Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

INPAS: Новые технологии – новые перспективы

(Нет голосов)

08.05.2013 Количество просмотров 2786 просмотров
Прошедший 2012 год для компании INPAS стал годом роста, а в некоторых направлениях – роста по-настоящему прорывного

Илья Коробов, генеральный директор компании INPAS


О ситуации иперспективах развития рынка эквайринговых решений, а также последних достижениях и планах крупнейшего российского платежного интегратора – INPAS журналу «ПЛАС» рассказывает генеральный директор компании Илья Коробов.

ПЛАС: Как вы могли бы в целом охарактеризовать сложившуюся в 2012 году конкурентную ситуацию на рынке POS-терминального оборудования? Каких результатов удалось добиться компании на этом фоне?
И. Коробов: Прошедший 2012 год для компании INPAS стал годом роста, а в некоторых направлениях – роста по-настоящему прорывного. Так, объемы продаж компании на рынке POS-терминального оборудования выросли исоставили порядка 350 тыс. POS-терминалов иПИН-падов.
Говоря о тех трендах, которые мы видим на нашем рынке сегодня, отмечу: финансовая ситуация в банковском секторе была отчасти весьма непростой, и банки с осторожностью тратили свои IT-бюджеты. Несмотря на это, бюджеты, выделяемые на развитие эквайрингового бизнеса, в большинстве случаев не были секвестрированы. Напротив, можно говорить о том, что интерес к развитию сети приема карт как со стороны ТСП, так и со стороны самих банков, измеряемый потреблением POS-терминального оборудования, продолжил устойчиво расти.
В результате по итогам 2012 г. нам удалось удержать имевшуюся ранее динамику роста. Так, доля оборудования VeriFone на российском рынке, по нашим экспертным оценкам, продолжала оставаться на уровне 60–65%. При этом общая ситуация здесь продолжает характеризоваться отсутствием новых значимых игроков. С нашей точки зрения, это говорит о том, что сегодня стоимость вхождения на рынок POS-терминального оборудования достаточно высока для того, чтобы он был открыт для большего количества компаний, чем сейчас.
Таким образом, ситуация на российском рынке, как и в прошлые годы, сейчас выглядит следующим образом: лидирует VeriFone и INPAS как официальный международный партнер VeriFone на территории России и в странах СНГ, второе место занимает Ingenico, и на третьем месте, с существенным отрывом, – компания PAX. Производители из Юго-Восточной Азии занимают пока очень небольшие проценты от объема российского рынка.
Как правило, азиатские производители ориентированы, прежде всего, на внутренние рынки, и у нас заметны скорее лишь благодаря своему участию в выставках и профильных для индустрии мероприятиях, а также эпизодически появляющимся рекламным материалам в прессе. Тем не менее качество их оборудования развивается быстрыми темпами и находится уже на достаточном уровне, чтобы в скором времени начать заметно конкурировать с основными лидерами.
В течение прошлого года компания INPAS становилась победителем целого ряда крупных отраслевых тендеров, вчисле наиболее значимых из которых можно отметить тендеры на поставку POS-терминальных решений в такие банки, как Сбербанк России, а также банки Русский Стандарт, ВТБ24, УРАЛСИБ и целый ряд других коммерческих банков. Из этого списка особо выделю победу INPAS втендере, проведенном Сбербанком.
В его рамках определялись компании, которые обеспечат банку поставку порядка 500 тыс. POS-терминалов и ПИН-падов в течение 2 лет, таким образом, в 2012 г. это был крупнейший тендер на территории не только России, но и стран СНГ и даже, я думаю, Восточной Европы.
В настоящий момент Сбербанк является, без преувеличения, локомотивом развития эквайрингового бизнеса в стране, а его значение на рынке эквайринга трудно переоценить: по нашим экспертным оценкам, за Сбербанком сегодня порядка 40% рынка. Поэтому победу в данном тендере мы расцениваем как яркое подтверждение соответствия наших решений самым высоким стандартам отрасли.

ПЛАС: Как компания INPAS оценивает свои достижения в новом для себя направлении – дистрибуции счетно-кассовой техники?
И. Коробов: Прорывным достижением в нашем бизнесе, безусловно, стали успехи одного из самых молодых в компании направлений – направления дистрибуции счетно-кассовой техники GLORY. И здесь знаковой стала победа в тендере ЦБ РФ, в рамках которого предусматривалась поставка 75 счетно-сортировальных машин GLORY UW-500 RGL в течение 2013 года. Особо отмечу, что данное устройство создано в тесном сотрудничестве с ФГУП «ГОЗНАК» ивооружено датчиками чтения спецпризнаков защиты банкнот, специально спроектированными на ГОЗНАК для GLORY.

