Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Единая платформа TSM – первый шаг к NFC-экосистеме

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

03.06.2013 Количество просмотров 3248 просмотров

МТС: взгляд на будущее бесконтактных мобильных платежей в России.

Дмитрий Панфилов, обзор платформы TSM и NFC-решений
Дмитрий Панфилов, директор департамента финансовых услуг компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

Журнал «ПЛАС» продолжает цикл интервью с участниками NFC-рынка в России. В этот раз мы обсудили текущую ситуацию с реализацией NFC-проектов, а также платформу TSM (Trusted Service Manager) и планы на 2013 г. с Дмитрием Панфиловым, директором департамента финансовых услуг компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

ПЛАС: Как сегодня оценивает МТС потенциал мобильных платежных NFC-решений для российского рынка?

Д. Панфилов: Процесс миграции платежей, совершаемых с помощью наличных денег, банковских карт, карт лояльности, в мобильный телефон уже начался, и с каждым годом он будет проявляться все более ярко. Это процесс в итоге приведет к полному отказу от физического кошелька с наличными как платежного средства. Его место постепенно займет мобильный телефон, который становится все более многофункциональным устройством и теперь превращается в универсальный кошелек, максимально удобный и безопасный.

Очевидно, что для реализации этого тренда необходимы соответствующие технологии, которые позволят пользователям мобильных телефонов не только осуществлять дистанционную оплату товаров и услуг, но и совершать бесконтактные платежи непосредственно в торгово-сервисных предприятиях и на транспорте. Наиболее подходящей для этих целей сейчас является технология NFC на платформе TSM. Она в максимальной степени «ритейлово-ориентирована» в отличие, например, от SMS-запросов, которые в торговой рознице неприменимы в силу негарантированной доставки и низкой скорости обмена информацией. В свою очередь, та скорость, с которой происходит обмен данными в рамках NFC-транзакций, позволяет успешно интегрировать в мобильные устройства с поддержкой NFC как банковские, так и транспортные приложения. TSM (Trusted Service Manager) представляет собой службу, которая позволяет поставщикам услуг и мобильным операторам управлять своими бесконтактными приложениями удаленно.

Мобильный кошелек
Транспортная сфера, как по нашим оценкам, так и по оценкам большинства экспертов рынка, будет служить основным драйвером продвижения NFC в России и во всем мире

ПЛАС: Сегодня отдельные участники индустрии рекламируют в качестве альтернативы NFC свои разработки в области платежей по QR-кодам. Ваше мнение относительно таких прожектов?

Д. Панфилов: На мой взгляд, существующие технологии оплаты с помощью QR-кодов как минимум просто потенциально опасны. QR-код – это ссылка на сайт, который может быть фишинговым, зараженным вредоносным ПО и т. д. Кроме того, в отличие от NFC обмен данными в транзакции с применением QR-кода односторонний. Данная технология содержит вполне очевидные риски, и поэтому мы на сегодняшний момент не планируем работать с банками или другими игроками платежного рынка в этом направлении.

ПЛАС: Текущая ситуация с проектом выпуска и распространения UICC SIM-карт МТС с платежным приложением МТС-Банка? Планируете ли вы распространить данный проект за пределы Москвы?

Платформа TSM, встроенная в смартфоны

Д. Панфилов: Сегодня совместный проект МТС с MasterCard и МТС-Банком по эмиссии виртуальных банковских карт на базе UICC SIM-карт абонентов ограничен регионом Москвы, и пока мы намеренно не масштабируем его. Проект «Мобильный кошелек», как вы помните, предполагает эмуляцию стандартной банковской карты «МТС Деньги» на SIM-карту телефона. Сейчас перед нами стоит задача реализовать автоматическую привязку банковской карты владельца телефона к SIM-карте. Как только это будет реализовано, мы сразу приступим к масштабированию данного проекта на всю территорию нашего присутствия в России.

Рост количества пользователей TSM

Сейчас мы продаем данную услугу в ограниченном количестве салонов МТС и без использования рекламной поддержки. Мы рассчитываем на резкий рост количества активных пользователей после масштабирования проекта. Предварительные результаты анализа оборота по таким картам уже приятно нас удивили. В частности, статистические данные говорят о том, что средний оборот по картам «МТС Деньги», эмулированным на SIM-карте телефона, на 6% выше среднего оборота по таким же карточным продуктам, эмитированным в форм-факторе обычной пластиковой карты, а среднее число транзакций выше на 14%.

ПЛАС: Если банковское приложение на SIM-карте проходит пилотные испытания в Москве, то «обкатка» аналогичного транспортного апплета, насколько мы знаем, происходит сейчас в Новосибирске. Считает ли МТС общественный транспорт приоритетным направлением внедрения NFC-платежей?

