchange дорого обходится европейскому карточному бизнесу. Торгово-сервисные предприятия, независимые операторы услуг, провайдеры платежных услуг и эквайеры должны что-то предпринять для оптимизации своих процессов и перехода на принцип «ежедневного сокращения выплат».

Люк Пурсер(Luke Purser) – специалист по эквайрингу с более чем 20-летним опытом работы в сфере банковских технологий, платежных карт и эквайринга. Из них 15 лет занимался вопросами эквайринга в таких структурах, как LloydsTSB, Citigroup Merchant Services и Elavon Financial Services. В течение восьми лет был менеджером LloydsTSB Acquiring Services. В Citigroup занимал пост старшего менеджера по развитию эквайринга в Европе. В Elavon возглавлял департамент по работе с платежными системами и отвечал за сотрудничество с Visa, MasterCard, Amex, Diners, JCB, а также провайдерами дополнительных услуг. Среди его последних проектов: содействие в разработке стратегии передачи на аутсорсинг процессинга операций по картам одного крупного скандинавского банка, работающего на международном рынке; разработка эквайринговой стратегии для второго по величине российского банка; составление запроса предложений по эквайринговым услугам для банка, занимающегося валютными операциями в Интернет; запрос предложений для второй по величине в Европе авиакомпании-дискаунтера; проведение исследований по оптимизации обработки комиссии Interchange для крупнейшего эквайера в ЕС; содействие нескольким нигерийским банкам в создании модели стратегии эквайринга для внутреннего рынка.

А как обстоят дела с проблемой Interchange в России?

Сергей Лукьянов, региональный менеджер по России и СНГ, ACI Worldwide


Сергей Лукьянов, обзор проблемы Interchange в РоссииТема настоящей статьи актуальна не только для европейского или американского рынка, но в той же степени и для практически любого рынка стран постсоветского пространства, включая Россию. Более того, удивляет, что данная тема у нас только сейчас начинает активно подниматься, за что особая благодарность журналу «ПЛАС», уже не в первый раз обращающего внимание участников рынка платежей на проблему Interchange.

Что касается компании ACI Worldwide, то она, обладая более чем 35-летним опытом работы на рынке платежей, уже достаточно давно и успешно работает над решением проблем банков-эквайеров, процессоров и мерчантов, включая обсуждаемую в статье проблему по-настоящему справедливых ставок комиссий для торгово-сервисных предприятий и доходность бизнеса участников эквайрингового рынка.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?