Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

2013-й – переломный год для «бесконтакта» в РФ

(Нет голосов)

08.07.2013 Количество просмотров 1839 просмотров
Сегодня Россия – «развивающийся» платежный рынок: уже не «начальная стадия», но, конечно же, пока еще и не полностью «развитый»
Стивен Паркер, генеральный директор Visa в России и СНГ и странах Юго-Восточной Европы.

Журнал «ПЛАС» уже далеко не в первый раз встречается со Стивеном Паркером, генеральным директором Visa в России и СНГ и странах Юго-Восточной Европы, чтобы поделиться с читателями его оценками состояния и прогнозами развития российской и мировой платежной индустрии. В этот раз особый акцент в нашей беседе был сделан на такие инновационные тренды, как бесконтактные мобильные платежи и ряд других перспективных направлений.
ПЛАС:Что вы могли бы сказать о тех тенденциях, которые сегодня доминируют на платежном рынке России? Какие из них являются определяющими – внешние, глобальные или же внутренние? Какие качественные показатели, на ваш взгляд, наиболее ярко их демонстрируют?
С.Паркер: Прежде всего, когда мы рассуждаем о рынках разных стран и регионов, следует иметь ввиду, что существует четкая классификация стадий их развития. Так, мы различаем «рынки на начальной стадии развития», «развивающиеся» и «развитые» рынки платежных услуг. По мере того как платежный рынок становится более развитым, развивается и инфраструктура приема карт, в повседневных расчетах населения все чаще используются карты, усиливается степень интеграции новых технологий в платежный бизнес. Таким образом, ключевым фактором, который определяет, что представляет собой платежный рынок в тот или иной момент, является его стадия развития. Для нас очевидно, что сегодня в России имеет место именно «развивающийся» платежный рынок: это уже не «начальная стадия», но, конечно же, это пока еще и не полностью «развитый» рынок.
Мы активно содействовали расширению сферы приема платежных карт в ключевых сег­ментах ритейла (из недавних примеров – АШАН и McDonald’s)

Второе, что хотелось бы отметить, – это роль новых технологий для рынков разных типов. Наибольшее влияние процесс проникновения новых технологий в экономику (мобильные телекоммуникации, интернет и т. п.) оказывает на рынки двух крайних сегментов этого спектра: на рынки на начальной стадии развития и на развитые рынки. На развивающиеся же рынки влияние новых технологий не так заметно, как в первых двух случаях. Приведу пример. Так, в условиях развитого рынка имеет место конвергенция, то есть взаимопроникновение социальных сетей, поисковых служб, каналов платежей. При этом наиболее ценной для участников рынка становится не сама сделка как таковая, а именно та ее часть, которая включает в себя информацию и данные о поведении клиента. Причина, по которой многим финансовым учреждениям интересно работать с социальными сетями, заключается в том, что те могут предоставить информацию о поведении участника в контексте совершения сделок, – и банки ожидают, что эта информация поможет им увеличить прибыли. Таким образом, названная конвергенция технологий в условиях развитого рынка, особенно в США и, в несколько меньшей степени, в Западной Европе, Австралии и Юго-Восточной Азии, приводит к появлению новых участников на платежном рынке, росту электронной и мобильной коммерции и т.д. Но главное, это формирует такую модель рынка, где конечный потребитель поставлен во главу угла и может четко контролировать свои действия.
На другом конце рассматриваемого нами спектра, т.е. в условиях рынков, находящихся на начальной стадии развития, где отсутствует базовая банковская инфраструктура,– например, в таких странах, как Кения и Руанда,– мобильные технологии начинают выполнять замещающую функцию: они «берут на себя» те секторы экономики, которые не обслуживаются традиционными банковскими услугами: платежи, выдача наличных и тому подобное.
Россия сегодня представляет собой гибридный рынок, где уровень развития серьезно различается от региона к региону. Так, Москва, несомненно, является развитым рынком, а большинство других регионов РФ имеют, скорее, черты платежных рынков на начальной стадии развития. Основная, на мой взгляд, проблема нынешнего этапа развития состоит в том, что здесь слабо развит, в том числе, рынок электронной коммерции. Традиционная платежная система также пока находится не в «развитой» стадии, и рост проникновения мобильных технологий делает мобильные платежи одной из важных перспектив такого развития в России.

