Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«Олимпийская» банковская инфраструктура обслуживания: от Ванкувера до Сочи

(Нет голосов)

05.04.2013 Количество просмотров 2586 просмотров

Олимпийские игры Опыт нескольких последних Олимпийских игр позволяет весьма точно оценивать уровень готовности банковской инфраструктуры обслуживания Краснодарского края к зимним Олимпийским играм 2014 года

4 июля 2007 года членами Международного олимпийского комитета было принято решение о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Очевидно, что проведение Олимпиады на территории Краснодарского края даст мощный толчок развитию всех отраслей региональной экономики, неотъемлемой частью которой является банковский сектор. Прибытие многочисленных туристов, участников и гостей Олимпиады увеличит нагрузку на финансово-кредитные учреждения, которым необходимо будет соответствовать потребностям клиентов в инновационных банковских продуктах и услугах мирового уровня.

Сочи-2014Эта задача конкретизируется необходимостью решения ряда стратегических задач, включающих в себя:

  • • изучение и обобщение мирового опыта развития банковской инфраструктуры в олимпийских столицах;
  • • обобщение ресурсных возможностей места проведения Олимпиады;
  • • оценку институциональной насыщенности банковского сектора региона и анализ эффективности использования платежных систем;
  • • изучение формирования сервисной банковской инфраструктуры;
  • • прогнозирование основных показателей развития банковского сектора и разработку механизма их реализации;
  • • анализ нагрузки на платежную систему Банка России на региональном уровне.

Банковская инфраструктура обслуживания в олимпийских столицах.

Изучение мирового опыта подготовки банковской инфраструктуры в олимпийских столицах должно стать отправной точкой при подготовке банковской системы Краснодарского края к ожидаемому туристическому потоку на территории проведения Олимпиады. Так, при проведении в 2008 году Олимпийских игр в Пекине банковская инфраструктура обслуживания насчитывала 3,2 тыс. отделений китайских банков, из которых 1,8 тыс. проводили операции с иностранной валютой, и 363 пункта обмена валюты, в том числе 82 пункта, работавших в круглосуточном режиме.

Инфраструктура обслуживания Благодаря оптимизации бизнес-процессов в китайских банках (обновление программного обеспечения, расстановка консультантов возле терминалов) 84% банков в Пекине удалось значительно повысить скорость обслуживания клиентов, что привело к снижению очередей, а общее время ожидания в очереди в кредитно-финансовых институтах в среднем не превышало 15 минут. Кроме того, ассоциация китайских банков открыла круглосуточную «горячую олимпийскую линию» связи, по которой консультации предоставлялись на восьми языках мира.

Необходимо отметить, что на всех важных инфраструктурных объектах (отели, рестораны, аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, розничные торговые сети) около мест проведения соревнований были установлены банкоматы, к оплате принимались карты платежных систем Visa и MasterCard, на которые приходится соответственно 57% и 26% выпущенных в мире платежных карт.

Sochi-2014 За время проведения Олимпийских игр в августе 2008 года общий объем платежей в Пекине составил 104 млн долл. США, из них 41% всех операций по картам Visa пришлось на оплату услуг по проживанию (23 млн долл. США) и снятию наличных денег с банкоматов (20 млн долл. США). Стоит отметить, что в терминалах, установленных около олимпийских объектов, во время проведения Игр не взималась дополнительная комиссия за выдачу наличных денежных средств, однако взималась комиссия, установленная банком – эмитентом карты.

В рамках подготовки к приему иностранных гостей финансовые учреждения Китая, являющиеся партнерами Visa, установили более 90 тыс. банкоматов и заключили договоры более чем с 216 тыс. торгово-сервисных предприятий по всему Китаю. Можно констатировать, что банковская инфраструктура олимпийского Пекина справилась со своими задачами по предоставлению услуг во время проведения летних Олимпийских игр 2008 года. Вместе с тем мировой финансовый кризис и ограничения визового режима в Китае спровоцировали значительное снижение объема платежных операций по сравнению с теми, которые демонстрировали другие страны во время проведения на их территории крупнейших международных спортивных соревнований (Олимпийские и Паралимпийские игры, чемпионаты мира по футболу FIFA). Объем платежей во время проведения Олимпийских игр в августе 2008 года возрос по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года в среднем на 15%. Следовательно, банковская инфраструктура олимпийского Пекина не испытала серьезной нагрузки.

Анализируя опыт подготовки банковской инфраструктуры к проведению Олимпийских игр в городе Ванкувере в 2010 году, необходимо отметить наличие большого количества банкоматов и POS-терминалов (2000 единиц и 19 000 единиц соответственно), установленных на всех важных инфраструктурных объектах (отели, рестораны, аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, розничные торговые сети около мест проведения соревнований), с возможностью обслуживания карт Visa и MasterCard.

