Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Технологии мобильного банкинга завоевывают российский рынок. Мобильный POS-терминал.

(Нет голосов)

05.04.2013 Количество просмотров 3452 просмотра

Мобильные POS-терминалы (mPOS) и мобильные финансовые сервисы по управлению личными денежными средствами все больше распространяются в мировой платежной индустрии. И Россия не является здесь исключением.


мобильный мини терминалЗападные СМИ, включая издание RBTH (Russia Beyond The Headlines), на основе информации которого и подготовлен настоящий материал, дружно отмечают факт бурного развития в России мобильного и интернет-банкинга.

Многие зарубежные СМИ отмечают, что такое развитие сопровождается активным внедрением на российском рынке аналогов существующих в США и Европе инновационных решений по «мобильному приему» банковских карт. При этом, как подчеркивают европейские эксперты, некоторые российские банки уже готовы инвестировать в такие инновационные решения или прямо инвестируют в них, в то время как другие предпочитают ждать того момента, когда эти новые технологии станут явными движущими силами развития отрасли.

мобильный мини терминалЕсли верить прогнозам экспертов компании Cisco Systems, то к 2017 г. объем мирового потока данных, передаваемых посредством мобильной связи, увеличится в 13 раз, а количество самих мобильных устройств достигнет цифры в 7 миллиардов штук (т. е. количество мобильных телефонов сравняется с численностью всего населения Земли). Несомненно, что развитие мобильных сервисов во всех сферах не может обойти банковскую и платежную отрасли, и уже сегодня мы видим, как формируются контуры этого «мобильного финансового будущего»

 …Ž …Еще в 2012 г. американский сервис Square произвел фурор на мировом рынке. В основе решения лежит простая идея подключения к смартфону миниатюрного устройства считывания карт двух крупнейших международных платежных систем. Для получения данных и осуществления транзакций используется специальное приложение, позволяющее пользователям оплачивать покупки и принимать денежные переводы от друзей. 
В первую очередь от этого выиграл малый и средний бизнес. В ноябре 2012 г. годовой оборот Square достиг 10 млрд долл. США. Тогда же компания пошла на развитие идеи, восприняв популярные концепции «электронных кошельков» и запустив соответствующий сервис – Square Wallet. Это мобильное приложение, благодаря которому пользователи смогут совершать оплату в присоединившихся к системе ТСП (например, сеть кофеен Starbucks) и просматривать информацию об истории транзакций на своих мобильных устройствах. Сам мобильный кошелек Square Wallet связан с дебетовой или кредитной картой клиента, а оплата связана со сканированием QR-кодов (благодаря чему Square Wallet может быть интегрирован в Passbook). Пользователю для 
мобильный мини терминалсовершения покупки нужно нажать кнопку «оплатить здесь», сканировать QR-код, после чего он получает электронную квитанцию об оплате на свой мобильный телефон. 
Сама по себе модель Square имеет ряд плюсов и минусов, но благодаря простоте решения она породила многочисленных клонов во многих странах мира. Исключением не стала и Россия: похожие проприетарные предложения в области мобильных платежей появились в 2012 г. также и на российском рынке. Наиболее известные среди них – 2can и Lifepay – являются полными аналогами Square в том смысле, что они предоставляют возможность совершать транзакции, используя карты MasterCard и Visa. В то же время в российском законодательстве присутствуют некоторые ограничения, которые разрешают использовать такие платежные сервисы только юридическим лицам – с целью защиты держателей карт. Генеральный директор Lifepay Вячеслав Семенчук комментирует ситуацию следующим образом: «Если ваша карта была украдена и затем использовалась, чтобы произвести платеж, то всю ответственность за это понесет мерчант, обработавший транзакцию. Это связано с тем, что мерчант обязан проверить личность каждого, кто совершает оплату при по- мощи карты. В случае мошенничества покупатель получит компенсацию».
Рынок Square-подобных мобильных терминалов в России устойчиво растет, и, по словам Вячеслава Семенчука, сегодня он оценивается в сотни миллионов долларов. Этому, вероятно, частично способствуют различные правительственные инициативы: так, российское Министерство финансов предлагает обязать российские розничные интернет-магазины принимать в качестве платежного средства банковские карты. 
Еще одна интересная тенденция на российском рынке касается сервисов по управлению личными финансами (personal finance management, PFM). Банковское обслуживание физических лиц все чаще основывается на интернет-технологиях, и эта тенденция носит глобальный характер. Как заявила в своем интервью одному из российских отраслевых интернет-изданий вице-президент Промсвязьбанка Еле- на Махота, в России банкиры понимают это лучше, чем клиенты: «Последних еще только учат пользоваться интернет- и мобильным банкингом. «Последним писком» мировой банковской интернет-моды являются сейчас системы PFM. В России такие приложения к интернет-банкингу с диаграммами и графиками используются, как правило, в качестве… украшения интерфейса, поскольку не обладают функционалом для учета рисков и построения финансовых прогнозов». 
Сегодня в России сразу несколько проектов по управлению личными финансами пытаются завоевать себе «место под солнцем». Наиболее известными из них являются системы Easyfinance и Zenmoney, созданные по аналогии с Mint.com. Генеральный директор Easyfinance Александр Попов заявил: «Мы ожидаем существенного повышения интереса к системам управления личными финансами со стороны банков, в том числе к продуктам, основанным на решениях сторонних разработчиков, таких как наше. Лишь небольшому числу людей необходим бухгалтерский учет ради самого бухгалтерского учета. Большинству людей требуется простой в использовании инструмент и дополни- тельные данные, что позволит им принимать решения. На Западе системами управления личными финансами пользуются около 30% банковских клиентов, в то время как в России этот рынок только-только начинает развиваться». 
мобильный мини терминалмобильный мини терминал
На сегодняшний день Easyfinance может похвастаться 80 000 пользователей, однако компания ставит перед собой амбициозные планы увеличить эту цифру до 500 000 клиентов к концу 2013 года. 
В конце февраля в Москве прошел форум FinNext, на котором участники индустрии обсуждали конъюнктуру российского рынка и степень востребованности на нем различных стартапов в области мобильных платежей. Отмечая наличие молодых команд и интересных проектов, эксперты были достаточно прагматичными и реалистичными и в своих оценках. 
«Инновационные технологии станут движущей силой отрасли только после того, как превратятся в реальный источник дохода для потребительского рынка. До тех пор – это просто красивые кейсы», – считает Булад Субанов, заместитель председателя правления ОТП Банка. 
С другой стороны, директор по продуктам блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Григорий Бабаджанян заявил, что его банк готов инвестировать в раз- личные инновационные мобильные решения, пусть даже и в ожидании, что хотя бы одно из них преуспеет и поможет обеспечить окупаемость всех остальных инвестиций. 
Борис Дьяконов, первый зам. председателя правления, член совета директоров Банка24.ru, утверждает: «Игрушки останутся тем, что они есть – игрушками, в то время как действительно инновационные сервисы по экономическим показателям превзойдут традиционные виды услуг в течение года-двух». 
В целом российские эксперты по-прежнему считают, что на сегодняшний день наивысшим инновационным достижением в банковской сфере остается уход от офлайновых технологий.

Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 4 (191) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?