Что касается трендов, характерных для развитых платежных рынков, то в России мы наблюдаем достаточно устойчивый рост использования традиционных банковских карт. Смею надеяться, что Visa сыграла в этом процессе определенную роль – роль катализатора. Это выразилось, в частности, и в том, что мы активно содействовали расширению сферы приема платежных карт в ключевых сегментах ритейла (из последних примеров можно назвать АШАН и McDonald’s). Это отчасти стало возможным за счет сегментной дифференциации межбанковских комиссий. Последняя мера была призвана создать для всех участников платежной цепочки такие условия, при которых преобразование наличного оборота в безналичный создает новые платежные потоки и новые источники дохода для каждой из сторон.

Важно, что увеличение использования платежных карт является показателем проникновения безналичных расчетов в сферу повседневных расходов населения. По нашим оценкам, на долю электронных платежей здесь приходится около 15% от общего объема таких трат, и мы наблюдаем устойчивый рост этого показателя.

Стоит учитывать, что Россия все еще занимает одно из первых мест по темпам роста объемов безналичных платежей только потому, что оборот наличных средств здесь все еще очень велик, и, соответственно, огромен сам потенциал замещения. Но если говорить о наших оценках, то в целом по продуктам Visa за последние два года мы наблюдаем рост объемов безналичных транзакций между 50% и 60%, что представляется большим успехом. При этом хотелось бы отметить, что Visa уже в июне 2013 года перейдет рубеж в сто миллионов карт, выпущенных на российском рынке. К этому событию приурочен и планируемый визит Чарльза Шарфа (Charles W. Scharf), генерального директора Visa Inc., в Россию.

ПЛАС: Как бы вы могли охарактеризовать технологические тренды российского рынка, которые определяют его сегодняшнюю специфику?

С.Паркер: Если говорить о трендах российского рынка в технологическом отношении, то можно отметить, что сегодня мы наблюдаем интересный феномен роста популярности различных небанковских «электронных кошельков». Как мне кажется, изначальная ситуация, благоприятствовавшая появлению и развитию этой экосистемы, характеризовалась тем, что банки демонстрировали несовершенную систему аутентификации клиентов при использовании банковских карт в среде e-commerce. В условиях повышенных рисков это приводило к высокому проценту отклонения операций.

С ростом потребности населения в интернет-торговле и готовности потребителей тратить в этом канале все больше, традиционных банковских услуг стало недостаточно для удовлетворения этого спроса. Именно это обстоятельство, как мне кажется, послужило причиной взрывного роста популярности альтернативных способов оплаты с использованием «электронных кошельков», который мы наблюдаем в России.

Таким образом, можно констатировать, что электронная коммерция в отношении способов совершения платежей получила в России совсем иной вектор развития, чем в Европе и США. Данная ситуация, в частности, побудила нас в прошлом году к тесному сотрудничеству с QIWI (проект Visa Qiwi Wallet), результаты которого демонстрируют резкое увеличение числа активно используемых предоплаченных карт Visa: это отвечает текущему тренду потребительских настроений на упрощение интернет-платежей.

В то же время я верю, что с приходом новых игроков – таких как Amazon, eBay, iTunes – на российский платежный рынок и на рынок электронной коммерции мы увидим рост карточных транзакций в сфере e-commerce. Но и самим банкам еще нужно серьезно поработать над своими технологиями для электронной коммерции, чтобы добиться большей надежности при проведении транзакций и одновременно обеспечить возможность ТСП и потребителям совершать больше сделок.

