Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

NFC против конкурентов: чем закончатся бесконтактные войны?

(Нет голосов)

08.07.2013 Количество просмотров 2342 просмотра
С момента своего появления на горизонте бесконтактных мобильных платежей NFC стала любимой темой обсуждения для аналитиков… но не для потребителей
Джулиан Лаулер (Julienne Lauler), специалист по исследованиям в области мобильных финансовых сервисов компании Mondato
Технология NFC возникла как мощный конкурент в среде бесконтактных мобильных платежей, однако ее мировой старт задерживается. Смогут ли мобильные платежи на основе NFC получить общее признание как со стороны торгово-сервисных предприятий, так и со стороны потребителей, или лидирующие позиции здесь займут конкурентные бесконтактные технологии?
NFC изначально рассматривалась как оптимальная технология для идентификации при осуществлении бесконтактных мобильных платежей. Тем не менее на фоне роста систем мобильных платежей с использованием NFC, которую даже успели назвать «будущим мобильных платежей», темпы внедрения данной технологии в розничной торговле значительно замедлились из-за необходимости установки дорогостоящего считывающего оборудования и ограниченного применения среди пользователей. Что нужно сделать, чтобы мобильные платежи с использованием NFC получили массовое распространение? Или же в сегменте бесконтактных платежей начнут внедряться конкурирующие технологии, которые окажутся более популярны?

Общая ситуация с NFC
Сегодня NFC используется во всем мире во множестве различных сегментов – от передачи данных и медиаконтента между мобильными телефонами до идентификации мобильных платежей.
Целый ряд стран, от Турции до Южной Кореи, создали масштабную NFC-инфраструктуру, что привело к появлению самых разнообразных систем мобильных платежей с использованием этой технологии. Тем не менее даже в условиях, когда NFC набрала силу, уровень поддержки этой технологии потребителями и торговыми предприятиями оказался весьма невысок, и NFC по-прежнему напоминает некий модный тренд, а не платежную технологию, способную устойчиво существовать и развиваться в течение долгого периода времени.

Турция – NFC-платежи на базе операторов мобильной связи
Турецкий мобильный оператор Turkcell, разработавший сервис NFC-платежей и запустивший на рынок брендовый телефон с поддержкой NFC, стал одной из первых телекоммуникационных компаний, вышедшей на этот рынок.1
Чтобы обеспечить своему проекту масштабируемость, Turkcell создала масштабную инфраструктуру из розничных предприятий, сетей банкоматов и банков, поддерживающих NFC-платежи. 2
К началу 2013 г. платежная платформа Turkcell привлекла свыше 50 тыс. активных пользователей, а мобильными телефонами с поддержкой NFC пользовались свыше 300 тыс. абонентов. 3
1 http://nfctimes.com/news/turkcell-expand-mobile-wallet-non-nfc-payments-after-slow-nfc-adopton
2 http://www.mondato.com/en/articles/newsletter-vol-4-issue-24-cartes-id-2011-mobile-food-aid-payment-pilot
3 http://blogs.terrapinn.com/mobile-apps/2012/11/19/turkcell-leading-turkish-mobilepayments/?goback=%2Egde_4624260_member_187154196


В то же время, как отмечает Эрги Се- нер (Ergi Sener), управляющий продуктом «мобильный кошелек» в Turkcell, посколь- ку новая технология показала умерен- ный рост, осведомленность населения о ней все еще достаточно низка, поэтому Turkcell начала анализ альтернативных вариантов.

Южная Корея – G2B-партнерство по расширению NFC
В июне 2011 года в Южной Корее участни- ки государственного и частного секторов объединились в Grand NFC Korea Alliance с целью ускорить развитие NFC в масшта- бах страны, координируя одновременный вывод на рынок мобильных телефонов, кассовых терминалов и другой важней- шей инфраструктуры с поддержкой NFC. Пока Альянс работает успешно, а к концу 2012 года операторы KT, SK Telecom и LGU+ продали более 10 млн NFC-смарт- фонов, при этом более двух миллионов человек уже имеют опыт использования своих мобильных телефонов для оплаты проезда на общественном транспорте.5 Несмотря на кампанию национального масштаба, осведомленность широких слоев потребителей и объемы использо- вания NFC-сервисов в стране до сих пор находятся на низком уровне.

