Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Diebold в России: второе дыхание

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

08.07.2013 Количество просмотров 2949 просмотров
Основные стратегические приоритеты деятельности Diebold можно сформулировать как удобство, безо- пасность, эффективность
Иван Стригин, директор по профессиональным инженерным услугам компании «Диболд Селф-Сервис».

Последние несколько лет для российского представительства Diebold можно без преувеличения назвать временем перемен. Они коснулись как состава компании, так и самой модели ведения бизнеса, включая партнерскую и клиентскую политики. Насколько позитивными можно назвать эти перемены сегодня? Какое место занимают сегодня сервисные направления в общей стратегии вендора в России? Эти и другие вопросы мы задали Ивану Стригину, директору по профессиональным инженерным услугам компании «Диболд Селф-Сервис».

ПЛАС: В начале нашей беседы – несколько слов о сегодняшнем дне компании. Как мы знаем, последние годы ознаменовались для «Диболд Селф-Сервис» целым рядом принципиальных перемен – какой характер они носили и насколько оказались результативными?

И.Стригин: Да, для нас это были, откровенно говоря, весьма непростые несколько лет. Многое поменялось и в модели ведения бизнеса компании в России, ив составе самой компании, перемены произошли как у наших клиентов, так и у партнеров. В рамках одного интервью невозможно рассказать подробно обо всем, поэтому сегодня хотелось бы коснуться прежде всего тех моментов, к которым мы пришли в результате, а также того, чему научились в это непростое время и умеем теперь делать на очень достойном уровне.
Сегодня «Диболд Селф-Сервис» – это высокопрофессиональная клиенто-ориентированная компания. За последние годы нами были созданы и отлажены сервисы, которых раньше не существовало в принципе или же их функционирование происходило без должной систематизации. В настоящее время у нас полноценно функционируют отдел продаж, отдел сервиса, включающий в себя службу технической поддержки, call-center, мониторинг, а также отдел разработки и сопровождения программного обеспечения.
Основные стратегические приоритеты нашей деятельности кратко можно сформулировать как удобство, безопасность, эффективность.
Что мы вкладываем в эти понятия?
Удобство – это простота и надежность использования нашего оборудования как клиентами банков, так и сервисными специалистами. Безопасность – это защита информации и денежных средств клиентов и банков при работе с оборудованием. И, наконец, эффективность – это экономическая целесообразность выбранной нашим клиентом из числа банков модели эксплуатации сети самообслуживания (собственной или на аутсорсинге), выражающаяся в снижении операционных расходов на содержание сети и одновременном повышении извлекаемых доходов за счет высокого коэффициента готовности сети, быстроты обслуживания, номенклатуры предоставляемых услуг, возможности гибкого и быстрого наращивания такой номенклатуры. Средствами достижения данной «триады» целей служат наиболее передовые направления нашей деятельности, основанные на инновационных технологиях, профессиональной экспертизе при адаптации и развертывании наших решений, а также на построении эффективной инфраструктуры.
При этом ни одна из составляющих триады не существует независимо от других. В некоторых случаях их взаимное влияние вызывает положительную синергию, но в других может быть взаимно сдерживающим фактором– не новость, например, что удобство и безопасность часто «враждуют» друг с другом.

ПЛАС: Инновации – при всей сегодняшней популярности этого понятия оно достаточно расхоже. Что вы вкладываете в это понятие применительно к бизнесу компании?

