Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Билайн: число NFC-устройств растет на 10% ежемесячно

(Нет голосов)

08.05.2013 Количество просмотров 1726 просмотров

NFC-проекты занимают существенное место в наших долгосрочных бизнес-планах

Виктор Маркелов, директор по продуктам и развитию бизнеса ОАО «ВымпелКом»



ПЛАС: Какое значение придает компания развитию технологии NFC в своем бизнес-планировании? Какова судьба запущенных в 2012 г. NFC-проектов в СПб с точки зрения показателей коммерческой эффективности и дальнейшего развития? Планируются ли новые проекты?
В. Маркелов: На данном этапе развития рынка проекты с использованием технологии NFC ориентированы скорее на пилотирование, нежели на получение ощутимой прибыли. Оценивать их экономическую эффективность пока рано. Однако все игроки рынка сегодня признают перспективность данной технологии и экспериментируют в этой области, поэтому NFC-проекты занимают существенное место в наших долгосрочных бизнес-планах.
В прошлом году мы совместно с Санкт-Петербургским метрополитеном провели пилотный проект по оплате проезда с помощью мобильного телефона с поддержкой технологии NFC. Отмечу, что в этом случае мы не ставили задачи получить широкий охват и привлечь большое количество абонентов. В первую очередь нам было необходимо протестировать данную технологию на сложном транспортном объекте, понять, как лучше реализовать услугу для конечных пользователей, и получить отзывы участников тестирования. Все эти задачи мы успешно выполнили. Можно отметить, что по итогам тестирования около 90% участников пилотного проекта в Санкт-Петербурге готовы были рекомендовать услугу своим друзьям, а около 50% – платить дополнительные деньги за возможность оплаты через NFC. Мы считаем эти результаты весьма успешными и обнадеживающими.
Что касается наших ближайших планов, то в данный момент мы совместно с другими операторами «Большой Тройки» прорабатываем реализацию транспортных NFC-проектов в Москве и Казани.

ПЛАС: Ваши оценки сегодняшнего состояния востребованности технологии NFC в различных сферах российской экономики? С какими специфическими трудностями предстоит столкнуться операторам в ходе внедрения технологии?
В. Маркелов: В настоящий момент мы видим наибольшую готовность к внедрению NFC-услуг в транспортной сфере. Мы ожидаем, что именно с этого сектора начнется массовое распространение NFC-технологий. Как важный этапный момент отмечу то обстоятельство, что на сегодняшний день в продвижении NFC заинтересованы уже все участники процесса: как операторы, так и соответствующие государственные структуры. NFC имеет зримые преимущества для транспортных предприятий, позволяя последним существенно оптимизировать процесс оплаты проезда. Предприятия сэкономят значительные средства, исключив издержки на производство весьма внушительных объемов проездных билетов на физическом носителе, их распространение, инкассацию денежной выручки билетных касс и т. д. В свою очередь, у пассажиров исчезнет необходимость тратить время на приобретение билетов в кассах. Их телефоны сами по себе уже будут являться билетами для проезда на городском общественном транспорте.



Журнал «ПЛАС» открывает серию публикаций интервью с ведущими вендорами и операторами мобильной связи на тему перспектив развития NFC-экосистемы в России и в мире. Мы решили, что для предоставления читателю возможности получить наиболее объективное представление о ситуации и увидеть картину более выпуклой, журнал будет публиковать по два интервью в номере с тем, чтобы одно из них отображало мнение вендора устройств связи, а другое – взгляд на ситуацию оператора мобильной связи.
Сегодня со стороны оператора выступает Виктор Маркелов, директор по продуктам и развитию бизнеса ОАО «ВымпелКом» (торговая марка Билайн).


Что касается вашего вопроса о возможных препятствиях на пути продвижения NFC, то здесь я могу отметить ряд важных моментов. Для нас очевидно, что этот рынок находится в самом начале развития, и нам действительно предстоит преодолеть еще несколько довольно серьезных барьеров.

В первую очередь в некоторых регионах России потребуется серьезная модернизация существующей транспортной инфраструктуры или даже ее строительство.

Во-вторых, определенным тормозящим фактором является здесь и то, что в России пока еще очень низок уровень проникновения телефонов с поддержкой NFC.

И в-третьих, те бизнес-модели взаимодействия, которые сейчас формируются между всеми участниками процесса, являются совершенно новыми для российского рынка. Поэтому его игрокам требуется определенное время, чтобы найти взаимовыгодный подход и создать работающую и эффективную схему.