находятся на низком уровне. Как утверждает Джон Хек Чун Чон (John Hyuk Jun Jung), представитель KT, в офи- циальном докладе Ассоциации GSM-опе- раторов (GSMA), NFC не получила широ- кого признания потребителей: активными пользователями NFC-сервисов являются лишь от 10% до 20%.6

NFC-платежи в мире – быстрый рост, медленное внедрение
Япония также предприняла серьезные шаги по поддержке интереса к NFC: в эксплуатации находятся свыше 70 млн устройств с поддержкой NFC7 , а мобиль- ные операторы запустили ряд соответ- ствующих платежных сервисов. Тем не менее технология NFC далека от мас- сового распространения и охватывает лишь 15% пользователей мобильных телефонов в Японии, главным образом оплачивающих с ее помощью проезд на общественном транспорте (хотя при этом нельзя забывать, что технология все еще находится на ранней стадии внедрения, поэтому в будущем возможен значитель- ный рост).8 Франция также вышла на передовые позиции по внедрению NFC: телефоны с поддержкой технологии за- няли крупный сегмент рынка – в стране насчитывается около 2,5 млн аппаратов с поддержкой бесконтактной технологии NFC Cityzi.

Помимо перечисленных рынков распро- странения NFC, США, Канада, Польша, Великобритания и Китай также в той или иной степени заинтересовались внедрени- ем NFC-платежей с разной степенью успе- ха. Например, в апреле 2013 г. MasterCard запустила в Канаде свой цифровой коше- лек MasterPass, который будет поддержи- вать использование NFC или QR-кодов; запуск продукта в США и Великобритании также ожидается в нынешнем году. Дру- гая ведущая международная платежная система – Visa, аналогичным образом вошла в сегмент NFC-платежей, создав партнерство с компанией Samsung, с по- мощью которого надеется активизировать мобильные платежи с использованием NFC во всем мире.

Почему внедрение NFC по-прежнему идет так медленно?
С момента своего появления на горизон- те бесконтактных мобильных платежей в 2004 г. технология NFC стала люби- мой темой обсуждения для отраслевых аналитиков, но основная аудитория – потребители – проявила к ней слабый интерес. Однако что помешало перейти на данную технологию как на платежную платформу сегодня, с наращиванием глобальных инвестиций в NFC и все большей открытостью потребителей к использованию своих телефонов для оплаты товаров и услуг?

NFC-платежи: дилемма курицы и яйца
В известной степени проблема заклю- чается в ограниченной доступности поддерживающей инфраструктуры – от мобильных телефонов до кассовых тер- миналов с поддержкой NFC – именно это и затормозило массовое распро- странение технологии. Ситуация стала похожей на дилемму с курицей и яйцом: производители решений и торгово-роз- ничные предприятия ждут появления потребительского спроса, а потреби- тели ждут появления большего числа мобильных телефонов и кассовых тер- миналов с поддержкой NFC. Существу- ющий на рынке ассортимент телефо- нов с поддержкой NFC также оставляет желать лучшего, что ограничивает ин- терес потребителей к этой технологии.

Кроме того, многие потребители про- сто не знают о мобильных NFC-плате- жах: кампании по популяризации дан- ной технологии и маркетингу не смогли вызвать широкий интерес к технологии. На развитых рынках, где иные формы электронных платежей распространены повсеместно, многие потребители все еще не спешат отказаться от привычных банковских карт в пользу новой и непро- веренной технологии.

«Фактор уникальности» и другие преимущества NFC
Несмотря на описанные проблемы, тех- нология NFC все еще остается наиболее конкурентным игроком в сегменте мобиль- ных платежей, и ее расширяющееся вли- яние нельзя не принимать в расчет. При этом многие из основных препятствий для масштабного внедрения NFC постепенно исчезают.

В США, например, по мере того как сеть POS-терминалов будет мигрировать на стандарт EMV, торгово-розничные предприятия смогут модернизировать свои торговые точки и воспользоваться возможностью приобрести новые тер- миналы, уже поддерживающие NFC. Что касается мобильных телефонов, то, по прогнозам, к концу 2014 г. в мире будут обращаться более 500 млн коммуника- ционных устройств с поддержкой NFC.

