Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

NFC-модуль: ключ к развитию мобильных платежей

(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)

03.06.2013 Количество просмотров 5583 просмотра
Илья ФедорушкинДля Samsung сфера мобильных платежных решений является стратегически важной, и NFC – один из основных драйверов ее развития

Илья Федорушкин, руководитель подразделения B2B Mobile компании Samsung в России

В продолжение цикла интервью с ведущими игроками рынка NFC-решений в России – сотовыми операторами и вендорами мобильных устройств – журнал «ПЛАС» побеседовал с Ильей Федорушкиным, руководителем подразделения B2B Mobile компании Samsung в России, который поделился своим видением текущей ситуации с внедрением мобильных платежей на основе технологии NFC, а также планами производителя в этом направлении.

ПЛАС: Как сегодня выглядит спектр решений глобальной структуры Samsung в области NFC-решений? Как вы оцениваете перспективы развития линейки устройств с NFC-модулями?


И. Федорушкин:
Диапазон мобильных устройств в портфеле Samsung, как вы знаете, весьма широк. Отмечу, что на любое устройство из нашего ассортимента, будь то телефон, смартфон или планшет, технически возможно установить NFC-модуль. Другой вопрос, что каждое региональное подразделение Samsung, исходя из совокупности различных рыночных факторов, выбирает для себя, на какие именно устройства целесообразно устанавливать NFC-модуль. В настоящий момент на российский рынок поставляются 2 NFC-совместимых мобильных гаджета: это смартфон Samsung Galaxy S3 и устройство, занимающее оригинальную конвергентную нишу между смартфонами и планшетами, – Samsung Galaxy Note 2. 
На других локальных рынках, где присутствует компания Samsung, количество NFC-совместимых моделей иное, и определяющим фактором здесь является степень востребованности и распространенности NFC-платежей.
Несмотря на то, что NFC является тем трендом, на который большинство экспертов возлагает основные надежды по «мобилизации» платежей, сегодня в мире нет ни одной страны, где мобильные NFC-платежи были бы распространены настолько широко, чтобы хотя бы потеснить «контактные» карточные платежи. В немалой степени это связано с тем, что отрасль в целом пока не может определиться с ответом на вопрос о первичности спроса и предложения. С одной стороны, у производителей мобильных устройств есть основания ждать, пока распространение бесконтактных POS-терминалов и банкоматов с NFC-модулями станет выше, чтобы именно к этому моменту вывести на рынок больше мобильных устройств с поддержкой NFC. 
устройства Samsung, имеющие NFC-модульС другой стороны, разорвать этот заколдованный круг способны и вендоры, увеличив количество поставляемых на рынок смартфонов и планшетов, поддерживающих NFC, и тем самым – число потенциальных плательщиков. Очень важно то, что инсталляция NFC-модуля не является основанием для увеличения стоимости смартфона или планшета. Таким образом, ценовой или технологической проблемы в NFC-модернизации мобильных устройств для вендора сегодня не существует, и это является лишь вопросом востребованности таких телефонов на конкретном рынке. То, что у нас отнюдь не все модели оснащены NFC-модулями, не говорит о том, что мы не верим в NFC-платежи в России. 
 
ПЛАС: Сегодня, и особенно это характерно для американских СМИ, стали распространены заявления, что конкурентом NFC может выступить технология платежей по QR-коду. В России отдельные участники рынка также высказывали похожие мнения. Что думаете вы о перспективах QR-кодов в деле развития индустрии мобильных платежей? 
 
И. Федорушкин: Я верю в технологию платежей по QR-кодам значительно меньше, чем в NFC. Во-первых, для QR-кода в отличие от NFC существует ряд ограничений с точки зрения процесса считывания – в случае торговых сканеров это требует дорогостоящего оборудования, и при этом вовсе не факт, что считывание пройдет успешно (угол наклона, поворот, мерцание экрана и другие факторы могут помешать этому). Во-вторых, для того чтобы QR-код вывести на экран смартфона, потребителю нужно совершить ряд дополнительных действий, и это менее удобно с точки зрения оперативности транзакции по сравнению с платежом по карте в POS-терминале или с отправкой премиального SMS-сообщения, не говоря уже об использовании технологии NFC. Поэтому мне представляется, что даже без учета исключительной небезопасности платежей на основе считывания QR-кодов само их распространение выглядит достаточно утопично. 
 
