Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Банковские павильоны: расширяя границы присутствия

(Нет голосов)

03.06.2013 Количество просмотров 2543 просмотра
Алексей Бовырин,
генеральный директор
 компании SmartContinental
Артем Сотин,
руководитель направления
 компании SmartContinental
Стремительное развитие рынка банковской розницы заставляет кредитные структуры искать оптимальные способы расширения сети отделений. И здесь оптимальными представляются решения, которые позволяют быстро и с минимальными затратами развернуть функциональную и эффективную инфраструктуру обслуживания клиентов. Один из вариантов – использование банковских павильонов и электронных микроофисов в качестве альтернативы открытию дорогостоящих традиционных отделений. 


Электронный микро-офис в павильоне базируется на банкоматах ITM, позволяющих общаться с клиентом по видеосвязи
Развитие розничной инфраструктуры на российском рынке идет опережающими темпами — по данным Банка России, сейчас в стране действует более 1 млн банкоматов, POS-терминалов и других терминальных устройств, обслуживающих банковские карты. К концу 2012 года число держателей банковских карт достигло 239 млн человек, причем доля активных карт за год выросла с 65 до 75%. На этом фоне очевидно: от того, насколько быстро и гибко банк сможет предоставить своим клиентам максимально высокий уровень дистанционного банковского обслуживания, будет зависеть его конкурентоспособность. При этом на фоне динамичного развития систем интернет- и мобильного банкинга сети устройств самообслуживания продолжают оставаться одним из наиболее востребованных каналов ДБО. 

На открытие нового отделения капитальной застройки у банка уходит в среднем не меньше 3,5 месяцев, при этом расходы на его запуск окупаются не менее чем за 2 года. Экономически эффективная альтернатива открытию отделения банка – установка павильона для банкоматов или электронного микроофиса. При сопоставимой стоимости эксплуатации развертывание банкоматной сети, оснащенной такими павильонами, обходится в среднем в 2,5 раза дешевле и в 12–15 раз быстрее, поскольку отдельный павильон является конструкцией с высокой степенью заводской готовности и не требует проведения капитальных строительных работ при монтаже. 


От того, насколько быстро банк сумеет построить максимально разветвленную и доступную клиенту сеть, будет зависеть успех конкурентной борьбы
Таким образом, с минимальными затратами на установку модуля банк может в кратчайшие сроки значительно расширить собственную сеть обслуживания. Причем устанавливать павильоны можно в таких местах, где открытие даже небольшого отделения было бы делом весьма хлопотным, а то и экономически нецелесообразным. Например, в повсеместно строящихся сегодня жилых комплексах, спальных районах, военных городках и на территориях промышленных объектов. Одной из немаловажных особенностей является возможность при необходимости перемещать павильоны на другое место, что позволяет сэкономить значительные денежные ресурсы. Подобное решение позволяет оперативно увеличить продажу банковских продуктов и продемонстрировать высокий уровень обслуживания клиентов, а также обеспечивает банку защиту инвестиций. 

В настоящее время на российском рынке представлено не так много подобных решений, а большая часть имеющихся учитывает далеко не все важные для работы банков факторы. В частности, чтобы применение банковского павильона было экономически оправдано, он должен быть спроектирован с учетом требований производителей устройств самообслуживания, обеспечения инкассации, а также сервисной поддержки. Конструкция павильона должна соответствовать требованиям безопасности, а итоговая стоимость владения таким объектом – не превышать разумных пределов.