После внедрения основной инфра- структуры NFC встанет вопрос повы- шения осведомленности потребителей о возможностях NFC-платформ. С од- ной стороны, удобство платежей одним нажатием кнопки выделяет NFC среди остальных технологий и дает ей «фактор уникальности», но как могут поставщики и розничные предприятия донести эти преимущества до потребителей? Как заявил Рон Картер, старший менеджер по продукту «мобильный кошелек» бри- танской компании Proxama, специали- зирующейся на NFC-коммерции, «спрос на платежи будет зависеть от использо- вания NFC в маркетинговых кампаниях, в которых потребитель сможет получать мгновенное вознаграждение или поощ- рение». Например, торгово-сервисные предприятия могут предлагать купон или скидку, когда потребители будут прикла- дывать мобильное устройство к NFC-тэгу на постере или дисплее POS-терминала. «Приучение потребителей к повседневно- му использованию NFC-технологии приве- дет к успешному развитию бесконтактных платежей», – добавляет Р. Картер.

За рамками NFC – следующее поколение технологий бесконтактных мобильных платежей
В то время как игроки сегмента мобиль- ных NFC-платежей стремятся создать масштабную инфраструктуру и стимули- ровать потребительский интерес, в ли- деры могут незаметно выбиться аль- тернативные технологии бесконтактных платежей. На фоне резкого роста спроса на бесконтактные мобильные платежи сегодня возникло новое поколение таких альтернатив, от QR-кода до звуковой идентификации.

Мобильные платежи с использованием визуальных кодов
Безопасные визуальные коды – от QR-ко- дов до штрихкодов – не являются новин- кой в сфере мобильной коммерции. Они уже используются торгово-розничными предприятиями для улучшения взаимо- действия с потребителями через их мо- бильные телефоны – от предоставления информации о товаре до рекламы новых программ лояльности.

Тем не менее все больше игроков от- расли обращают внимание на альтер- нативу NFC – QR-код и иные варианты, которые могут использоваться для осу- ществления бесконтактных мобильных платежей как в обычных магазинах, так и при покупках онлайн. Преимуществ у этих технологий предостаточно – их производство на порядки дешевле, чем выпуск NFC-тэгов, они распознаются большинством смартфонов и планшет- ных компьютеров, а также могут быть легко интегрированы в существующие процессинговые центры.

Сеть кофеен Starbucks можно похвалить за проявление инициативы по масштаб- ному внедрению этого тренда – разра- ботку платформы мобильных платежей на основе штрихкода для использования в своих кофейнях на территории США. Внедрение этой технологии, помимо пар- тнерства с компанией Square, начатого в 2012 г., уже окупилось для этой сети, 10% выручки которой поступает именно по «мобильным» каналам.

Британский стартап Ensygnia также вошел в этот сегмент, предлагая удобную технологию сканирования, которую гене- ральный директор Ричард Хэррис назы- вает «визуальным эквивалентом NFC». Технология Ensygnia OneScan позволяет любому мобильному устройству, осна- щенному камерой, взаимодействовать с любым устройством, у которого есть экран, с помощью зашифрованного визу- ального кода. На практике это означает, что пользователи могут покупать товары в режиме онлайн, сканируя безопасный визуальный код на веб-сайте торгово- го предприятия с помощью приложения на своем смартфоне, который привязан к системе PayPal или банковскому счету.

Технологии на основе кодов набирают популярность в мире мобильных плате- жей, но их все еще сдерживает ряд фак- торов, включая аппаратные требования и безопасность данных потребителей. Например, не все телефоны оснащены камерами, способными считать QR-код, ограничивая потенциальный охват этой технологии. Помимо этого, визуальные коды, в отличие от NFC, не имеют «вну- тренней защиты» от рисков мошенниче- ства. Однако последнюю проблему можно решить путем внедрения в визуальные коды дополнительных средств безопас- ности. В конце концов, дело не в том, смогут ли визуальные коды стать основой мобильных платежей, а в том, сможем ли мы доверить свою финансовую информа- цию этой технологии.