Показателен выигрыш в феврале 2013 г. компанией INPAS тендера БИН БАНКа на оснащение его офисов электронными кассирами GLORY RZ-200

В целом можно с уверенностью го ворить отом, что биз - нес по поставке на рынок счетно-кассовых решений INPAS–GLORY набирает обороты, и в 2013 г. от первых пилотных проектов компания перейдет к массовым инсталляциям данной техники в банках. Подтверждением этого тренда является и выигрыш в феврале 2013 г. компанией INPAS тендера БИН БАНКа на оснащение его офисов электронными кассирами GLORY RZ-200. Заказчика в данном случае привлекло то обстоятельство, что применение GLORY RZ-200 позволяет значительно сократить расходы банка на обслуживание НДО. Гибкая конфигурация с возможностью ее оперативного изменения взависимости от задач, стоящих перед отделением, также оказалась немаловажным преимуществом решений GLORY RZ200 в глазах руководства банка.

ПЛАС: Как развивались в 2012 г. проекты зарубежного бизнеса INPAS в рамках деятельности группы INPAS International?
И. Коробов: В прошлом году мы провели серьезную оптимизацию функционала головного офиса INPAS International в Венгрии. Ранее его деятельность была сосредоточена в основном вокруг дистрибуции POS-терминалов VeriFone Nurit, но теперь компания сконцентрируется здесь на собственном интеграционном бизнесе и развитии сервисного обслуживания, поставив дистрибуцию приоритетом № 3 в Венгрии. Главной задачей головной компании в Венгрии будет распространение нашего присутствия с поддержкой группы разработчиков из INPAS International West на остальные страны Восточной и Центральной Европы, такие как Румыния, Болгария, другие рынки Балканского полуострова. Фактически мы планируем в Европе расширение бизнеса по схеме, которая уже была отработана в странах постсоветского пространства.
Успехи группы INPAS International в 2012 г. настраивают нас на оптимистический лад. Вкаждой из стран присутствия компаний, входящих вгруппу, занимаемые ими доли на локальных рынках позволяют говорить онашем активном продвижении. Так, доля рынка Украины, за которую отвечает компания INPAS International West, располагающая вгруппе компаний самым большим штатом, в последние два года колеблется на отметке в 25–30%. Мы считаем это очень хорошим показателем на фоне того, что украинский рынок является весьма значительным по своему объему. В Казахстане, в котором базируется головной офис компании INPAS International East, мы занимаем порядка 50% рынка терминального оборудования, но большое значение для этой компании имеют и развивающиеся бизнесы по поставкам счетно-кассовой техники торговой марки Glory и наших киосковых решений. Высокие (близкие к 90–100% рынка POS-терминалов) доли INPAS International East мы наблюдаем в Киргизии и Таджикистане.

Сейчас INPAS приступил к адаптации ПО и готовит к продаже в розницу новые модели терминалов Mx915 и Mx925 производства VeriFone с мультимедийным экраном и функцией электронно-цифровой подписи

ПЛАС: Как известно, INPAS давно превратился из поставщика оборудования в вендора комплексных решений, а также разработчика софтверных продуктов для POS-терминалов. Чем был примечателен для компании 2012 году в этой сфере?

И. Коробов: Поставки ПО и разработка комплексных программных решений по-прежнему остаются одним из важнейших приоритетов INPAS, и здесь мы продолжаем расширять поле своей деятельности, выходя в новые для себя области. Так, в 2012 году мы приступили к участию в качестве технологического партнера в инновационном проекте «Друг компании», взяв на себя внедрение и поддержку систем лояльности. Система лояльности «Друг компании», независимым оператором которой является одноименная бизнес-структура, интересна прежде всего тем, что использует в качестве идентификатора банковские карты клиентов и является мультибанковской и мультиэмитентной. Суть системы в том, что любой держатель карты любого банка, зарегистрировав ее в системе лояльности, может стать ее участником. При этом покупки товаров и услуг могут осуществляться как при помощи банковских карт, так и с оплатой наличными: в любом случае клиенту будут начисляться за них бонусы.

