Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

QR-код vs NFC. Рынок ждет нового поколения платежных решений

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

19.03.2013 Количество просмотров 4561 просмотр

Возникший в последнее время в профессиональной среде ажиотаж вокруг темы «QR-коды или NFC» выявил, с одной стороны, недовольство участников рынка темпами внедрения новейших платежных технологий, с другой стороны – несомненную ангажированность некоторых из них, а с третьей – реальную проблему «недостающего инновационного звена» в динамично растущей отрасли. Журнал «ПЛАС» с помощью своей экспертной сети разбирался, станет ли QR-код, как это предполагалось рядом экспертов, «убийцей NFC».

«Недостающее инновационное звено»

Всякая инновация, согласно теории (и неумолимой практике), должна начинаться с выявления и описания проблемы в конкретном бизнесе. Такая проблема в платежном бизнесе и ритейле может быть описана следующим образом. В условиях широкого (близком к тотальному охвату) распространения мобильных устройств среди населения развитых и развивающихся стран они стали играть все большую роль не только в коммуникации, но в выборе товаров и услуг потребителями, приводя к усилению конкуренции. Следующим логичным шагом в этом направлении всем участникам платежной цепочки представляется превращение универсального коммуникационного устройства (смартфона) в платежный инструмент.



Сегодня есть 4 модели превращения мобильного телефона в платежный инструмент: SMS-оплата, mPOS, NFC и QR-коды
Проблема, таким образом, состоит в нахождении оптимального инновационного технологического и маркетингового варианта такого превращения. В платежной цепочке «потребитель со смартфоном – ритейлер» форма и вид промежуточного, или «недостающего», инновационного звена остаются по сей день дискуссионным.

Какие же сценарии превращения мобильного устройства в платежный инструмент предлагает нам рынок на сегодняшний день? В качестве массовых моделей можно назвать четыре варианта: SMS-оплата, mPOS, NFC и QR-коды.

Не останавливаясь подробно на SMS-платежах, не являющихся инновационными технологически, которые, однако, удобны для приобретения относительно недорогого и массового онлайн-контента либо могут служить для оплаты товаров и услуг преимущественно в странах с низким проникновением финансовых сервисов, сочетающимся с низкими доходами населения (Африка, Индия и др.), перейдем к рассмотрению остальных вариантов.

Мобильные POS-терминалы (mPOS) как средство превратить смартфон в платежный инструмент заведомо ограничены областью карточных платежей. Кроме того, данная модель, предполагающая использование дополнительного устройства и распространение его (в российских реалиях) преимущественно банками среди ТСП для стимуляции приема банковских карт, является скорее не конкурентом NFC, а параллельно развивающейся технологией (при этом не являющейся новой по своим физическим принципам по сравнению с POS-терминалами). Кроме того, свое слово в этом направлении еще не сказано экспертным сообществом по вопросам безопасности, после чего решения mPOS-ов, предлагаемые на рынке, вряд ли будут стоить нынешних денег и, следовательно, займут свое место на рынке, не претендуя на гордое имя «убийцы» традиционных POS-терминалов. Как бы то ни было, тема мобильных платежных терминалов является отдельной от дилеммы «QR-код или NFC».

Что касается NFC, то совершенно очевидно, что данная технология более всего подошла бы на роль «недостающего инновационного звена» для массовых мобильных платежей. Практически единственное препятствие на пути ее распространения в настоящее время состоит в отсутствии координации усилий игроков рынка, непроработанности политических вопросов и бизнес-моделей, которые позволяли бы всем участникам платежной экосистемы получать прибыль, оправдывающую произведенные ими инвестиции. Таким образом, сегодня это в большей мере организационная, чем технологическая проблема. Тем не менее длительное ожидание «недостающего инновационного звена» в сегменте мобильных платежей в виде NFC, подогретое в самом начале развития технологии неоправданно восторженными оценками СМИ, сыграло свою роль в том, что участники рынка стали искать некие заменители, в число которых закономерно попал и QR-код. Вал публикаций в СМИ о «QR-кодах как убийце NFC», зачастую, к сожалению, не отличающихся глубиной анализа проблемы, буквально захлестнул отраслевые и деловые СМИ на Западе.