За время проведения Олимпийских игр в Ванкувере общее количество транзакций по картам Visa составило 1,1 млн. Общая сумма платежей по ним в олимпийском Ванкувере составила 159 млн долл. США в период с 1 по 28 февраля 2010 года. При этом 115 млн долл. США пришлось на период проведения Олимпийских игр с 12 по 28 февраля 2010 года, что привело к увеличению транзакций на 85% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Свыше 92% всех транзакций составили расходы на оплату проживания, поездок, развлечений и розничных покупок.

Специально на период Олимпиады компания Visa организовала сеть банкоматов и установила более 800 POS-терминалов для приема карт в торговых точках на спортивных и иных площадках.

Таким образом, Олимпийские игры в Ванкувере в 2010 году показали эффективность банковской инфраструктуры, подготовленной к проведению масштабных мероприятий и качественному оказанию банковских услуг, предоставляемых кредитно-финансовыми институтами как коренному населению, так и туристам.

Анализ подготовки банковского сектора к проведению Олимпийских игр в Пекине и Ванкувере выявил сходные механизмы по реализации мер, направленных на подготовку банковской инфраструктуры к проведению масштабных мероприятий с целью качественного удовлетворения экономических потребностей местного населения и туристов в банковских услугах. Суть проводимых мероприятий по совершенствованию и улучшению банковской инфраструктуры сводилась к созданию на основе последних достижений в области инфокоммуникационных разработок и прогнозируемого туристического потока разветвленной сети устройств, позволяющих проводить банковские операции в наиболее важных инфраструктурных объектах. Сравнительная характеристика основных показателей по количеству банкоматов в период Олимпийских игр, проведенных в Пекине в 2008 году и Ванкувере в 2010 году, приведена на рисунке 1.

От концепции – к действиям

Банковская инфраструктура обслуживания В конце февраля 2013 года в Адлере состоялось заседание рабочей группы по реализации мероприятий Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи.

Мероприятие прошло под председательством руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, зам. председателя рабочей группы Игоря Славинского, сопредседателем выступил зам. начальника Главного управления Банка России по Краснодарскому краю, зам. председателя рабочей группы Вадим Аблезгов.

В работе заседания рабочей группы приняли участие представители Главного управления Банка России по Краснодарскому краю, федеральных служб, органов исполнительной власти Краснодарского края; Ассоциации региональных банков России, муниципального образования город-курорт Сочи, кредитных организаций, партнеров Олимпиады и операторов связи.

По итогам заседания рабочей группы приняты решения: об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития банковской инфраструктуры обслуживания Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи. Учитывая актуальность этого документа, размещенного на официальном сайте департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (http://finmarket.kubangov.ru), сегодня журнал «ПЛАС» дает возможность своим читателям ознакомиться с его ключевыми моментами.

Олимпиада в Сочи: что мы имеем?

Анализ банковского сектора и подготовка банковской инфраструктуры к проведению крупномасштабных международных мероприятий, таких как Олимпиада, невозможны без проведения анализа социально-демографических характеристик места проведения соревнований.

Численность местного населения, проживающего на территории города Сочи, оценивается в 415 тыс. человек. По экспертным оценкам, к 2014 году она с учетом Лазаревского, Центрального, Хостинского и Адлерского районов может достичь 500 тыс. человек.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Международным олимпийским комитетом, в Сочи на момент проведения Олимпиады должно быть организовано 49 тыс. мест размещения. В настоящий момент этот показатель составляет 27 тыс. По итогам 2011 года число туристов, посетивших город Сочи, составило 3,5 млн человек, из которых 50% пришлось на летние месяцы. Таким образом, можно вычислить среднемесячный поток в летнее время –- 583 тыс. человек при 27 тыс. мест размещения туристов. Ориентировочно можно предположить, что в 2014 году потенциальный туристический поток (с учетом иностранных гостей) при 49 тыс. мест размещения составит около 1,1 млн человек. Для дальнейшего анализа следует учитывать население (с учетом туристического потока) в 1,6 млн человек.

На территории проведения Олимпиады представлены интересы 63 кредитных организаций, а количество банковских учреждений составляет 160. Практически все подразделения осуществляют операции с наличной иностранной валютой.

На розничном рынке банковских услуг региона как в сфере привлечения ресурсов, так и в сфере размещения преобладают филиалы крупных банков с государственным участием, частных и иностранных.

В крае и в частности в городе Сочи продолжает прослеживаться положительная динамика развития рынка банковских карт. Деятельность по обслуживанию платежных карт на территории Сочи осуществляли 9 кредитных организаций (филиалов). Эмиссию банковских карт осуществлял 1 региональный банк и 7 филиалов инорегиональных кредитных организаций. Количество выданных на территории края банковских карт постоянно увеличивается и достигло уровня 5,5 млн, что с учетом численности населения края (5,2 млн человек) позволяет говорить о 100%-ном охвате местных потребителей банковскими услугами.

