Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Мобильные платежи: отложенный рост?

(Нет голосов)

05.04.2013 Количество просмотров 1726 просмотров

Понятие «мобильных платежей» существует уже несколько лет. Но кто может сказать точно, что именно в действительности означает этот расхожий термин?

Различные аспекты платежной индустрии заставляют нас думать по-разному. PayPal хочет, чтобы потребители видели в мобильных платежах прежде всего способ расплатиться за покупку в приложении на своих смартфонах или на веб-сайте. Стартапы, такие как Square, больше нацелены на платежи в определенных точках продаж, где можно провести операцию с помощью смартфона. Кроме этого, есть возможность с помощью смартфона перечислить деньги, оплатить счета или воспользоваться иными банковскими услугами. Применительно к сектору процессинга платежей все эти операции попадают под понятие «мобильные платежи».

Следуя данной логике, PayPal вправе заявить, что он является одним из самых крупных платежных систем в мире, в то время как компания практически не имеет физической инфраструктуры в рамках существующих торговых сетей. Ситуация может измениться в свете недавней сделки PayPal с NCR, но пока платежная система обзаведется необходимой инфраструктурой, пройдет время. Когда PayPal рекламирует свои мобильные платежи, на самом деле компания говорит о том, что является оператором платежей в мобильной коммерции (mCommerce) – сегменте электронной коммерции (eCommerce), которую компания Amazon популяризировала в Сети больше десятилетия тому назад.

Виды мобильных платежей

В своем недавнем докладе исследовательская компания Forrester Research разбила понятие «мобильные платежи» на три категории:

• Мобильные бесконтактные платежи – платежи в магазине или иной торгово-сервисной точке, где смартфон прикладывается к кассовому терминалу с бесконтактным ридером. Так можно расплатиться за такси с помощью Square Wallet, в ресторане быстрого обслуживания с помощью LevelUp или на автозаправке с помощью технологии NFC и платежной системы, аналогичной Google Wallet.

• Платежи и денежные переводы между пользователями – перечисление денег между двумя людьми с помощью мобильного устройства.

• Мобильная дистанционная торговля – покупка некоего товара (цифрового или физического) с помощью мобильного устройства в онлайновом магазине.

Широкое определение Forrester Research мобильным платежам звучит так: «операция, при которой перечисление средств инициируется с мобильного телефона, исключая «голосовую» функцию устройства»

Когда СМИ говорят о мобильных платежах, то в подавляющем большинстве случаев они имеют в виду бесконтактные платежи, обычно подразумевающие использование технологии NFC. В то же время мобильная коммерция – нечто совершенно отличающееся по своей природе от самих мобильных платежей. В 2012 году на mCommerce приходилось более 90% мобильных платежей (в определении Forrester Research). Forrester отмечает, что к 2017 г. объем мобильных платежей достигнет 90 млрд долл., таким образом, относительно уровня 12,8 млрд долларов в 2012 году среднегодовой рост за пятилетний период составит 48%. Нельзя также забывать, что из упомянутых 12,8 млрд долларов лишь 4% пришлось на бесконтактные платежи (549 млн долл.).

По прогнозам Forrester Research, к 2017 г. доля мобильной торговли упадет с сегодняшних 90% во всей сфере мобильных платежей до 50%, а доля бесконтактных платежей, наоборот, вырастет до 45% всего рынка (40,8 млрд долл.).

Возвращаясь к реальности

Прогнозы Forrester выглядят более реалистично по сравнению с прогнозами других исследовательских групп. Так, например, Juniper Research ожидает, что к 2015 г. мобильные платежи будут представлять собой рынок с оборотом в 670 млрд долларов. Допустим, что в прогнозе Juniper были учтены иные показатели платежной отрасли в глобальном масштабе, такие как прямой биллинг и мобильная оплата счетов, а также NFC-платежи и мобильная дистанционная торговля. Тем не менее Juniper предсказала экспоненциальный рост, который выглядел абсолютно невозможным с учетом ограничений в развитии инфраструктуры мобильных платежей и неясных перспектив мобильных кошельков.

Что касается дистанционных платежей, Forrester отмечает противоречия между потребителями и ритейлерами, когда дело касается организации услуг оплаты покупки в точке продаж с помощью смартфона.

Потребители не будут заинтересованы в мобильных платежах, пока эту возможность не предоставит значительная доля ритейлеров, в то время как ритейлеры не хотят вкладываться в функциональность, пока не убедятся, что подтвержденное число потребителей желают платить с помощью своих мобильных телефонов. Поэтому 2013 г. станет для мобильных платежей «тестовым», ознаменовавшись множеством пилот ных программ, проводимых поставщиками платежных услуг и ритейлерами, и лишь после этого, в 2014 г. начнется настоящий рост.

Сколько вы готовы доплатить?

Сет Прибатч (Seth Priebatsch), основатель стартапа мобильных платежей LevelUp, однажды заявил, что готов переплачивать за покупки 10% за возможность платить своим смартфоном, и в основном лишь потому, что это модно. Скорее всего, большинство потребителей (если не все) не разделят его настроения. Forrester Research выделяет три фактора, наличие которых станет условием для роста дистанционных платежей:
1) повышенная выгодность и удобство;
2) способность платежных систем масштабироваться в зависимости от розничной инфраструктуры;
3) сниженные барьеры для входа новых участников рынка.

В сущности, оплата с помощью телефона должна быть максимально проста и выгодна как для потребителя, так и для мерчанта. Наличные, платежные карты, чеки и другие формы платежа в ближайшее время не исчезнут (пожалуй, лишь бумажные чеки могут постепенно уходить со сцены).

По прогнозам Forrester, несмотря на растущие объемы мобильной торговли и дистанционных платежей, мобильные платежи представляют лишь малую толику от всего рынка.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 4 (191) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.