Если достаточно бегло окинуть взглядом рынок предложений, касающихся проведения платежей с помощью QR-кодов, можно выделить две основные технологические модели, доминирующие сегодня в данной сфере. Первая модель основана на том, что с помощью мобильного телефона с предустановленным приложением потребитель сканирует QR-коды, содержащие линки на оплату конкретных товаров и услуг, сгенерированные самими поставщиками (ТСП или банками). Рассмотрим ее преимущества и недостатки подробнее.

Разные ниши

Как представляется многим экспертам, сфера использования данной модели для проведения платежей является достаточно ограниченной, и конкурентом NFC быть не в состоянии по ряду причин – прежде всего за счет принципиальной разницы ниш.

Суть конкурентных преимуществ NFC по большей части состоит в том, чтобы дать пользователю смартфона возможность бесконтактной оплаты товаров и услуг, которые он видит «здесь и сейчас» в офлайновых точках продаж, при этом совершая минимум операций. Именно по этим причинам первая модель оплаты по QR-коду в этих точках выглядит гораздо «бледнее».

QR-код крайне удобен как «быстрый линк», ведущий на подробное описание товара, услуги, акции и мотивирующий либо к посещению торговой точки либо к приобретению онлайн. Для потребителя, уже пришедшего в офлайновую точку, эти цели неактуальны: он уже видит физический товар и может оценить его сам, узнав подробности у продавцов или консультантов. Сканирование QR-кода на ценнике в магазине для оплаты с мобильного телефона представляется здесь, во-первых, действием, требующим гораздо больше операций для пользователя смартфона, чем для владельца аппарата с NFC, а во-вторых, просто ненужным – в торговой точке есть POS-терминал, где оплата товара картой займет меньше времени, чем все действия потребителя со смартфоном: включением камеры, фотографированием, распознаванием кода и подтверждением платежа. Это ни в коей мере не похоже на «платеж в одно касание», каким является NFC-оплата.

Естественная ниша QR-кода как платежного инструмента по первой модели, как нам представляется, лежит все же преимущественно в области упрощения самой процедуры покупок и платежей онлайн, и это касается в основном товаров и услуг, не требующих детального изучения. Действительно, проще купить и оплатить, сканировав QR-код на оплату ЖКХ, чем заполнять длинные формы с реквизитами (однако и это направление использования QR-кода не выдерживает критики со стороны плательщика услуг ЖКХ, имеющего банковскую карту и доступ к Интернету из дома или офиса) или использовать QR-код со странички интернет-магазина, чтобы купить и сразу оплатить товар по специальной цене. Но все же основное его предназначение – продвижение товаров и услуг и информирование потребителей, где QR-код и находит сегодня свое основное применение.

Разные ниши

Сложности – мнимые и реальные

Однако и в этой сфере имеются свои сложности. Так, по результатам аналитического отчета исследовательской группы Archrival (США), на развитом американском рынке восприятие QR-кодов как комфортного средства получения маркетинговой информации не слиш- ком распространено даже среди наиболее активной аудитории пользователей смартфонов – студенчества. Исследование, проведенное на широкой выборке пятисот студентов из 24 американских колледжей, 81% из которых являлись владельцами смартфонов, знали, что такое QR-код, и видели его ранее, показало, что из этих 81% лишь 20% сумели правильно отсканировать код и перейти по линку. При этом в итоге теста 75% из них заявили, что данный способ получения информации о товаре или услуге для них является неудобным и они скорее всего, более не станут сканировать QR-коды.