Мы рассчитываем на то, что поставляемое нами технологическое решение позволит системе лояльности «Друг компании» еще интенсивнее развиваться в 2013 году. Пока что успешный технический пилот проходит в Банке «АК БАРС», для которого мы предоставляем модифицированное ПО UNIPOS, умеющее работать как с процессингом банка, так и с сервером системы «Друг компании». Серверное решение системы также поставила компания INPAS. Первые результаты пилотного проекта говорят о том, что рост числа транзакций по банковским картам в ТСП, использующих данную систему, исчисляется десятками процентов. Уже в 2013 году еще 4 банка выразили желание начать пилотное тестирование этого решения. Кроме того, «на выходе» у нашей компании находится и еще одно технологическое решение в области программ лояльности – проект с компанией «Рукард». Полагаю, что с развитием рынка таких инициатив и успешных проектов будет становиться все больше.

Говоря о дальнейших перспективах нашего софтверного направления, отмечу, что компания INPAS в 2013 году будет продолжать наращивать и поставки мультивендорных программных решений для POS-терминального оборудования. Сегодня мы уже поставляем на рынок ПО, работающее как с терминалами VeriFone, так и с терминалами PAX. В случае заинтересованности банков мы будем готовы расширять спектр вендоров, поддерживаемых нашей платформой.

ПЛАС: Сегодня эксперты отрасли в один голос говорят о стремительном продвижении бесконтактных платежных технологий не только в Европе и Азии, но и в России. Как вы оцениваете ситуацию, какие проекты INPAS здесь вам кажутся наиболее значимыми?

И. Коробов: Действительно, прошлый год продемонстрировал целый ряд по-настоящему массовых внедрений бесконтактных технологий на российском рынке. Если в 2011 году можно было сказать, что бесконтактные технологии присутствовали на рынке в виде отдельных пилотных проектов, а инсталляции соответствующего оборудования измерялись от силы сотнями устройств, то в 2012-м счет пошел на тысячи. Можно говорить о том, что данная технология стала массово применяться в ТСП. Из наиболее интересных кейсов, в которых участвовала компания INPAS, здесь можно выделить проекты по оснащению устройствами приема бесконтактных карт АЗС в сетях заправок BP и «Башнефть», а если говорить о фуд-ритейле, – проект установки POS-терминалов с бесконтактными считывателями в сети кафе быстрого обслуживания «Старбакс», а также «Теремок».

Причина такого перелома заключается в том, что рынок вышел из стадии дилеммы «курицы и яйца», и споры о том, что должно начаться раньше – массовая эмиссия бесконтактных карт или построение соответствующей POS-терминальной инфраструктуры, ушли в прошлое.

На наш взгляд, сегодня общими усилиями игроков рынка этот рубеж пройден, цикл замкнулся, и теперь эмиссия будет подстегивать эквайринг, а эквайринг – подстегивать эмиссию. Благодаря чему это произошло? Думаю, благодаря тому, что сегодня уже можно с уверенностью утверждать: банки понимают и то, зачем им выпускать бесконтактные карты, и как именно на этой эмиссии зарабатывать. Кроме того, они осознали: для того чтобы бесконтактные карты все чаще применялись клиентами при оплате товаров и услуг, необходимо модифицировать инфраструктуру обслуживания. На основании сказанного считаю, что 2013 год станет периодом роста как количества точек приема банковских карт с дуальным интерфейсом, так и объемов заказов на соответствующее терминальное оборудование, способное обслуживать карты и иные форм-факторы с технология-ми MasterCard PayPass или Visa payWave. В особенности это будет характерно для сегментов топливного ритейла и сетей ресторанов быстрого обслуживания.

Если говорить о региональном аспекте распространения бесконтактных технологий, то здесь также можно отметить значительный прогресс. Если раньше пилотные проекты по приему бесконтактных карт в основном были уделом Москвы и Санкт-Петербурга, то в 2012 году они начали активно распространяться и на остальные регионы РФ. Так, например, компания INPAS совместно с Западно-Сибирским банком ОАО «Сбербанк России» и международной платежной системой Visa установили первый бесконтактный POS-терминал VeriFone Западно-Сибирского СБ РФ в г. Ханты-Мансийск. Казалось бы, событие небольшое по своему масштабу, но с нашей точки зрения, крайне значимое для рынка. Оно демонстрирует, что даже в таких отдаленных от столицы и сравнительно небольших городах, как Ханты-Мансийск, данная технология тоже находит себе применение. И я думаю, что в 2013 году регионы станут важной движущей силой для развития данного направления на российском рынке.