ПЛАС: У многих экспертов и журналистов, да и рядовых посетителей салонов сотовой связи складывается впечатление, что функцию NFC никто из операторов и вендоров отдельно не рекламирует и не выделяет – ни в рекламе коммуникационных устройств, ни в POS-материалах. С чем, на ваш взгляд, связана такая странная ситуация, и что делает для популяризации технологии Билайн?

В. Маркелов: Такая картина связана прежде всего с маркетинговым «возрастом» технологии. Технология NFC на данном этапе еще не является массовой, и, соответственно, все проекты, запущенные с ее применением, пока нацелены лишь на то, чтобы протестировать возможности и качество реализации конкретных решений. Соответственно, широко рекламировать данную услугу и привлекать к ней большое количество пользователей пока еще преждевременно, но мы, безусловно, планируем это делать в будущем, когда ситуация станет определенной.

ПЛАС: Поменялось ли за прошедшее время отношение вашей компании к SIM-центричной модели NFC-проектов в связи с тем, что на рынке становится с каждым месяцем все больше NFC-совместимых аппаратов? Как вы оцениваете темпы поступления на рынок смартфонов с NFC-модулями, в т. ч. бюджетных, от ведущих вендоров?

В. Маркелов: При разработке NFC-проектов мы вместе с другими операторами сотовой связи по-прежнему ориентируемся на SIM centric решения, которые, на наш взгляд, являются сегодня наиболее зрелыми и удобными для пользователя.

Ситуация с насыщенностью рынка мобильными устройствами с поддержкой NFC выглядит следующим образом: если оценивать данные за последние полгода, то количество аппаратов с поддержкой NFC в нашей сети ежемесячно растет приблизительно на 10%. Это далеко не случайно – все ведущие производители, за исключением Apple, сегодня предлагают NFC-аппараты. Мы надеемся, что и Apple в ближайшее время обратит внимание на эту технологию.

Тем не менее вполне очевидно, что поддержка NFC сегодня пока не является решающим фактором для принятия потребителем решения о покупке телефона. Многие покупатели даже не знают о наличии NFC-модуля в их аппарате. Однако к моменту коммерческого запуска NFC-проектов мы с большой долей вероятности уже будем иметь в нашей сети достаточное количество NFC-совместимых устройств и, соответственно, потенциальных пользователей услуг. С нашей стороны и со стороны других игроков потребуется информирование абонентов о возможностях их телефонов и продвижение самого понятия NFC как технологии в целом и удобного способа бесконтактных платежей в частности. На этом этапе мы перейдем и к активному использованию PR, рекламы и других инструментов информирования наших абонентов.

ПЛАС: Планирует ли Билайн выпуск брендированных NFC-смартфонов? Если да, то когда и в каком ценовом сегменте?

В. Маркелов: Мы не исключаем возможности выпуска NFC-телефонов под собственным брендом. При этом нам будет интересен в первую очередь сегмент недорогих моделей, т. к. существующие сегодня аппараты с поддержкой NFC относятся преимущественно к среднему и высокому ценовым сегментам. Таким образом, если мы предложим недорогой конкурентоспособный смартфон, это, по нашим оценкам, увеличит доступность технологии NFC и повысит уровень ее проникновения среди абонентов Билайн.

ПЛАС: В СМИ появилась информация о ведущихся переговорах в «Большой Тройке» на предмет создания отдельного юридического лица, в ведении которого находилась бы единая платежная платформа для NFC-сервисов операторов. Идет ли речь в данном случае о попытке создать некий российский аналог Isis или Oscar или же это скорее будет нечто похожее на GSMA Pay-Buy-Mobile Initiative?

В. Маркелов: Действительно, в данный момент идет активное обсуждение и проработка совместной реализации NFC-проектов операторов мобильной связи, входящих в «Большую Тройку». В том числе прорабатывается и вопрос о сотрудничестве в форме создания совместного предприятия.

Что касается приведенных вами сравнений с зарубежными консорциумами и ассоциациями, могу лишь отметить, что мы вряд ли сможем полностью копировать существующие за рубежом аналоги, поскольку правовые нормы других стран в этой сфере достаточно сильно отличаются от российских. Вопрос, каким образом и в какой форме в итоге будет осуществляться взаимодействие между операторами «Большой Тройки», пока находится на стадии переговорного процесса.

Эти и многие другие вопросы будут подробно рассмотрены на 4-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, карты и платежи 2013». Online-регистрация на ПЛАС-Форум, который состоится 3–4 июня 2013 г. в Москве, уже открыта на официальном сайте мероприятия PLUS-forum.com


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 5 (192) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.