Любопытные данные о мнимой «сложности NFC» и «простоте и привлекательности QR-кодов» были продемонстрированы в пилотном сравнительном испытании этих технологий для целей промоушна, которое состоялось летом 2012 г. в пяти продуктовых магазинах сети Safeway в районе San Francisco Bay в Калифорнии. Для эксперимента NFC-метки были встроены в рекламные модули NAM Shelftalk, отображающие рекламу сыра Kraft и печенья Nabisco, а рядом на данных модулях были напечатаны QR-коды – для покупателей без телефонов NFC. Исследование выявило, что вовлеченность пользователей телефонов NFC во взаимодействие с размещенной на полках рекламой была в 12 (!) раз выше, чем уровень вовлеченности тех, кто использовал мобильные QR-коды. При этом более 36% покупателей, которые прикасались к NFC-меткам, преобразовывали свое касание в действия (такие, как сохранение рецептов, загрузка приложения Kraft или обмен информацией с друзьями). Эксперимент поражает и своей «чистотой» – известно, что в США технология NFC очень мало распространена в торговых сетях, а количество моделей телефонов на рынке, поддерживающих эту технологию, крайне невелико.

Тем не менее на сегодняшний день на российском рынке растет количество различных стартапов, реализующих описанную выше модель оплаты товаров и услуг по QR-коду. В значительной мере это объясняется тем, что в некоторых нишах рынка такой метод может быть востребован частью молодежи крупных мегаполисов и в определенной мере являться не столько новым платежным каналом, сколько демонстрацией инновационности того или иного ТСП.

Ключевые участники российского рынка сегодня пока достаточно осторожно относятся и к идее внедрения QR-кодов в мобильных банковских приложениях. В частности, в ответах на официальном сайте банка на вопросы пользователей, касавшихся возможности внедрения в системе «Альфа-Мобайл» оплаты квитанций ЖКХ по QR-коду, отмечается: «Все операции (кроме оплаты мобильного и Интернета) осуществляются по шаблонам, которые сохранены в интернет-банке «Альфа-Клик».

Оплачивать Интернет и мобильный по QR-коду будет неудобно (оплата по шаблонам быстрей и удобней)». Представители этого же банка, комментируя предложения пользователей о внедрении QR-кодов в банкоматной сети для упрощения оплаты, декларировали, что банк будет «следить за внедрением этой технологии и ее востребованностью, но далеко не факт, что в течение того времени, которое требуется на соответствующий апдейт всей банкоматной сети, не появятся новые, более удобные способы обмена информацией с электронными устройствами».

В целом сегодня представляется очевидным, что российский банкинг в части крупнейших игроков предпочтет ждать NFC, нежели экспериментировать с QR-кодами в качестве средства «мобилизации» платежей, в немалой степени из-за отсутствия уверенности в безопасности данной технологии. В частности, директор дирекции электронного бизнеса Альфа-Банка Алексей Голенищев считает, что сам по себе формат отображе- ния информации в виде QR-кода весьма уязвим с точки зрения фрод-рисков, что уже находит подтверждения в реальной практике.

Пример LevelUp и его последователи

Вторая модель применения QR-кода в платежных целях основана на генерации QR-кода самим пользователем мобильного устройства. В этом случае создаваемый QR-код на смартфоне является неким уникальным платежным идентификатором клиента, и для проведения платежа должен быть просканирован с помощью оборудования банка или ТСП. Классический пример ее реализации представлен американской компанией SCVNR (Бостон), которой принадлежит проект LevelUp. Осенью 2011 года компания объявила, что готова установить в торговых точках партнеров POS-терминалы для приема бесконтактных платежей как с помощью QR-кодов, так и с использованием NFC (покупатель сам решает, каким способом завершить оплату).

В отношении QR-кодов LevelUp предлагает следующую схему платежа. Покупатель должен инсталлировать на свой смартфон (на платформе iOS или Android) специальное приложение и привязать к нему свою банковскую карту. Программа генерирует для карты QR-код, который и сканируется на терминале LevelUp в ТСП. Сообщалось также, что при отсутствии соответствующей модели мобильного телефона можно запросить «карту-дублер» LevelUp, код с которой также сканируется в магазине (в последнем случае, впрочем, возникает резонный вопрос об адекватности такой «замены мобильного платежа» – почему бы в таком случае не носить с собой свою обычную пластиковую карту?).