Уровень развития рынка платежных карт определяется не только числом клиентов и эмитированных карт, но и наличием соответствующей инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с их использованием. По количеству устройств, предназначенных для осуществления операций с банковскими картами, Краснодарский край является одним из лидеров в России.

Следует отметить, что количество банкоматов за последние 3 года в целом по краю возросло в 2,2 раза и составило 6892 единицы, из них 4242 единицы (или 61,6%) приходится на банкоматы, оснащенные функцией приема наличных (cash-in). Количество терминалов, предназначенных для оплаты товаров и услуг, за аналогичный период увеличилось в 1,7 раза и составило 15 089 единиц.

Анализируя общероссийские показатели, следует отметить, что по обеспеченности банкоматами в расчете на 1 млн жителей Краснодарский край занимает 19-ю позицию в целом по России (1200 банкоматов на 1 млн жителей края); по обеспеченности POS-терминалами – 41-ю позицию (3,0 тыс. POS-терминалов на 1 млн жителей края).

Следует отметить, что уровень развития сети банкоматов и POS-терминалов в разрезе административно-территориальных образований Краснодарского края неравномерен. В Сочи установлено 629 банкоматов и 2021 POS-терминал, что составляет в общей сложности 9% от общего количества банкоматов, установленных в Краснодарском крае, и 11% POS-терминалов.

От кредитных организаций края получена информация о перспективах развития банковской инфраструктуры, предназначенной для обслуживания банковских карт.

Плановые показатели кредитных организаций по увеличению количества банкоматов и POS-терминалов к 2014 году, а также сравнительная характеристика обеспеченности ими на 1 млн человек представлены на рисунке 2.

Изучив мировой опыт развития банковской инфраструктуры в зарубежных олимпийских столицах, а также проанализировав текущее состояние банковской инфраструктуры Краснодарского края и территории проведения Олимпиады, можно сделать вывод о недостаточности существующей банковской инфраструктуры, предназначенной для осуществления розничных платежей посредством банковских карт. Так, в период проведения Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере на 1 млн человек приходилось 500 банкоматов и 4750 POS-терминалов. Для того чтобы достигнуть этого уровня, на территории проведения Олимпиады количество банкома- тов на 1 млн человек необходимо увеличить на 89 единиц, а количество POS-терминалов на 1 млн человек – на 3420 единиц.

Учитывая плановые показатели развития розничной инфра- структуры и объем туристического потока, показатель обеспеченности банкоматами и POS-терминалами олимпийского Сочи составит 737 единиц и 2500 единиц на 1 млн человек соответственно. Таким образом, планируемые показатели олимпийского Сочи в сравнении с показателями Ванкуве- ра выше по банкоматам на 237 единиц на 1 млн человек при одновременном отста- вании POS-терминалов на 2250 единиц на 1 млн человек.

Анализируя достаточность банковской инфраструктуры, нельзя не сказать об инфраструктуре платежных терминалов самообслуживания, устанавливаемых платежными агентами.

На территории проведения Олимпиады лидирующие позиции по предоставлению услуг посредством платежных терминалов занимают ОСМП (торговый бренд QIWI) – 73% (1570 единиц); Форвард Мобайл – 19% (417 единиц); Киберплат – 7% (148 единиц); Элекснет – 1% (25 единиц).

Перечень услуг, которые можно оплатить посредством платежных терминалов, постоянно расширяется. Необходимо отметить, что если раньше 85% платежей приходилось на оплату услуг сотовой связи, то сейчас растет доля «тяжелых» платежей, в первую очередь оплата услуг ЖКХ, погашение кредитов кредитных организаций, платежи в пользу государства, выпуск виртуальных платежных карт для оплаты покупок в Интернете, покупки в интернет-магазинах и многое другое.

Кроме того, платежные агенты предлагают услуги моментальных переводов на карты ведущих международных платежных систем и денежные переводы.

Для более полной оценки уровня развития рынка розничных платежей в крае необходимо также учитывать деятельность крупнейшего небанковского оператора платежных услуг – Управления Федеральной почтовой связи Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России». На территории проведения Олимпиады в данный момент осуществляют свою деятельность 85 отделений. Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края принимает денежные средства в пользу кредитных организаций на погашение кредитов, обслуживает банковские карты, оказывает услуги перевода денежных средств.

Следует отметить, что на территории Краснодарского края услуги по переводу денежных средств без открытия банковского счета предоставляют и кредитные организации. При этом перечень систем денежных переводов банками постоянно расширяется, и потребители данной услуги могут воспользоваться действующими 20 системами денежных переводов. В настоящее время более широкое распространение на территории края получила система перевода денежных средств Western Union. Данную систему используют 78% кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков.