ПЛАС: Считаете ли вы справедливым мнение некоторых участников рынка, что прежде чем массово продвигать NFC-платежи в торговой рознице, потребителя необходимо сначала «приучить» к технологии, упирая на коммуникационные возможности NFC и выпуская различного рода NFC-совместимые аксессуары? 
 
И. Федорушкин: Компания Samsung, безусловно, заинтересована в развитии как платежных, так и коммуникационных функций, которые предоставляет технология NFC. Но наш фокус – это создание бизнес-решений на основе NFC. В частности, сегодня мы вовлечены в проект создания MDM-систем, которые разрабатывают наши партнеры из НИИ СОКБ (Научно-исследовательского института средств обеспечения комплексной безопасности). В данном проекте NFC-метка используется в качестве пропуска работника компании, в которой существует ряд серьезных требований по безопасности и сохранению коммерческой тайны. Получив сведения о том, что сотрудник с NFC-меткой на рабочем пропуске проследовал на территорию компании, MDM-система удаленно перехватывает управление мобильным телефоном сотрудника, зарегистрированным в системе, отключая записывающие устройства – камеру и диктофон. Когда сотрудник покидает рабочую зону, эти функции автоматически восстанавливаются. Отпадает необходимость «отбирать» у сотрудников телефоны на входе, обеспечивая их безопасное хранение, отсутствие доступа посторонних и т. д. И таких вариантов различного применения коммуникационной, «неплатежной» составляющей NFC в бизнесе – огромное количество. Замечу, что еще одним мощным драйве- ром, который готовит «эру NFC» в B2B-сегменте, является растущая популярность mPOS-терминалов. Мы ведем активную работу на данном рынке и будем прилагать все наши усилия, чтобы наполнить рынок mPOS NFC-совместимыми решениями. 
Устройства с NFC-модулем
Сейчас на в Россию поставляются 3 мобильных устройства Samsung с NFC – Galaxy S3, новый Galaxy S4 и Galaxy Note 2

ПЛАС: Неоднократно замечено, что производители мобильных телефонов с NFC не слишком активно продвигают или не продвигают вовсе эту функцию в рекламе и POS-материалах. В чем причина? 

И. Федорушкин: Не будем забывать, что производители мобильных устройств в первую очередь работают на рынке B2C. А до запуска массовых коммерчески успешных NFC-проектов вероятность того, что наличие NFC-модуля увеличит привлекательность мобильного устройства для конечного потребителя, крайне невысока. Ведь что конкретно позволяет NFC-модуль потребителю на сегодняшний день? Несколько «игрушечных» по своей сути функций: в одно касание передать с телефона на телефон файл, подключить гарнитуру, беспроводную зарядку, открыть авто и другие «бытовые» функции, но для этих функций нет никаких специальных требований и настроек. В то же время привязать к платежной системе NFC-телефон можно только с использованием дополнительных функций и настроек, таких, например, как безопасное хранилище сертификатов, защищенный канал передачи данных, цифровая подпись и так далее. Многие эксперты, рассуждая об NFC-телефонах, количестве представленных на рынке моделей с поддержкой данной технологии, необходимости их продвижения, забывают о том, что само по себе наличие NFC-модуля в устройстве вовсе не является ключом к развитию мобильных платежей. Таким ключом является как раз наличие в телефоне необходимых эле- ментов безопасности. И если мы окинем взглядом современный мобильный рынок, то обнаружим, что мобильных устройств с поддержкой NFC уже достаточно много, но аппаратов с secure element, напротив, предлагается крайне мало. Еще один момент заключается в том, что с точки зрения рынка B2C даже реализованная возможность бесконтактных платежей с мобильного аппарата все равно является для потребителя менее важной, менее «цензовым» фактором, чем, к примеру, количество мегапикселей в камере телефона.
NFC-платежи

ПЛАС: Каковы планы Samsung по имплементации ЭБ в свои NFC-совместимые телефоны? 