Вопросы защищенности платежа были решены следующим образом. Генерируемый приложением LevelUp код не содержит данных о карте и фактически служит токеном для безопасного доступа. При этом по желанию клиент может в любое время поменять его в личном кабинете на другой. После совершения операции чек мгновенно направляется на электронную почту.

Процессинг платежей в проекте LevelUp осуществляет Bank of America. При этом фактором привлекательности сервиса для ТСП служит тот факт, что комиссии по этим операциям снижены, т. е. они меньше комиссии за обычный торговый эквайринг по пластиковым картам. По мнению экспертов из компании RedFrog, банк, осуществляющий процессинг, согласен уменьшать комиссии по той причине, что с помощью LevelUp или подобных стартапов они значительно снижают для себя риски фрода – транзакции предполагаются рекуррентные.

На постсоветском пространстве сегодня наиболее заметным банковским игроком в деле продвижения данной модели применения QR-кодов как платежного инструмента является ПриватБанк. Представители банка настаивают, что именно такой принцип использования QR-кодов в офлайновой рознице является сегодня заменой NFC и одновременно тем самым «недостающим инновационным звеном». Технология NFС, по мнению некоторых специалистов этой кредитно-финансовой структуры, не оправдывает пока ожиданий участников рынка и потребителей в плане быстроты проникновения на российский рынок. Приводятся и такие аргументы, как нашумевший отказ Apple от поддержки NFC в iPhone 5, и громкое высказывание CEO компании eBay Джона Донахью (John Donahoe), трактующее аббревиатуру NFC как Not For Commerce. При этом ключевыми бизнес-аргументами против NFC выступают и «огромные затраты на инфраструктуру», и то, что «внедрение данной технологии может затянуться на годы», а на QR-коды предлагается взглянуть как на более дешевую и простую альтернативу NFC.

Эксперты ПриватБанка опираются в данных выводах на успешное пилотное тестирование технологии оплаты по QR-коду в своем проекте Start Up Coffee в Днепропетровске, где используется, по сути, та же самая модель LevelUP, но с небрендированными торговыми сканерами, читающими двумерные коды, бесплатным софтом iPay и процессингом ПриватБанка.

Процесс оплаты со стороны пользователя выглядит так: ему необходимо запустить приложение iPay, выбрать опцию «оплатить» и поднести экран телефона к сканеру штрихкодов продавца. Сканер считает штрихкод автоматически, и кассовая система выполнит необходимые действия, после чего пользователю необходимо только подтвердить транзакцию. Размеры комиссий для ТСП, по данным, предоставленным банком, аналогичен классическому эк-вайрингу.

В рекламе услуги присутствуют сведения об экономической привлекательности сервиса для мерчантов: сообщается, что «нет контрактов, ежемесячных денежных сборов и скрытых затрат – оплачивается только комиссия за обработку сделки». Внедрение системы приема платежей по QR-коду, как сообщили «ПЛАС» в ПриватБанке, находится сегодня в процессе тестовой апробации в различных торговых точках России и Украины.

Банк развивает направление QR-кодов и в своей сети АТМ. Так, в феврале 2013 г. стало известно, что в банкоматах Москомприватбанка (входит в банковскую группу украинского ПриватБанка) появилась услуга получения наличных без карты по QR-коду. Чтобы воспользоваться бесконтактным снятием средств в банкоматах, держателю карты необходимо сканировать QR-код на экране банкомата с помощью камеры смартфона. Валидация клиента проходит через его аккаунт в Приват24, а при снятии наличных дополняется еще и вводом ПИН-кода карты.

