Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Сортируем эмиссию

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

08.05.2013 Количество просмотров 1831 просмотр
У компании «ОСТКАРД» есть широкий спектр эффективных решений, и сегодня мы поговорим о сортировке карт

Александр Киселев, исполнительный директор ООО «ОСТКАРД»



Больше карт, хороших и разных
Современный этап развития рынка банковских карт характеризуется заметным усложнением задач выпуска и доставки карт потребителям.
Если раньше банки работали с весьма ограниченной номенклатурой платежных карт, то теперь ситуация в корне изменилась. Широкий спектр разнообразных карточных продуктов эмитируется в рамках ко-брендовых проектов совместно различными организациями (авиакомпаниями, торговыми сетями и т. д.), широко практикуется выпуск карт со специальным тематическим дизайном, ориентированным на определенные события, например, Олимпийские игры, Универсиады, чемпионаты и др., а также определенные группы клиентов, например на молодежь, членов того или иного клуба, сотрудников той или иной крупной организации или целой отрасли, и т. д.
Стала распространенной ситуация, когда банк выпускает широкий спектр карточных продуктов с десятками (а порой и сотнями) вариантов дизайнов. И это без учета такого популярного сегодня направления, как эмиссия карт с индивидуальным дизайном, отвечающим персональным предпочтениям конкретного клиента.
Наряду с расширением спектра продуктов возросло и общее количество карт, выпускаемых банками. Уже стала рядовым регулярным событием эмиссия нескольких тысяч, а то и десятков тысяч карт в сутки, не считая перевыпусков карт.
Очевидно, что все эти карты надо доставить клиенту в самые кратчайшие сроки. Следует отметить, что объем прямой рассылки клиентам курьерами, почтой или экспресс-почтой пока еще остается незначительным. Как правило, карты направляются в подразделения (отделения и филиалы) банка, а там они уже непосредственно выдаются клиентам.
Таким образом, можно констатировать: платежных и иных карт выпускается все больше, количество различных карточных продуктов, эмитируемых каждым банком, исчисляется как минимум десятками, а доставить карты клиенту надо как можно быстрее.

Машина CISS c 24 выходными лотками для многошаговой сортировки
Исходя из этого, современные персонализационные бюро ежедневно сталкиваются с непростыми задачами: • персонализация тысяч или десятков тысяч карт, выпускаемых в рамках эмиссии десятков или сотен различных карточных продуктов;
• контроль качества персонализации, в том числе магнитной полосы, контактного и бесконтактного чипа;
• сортировка карт на сотни и даже тысячи точек доставки (подразделений банка) для дальнейшей отправки карт;
• упаковка отсортированных карт и отправка в подразделения банка. Все эти задачи сложны и в то же время критичны для обеспечения выпуска карт. У компании «ОСТКАРД» есть эффективные решения всех этих задач, однако в рамках данной статьи основное внимание будет уделено вопросам сортировки карт

Персонализация
Очевидно, что выпуск большого количества карт требует высокопроизводительной персонализационной техники. На сегодняшний день самой производительной персонализационной машиной является комплекс Maxsys фирмы Datacard – до 3000 персонализируемых карт в час. Менее производительные машины серии MX от Datacard характеризуются быстродействием до 1500 карт в час. Следует отметить, что компания «ОСТКАРД» является дистрибьютором фирмы Datacard, она установила и обслуживает десятки единиц такого оборудования. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что высокопроизводительное оборудование работает эффективно только на крупных заданиях на персонализацию, исчисляемых сотнями или даже тысячами карт. При обработке мелких производственных заданий быстродействующее персонализационное оборудование работает с частыми остановками на загрузку и выгрузку карт, на замену расходных материалов и т. п. По этой причине реальная производительность таких машин при реализации произ- водственных задач в рамках стандартных сценариев персонализации оказывается весьма невысокой.

Как правило, в рамках одного задания на персонализацию делается один карточный продукт. Это связано с тем, что различные продукты требуют различных способов персонализации и различных заготовок карт для персонализации. Для укрупнения задания на персонализацию в него следует объединять карты одного продукта, выпускаемые для всех подразделений банка, иными словами, карты эффективно персонализировать по продуктам. А это означает, что в дальнейшем для отправки в подразделения карты, прошедшие персонализацию, придется сортировать по подразделениям. Сортировка персонализированных карт является непростой задачей, выполнение которой вручную приводит к затрате большого количества времени и сопровождается неизбежными ошибками. Представьте, что каждодневно надо рассортировать за сутки 10–20 тысяч карт (около 50 различных продуктов) по 800 подразделениям банка. И такая задача является нередкой для более или менее крупных персобюро.

Можно избежать сортировки и делать каждый продукт сначала для одного подразделения, затем для второго, третьего и т. д. Но средний размер задания на персонализацию составит в этом случае несколько карт или, в лучшем случае, несколько десятков карт. А как уже отмечалось ранее, быстродействующее персонализационное оборудование работает в этом случае неэффективно. Кроме того, обработка большой номенклатуры карт приводит к неизбежным ошибкам операторов, когда, например, загружаются заготовки карт иного дизайна, чем тот, который предполагается заданием на персонализацию.