И.Стригин: Как ни странно прозвучит, но для нас это обращение «обратно к наличным». Мы, конечно же, отнюдь не отстаем от других участников рынка по части организации доступа к максимальному количеству сервисов банков через унифицированный веб-интерфейс или считывание реквизитов через штрихкоды, а порой и лидируем в некоторых направлениях. Кроме того, мы традиционно отличаемся быстротой интеграции любых новых сервисов и периферийных устройств, востребованных рынком.
Однако девиз Cash is King по-прежнему остается более чем актуальным. По данным аналитиков, объем наличных в обращении на мировом рынке в ближайшие годы будет сохранять тенденцию к росту. Для удовлетворения потребности своих клиентов в наличности финансовым институтам придется столкнуться с существенными затратами, связанными с обработкой и сортировкой банкнот, а также инкассацией устройств самообслуживания. Для сокращения этих расходов и оптимизации бизнес-процессов Diebold предлагает новый банкомат серии Flex performance. В нем гармонично сочетаются новейшие технологии и бизнес-эффективность, включая возможность быстрого изменения конфигурации и функциональности банкомата в зависимости от текущих бизнес-задач банка. Также предусмотрена опция постепенного перехода от функции автоматизированного депозита денежных средств (cash-in) к технологии cash-ресайклинга.


Иван Юльевич Стригин, директор по профессиональным инженерным услугам ООО «Диболд Селф-Сервис».
Окончил МГТУ им. Баумана по специальности инженер-системотехник.
В 1994–1998 гг. работал системным инженером в ООО «ИБМ Восточная Европа/Азия».
В 1998 г. перешел в московское представительство Diebold на должность системного инженера.
В 2001–2005 гг. – инструктор по программному обеспечению в европейском учебном центре Diebold.
В 2008 г. создал и возглавил группу разработки и сопровождения программного обеспечения Diebold
в России.
С 2010 г. – директор по профессиональным инженерным услугам ООО «Диболд Селф-Сервис».


В серию Flex performance входят модели банкоматов Opteva 828 и Opteva 868. Помимо базового рециркуляционного пятикассетного модуля нового поколения – ECRM (Enhanced Cash Recycling Module), в котором количество рециркулируемых номиналов банкнот может расширяться с 1 до 8, опционально банкомат комплектуется диспенсером банкнот AFD и диспенсером монет на четыре номинала.

Все перечисленные возможности позволяют банку настроить устройство «под себя», оптимизировать цикл оборота наличных между банкоматом и кассовым узлом, снизить частоту необходимых инкассаций, свести к минимуму количество сервисных визитов и, как следствие этого, существенно сократить расходы, предоставив клиентам банка возможность получать бесперебойное качественное обслуживание в режиме 24×7.

В прошлом году мы завершили сертификацию данной модели в Банке России и начали установку таких машин в рамках наших аутсорсинговых проектов.

ПЛАС: Одним из своих приоритетов вы назвали безопасность. Сейчас банкоматное мошенничество является одной из наиболее актуальных тем для обсуждения среди участников мировой индустрии, и Россия больше не является здесь исключением. Что предлагает сегодня Diebold в рамках противодействия этому виду преступности, в том числе для противодействия скиммингу?

И.Стригин: Согласно исследованию, проведенному Европейской группой по обеспечению безопасности банкоматов (European ATM Security Team, EAST), в 2011 году суммарные потери от скимминга на 403 996 банкоматах в 31 европейской стране составили около 234 млн евро.

Особенностью современных скимминговых устройств (производство которых поставлено преступниками на поток) являются малые размеры, адаптация и ма- скировка под элементы лицевых панелей практически любых имеющихся на рынке банкоматов, высокое качество исполнения, а также быстрота установки и снятия. В «установочные комплекты» скиммеров часто входят GSM-модемы, которые немедленно передают украденную информацию злоумышленникам, в результате чего те получают возможность сразу же проводить мошеннические транзакции с использованием данных скомпрометированных карт. Активно идет торговля скимминговым «оборудованием» через интернет.

Следует понимать, что для борьбы со скиммингом уже давно недостаточно не только традиционных инструментов (джиттеров, «клювов» и т. п.), но и активных средств обнаружения скимминговых устройств. В основе современного подхода, исповедуемого и нашей компанией, – построение нескольких уровней защиты от всех типов угроз зоны картридера (включая не только скимминг, но и захват карт – траппинг).

Решение компании Diebold Advanced Skimming Prevention (ASP) обеспечивает интеллектуальное определение присутствия посторонних устройств на картридере.