Подводные камни инфраструктуры

При всей кажущейся простоте, у модели того типа, который практикуют LevelUp и ПриватБанк, есть в сравнении с NFC свои существенные недостатки, портящие радужную картину. Во-первых, процедура оплаты все равно подразумевает большее число необходимых операций, занимающих больше времени, чем «оплата в одно касание». Впрочем, если об этом еще можно спорить, то инфраструктурные проблемы такой модели (о которых по каким-то причинам мало говорят в СМИ) делают сколько-нибудь масштабные проекты на ее основе труднореализуемыми, особенно на российском рынке.

Дело в том, что считывание QR (двумерных штрих-кодов) с экрана мобильного телефона – функция, отсутствующая в подавляющем большинстве моделей торговых сканеров, используемых сегодня в ритейле. В частности, по оценкам генерального директора компании YARUS Алексея Филиппова, на российском рынке не более 3% магазинов оборудованы такими сканерами. По его словам, хотя стоимость такого оборудования за последние два года значительно снизилась, а спектр выпускаемых моделей, поддерживающих чтение QR-кодов с экрана телефона, расширился, стоимость их все еще значительно выше, чем у стандартных моделей в линейках вендоров. Так, даже если взять российского производителя – компанию VMC, то у этого вендора такой сканер стоит на 50% дороже линейного, подчеркивает А. Филиппов.

Согласны с ним и компании, торгующие этим оборудованием. «По состоянию на I квартал 2013 года у абсолютного большинства ритейлеров (к сожалению, мы не обладаем конкретными цифрами, но оцениваем порядок величины примерно в 95–98%) нет сканеров штрихкода, способных считывать двумерные коды с бумажных и электронных носителей» – говорит Евгений Абрамов, продакт-менеджер компании СКАН СИТИ.

«Чтобы считать QR-код с дисплея, необходимо, чтобы сканирующее устройство могло оптимизировать уровни подсветки для автоматического захвата изо- бражений. Все современные матричные фотосканеры обладают специальной подсветкой считываемой области и поэтому способны распознавать двумерные коды с экранов мобильных телефонов и планшетных ПК. В настоящий момент таких сканеров примерно 6–8% (по всем отраслям), в ритейле около 3–5%, поскольку там в основном применяются линейные коды семейств EAN/UPC и GS1 DataBar. В перспективе на оборудование, способное считывать двумерные коды с экрана смартфона, спрос будет расти, но в среднем, по рознице, оно будет стоить примерно на 20–25% дороже лазерных считывателей», – поясняет Е. Абрамов.

На наш взгляд, именно по причине наличия этой проблемы в проекте LevelUp используются терминалы оригинальной конструкции (которые сразу оснащены и бесконтактными ридерами NFC) – очевидно, что создатели американского стартапа и банк-эквайер осознают всю промежуточность данного решения и, не полагаясь на существующие в США торговые сканеры, предлагают свою модель сканера QR-кодов, но уже содержащую опцию оплаты и по NFC-каналу.

В отличие от ситуации, когда для развертывания масштабных ритейловых проектов прием платежей по QR-коду необходимо, по сути, переоснащение сети специальными терминалами или более дорогими, чем использующиеся, торговыми сканерами, ситуация с инфраструктурой приема бесконтактных платежей содержит в себе ничем не перекрываемый плюс.

Плюс этот состоит в том, что уже сегодня оснащение бесконтактными считывателями массовых моделей POS-терминалов, выпускаемых «Большой Двойкой» – VeriFone и Ingenico, – стало нормой, и все большее количество моделей их линеек получают такие считыватели не опционально, а по умолчанию. Принимая во внимание, что средний срок жизни POS-терминала составляет 5–7 лет, можно уверенно утверждать, что сеть точек приема бесконтактных платежей уже благодаря одному этому фактору будет неуклонно и уверенно расти. Причем из-за штатного обновления терминального парка расти достаточно независимо от теоретических построений руководства конкретных ТСП в отношении нужности/ненужности бесконтактных платежей.