Сортировка
Отсюда можно сделать вывод, что сортировка карт становится неизбежной, а при более или менее крупной эмиссии без автоматизации процесса сортировки не обойтись. Ручная сортировка трудозатратна, требует большого количества времени и не исключает ошибок. В связи с этим мы предлагаем оборудование для сортировки и контроля качества персонализированных карт – высокопроизводительные машины CISS (Card Inspection and Sorting System) фирмы Otto Kuennecke (Германия).

Конфигурация машины CISS для общего случая приведена на рис. 1.

Машина CISS включает в себя входные модули (в каждом до 4 входных лотков), функциональные модули (чтение магнитной полосы, чипа, штрих-кода, распознавание цифр эмбоссирования/ индент-печати или фрагментов изображения), выходные модули (в каждом до 4 выходных лотков), а также модуль упаковки карт (если это необходимо заказчику). При этом осуществляется контроль качества выпускаемых карт и персонализации.

Автоматическая сортировка должна быть эффективной, удобной для оператора и давать приемлемые временные характеристики.

В зависимости от особенностей персонализации карт мы предлагаем различные схемы сортировки. Все они реализуемы машинами CISS, имеют свои преимущества и недостатки. Итак, рассмотрим некоторые из них, получившие наибольшее распространение на практике.

Многошаговая сортировка
Сначала остановимся на многошаговой схеме сортировки, которая реализована нами в нескольких крупных персобюро. Эта схема сортировки отличается тем, что не требует предварительного упорядочивания карт на этапе персонализации: карты могут поступать в сортировочную машину в любой последовательности по мере их персонализации.

Алгоритм работы сортировочной машины по этой схеме заключается в следующем: машина считывает информацию с карты (как правило, с магнитной полосы или чипа), обращается в базу данных, находит в базе информацию, в какое подразделение должна быть отправлена карта, и направляет карту в выходной лоток, соответствующий данному подразделению. В то же время, как было отмечено выше, количество подразделений банка, на которые должны быть рассортированы карты, часто достигает нескольких сотен. Установить такое количество выходных лотков в сортировочной машине невозможно, т. к. длина машины при этом должна будет достигать нескольких десятков метров, и она окажется очень громоздкой и дорогой.

Для уменьшения количества выходных лотков сортировка производится за несколько шагов, т. е. сначала карты сортируются на большие группы, в каждую из которых входят карты нескольких подразделений, затем каждая группа карт сортируется снова и т. д., пока в группе карт не окажутся карты, предназначенные для одного подразделения.

Схема многошаговой сортировки показана на рис. 2: для примера, сортируются 10 000 карт на 100 подразделений с использованием 10 выходных лотков. Конфигурация машины для такой сортировки приведена на рис. 3.

Опишем самый очевидный вариант многошаговой сортировки:
• все подразделения банка разбиваются на 10 больших групп, в каждой группе по 10 подразделений;
• на 1-м шаге сортировки все карты разбиваются на 10 комплексных групп, в каждой из которых присутствуют карты 10 подразделений;
• на 2-м шаге сортировки каждая комплексная группа сортируется еще на 10 групп, после этого шага сортировки каждая полученная группа карт соответствует одному подразделению.

Таким образом, в рамках данной схемы при наличии 10 выходных лотков за два шага можно осуществить сортировку на 10×10=100 групп карт, за три шага на 10×10×10 = 1000 групп карт, при наличии 16-ти выходных лотков за два шага можно осуществить сортировку на 16×16 = 256 групп карт, а за три шага – 16×16×16 = 4096 групп карт. При этом на машине достаточно иметь всего 1 или 2 входных лотка.

Приведенный пример иллюстрирует самый простой алгоритм сортировки – равномерную сортировку, когда на каждом шаге карты разбиваются на равное количество подразделений в группе. При такой равномерной сортировке каждая карта пройдет через машину 2 раза при 2-шаговой сортировке, 3 раза при 3-шаговой сортировке и т. д., что, естественно, нежелательно, т. к. приводит к возрастанию общего времени сортировки.

Для уменьшения общего времени сортировки применяются различные алгоритмы оптимизации сортировки.

Оптимизация многошаговой сортировки
Известно, что ежедневная эмиссия карт по различным подразделениям банка неравномерна: как правило, небольшое количество подразделений заказывает большую часть карт. Поэтому важно на первых шагах сортировки отсортировать самые бизнес-активные подразделения, чтобы карты, предназначенные для этих подразделений, не участвовали в дальнейшей сортировке. Это уменьшает количество карт на последующих шагах сортировки.

Известно, что всегда есть подразделения, которые в данный день заказали всего 1 карту, поэтому все одиночные карты также важно выделить на первом шаге сортировки, направив их все в один выходной лоток. Операции такого рода уменьшают количество подразделений, на которые надо сортировать карты на последующих шагах сортировки.