При обнаружении скиммера система незамедлительно блокирует шторку ридера, не давая клиенту вставить карту в слот картридера и отправляя одновременно с этим сигнал оповещения в службу безопасности банка и/или на сервер мониторинга.

ASP доступна на всех моделях банкоматов Diebold и уже включена в их базовую комплектацию.

Многоуровневый подход к обеспечению безопасности банкоматов, сочетание высокотехнологичных решений, таких как видеонаблюдение, мониторинг с помощью систем тревожных датчиков, удаленное управление, обнаружение на банкомате посторонних объектов, контроль целостности ПО, и многих других решений позволяет финансовым институтам всегда быть на шаг впереди мошенников.

ПЛАС: Сегодня в России все большую популярность набирает такое направление, как передача сервисной поддержки сети устройств самообслуживания на полный или частичный аутсорсинг. Что делает сегодня ваша компания в этом направлении?

И.Стригин: Для нашей компании именно аутсорсинг стал реальным наполнением понятия эффективности, о котором я упоминал в самом начале. Diebold – одна из немногих на российском рынке структур, которая не только предлагает банкам услуги по аутсорсингу, но имеет реальный опыт предоставления таких услуг – опыт, качество которого подтверждено временем и отношением клиентов.

Например, в России мы уже более трех лет работаем по модели аутсорсинга с Ситибанком. За это время нашими совместными усилиями была выстроена схема тесного взаимодействия банка и компании по широкому перечню процессов. Мы переняли у специалистов Ситибанка эффективный системный подход к построению и ведению проекта, а также воспользовались огромным опытом операционной деятельности – опытом поистине бесценным, поскольку «слепое» копирование западной модели аутсорсинга на российской почве не может привести к положительному результату.

Ну и, конечно же, нельзя не отметить одну из важнейших ролей Ситибанка в этом проекте – контроль исполнения контракта по ключевым показателям производительности. Такой подход позволяет не только поддерживать должный уровень качества услуг, но и контролировать расходы, т. е. добиваться основной экономической цели аутсорсинга. В результате нашей совместной работы на сегодняшний день установ-лено уже несколько сотен банкоматов в десятках больших и малых городов России. Места установки при этом варьируются от АЗС до торговых центров и от отделений банка до помещений предприятий-клиентов. Используются и простейшие cash-диспенсеры, и банкоматы с возможностью ресайклинга.

При этом Ситибанк признает, что для него действительно очень привлекательно работать с нами как с поставщиком быстрого, удобного и экономически эффективного сервиса, работающим в режиме «одного окна». Мы не только берем на себя операционные расходы по поддержанию сети, но и снимаем с банка существенные риски, связанные с эксплуатацией сети самообслуживания (от «банальных» рисков криминального свойства до рисков, связанных, например, с необходимостью снятия или перемещения банкоматов с неэффективных точек).

Еще одна тема, непосредственно связанная с аутсорсингом: ни для кого не секрет, что нехватка наличности в банкоматах – наиболее распространенный повод для недовольства и раздражения клиентов банка. С другой стороны, избыток наличности в банкоматах оборачивается для банка прямыми потерями на отвлеченные средства и в результате –упущенной выгодой.

В основе предлагаемой нами в рамках аутсорсинга услуги Cash Management – программное решение, базирующееся на анализе исторических данных по физическому расходу наличных денежных средств через сеть банкоматов конкретного заказчика, а также на способности принимать в расчет большой набор переменных составляющих с целью получить на выходе максимально эффективный план инкассаций всего парка банкоматов (как загрузок, так и выгрузок).

ПЛАС: Не могли бы вы подробнее рассказать, каковы критерии этой эффективности в реальности?

И.Стригин: Основной критерий качества предоставляемой услуги – соблюдение баланса между доступностью на банкоматах операций с наличными денежными средствами и расходами на поддержание данной доступности, складывающимися из стоимости отвлеченных остатков наличности в банкоматах, ее страхования, полной стоимости инкассаций и стоимости самой услуги по планированию.