Биометрическая идентификация: от распознавания лица до отпечатков пальцев
С появлением ID-систем, использующих биометрическую информацию – от распоз- навания лиц до сканирования отпечатков пальцев для идентификации пользователя платежного инструмента, – технологии мобильных платежей вплотную прибли- зились к области фантастики

С новой системой мобильных платежей Zero-Effort Payment, находящейся в раз- работке Microsoft, потребителям даже не потребуется доставать из кармана мобильный телефон, чтобы произвести платеж, а нужно будет всего лишь прой- ти биометрическую идентификацию. В системе Microsoft для идентифика- ции пользователя и проведения опера- ции используется сочетание технологии Bluetooth Low Energy (BLE) и технологии распознавания лиц, применяемой в игро- вой системе Kinect этой же корпорации.15 Хотя технология далека от массовой, пер- воначальное тестирование показывает, что она может потенциально конкуриро- вать с существующими технологиями, такими как NFC.

Аналогичная технология уже использует- ся в платежной системе Pay With Square. После того как пользователь установит приложение Pay With Square на свой смарт- фон, технология Geofencing позволит ему осуществить платеж, просто зайдя в ма- газин и назвав свое имя, без необходи- мости доставать телефон. Тем не менее у технологии существует ряд ограничений. Например, пользователям и торговым предприятиям нужно будет использовать смартфоны или планшеты (впрочем, зача- стую они дешевле традиционных POS-тер- миналов). Кроме этого, может возникнуть проблема с безопасностью – были случаи, когда люди вместо своих фотографий использовали изображения кошек или пер- сонажей из мультфильмов. Тем не менее фактор удобства сделал Geofencing попу- лярной платформой для множества малых предприятий в сегменте торговой розницы, а число пользователей продолжает расти.

Системы распознавания отпечатков пальцев также могут оказаться эффектив- ной технологией для «мобильной» иден- тификации в магазинах, особенно в соче- тании с другими технологиями. Например, планшет, представленный компаниями Inside Secure и TazTag в конце 2012 г., включает в себя элемент безопасности, который может хранить изображения от- печатков пальцев, сравниваемые с отпе- чатками, полученными со встроенного сканера. Он может служить инструментом идентификации для мобильных банков- ских платежей, оплаты билетов и других безопасных приложений.

Звуковая идентификация
Технология передачи данных с помощью звука на коротком расстоянии (Near-Sound Data Transfer, NSDT), разработчиком ко- торой является французская компания Tagattitude, позволяет идентифицировать мобильные платежи с помощью уникаль- ного случайно сгенерированного звука, от- правляемого с кассового терминала на мо- бильный телефон потребителя. Используя звуковую частоту вместо радиочастоты (на которой основана NFC), NSDT способна ра- ботать с любой существующей или будущей моделью телефона и не требует от торговых предприятий устанавливать специальное оборудование или приложение.

Компания Naratte, расположенная в Си- ликоновой долине, разработала анало- гичную звуковую систему под названием Zoosh, которая передает данные с по- мощью высокочастотного звука через быстрое, безопасное и надежное соедине- ние. В отличие от TagPay для использова- ния технологии Zoosh требуется покупка специального (но недорогого) оборудова- ния, которое подключается к существую- щей POS-системе.

Поскольку для использования NSDT от потребителей или торговых предприятий требуются минимальные инвестиции, эта технология имеет значительное преиму- щество над NFC как на развивающихся, так и на развитых рынках. В частности, в розничных магазинах, где пытается на- бирать обороты технология NFC, в бли- жайшее время NSDT может произвести фурор.

Итак, кто же выиграет?
По мере возникновения новых техно- логий – от QR-кодов до сканирования отпечатков пальцев – NFC наверняка не остается единственным вариантом платформы для бесконтактных плате- жей, а, скорее всего, будет одним сре- ди множества. На высококонкурентном рынке, продолжающем активно разви- ваться, победителем станет технология, которая «расставит все точки над i», т. е. обеспечит максимальный уровень безопасности и удобство пользователей при минимальных затратах. Возможно, победитель определится тогда, когда основные производители мобильных телефонов объединятся вокруг одной технологии и будут продвигать ее рас- пространение на мировом рынке. Ведь если один сегмент участников рынка мо- бильных платежей сделает решительный шаг и займет лидерские позиции, то за ним последуют остальные.

Тем не менее при отсутствии общего технологического решения со временем может появиться некий гибридный вари- ант, где решения мобильных платежей бу- дут основываться на сочетании различных технологий. Несмотря на это, как известно любому участнику отрасли, технология – лишь одна сторона медали, а успех в ко- нечном итоге зависит от бизнес-эффек- тивности этой технологии.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 7 (194) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?