И. Федорушкин: В нашей новой «топовой» модели премиальной линейки смартфонов GALAXY – в Samsung GALAXY S4, продажи которой в России стартовали 26 апреля, secure element изначально будет не только встроен, но и уже готов к привязке к нему банковских карт, поскольку данный мо- дуль сертифицирован международными платежными системами. Иными словами, это решение полностью готово к использованию. 

ПЛАС: Предполагается ли в таком случае и наличие у Samsung собственной платформы TSM (Trust Service Management)? 

И. Федорушкин: С большой степенью вероятности для работы с элементом безопасности Samsung GALAXY S4 нами будет предложена оригинальная платформа Trust Service Management разработки Samsung. Пока что данный вопрос находится в стадии окончательной проработки. Но в теории иерархически логичнее, если мобильное устройство работает с оригинальной TSM-платформой, которая далее интегрируется с Trust Service Management платежных систем. Так, по крайней мере, это будет реализовано на других рынках, для России, повторюсь, эти вопросы пока еще прорабатываются. В любом случае, развеивая возможные опасения участников рынка, подчеркну, что, предлагая свою платформу Trust Service Management, мы предлагаем лишь готовую и сертифицированную технологическую платформу, не более того. Комиссионные сборы за транзакции не являются нашим профильным бизнесом и вообще сферой наших интересов как таковой.

ПЛАС: Существует ли у Samsung какая-либо выработанная стратегия в части создания стратегических партнерств по продвижению NFC-платежей в мире в целом и в России в частности?

И. Федорушкин: Мы видим основную перспективу развития NFC-платежей и в мире, и в России прежде всего в кооперации с международными платежными система- ми и в создании полноценной экосистемы. Буквально несколько месяцев назад мы начали активное взаимодействие с компанией Visa в России по вопросам развития мобильных платежных технологий, заключив стратегический альянс Visa – Samsung. Сегодня, на наш общий взгляд, очень важно сначала создать в России некую «пилотную зону» для NFC-платежей (или даже несколько таких зон), где можно было бы отрабатывать конкретные технологические решения и бизнес-модели, схемы взаимодействия вендоров, операторов, банков, платежных систем, агрегаторов мобильных платежей и др. В мире уже существует достаточно много вариантов внедрения NFC-платежей, которые принципиально возможно

реализовать, и пора начать проверять их жизнеспособность на практике. 

ПЛАС: На Олимпиаде в Лондоне Samsung и Visa совместно продвигали бесконтактные платежи и модель Galaxy SIII с NFC. Не планируете ли вы реализовать такой совместный NFC-проект на зимней Олимпиаде в Сочи?

И. Федорушкин: Очень правильный вопрос! Действительно, сегодня соответствующие перспективы мы обсуждаем с нашими партнерами, ведутся активные Мобильных устройств с поддержкой NFC на рынке уже достаточно много, но крайне мало апппаратов с secure element Secure element в Samsung GALAXY S4 изначально уже готов к привязке к нему банковских карт и сертифицирован между- народными платежными системами БЕСКОНТАКТНЫЕ ТЕХНО ЛОГИИ ПЛАС №6 [193] июнь 2013 25 переговоры. Отмечу, что среди спонсоров зимней Олимпиады-2014 есть немало компаний, с которыми можно реализовать интересные NFC-проекты.
NFC-платежи
Samsung попробует сделать Олимпиаду-2014 самыми инновационными и Играми за всю историю зимних Олимпиад

ПЛАС: Вы имеете в виду Visa, с которой у Samsung существует глобальный альянс, и, наверное, Сбербанк, который тоже спонсирует Олимпиаду в Сочи?