Слово – экспертам

На сегодняшнем этапе анализа проблемы представляется очевидным, что технология платежей по QR-коду не может быть ни достойным конкурентом NFC в будущем, ни полноценным «заменителем» NFC в настоящем. Однако лучшим завершением наших умозаключений станут комментарии экспертов. Предоставляем им слово.

Алексей Голенищев, директор дирекции электронного бизнеса Альфа-Банка

Я бы вообще не стал сравнивать технологии бесконтактных платежей с использованием NFC и по QR-коду. Собственно говоря, применение QR-кода в платежах – это, скорее, не технология, а лишь определенный формат/канал считывания платежной информации, в то время как NFC со всеми ее плюсами и минусами – это полноценная и реальная технология.

Практически можно использовать (и некоторыми участниками рынка электронных платежей это уже практикуется) QR-код в электронной/мобильной коммерции и при этом применят какие-либо дополнительные средства аутентификации платежа. Однако, по моему мнению, формат отображения информации в виде QR-кода все же очень уязвим с точки зрения возможной подмены содержания и последующего мошенничества. Что мы уже, собственно, и видим на некоторых примерах Европы, когда на информационных и рекламных постерах оригинальные QR-коды с легкостью менялись на подложные, с различными последующими схемами/ сценариями «развода» клиентов методами социальной инженерии в целях похищения конфиденциальной информации и незаконного списания средств с их счетов. Причем в таких случаях средства дополнительной аутентификации (такие как 3D Secure) не помогут – ведь подложный товар/услуга будет оплачен по подложной ссылке.

Несомненно, QR-код удобен для отображения, считывания, передачи информации в компактном виде, но при этом необходимо как минимум использовать технологии проверки подлинности и целостности этой информации. Дело в том, что технически отображение на экране телефона (компьютера) верной, на первый взгляд, информации в виде QR-кода не всегда гарантирует использование именно этой информации платежным приложением (например, в случае заражения какой-либо троянской программой).


Игорь Бояренко, директор по развитию бизнеса в сегменте идентификации компании NXP Semiconductors в России и странах СНГ, Польше и Северной Европе

Автор одного из зарубежных материалов о проекте LevelUp, где для приема платежей используются, в том числе, и QR-коды, начинает свою статью так: «Пока распространение NFC-платежей тормозится из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры». Уже только из этого можно сделать обоснованный вывод, что в долгосрочном успехе описываемой технологии (приема платежей по QR-кодам) у него есть сомнения.

Я разделяю эти сомнения. Совершенно очевидно, что по мере увеличения количества NFC-телефонов на руках у потребителей и POS-терминалов с бесконтактными модулями в сфере ритейла преимущества использования NFC-телефонов в розничной торговле, а NFC-меток – в цифровой рекламе по сравнению с применением QR-кодов будут становиться понятными все более широкому кругу потребителей и сервис-провайдеров. В «переходном» же периоде может быть вполне разумным использовать как NFC, так и QR-технологии – что и является частью стратегии LevelUp (их терминалы имеют и NFC-ридер). Однако подчеркну, что речь о QR-кодах как «убийце NFC» речи нет и быть не может, и такой период параллельного существования технологий может быть исключительно переходным к NFC – в прямом смысле этого слова. Уже сегодня опыт коммерческого использования NFC-меток несколькими нашими партнерами в разных сегментах рынка свидетельствует, в частности, о том, что при прочих равных потребители считывают NFC-метки до 12 раз чаще, нежели QR-коды.


Юрий Товб, генеральный директор компании «КАРТХОЛЛ»

В академическом стиле рассмотрение вопроса оценки перспектив внедрения новой технологии является сложнейшей научной задачей, требующей не столько самих по себе интеллектуальных ресурсов, сколько огромной работы по кропотливому сбору большого количества информации и по точным экспертным оценкам ее достоверности, значимости и репрезентативности.