Д. Панфилов: Что касается приоритетов, то я действительно считаю, что первым в сфере массовых NFC-платежей должен «выстрелить» транспорт. Транспортная сфера, как по нашим оценкам, так и по оценкам большинства экспертов рынка, будет служить основным драйвером продвижения NFC в России и во всем мире. Преимущества бесконтактной оплаты на транспорте как с точки зрения избавления от очередей и повышения скорости осуществления операции, так и в плане сокращения издержек транспортных предприятий вполне очевидны.

В Новосибирске, как вы знаете, МТС в конце марта 2013 г. запустил проект мобильной NFC-оплаты проезда «Мобильный билет». Напомню, что внедренное нами технологическое решение позволяет пользователю оплачивать с лицевого счета абонента проезд на любом общественном транспорте на территории Новосибирска, включая и наземный, и метрополитен. При этом, чтобы оплачивать с помощью мобильного телефона услуги транспортных предприятий, абоненту в Новосибирске достаточно просто приобрести в местном салоне МТС SIM-карту с установленным транспортным апплетом, установить ее в свой телефон, дополнив NFC-антенной, если необходимо, и принять оферту мобильного билета. Подчеркну, что и в дальнейшем во всех регионах при реализации транспортных проектов мы планируем идти именно по такому пути.

ПЛАС: Вы упомянули про списание средств с лицевого счета абонента. Насколько нам известно, Центральный банк РФ недавно выпустил очередное заявление о незаконности такого рода схем без участия кредитных структур. Не могут ли в вашем случае возникнуть препятствия нормативного характера?

Д. Панфилов: Нет, не могут. Речь идет не более чем о форме списания средств для абонента. Технически же все такие платежи в рамках мобильной коммерции, естественно, осуществляются через банк, как и предусмотрено законодательством и Федеральным законом «О национальной платежной системе», когда оператор связи передает распоряжение абонента банкуоператору электронных денежных средств о выводе части средств в пределах остатка на лицевом счету для оплаты товаров и услуг. Поэтому данная схема является законной и абсолютно прозрачной.

ПЛАС: Есть ли разница между транс- портным сегментом и торговой розницей в плане сложности и скоростей внедрения технологий оплаты с использованием мобильного телефона? Можете ли вы анонсировать новые NFC-проекты в 2013 г.?

Д. Панфилов: В ритейле и других областях процессы распространения NFC-платежей с помощью телефона будут, на мой взгляд, протекать немного медленнее, чем на общественном транспорте. Если исходить из интересов конечного потребителя, которые в первую очередь влияют на востребованность NFC-решений, здесь требуются конвергентные решения, комбинирующие транспортное и банковское приложения на одной SIM-карте. Возможность для абонента самостоятельно выбирать и загружать требуемые ему апплеты позволит ему сформировать свой собственный мобильный кошелек. При этом система должна быть открытой.

В 2013 году МТС планирует начать реализацию как транспортных, так и конвергентных (в данном случае – транспортное приложение и MasterCard PayPass на одной SIM-карте) проектов в нескольких городах России. Заранее предвижу ваш вопрос относительно Москвы: она тоже входит в этот список. Сегодня я уже могу признаться, что мы плотно взаимодействуем в этом направлении и с другими операторами «Большой Тройки», и с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы в части практической реализации проекта оплаты проезда на общественном транспорте столицы. Работа уже идет, и я надеюсь, что к концу 2013 года проект будет запущен.

ПЛАС: Насколько существенным сдерживающим фактором для МТС как компании, активно продвигающей NFC-проекты, является слабая насыщенность рынка NFC-совместимыми аппаратами? Планирует ли МТС расширять линейку NFC-телефонов под собственным брендом?

Д. Панфилов: Несомненно, распростра- нение технологии NFC в значительной мере сдерживает и относительно невысокий уровень проникновения на рынок совместимых с ней телефонов. На сегодняшний момент на рынке России присутствуют около 20 моделей, поддерживающих NFC. Чтобы компенсировать нехватку на рынке мобильных устройств, в которых встроен NFC-модуль, мы, в частности, предлагаем SIM-центричное решение с UICC картой и дополнительной миниатюрной N-Flex-антенной, которая может быть размещена внутри подавляющего большинства телефонов (если только телефон не укомплектован металлической крышкой корпуса). Естественно, такое решение мы расцениваем лишь как временное, необходимость в нем отпадет по мере насыщения рынка NFC телефонами.

Что касается выпуска брендированных смартфонов с поддержкой NFC, то это следующий логичный шаг в том же направлении, что и развитие N-Flex решений. В 2013 году мы начали этот проект стартом продаж смартфона МТС 965 с поддержкой NFC, который позиционируется в бюджетном сегменте (розничная цена составляет 4505 рублей). Благодаря весьма конкурентоспособному соотношению цена/функциональность мы продали уже более семи тысяч аппаратов. При этом мы планируем, что в нашей фирменной рознице в этом и следующем году появится еще несколько моделей под собственным брендом с поддержкой NFC. Большинство из них также будут аппаратами бюджетной ценовой категории.