И. Федорушкин: Мы пока не готовы обнародовать подробности и состав участ- ников проекта. Действительно, Сбербанк России тоже является одним из партнеров сочинской Олимпиады и крупнейшим банком РФ. Могу лишь подтвердить, что подобные переговоры ведутся, и ведутся с целым рядом партнеров Олимпиады. В настоящий момент мы просчитываем, насколько технология NFC будет интерес- на и востребована для Игр в Сочи и какова будет технологическая схема реализации NFC-платежей. 

ПЛАС: Как сегодня Samsung в целом оценивает различные сегменты российского рынка в плане их готовности к внедрению мобильных платежных NFC-решений? 

И. Федорушкин: Пока я вижу два основных сектора, в которых внедрение NFC-платежей наиболее быстро окупится. Для всех игроков рынка сегодня наиболее интересна прежде всего транспортная отрасль с ее гигантским трафиком. Тем более что в Московском метрополитене и на наземном транспорте уже существует готовая MIFARE-инфраструктура, и «с нуля» здесь ничего делать не потребуется. Можно с уверенностью сказать: для того чтобы рынок NFC-решений стартовал массово и успешно, необходимо начинать с общественного транспорта. Второй такой сегмент рынка – это ресторанный бизнес, представленный предприятиями быстрого обслуживания (сетями кафе, кофеен, закусочных и др.). Для этих ТСП также весьма критична скорость транзакции, от которой во многом зависит трафик покупателей. Я не исключаю, что если большинство предприятий быстрого питания и общественного транспорта освоят NFC-платежи, то это будет та самая «критическая масса», которая запустит необратимый процесс миграции платежных инструментов на мобильный телефон. Вслед за этими двумя секторами рынка быстрыми темпами начнут подтягиваться и остальные индустрии. 
Смартфон Samsung, имеющий NFC-модуль
Samsung видит главную перспективу для NFC-платежей прежде всего в кооперации с международными платежными системами
NFC-платежиСмартфон Samsung, имеющий NFC-модуль

ПЛАС: Ваша оценка перспектив модели SIM-centric, за которую ратуют сегодня российские операторы мобильной связи в качестве основы для распространения NFC-платежей? 

И. Федорушкин: Могу сказать, что для нас как производителя и глобального вендора мобильных решений нет принципиальной разницы между SIM-centric или phonecentric решениями. С одной стороны, если телефон будет использоваться как платежный терминал, для нас это в любом случае плюс. С другой стороны, с учетом того, что у нас есть значительный опыт и практика в разработке и производстве смартфонов с элементами безопасности «на борту», phone-centric модель представляется для нас конкурентным преимуществом, а SIMcentric модель, подразумевающая, что можно работать практически с любым устройством, отчасти является потерей возможности нести флаг лидера. Тем не менее мы уверены, что если в России возобладают SIM-centric решения как основная модель распространения NFC, это никак не скажется на росте наших продаж. Мы знаем, что в наших устройствах достаточное количество конкурентных преимуществ для конечного потребите- ля, чтобы он выбрал наш бренд даже без учета наличия/отсутствия NFC. Так что мы готовы работать по любой из этих моделей, дело лишь за принятием рынком той или иной из них.

ПЛАС: И последний вопрос, тесно связанный с предыдущими. В СМИ появилась информация о ведущихся переговорах в «Большой Тройке» на предмет создания некоего, условно говоря, российского аналога Isis или Oscar. Как вы воспринимаете подобные объединения? Будет ли компания участвовать каким-либо образом в таком проекте, если он будет организован? 

И. Федорушкин: Сама идеология таких объединений выглядит наиболее комфортной именно для конечного потребителя. Вероятно, она менее привлекательна для банков, т. к. не дает широких возможностей для привязки клиента к конкретной кредитно-финансовой структуре. Однако здесь и у банков есть очевидный интерес для участия, заключающийся в увеличении объема транзакций за счет роста мобильных платежей как таковых. В целом, если подобный консорциум нескольких операторов и вендоров будет создаваться, мы, несомненно, примем в нем участие. Для Samsung сфера мобильных платежных решений является стратегически важной, и NFC-модуль – один из основных драйверов ее развития. Поэтому мы поддержим любую здравую инициативу операторов в этой области.

Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 6 (193) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.