Следует понимать, что банку важно иметь фиксированную стоимость услуги (и инкассаций как части этой услуги) для того, чтобы эффективно стимулировать поставщика услуги соблюдением показателя доступности. При этом если, например, поставщик услуги захочет для своей экономии на инкассациях «перегрузить» банкомат наличностью, вступает в действие «предохранитель» в виде стоимости пересчета наличных (и при загрузке, и при выгрузке) и штрафа за недоступность, если длительность цикла «затянута». И пересчет, и штрафы ложатся на поставщика услуги при фиксированном тарифе.

Вообще, создание стимулов для всех участников процесса (банк, инкассаторская служба, сервис-провайдер) является важнейшей частью переговорного процесса на этапе согласования обязательств по договорам и тарифов.

ПЛАС: Несколько слов о том, как работает эта услуга.

И.Стригин: Наша система управления наличностью консолидирует имеющиеся в ее базе исторические данные по балансам банкоматов конкретного банка-заказчика, результатам сверки счетов после инкассаций, транзакционной активности и расходуемым суммам. На основе этих данных система строит тренд, являющийся базой прогнозирования. На данную базу накладываются дополнительные требования банка, операционные потребности обслуживающих организаций и возможности подрядчиков. В результате получается прогноз расхода наличных, т. е. самостоятельный продукт, готовый для дальнейшего использования банком либо внешней подрядной организацией.

Помимо собственно прогнозирования расхода наличных денежных средств, система позволяет формировать план загрузок с выпуском соответствующих заявок для службы инкассации и отслеживанием их исполнения. Здесь начинается наша работа с внешней подрядной организацией, и нельзя не отметить, что важнейшим залогом надежности всего цикла оборота наличности является тесное взаимодействие с нашим партнером – НКО «ИНКАХРАН». Наше партнерство насчитывает уже более четырех лет, в течение которых мы построили и отладили сложный набор взаимных процессов, способный адаптироваться к любым специфическим требованиям банков-заказчиков и учитывающий все актуальные требования рынка по безопасности и надежности обслуживания сетей банкоматов, расположенных уже во многих регионах России. Данные процессы включают в себя как работу «по расписанию», в режиме регулярных плановых инкассаций, так и отработку нештатных ситуаций, связанных с необходимостью срочных внеочередных загрузок, неисправностью оборудования, сложной дорожной обстановкой и т. п. В результате совместных организационных мер мы готовы при любых обстоятельствах обеспечивать оптимизацию движения денежных средств, гибкость составления и корректировки маршрутов, оперативное взаимодействие с инкассаторами непосредственно «на точке» – т. е. все необходимые действия для выполнения наших обязательств перед банком-заказчиком. При этом банк обеспечивается оперативной информацией о состоянии загрузок и об остатках, что позволяет ему контролировать выполнение нами условий контракта.

В результате мы можем оптимизировать оборот наличных денежных средств банка и таким образом обеспечить ему стабильный доход за счет снижения издержек на всю поддерживающую инфраструктуру и отвлеченные денежные средства, а также за счет повышения общего коэффициента готовности терминальной сети.

Решение начинает работать на банк практически сразу же после заключения договора, без каких-либо инвестиций в оборудование или персонал, – наша профессиональная команда аналитиков и специалистов по системам самообслуживания произведет наладку системы под любые специфические требования банка.

В заключение нашей беседы отмечу – факторы, способствующие росту эффективности, должны, в конце концов, привести к осознанию экономической выгоды модели аутсорсинга всеми участниками рынка. И не последнее значение здесь имеет эффект масштаба. Самый трудный шаг к аутсорсингу – первый. Особенно когда данная услуга является новой на рынке. Но в компании «Диболд Селф-Сервис» этот шаг уже сделан. Многие «детские болезни» вылечены, а «проблемы роста» решены. Тот путь, который мы прошли с первыми клиентами, уже не требуется повторять полностью, а там, где потребуется – дорога нами проторена!


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 7 (194) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.