При явной невозможности, по понятным причинам, такого исследования в случае с технологией платежей по QR-кодам на примере LevelUp, остается полагаться на метод аналогий и интуицию. Зададим себе несколько вопросов:

  • является ли данная технология революционной с точки зрения новых физических явлений («новых» в контексте применения в платежной отрасли)?
  • использует ли данная технология какие-либо новые экономические отношения в процессе платежей?
  • стоит (или будет ли стоять) за ее внедрением государственный и/или мощный коммерческий альянс, готовый инвестировать в инфраструктуру обслуживания без объяснения причин для инвестиций?
  • используется ли в данной технологии принципиально новая система защиты чувствительной информации (как для персоны, так и для системы)?
  • лучше ли на порядок (по одному или нескольким параметрам) данная технология, чем существующие на сегодняшний день?

Анализ возможных ответов о судьбе проекта LevelUp, судя по скупой информации с сайта, позволяет предположить, что в этом виде технология останется красивой игрушкой в весьма узкой нише, наподобие карт американской компании DYNAMIСS Inc., в чипе которых могут храниться десятки образов магнитных полос любых карт клиента, а при помощи нажатия кнопок на карте можно выбрать, какую полосу она будет эмулировать в данный момент.

Однако я не оставляю надежды быть приятно удивленным успехом этого «безнадежного дела». Более того, вскоре мы представим рынку информацию о собственной технологии, использующей QR-код, мобильный телефон и платежную карту для осуществления быстрых, удобных и защищенных транзакций.


Алексей Филиппов, генеральный директор компании YARUS Ltd.

Проект LevelUp, судя по предложенной им схеме, является достаточно оригинальным решением. Однако перспективы предложенной модели на российском рынке представляются не слишком радужными в сравнении с перспективами NFC. Сегодня тренд на рынке NFC-проектов поменялся коренным образом. Если раньше банки и операторы ждали появления «критической массы» доступных по цене моделей телефонов с NFC, то сегодня мы видим активное продвижение модели SIM-centric NFC, по которой пошли, в частности, МТС и МТС-Банк. Компания YARUS LTD уже успешно испытала такие решения на своем бесконтактном терминале YARUS T2100, интегрированном в билетный валидатор городских автобусов. Соответственно, можно ожидать, что транспортные проекты, в т. ч. на метрополитене, станут основным драйвером технологии NFC на рынке.

Стартапы, подобные LevelUp, позиционируют себя исключительно в сфере ритейла, и это является их слабым местом, т. к. бесконтактные платежи, о чем говорят сегодня и представители международных платежных систем, рассчитаны прежде всего на массовое применение на транспорте, в вендинговом бизнесе, в инфраструктурных проектах – т. е. там, где нужно провести платеж, не прибегая к помощи продавца. В этих отраслях сканеры QR кодов практически не используются. Кроме того, проекты, связанные с платежами по QR-коду, в ритейле ждут сложности технического характера, т. к. чаще всего кассовое место кассира оснащено простыми сканерами для чтения линейных штрих-кодов.

Считывать QR-коды с экрана смартфона может лишь небольшая часть торговых сканеров на рынке, и такое оборудование в среднем стоит на 50% дороже линейных сканеров. Поэтому для организации приема QR-платежей потребуются инвестиции (со стороны банков или ритейлеров) в дооборудование касс или POS-терминалов торговых точек сканерами QR-кодов. Для того чтобы минимизировать эти затраты, нужно, чтобы здесь появилось несколько крупных игроков, продвигающих платежи по QR-коду, как это наблюдается на рынке бесконтактных NFC-платежей.

Отмечу, что наша компания изначально закладывает возможность подключения сканера QR-кодов к терминалам своей самой массовой линейки YARUS C и M. К настоящему времени мы уже внедрили несколько проектов на транспорте в России, где использовали POS-терминал YARUS C2100 со сканером QR-кодов, который способен считывать код как с телефона, так и с бумажных носителей.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.