Техническая реализация

В самом общем виде банковский павильон представляет собой помещение, обеспечивающее постоянный доступ пользователей и персонала, а также круглосуточную бесперебойную работу установленного в нем оборудования. Такая конструкция должна быть оборудована аварийным источником электроэнергии, системой поддержания температурного режима и влажности, в том числе в сервисной зоне, и системой видеонаблюдения. Павильон должен быть оборудован автономной системой пожаротушения и безопасен в использовании, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Универсальность

Срок жизни павильона в среднем составляет 10–15 лет, причем в нем можно устанавливать банкоматы и иные устройства самообслуживания различных моделей и разных производителей. Это позволяет владельцу в случае необходимости заменить установленный в павильоне АТМ. В таком павильоне также можно развернуть электронный микро-офис на базе отдельных банкоматов ITM (Interactive Teller Machine) работающих с помощью удаленного оператора и позволяющих общаться с клиентом по видеосвязи. Один оператор может поддерживать до семи ITM (такое количество электронных микроофисов приходится на одного оператора в США) оснащенных сканером паспорта и системой верификации подписи клиента или отпечатков пальцев. Помимо стандартных для ATM операций, в микроофисе доступно удаленное открытие счетов новому клиенту, в том числе кредитных.

Безопасность

С постоянным увеличением парка банкоматов растет и количество случаев их взлома или повреждения. По данным компании SmartContinental, в 2011 году было вскрыто около 60 банкоматов, а в минувшем году 2012 году – уже более 380 устройств. Примерно в 82% случаев физическим атакам подвергаются банкоматы с передней загрузкой. Даже использование сейфов 3-го класса защиты не гарантирует в таких моделях сохранности денежных средств. В тех же случаях, когда денежные средства были сохранены, сам банкомат получал значительные повреждения сейфа, что приводило к необходимости дорогостоящего ремонта или полной замене оборудования, длительному простою оборудования и неработоспособности точки обслуживания.

Максимально снизить вероятность взлома или серьезного повреждения можно только установкой АТМ в правильно спроектированное помещение повышенного класса стойкости ко взлому и защи- щенным доступом к двери сейфа – его наиболее уязвимой части.

Таким образом, банкомат с сейфом 1-го класса, установленный в защищенном помещении, исключающем доступ к передней двери, становится более устойчивым ко взлому, чем банкомат с сейфом 3-го класса, установленный в незащищенном. Такой вариант установки банкомата защищает его не только от взлома, но и предохраняет от повреждения в результате воздействия природных факторов, вандализма, а, значит особенно актуально в удаленных районах и местах со сложными климатическими условиями.

Страхование

Согласно общепринятой практике, для защиты инвестиций владельца банкомата применяется страхование оборудования по ряду распространенных рисков. В случае взлома или механического повреждения АТМ страховые премии покрывают основную часть финансовых потерь его владельца. Однако, анализируя статистику убытков, страховые компании будут увеличивать ставки, а также использовать дифференцированный подход, учитывая тип банкомата, его защищенность и место расположения. Годовая ставка страхового тарифа может изменяться от 0,2% до 1% от застрахованной суммы. При этом установка банкомата в защищенном помещении позволяет снизить расходы на его страхование.

Сервисное обслуживание

Инженерные системы подобных конструкций неприхотливы и требуют довольно редкого в сравнении с самим банкоматом сервисного обслуживания – всего несколько раз в год. При этом одним из немаловажных факторов при обслуживании АТМ является безопасность персонала при проведении процедур сервисного обслуживания или инкассации. Установка АТМ в павильоне позволяет персоналу инкассаторской службы работать в защищенном пространстве, снижая таким образом потенциальный риск нападения.

Работа на перспективу

Все перечисленные моменты делают павильоны и электронные микроофисы незаменимыми в условиях динамичного роста рынка дистанционных банковских услуг. Именно от того, насколько быстро банк сумеет построить максимально разветвленную и доступную клиенту сеть, будет зависеть успех конкурентной борьбы. В настоящее время компанией SmartContinental разработан ряд моделей, отвечающих указанным требованиям. Такое оборудование позволит банкам развернуть инфраструктуру обслуживания в ранее труднодоступных местах – в спальных районах города, в сложных климатических зонах, эффективно расширяя область своего присутствия и становясь по-настоящему ближе к клиенту


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 6 (193) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?