Если мы возьмем статистику, то из 70 млн наших абонентов на сегодня в сети МТС зарегистрировано порядка одного миллиона NFC-совместимых устройств. На самом деле, если брать в расчет не только чистую арифметику, это совсем не так мало, как может показаться. Особенно если учитывать, что данные аппараты, как правило, рассчитаны на продвинутых пользователей, значительная часть которых сконцентрирована в мегаполисах, где мы запускаем свои NFC-проекты. Кроме того, можно отметить и неуклонный прирост числа таких абонентов МТС – по нашим данным, их доля растет на 10% в месяц.

ПЛАС: В СМИ циркулирует информация о ведущихся переговорах в «Большой Тройке» на предмет создания отдельного юридического лица, в ведении которого бы находилась единая платежная платформа для NFC-сервисов операторов. Идет ли речь в данном случае о попытке создать некий российский аналог Isis или Oscar?

Д. Панфилов: Действительно, в настоящий момент мы ведем такой диалог о партнерстве в области развития NFC-проектов с другими операторами «Большой Тройки». Более того, мы рассчитываем на участие в подобном партнерстве и других операторов, например Tele2. Предмет этих переговоров – создание единой для всех операторов платформы TSM (Trust Service Management) для мобильных NFC-платежей. Рассматриваются различные юридические варианты такого партнерства: возможно, что независимым оператором TSM-платформы будет выступать совместное предприятие.

Пока мы совместно исследуем вопрос, насколько создание такого предприятия возможно с юридической точки зрения, и если возможно, то по какой схеме оно будет работать в рамках российского законодательства. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, для работы TSM необходимы ключи безопасности, которыми обладает каждый мобильный оператор, и, с другой стороны, – ключи безопасности банков и транспортных предприятий. Данные ключи строго конфиденциальны. Возможно ли совместное управление этими ключами в рамках одного юридического лица? Этот вопрос в данный момент и является предметом обсуждения.

Реализация этой инициативы будет выгодна всем участникам рынка и снимет многие проблемы разобщенности в NFC-проектах. С созданием единой TSM-платформы под управлением независимого оператора у любого банка и транспортной компании отпадет необходимость в подключении к каждому оператору в отдельности.Кроме того, при такой схеме работы мы сможем сформировать единые стандарты, включая единый «NFC-бренд», и совместными усилиями продвигать его на рынке. И, естественно, это означает для всех игроков существенную экономию на развитии NFC-инфраструктуры.

ПЛАС: Можно ли утверждать, что с появлением единой TSM-платфор- мы будет определен вектор развития NFC-экосистемы в России?

Д. Панфилов: В определенной степени – да. По крайней мере, можно сказать, что в случае появления такой «операторо-центричной» единой платформы TSM существующие на сегодняшний день организационные проблемы в области внедрения платежных NFC-сервисов, когда каждый участник проекта «тянет в свою сторону» – разрабатывает свои стандарты, бизнес-процессы, – будут устранены.

Что касается потенциальных участников совместного предприятия, то подчеркну, что они кровно заинтересованы в недискриминационном и свободном доступе к такой TSM-платформе как банков, так и российских и международных платежных систем. Только широкое партнерство игроков из самых разных ниш рынка может обеспечить коммерческий успех NFC-платежам в России.

ПЛАС: Существуют ли у банков опасения, согласно вашему широкому переговорному опыту, что в предлагаемой модели собственниками пространства на SIM-карте будут являться операторы?

Д. Панфилов: SIM-карта и ее память действительно являются собственностью оператора. В то же время это безопасный модуль хранения информации, который может управляться дистанционно. Мы предлагаем партнерство всем участникам платежной экосистемы, предоставляя свою инфраструктуру, и я полагаю, что все опасения развеет сама жизнь и конкретная бизнес-практика взаимодействия с операторами. Произойдет это тогда, когда банки увидят, что за счет внедрения данной технологии выигрывают все: улучшается потребительский опыт их клиентов, растет оборот по платежным картам, происходит сокращение издержек за счет отсутствия необходимости эмитировать и обслуживать физические носители банковских продуктов (карты) и т. п.

Несомненно, стимулируя NFC-платежи, операторы инвестируют в инфраструктуру, в закупку специальных UICC SIM-карт, N-Flex антенн (стоимость которых мыпокадотируем для потребителя за счет своих собственных средств), в создание и развитие платформы TSM, и т. п. Естественно, мы предполагаем возврат сделанных инвестиций. Наша задача заключается в том, чтобы в реализации данной технологии не было недовольных и выиграли все участвующие стороны.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 6 (193) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.