Развитие мобильных платежных технологий в России всегда шло достаточно быстрыми темпами. В немалой степени этому способствовали изначальные условия: в России не было чеков, а карточный рынок на момент прихода мобильных технологий в России был еще недостаточно развит. Сегодня российские потребители уже привыкли использовать мобильные устройства для проверки баланса и получения информации по счету, для платежа по шаблонам, транзакций e-commerce, и т. д.

Я полагаю, что мы увидим в России и дальнейшее развитие в сфере данных технологий, которое, вероятно, будет иметь гибридные черты – с одной стороны, особенности, характерные для платежных рынков начальной стадии развития, с другой – характерные для развитых рынков. Пока что, как я вижу, это развитие происходит не так быстро, как в случае США или Великобритании, но проблема здесь, скорее всего, лежит не в российской специфике.

Одна из причин торможения развития мобильных платежных технологий во всем мире заключается в том, что отрасль до сих пор не сумела выработать единых стандартов. Например, одна из спорных тем – как использовать мобильное устройство для расчетов в офлайновых точках продаж. Дискуссия здесь идет о праве контроля того или иного участника платежной экосистемы над Secure Element – элементом безопасности. Таким образом, одна из проблем, стоящих на пути развития мобильных технологий в целом, заключается в том, что индустрия находится на достаточно сложном пути выработки единых правил и стандартов, а также согласования экономической модели, взаимоприемлемой для всех участников экосистемы мобильных платежей.

ПЛАС: Совсем недавно Центральный банк России напомнил, что платежи за товары и услуги в адрес третьих лиц с абонентского счета мобильного телефона по-прежнему являются незаконными. Какова ваша точка зрения на желаемый баланс интересов операторов и банков в экосистеме мобильных платежей?

С.Паркер: Если говорить о стратегическом видении, то мы верим в модель, при которой в основе экосистемы мобильных платежей остаются банки. Нет сомнений, что операторы мобильной связи прекрасно разбираются в мобильной телефонии, понимают нюансы пользовательского опыта и т. д., но при этом они отнюдь не банки в контексте управления ликвидностью, управления рисками, связанными с капиталом, и т. п. Именно по этой причине на большинстве рынков регулирующие органы относятся к платежам со счета мобильного телефона с той или иной степенью осторожности.

Так происходит даже на тех платежных рынках стран Африки, где некоторые финансовые услуги появились изначально в мобильной форме и исключительно в таком виде. Даже там регулирующие органы не верят, что мобильные операторы могут исполнять функции банков, и полагают, что существует системный риск: операторы могут превратиться в этакие crazy banks. Принимая во внимание названные причины, мы считаем, что сетевая модель организации мобильных платежей, основой которой являются банки, – на сей день самая надежная из существующих.

ПЛАС: Как вы оцениваете текущую ситуацию с проектами информатизации госуслуг и перевода платежей населения по ним в электронный вид?

С.Паркер: Думаю, мы уже говорили о том, что платежный рынок должен быть открытым, и, если говорить откровенно, то наша позиция состоит в том, что чем больше игроков на рынке, тем сильнее рынок, поскольку клиенты становятся более опытными. Мы неоднократно выражали на встречах с различными государственными органами свое видение ситуации в данной сфере. На наш взгляд, оптимальный путь для налаживания системы обслуживания электронных платежей за государственные услуги заключается в задействовании для этих целей существующей платежной банковско-ориентированной инфраструктуры, поскольку это существенно снижает расходы, и потребители уже привыкли к этой системе. Следуя данной логике, путь, по которому идет большинство государств, – это использование существующих у банков и платежных систем механизмов электронных платежей при предоставлении потребителю выбора наиболее подходящей для них платежной модели: оплата через банковские счета, через почтовые отделения, с помощью платежных карт, через электронные системы оплаты и т. п. В условиях большого количества игроков на рынке все его участники будут стараться предложить потребителю наименее затратную и наиболее удобную для него схему оплаты государственных услуг, а у потребителя возникает пространство для выбора и маневра своим временем и финансовыми ресурсами. Мы надеемся, что в области платежей за государственные услуги наша точка зрения будет услышана всеми участниками экосистемы.