При этом расчет оптимальной сортировки производится на основании заданий на персонализацию карт, т. е. динамически учитываются реальные параметры потока карт, поступающего на сортировку: сколько и каких карт должно быть отправлено в подразделения.

Применение алгоритмов оптимизации сортировки дает уменьшение общего времени сортировки в 1,5–2 раза.

Из преимуществ многошаговой сортировки отметим следующее:
• карты могут поступать на сортировку в любой последовательности;
• карты могут поступать на 1-й шаг сортировки по мере их персонализации в персонализационных машинах, т. е. 1-й шаг сортировки может производиться параллельно с персонализацией;
• карты, не прошедшие контроль качества, недостающие карты, перевыпущенные карты могут быть добавлены в соот- ветствующую группу карт на любом шаге сортировки, что значительно упрощает работу оператора и позволяет не прерывать процесс сортировки.

К недостаткам многошаговой сортировки можно отнести то, что некоторые карты проходят через сортировочную машину 2 или более раз. Но алгоритмы оптимизации позволяют значительно уменьшить количество таких карт, а высокое быстродействие машины (до 8000 карт в час) позволяет сортировать эффективно.

Подборка и раскладывание карт
Если персонализация карт производится по продуктам и в строго определенной последовательности подразделений (П1, П2, П3 и т. д.), то можно применить иную схему сортировки, которая учитывает тот момент, что карты каждого продукта уже отсортированы по подразделениям. Эта схема сортировки изображена на рис. 4. Конфигурация машины для такой сортировки приведена на рис. 5. В данной машине имеются 12 входных лотков для 12 продуктов, модуль чтения магнитной полосы и/или чипа и 2 выходных лотка.

В 1-й входной лоток помещаются карты первого продукта, например, Visa Gold, во 2-й входной лоток помещаются карты второго продукта, например, Visa Electron, и т. д. Иными словами, во входные лотки помещаются различные карточные продукты – каждый продукт в свой входной лоток. Поскольку карты персонализированы в каждом продукте в строго определенной последовательности по подразделе- ниям, то машина должна забрать из всех входных лотков карты для подразделения П1 и поместить их в выходной лоток, затем взять из всех входных лотков карты подразделения П2 и поместить их в выходной лоток, и т. д. Таким образом, в выходном лотке окажутся последовательно карты всех продуктов для подразделения П1, далее для подразделения П2, и т. д. Чтобы оператор мог отделить карты в выходном лотке одного подразделения от другого, машина либо останавливается после поступления всех карт для каждого подразделения, и оператор вынимает карты одного подразделения из машины, либо карты каждого подразделения отделяются от карт следующего подразделения «маркерной картой», например, картой с красным ребром. Маркерные карты поступают из одного из входных лотков.

Преимущество описанной схемы сортировки:
• если количество карточных продуктов равно или меньше количества входных лотков, то сортировка осуществляется за 1 шаг.

Среди недостатков отметим следующее:
• сортировку можно начинать только тогда, когда уже персонализированы карты всех карточных продуктов, которые будут участвовать в сортировке;
• в каждом входном лотке должны присутствовать абсолютно все карты для каждого подразделения. Т. к. подача нужного количества карт из каждого входного лотка происходит в соответствии с файлом на персонализацию карт, то машина в модуле чтения магнитной полосы (чипа) может только проконтролировать, нужная ли карта пришла для помещения в выходной лоток. Если приходит не та карта (например, ожидается карта подразделения П1, а приходит карта другого подразделения или карта не читается), машина может только автоматически остановиться и предоставить оператору разбираться в создавшейся ситуации.

Контроль качества персонализации
Машина CISS не только сортирует карты, но также может осуществлять контроль качества персонализации карт. При этом производится:
• пересчет карт, обнаружение недостающих карт и дубликатов карт;
• выявление несоответствий различных элементов персонализации;
• контроль качества записи магнитной полосы, контактного и бесконтактного чипа;
• проверка качества эмбоссирования и индент-печати;
• отбраковка карт по изображению (например, выявление карт со смещенными элементами дизайна).

Внедряя новые технологии
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что стратегическая миссия нашей компании – оказание банкам комплексной поддержки в создании высокоэффективных бюро персонализации пластиковых карт. Компания ОСТКАРД входит в группу компаний «ОСТПАК» и специализируется на поставке оборудования и программного обеспечения для производства, персонализации, сортировки, упаковки и рассылки пластиковых карт (www.ostcard.su). Оборудование для сортировки пластиковых карт мы поставляем с 2006 г. За это время установлены и успешно эксплуатируются 11 машин CISS фирмы Otto Kuennecke, из них 9 машин – в банках, 2 машины – в производственных компаниях. Одна из «банковских» машин для многошаговой сортировки показана на рис. 6.

Следует отметить, что машины CISS имеют быстродействие 7000–8000 карт в час, реализуют различные схемы сортировки и алгоритмы оптимизации сортировки, что позволяет производить безошибочную и эффективную по времени сортировку карт, а также осуществлять контроль качества персонализирован ных карт.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 5 (192) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.