Стремление банков развивать розничный бизнес стимулирует внедрение механизмов дистанционного банковского обслуживания. Удаленные формы банковского обслуживания играют значительную роль в развитии безналичных расчетов. К наиболее популярным из них можно отнести интернет-банкинг и SMS-банкинг. Количество банков, предоставляющих такие услуги в Краснодарском крае, постоянно растет. Однако установить объем операций, который будет приходиться на данный сектор банковских услуг в период проведения Олимпиады, представляется затруднительным.

В целях анализа технического состояния инфраструктуры розничных платежей Главным управлением Банка России по Краснодарскому краю проведено анкетирование кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории края.

Анализ показал, что в настоящее время около 50% банкоматов и более 70% платежных терминалов осуществляют передачу данных в процессинговый центр обслуживающего банка с использованием сетевых ресурсов операторов мобильной связи. По прогнозным расчетам кредитных организаций, данные показатели достигнут уровня 69% и 89% соответственно. Аналогичная ситуация складывается при передаче информации при оплате товаров и услуг посредством POS-терминалов.

На данный момент в Сочи в среднем авторизация занимает 35 секунд, при этом в отдельных районах этот показатель достигает 60 секунд (поселок городского типа Красная Поляна). Для сравнения: в крупных розничных сетях Москвы авторизация занимает 2,8 секунды. Около 70% банкоматов и 15% платежных терминалов, установленных в Сочи, оснащены многоязычным меню. Кредитные организации планируют нарастить количество платежных терминалов с данной функцией.

На территории Сочи установлено 83 банкомата (или 13,2%) и 3 банковских платежных терминала, оснащенных функцией приема иностранной валюты. Данные устройства позволяют осуществлять операции с использованием только двух валют: евро и доллары США. Кредитные организации планируют установить дополнительно 122 банкомата и 7 платежных терминалов, оснащенных функцией приема иностранной валюты.

Приведенные показатели свидетельствуют о низкой степени развития сети банкоматов и платежных терминалов, оснащенных функцией приема иностранной валюты, на территории проведения Олимпиады.

Для определения достаточности банковской инфраструктуры, предназначенной для проведения розничных платежей, основными будут являться количественные показатели банкоматов и POS-терминалов.

Генеральные партнеры Олимпиады по созданию сервисной банковской инфраструктуры

Необходимо отметить, что к развитию банковской инфраструктуры олимпийских объектов подключаются крупные компании. Так, генеральными партнерами Олимпиады стасии (в категории «Банки и банковские услуги») и Visa (в категории «Платежные системы»). Между ними подписано соглашение о сотрудничестве и создании новых финансовых сервисов для участников и гостей Олимпиады. Планируется сформировать современную инфраструктуру, которая позволит максимально удобно использовать такие сервисы, как: денежные переводы, оплата услуг, получение наличных и кредитных ресурсов, использование телекоммуникационных услуг. Сбербанк России планирует создать инфраструктуру для приема банковских карт не только в Сочи, но и в Олимпийской деревне, местах проведения соревнований. Согласно модели развития Сбербанк России планирует довести количество установленных банкоматов на территории проведения Олимпиады до 538 единиц.

При этом следует отметить, что международная платежная система Visa уже имеет серьезный опыт в организации подобных мероприятий, так как являлась официальной платежной системой зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Также одним из официальных партнеров Олимпиады стал оператор сотовой связи «МЕГАФОН». И это важно, так как существенное количе-ство банкоматов и терминалов осуществляют передачу данных в процессинговые центры кредитных организаций с использованием ресурсов мобильной связи. При этом актуальным остается вопрос обеспечения бесперебойности сотовой связи в период возможных пиковых нагрузок.

Выводы

Для удовлетворения потребностей в банковских услугах существующих и потенциальных клиентов в период проведения Олимпиады коммерческим банкам необходимо увеличить институциональную насыщенность региона банкоматами и POS-терминалами. Согласно информации о перспективах развития инфраструктуры по приему платежей, предоставленной кредитными организациями края, место проведения Олимпиады будет обеспечено достаточным количеством банкоматов. Одновременно с этим прослеживается обеспеченность POS-терминалами всего на 50%.

Плановые показатели на период подготовки к проведению Олимпиады представлены на рисунке 3.

При осуществлении мероприятий не потребуется бюджетного финансирования, при этом необходимо активное участие администрации Краснодарского края и администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Ассоциаций кредитных организаций, самих кредитных организаций, партнеров Олимпиады, которые должны уделять особое внимание качественным показателям, способствующим достижению желаемого результата.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 4 (191) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.