ПЛАС: Ваше отношение к попыткам вновь поднять вопрос о пересмотре формулировок Закона о «Национальной платежной системе» для того, чтобы создать закрытую внутреннюю систему с собственным процессингом на территории РФ?

С.Паркер: В России существует прекрасно отлаженная платежная система. Она состоит из сотен банков – эмитентов и эквайеров платежных карт, торгово-сервисных предприятий, поставщиков оборудования и программного обеспечения и ряда других структур. Это очень живая, эффективно функционирующая и при этом подлинно «российская национальная» система во всех ее аспектах. И создавать какую-либо «новую» российскую национальную платежную систему, на мой взгляд, не стоит. Хотя бы потому, что она уже существует.

ПЛАС: Вернемся к технологиям. Какую роль отводит сегодня Visa в своей деятельности на российском рынке продвижению бесконтактных платежей? Сколько сегодня в целом эмитентов и эквайеров бесконтактных карт Visa payWave в России? Каковы дальнейшие планы развития сети приема бесконтактных платежей с помощью технологий Visa?

С.Паркер: Действительно, сегодня и в Европе, и частично в Азии налицо мощный тренд развития бесконтактных платежных технологий. Это объясняется как несомненной простотой и удобством бесконтактных способов оплаты для потребителей, так и тем, что это один из весьма перспективных потенциальных путей к созданию среды для использования мобильных платежных технологий в офлайновых точках продаж.

В прошлом году Visa сделала достаточно масштабные инвестиции в развитие бесконтактных технологий в России в рамках сотрудничества с банками – эмитентами бесконтактных карт. Сегодня на российском рынке 14 банков сертифицировались на выпуск карт payWave и 13 банков являются эквайерами таких карт. Еще 7 банков-эмитентов и 8 банков-эквайеров Visa payWave выйдут на рынок в ближайшие месяцы.

В целом мне кажется, что к концу текущего года в отношении технологии payWave картина российского рынка значительно изменится, т. к. ряд эмитентов планирует масштабные проекты выпуска этих карт. Кроме того, в июне была запущена большая рекламная кампания на телевидении, в которой речь идет о бесконтактных возможностях карт Visa. В ее рамках мы продвигаем несколько банков-эмитентов payWave. Итак, 2013-й – очень интересный, а по сути – переломный год для бесконтактных решений Visa в России.

Что касается внедрения Visa payWave в торговом и топливном ритейле, то и в прошлом, и в нынешнем году мы сотрудничаем с такими крупными сетями как «Седьмой Континент», StarBucks, «Перекресток», «Азбука Вкуса» и BP. Количество ритейлеров в России, принимающих платежи с использованием бесконтактных технологий, растет с каждым днем. Мы планируем, что к концу 2013 года карты Visa payWave будут принимать большинство крупных сетей ресторанов быстрого обслуживания в России.

ПЛАС: Как Visa сегодня может оценить ситуацию с проникновением бесконтактных платежей и платежей по банковским картам на транспорте? Какие усилия компания прикладывает в этом направлении?

С.Паркер: Как вы могли заметить, мы все больше вовлечены в самые различные проекты, связанные с бесконтактной оплатой проезда, будь то РЖД, московское такси и др. В отношении распространения бесконтактных платежей для оплаты проезда на транспорте можно констатировать наличие сформировавшегося интереса государства, направленного на увеличение доли безналичных платежей в экономике.

Из наших недавних достижений в транспортной сфере укажу на объявление Департамента транспорта Москвы о планирующемся внедрении использования бесконтактных карт Visa для оплаты проезда на Московском метрополитене.

Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с российскими государственными органами, предлагая те или иные решения в области развития бесконтактных платежей на транспорте. Тем более что у Visa есть много положительных примеров такого сотрудничества по всему миру, – это Малайзия, Турция, Сингапур и в особенности Великобритания, где Visa совместно с департаментом общественного транспорта городского муниципалитета Лондона участвовала в развертывании проекта бесконтактной оплаты проезда. Результатом проекта стал хотя бы тот факт, что уже 20% всех платежей в лондонских автобусах совершаются с помощью наших бесконтактных технологий.

В Турции бесконтактные карты payWave используются для оплаты проезда на пароме через Босфор, подобные проекты мы реализовывали и в Куала-Лумпуре. Сегодня в Москве мы также принимаем участие в пилотном тестирования подобных систем оплаты, в частности – на Аэроэкспрессе.

ПЛАС: Какова будет роль вашего недавнего альянса с Samsung в продвижении мобильных NFC-платежей на российском рынке? Можете ли вы озвучить ближайшие планы Visa по этому направлению?

С.Паркер: Как вы справедливо заметили, Visa и Samsung в 2013 г. объявили о глобальном альянсе, который предполагает возможность использования технологии Visa payWave для осуществления платежных функций на NFC-устройствах Samsung. В рамках этого соглашения целый ряд моделей данного производителя будет содержать предустановленное платежное приложение Visa payWave для совершения бесконтактных платежей с помощью телефона.

Кроме того, Visa предлагает сервис Visa Mobile Provisioning Solutions, который упрощает построение NFC-экосистемы и объединяет между собой ее участников, а именно: владельцев элементов безопасности (мобильные операторы, производители мобильных телефонов), сервис-провайдеров (банки, транспортные компании, операторы программ лояльности) и операторов мобильных кошельков. В настоящее время в России идут переговоры с несколькими банками. Пока мы не можем назвать конкретные банки и сроки реализации проектов.

Следующий шаг на пути развертывания сети приема карт и мобильных устройств с бесконтактной технологией Visa payWave – программа Visa Ready, которая рассматривается нами прежде всего как способ ускорить развитие этого рынка. Суть программы состоит в том, чтобы осуществить заблаговременную предварительную сертификацию операторов, мобильных устройств или мобильных платежных терминалов, что позволит впоследствии вывести их решения и сервисы на рынок как можно быстрее.

Visa поддерживает развитие и других вариантов использования мобильных устройств для принятия платежей, в частности в бизнесе – т. н. mPOS-решения. Как вы знаете, мы оказали содействие пяти таким проектам, пилотные испытания которых сегодня ведутся банками и операторами в регионах и в Москве. По сути это уже готовые программы, сертифицированные Visa. При этом многие новые разноплановые мобильные платежные сервисы с участием Visa будут введены в действие в самом ближайшем будущем.

ПЛАС: Участники рынка закономерно ожидают, что новейшие разработки Visa будут представлены в ходе зимних Олимпийских игр в Сочи, всемирным партнером которых является ваша компания. Какие технологические проекты, связанные с Олимпиадой 2014, Visa реализует или намерена реализовать?

С.Паркер: Как вы знаете, Visa является всемирным партнером Олимпийских игр уже 26 лет. Несомненно, Олимпиада – это прекрасная площадка для обкатки новых услуг и демонстрации инновационных технологий. Так, в Лондоне нашей целью было минимизировать наличные расчеты на Играх за счет реализации целого ряда различных проектов с партнерами. В этом же направлении мы работаем с администрацией г. Сочи и организаторами Игр, стараясь добиться максимального распространения услуг приема безналичных платежей, инвестируя значительные средства для поддержки местных ритейлеров, чья платежная инфраструктура должна будет обеспечивать прием карт Visa.

Мы также гордимся своими достижениями в области электронной коммерции: используя наш ресурс CyberSource, Оргкомитету «Сочи-2014» удалось создать надежную и безопасную электронную платежную среду для функционирования билетного портала Олимпиады. Это первый проект такого рода на Олимпиадах, и он уже демонстрирует отличный результат.