Возвращаясь к интересным проектам по внедрению бесконтактной платежной технологии, нельзя не упомянуть и проект компании MediaCab, стартовавший в конце 2012 года, в котором компания INPAS выступала в качестве технологического партнера. Данный проект, на наш взгляд, выводит уровень сервиса, который может получить пассажир столичного такси, совершенно на новый уровень. Это касается как платежной составляющей (прием банковских карт всех видов, включая бесконтактные), так и сервиса, связанного с безопасностью пассажира (возможность отслеживания маршрута такси). Так, если в конце прошлого года мы говорили про инсталляцию системы MediaCab на 200 машин, то на данный момент в столице их уже более 500, а к концу 2013 года технологией приема карточных платежей должно быть оснащено более двух тысяч автомобилей.

ПЛАС: Что вы могли бы сказать о таком направлении деятельности компании, как поставки мобильных банковских офисов и павильонов? Удалось ли ей сохранить или увеличить свою долю рынка?

И. Коробов: Что касается направления мобильных банковских павильонов, то 2012 год стал, безусловно, самым успешным из шести лет его развития. Отмечу, что, по сути, именно компания INPAS создала рынок таких решений в России, поскольку на тот момент, когда мы вышли к банкам с нашими мобильными павильонами, на рынке не существовало аналогичных предложений. На данный момент этот рынок достаточно развит и характеризуется высокой степенью конкурентности, но наша доля на нем по-прежнему составляет около трех четвертей от общего объема. Можно говорить и о том, что у большинства банков данный тип решений ассоциируется именно с компанией INPAS.

Общий объем поставок мобильных банковских павильонов за прошедшие шесть лет составил около 300 штук, и из них за 2012 год было поставлено 160 павильонов, т. е. более 50%. Это еще один важный для нас прорыв в бизнесе, и в этом году мы ожидаем удвоения этого объема на фоне растущего интереса к нашим решениям со стороны банков России и стран постсоветского пространства, таких как Беларусь и Грузия.

Мы поставляем на рынок все типы мобильных решений для банков – от беззонных павильонов с устройствами самообслуживания уличного типа и павильонов с закрытой клиентской зоной до комбинированных решений, объединяющих в себе банковский функционал и различные городские инфраструктурные решения (наиболее распространенный пример – банковский павиль он, объединенный с остановкой наземного общественного транспорта). В рамках данного направления хочется выделить ряд интересных текущих проектов. Так, в преддверии проведения Универсиады в Казани в июле 2013 года совместно со Сбербанком мы разработали проект установки мобильных банковских павильонов в форме остановочных модулей в г. Казань в количестве 14 шт. Это действительно уникальный проект, поскольку данное решение создавалось отдельно от типовых вариантов, специально под задачи банка. Павильоны максимально вписаны в городскую инфраструктуру, отличаются эргономичностью и, как всегда, повышенным уровнем вандалоустойчивости. Проект уже прошел согласование на уровне мэрии и главного архитектора Казани.

Решения, объединяющие в себе банковский павильон и остановочный модуль, не случайно получили достаточно широкое распространение у нас в стране. Как отмечают сами банковские эксперты, они позволяют банкам быстрее и легче получать разрешения на установку павильонов, а также привлекать дополнительные клиентские потоки благодаря гарантированно высокому трафику в местах ожидания общественного транспорта.

Проект в Казани – далеко не первый наш опыт в этой сфере. Так, в 2011–2012 годах компания INPAS совместно со Сбербанком России и Ростелекомом реализовали в Тамбове масштабный проект по установке 30 остановочных пунктов, объединенных с банковскими павильонами Сбербанка. Каждая такая остановка была оборудована многофункциональным информационным табло, показывающим время ожидания и прибытия общественного транспорта, а также интернет-терминалами с точкой бесплатного Wi-Fi доступа. На сайте компании INPAS можно посмотреть на географию подобных проектов: в этом поможет интерактивная карта банковских павильонов INPAS.

ПЛАС: Будет ли компания развивать сегмент небанковских решений, и если да, то в каких направлениях?

И. Коробов: Безусловно, компания INPAS будет продолжать уделять пристальное внимание небанковскому сегменту рынка. Сейчас INPAS приступил к адаптации программного обеспечения и готовит к продаже в розницу новые модели терминалов Mx915 и Mx925 производства VeriFone. Данный терминал может быть использован в розничных сетях, поскольку имеет мультимедийный экран и поддерживает функцию электронно-цифровой подписи.