Что касается бесконтактных технологий, отмечу, что Олимпиада в Сочи будет весьма продвинутой в данном отношении: на территории олимпийских объектов все POS-терминалы, а это около 1500 устройств, будут бесконтактными, что, безусловно, позволит стимулировать использование карт Visa payWave. Учитывая, что мы имеем успешный опыт обеспечения бесконтактных NFC-платежей на Олимпиаде в Лондоне, я уверен, что мы отлично справимся с этой задачей и в Сочи. Вероятно, у нас даже получится сделать это в еще более интересной для потребителей форме.

На территории проведения Игр в Сочи мы продвигаем и программу по установке вендинговых автоматов с бесконтактными считывателями карт, которые пока что являются новинкой для российского рынка. Я думаю, что в комплексе все эти меры станут масштабной демонстрацией того, как работают бесконтактные технологии в платежной сфере и насколько они просты в использовании для потребителя.

Традиционно на Олимпийских играх мы ведем ряд проектов с банком – спонсором Олимпиады: в Лондоне им являлся Lloyds TSB, а в Сочи – Сбербанк России. В ряду таких совместных проектов со Сбербанком можно прежде всего упомянуть эмиссию карт с дизайном на олимпийскую тематику; выпуск предоплаченных карт Visa с олимпийской символикой и проект по выпуску благотворительных карт Visa «Олимпийская Команда России» для поддержки олимпийской сборной России.

ПЛАС: В заключение нашей беседы хотелось бы задать вам вопрос глобального характера. Сегодня в деловых СМИ активно обсуждается переход рынка США на карты стандарта EMV. Некоторые аналитики говорят о настоящем перевороте на мировом карточном рынке в связи с этими процессами. Что вы думаете об этом и как оцениваете ситуацию?

С.Паркер: Действительно, сегодня мы можем наблюдать, как огромный рынок карт с магнитной полосой наконец-то начинает переход на чиповые технологии, необходимость в чем уже давно назрела, учитывая, что большая часть Европы и значительная часть Азии практически закончили процессы EMV-миграции.

Я полагаю, что глубинных причин, подтолкнувших американский рынок к этому шагу, как минимум две. Первая состоит в том, что рынок более не может не считаться с распространением мобильных платежных технологий, включая NFC. При этом внедрение NFC подразумевает наличие инфраструктуры для приема чиповых контактных и бесконтактных карт.

Вторая причина заключается в том, что американское законодательство установило такой порядок в отношении претензионной работы по мошенническим случаям, при котором финансовое бремя возмещения потерь клиента от мошенничества ложится в основном на банк, и банки не могут переложить эти потери на плечи потребителей или торгово-сервисных предприятий. Отсюда вытекает необходимость для банков США обеспечить более надежную систему защиты от мошенничества, чем существующая, что, как показывает опыт Западной Европы, в значительной мере достигается EMV-миграцией.

Платежные системы в рамках поддержки процессов миграции банков на EMV предлагают обеспечительные программы и одновременно устанавливают даты Liability Shift (переноса ответственности за мошеннические операции) для банков. Введение последних служит мотивирующим фактором и в отношении торгово-сервисных предприятий, для которых, как и для банков, существует своя собственная программа поддержки перехода на EMV.

Однако я не стал бы говорить о каких-либо революционных изменениях в мире и тем более в России в связи с процессами EMV-миграции на американском рынке. Эта инициатива лишь делает мировые стандарты более согласованными, а также устраняет ряд проблем для американцев, находящихся по делам или на отдыхе вне США. Становится возможным создание более безопасных и максимально надежно функционирующих платежных решений – как для потребителей, так и для торговых точек. Кроме того, данные меры, несомненно, резко снизят общее количество мошеннических операций в США, т. к. побудят американские банки в их стремлении снизить свои убытки от мошенничества серьезнее инвестировать в решения по информационной безопасности.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 7 (194) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?