В качестве еще одного нового решения для рынка ритейла мы рассматриваем проект интеграции POS-терминалов и ПИН-падов с фискальным регистратором. Что поможет мелким и средним розничным точкам предложить клиентам возможность оплаты картой или наличными с получением фискального чека в обоих случаях. Такое решение может быть использовано непосредственно в магазине, для мобильной торговли и в случаях курьерской доставки. Сейчас продавец, использующий мини-кассу, не может принимать к оплате карты, хотя это удобно, а покупатели все чаще проявляют интерес именно к этому виду оплаты.

Таким образом, компания планирует в самое ближайшее время выпустить целый комплекс продуктов, которые, на наш взгляд, вызовут интерес на рынке розницы, интернет-магазинов и служб доставки.

ПЛАС:В заключение нашей беседы можете ли вы обрисовать основные тренды, которые, по мнению INPAS, будут характерны для развития эквайрингового рынка в 2013 году?

И. Коробов: Я хотел бы коснуться нескольких важных стратегических момен- тов, которые определят и дальнейшую среднесрочную перспективу, и наше планирование собственного бизнеса.

Во-первых, мы убеждены, что рынок эквайринга, в отличие от многих других сегментов экономики России, будет и далее демонстрировать положительную динамику.

Во-вторых, если оценивать рынок с точки зрения развития технологий, то можно уверенно говорить и о том, что 2013 год станет последним годом поставок POS-терминального оборудования, имеющего сертификат PCI PED 2.x. Все основные производители, и VeriFone в том числе, уже в этом году выводят на рынок оборудование, которое соответствует самому последнему стандарту на сегодняшний день PCI PED 3.x.

В-третьих, еще одним трендом как этого года, так и ближайших лет станет нарастающая потребность платежной индустрии в оборудовании с поддержкой бесконтакт-ных технологий. При этом мы прогнозируем, что на рынке будут востребованы как встроенные в различное оборудование считыватели бесконтактных карт (на транспорте, в вендинговом бизнесе и др.), так и внешние считыватели (преимущественно в формате mPOS).

В-четвертых, по нашим оценкам, в 2013 году в банковской среде будет расти спрос на программные решения, содержащие в себе как функцию мониторинга POS-терминальных сетей, так и модули аналитики, позволяющие банкам лучше понимать и повышать эффективность функционирования своих эквайринговых сетей. Хорошей новостью для отрасли станет планируемый нами вывод на рынок инновационного решения для мониторинга POS-терминальных сетей.

Это будет еще один шаг на пути снижения затрат банков на эксплуатацию POS-терминальных сетей, а также инструментом, который позволит добиваться большей эффективности данного бизнеса. Мы надеемся, что первый пилотный проект по эксплуатации нашей системы будет запущен уже к началу осени 2013 года.

В-пятых, если говорить о тенденциях рынка POS-терминального оборудования, мы прогнозируем рост спроса на решения с touch screen дисплеем и функцией захвата цифровой подписи клиента, избавляющей ТСП от издержек, связанных с обработкой и хранением недолговечных бумажных чеков, напечатанных термопринтером.

Наконец, шестая тенденция, о которой мы можем сегодня говорить как о факторе развития рынка, связана с повышенным интересом к POS-терминальному обору дованию с поддержкой передачи данных по каналам стандарта сотовой связи 3G. В линейке оборудования, поставляемого компанией INPAS, такие модели уже присутствуют, например, VeriFone VX520, а в будущем – и VeriFone VX675 и др., и мы готовы к их поставкам для банков в самые кратчайшие сроки по мере того, как у них будет возникать потребность в таких решениях.

Сегодня мы готовим запуск пилотного проекта с использованием данного типа оборудования для Сбербанка России в рамках его активностей, связанных со спонсорством Олимпиады-2014 в Сочи.

В завершение нашей беседы мне хотелось бы, пользуясь случаем, пригласить партнеров и клиентов INPAS к участию в нашем ежегодном мероприятии «Банковские сезоны», которое компания проводит в этом году на Мальте с 25 по 28 сентября.

Мы рады будем видеть как своих постоянных партнеров, так и новых участников, которые, надеемся, извлекут реальную пользу для своего бизнеса от этой конференции с весьма насыщенной и разнообразной рабочей программой.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 5 (192) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.