Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«Универсальный солдат» самообслуживания от PayOnline. Платежные терминалы набирают популярность.

(Нет голосов)

08.07.2013 Количество просмотров 2596 просмотров
Марат Абасалиев

Компания PayOnline открывает новый этап эволюции терминалов самообслуживания на российском рынке.

Марат Абасалиев, генеральный директор процессингового центра PayOnline


Российский вендинговый рынок, возраст которого оценивается в 7–8 лет, сегодня находится, по мнению многих экспертов, в стадии «низкого старта». По данным НААТ (Национальной ассоциации автоматизированной торговли), на территории всей нашей страны установлено от 55 до 65 тыс. торговых автоматов. Точными данными по объему российского рынка вендинга сегодня, вероятно, не обладает никто, а максимальные оценки доходят до 80 тыс. устройств. Однако эксперты рынка не склонны к пессимизму и прогнозируют к 2020 году рост оборотов вендингового сегмента до 2 млрд долл. США. В этой статье мы рассмотрим самые популярные сегодня в России типы терминалов самообслуживания и расскажем о появлении в этом сегменте российского рынка «универсального солдата».

Представители компаний, работающих на российском вендинговом рынке, оценивают стабильный ежегодный рост оборотов в 20% и говорят о повышении уровня доверия со стороны населения к «торговым роботам». Активный рост обеспечивается в основном за счет аппаратов по продаже снеков и напитков, однако ассортимент вендинговых устройств расширяется с каждым годом. Например, в марте 2013 г. на 7-й международной специализированной выставке индустрии вендинга EEVEX 2013 были представлены торговые автоматы по продаже живых цветов, горячих готовых обедов и т. д. В целом же производители представили российским вендинговым компаниям десятки новых моделей сенсорных мониторов, термопринтеров, антивандальных устройств и программно-аппаратных комплексов. Стоит отметить двойное внимание к российскому вендинговому рынку со стороны поставщиков оборудования. С одной стороны, в России появился ряд собственных производителей, а с другой – множество зарубежных поставщиков программно-аппаратных комплексов предлагают свои решения отечественным компаниям.

«Торговый робот» Платежные терминалы
Основными конкурентами НТП являются банковские терминалы и системы ДБО, которые в последние годы активно развиваются (Фотобанк «Лори»)
Платежные терминалы

В России набирает популярность появившийся недавно способ доставки товаров из интернет-магазинов через торговые терминалы нового типа – постаматы. Постаматы размещаются в местах высокой проходимости: торговых и бизнес-центрах, магазинах крупных розничных сетей, на вокзалах. Терминалы выдают товары, заказанные в интернет-магазинах и по каталогам, а клиент имеет возможность получить свой заказ в удобное ему время и оплатить его наличными или банковской картой. В России владельцем самой большой сети постаматов является компания Pick-Point, на сегодняшний день ее постаматы уже работают в 92 населенных пунктах России. Только на Москву с областью и Санкт-Петербург приходится в общей сложности полторы сотни умных пунктов выдачи. Востребованность такого типа терминала самообслуживания столь велика, что компания планирует в ближайшие годы покрытие всех городов РФ с населением более 250 тысяч человек и создание сети из 3500 терминалов выдачи заказов, которая будет доступна 85% населения страны.

Ситуация на рынке платежных терминалов, получивших широкое распространение в России и завоевавших высокую популярность среди россиян, в отличие от вендингового рынка более оптимистична. По результатам исследования компании J’son & Partners Consulting, в 2012 г. платежные терминалы стали самым популярным каналом проведения электронных платежей в России. Совокупный объем транзакций в сетях платежных терминалов в прошлом году превысил 900 млрд рублей. В 2012 г. в России было 227,9 тысяч небанковских платежных терминалов, что более чем в 4 раза превышает количество вендинговых автоматов. Совокупный объем транзакций через небанковские платежные терминалы (НПТ) в 2012 г. составил 762 млрд рублей и увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. Доля оборота небанковских терминалов от оборота всех платежных терминалов России составила 83%.

Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля россиян, совершающих платежи через небанковские платежные терминалы, практически не изменилась за последние три года. В 2010 г. терминалами пользовались 35% жителей России, в 2011-м – 32%, а в 2012-м – 36%. При этом аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют сокращение инсталляционной базы НПТ в России до 216 тысяч к 2017 г. Уменьшение количества НПТ может произойти как за счет высокого размера комиссии, который, несмотря на растущую конкуренцию, также постепенно увеличивается (средний размер комиссии на рынке НТП в 2012 г. составил уже 6,3%), так и за счет собственно конкуренции. Основными конкурентами НТП являются банковские терминалы и системы дистанционного банкинга, которые в последние годы активно развиваются и становятся все более популярными у населения. Финансовые организации занимаются развитием сервисов дистанционного обслуживания клиентов сразу в нескольких направлениях, и в первую очередь – в направлении развития услуг онлайн и мобильного банкинга. Эти сервисы позволяют клиентам финансовых организаций оплачивать периодические услуги (мобильную и стационарную связь, интернет, ЖКХ), погашать кредиты и совершать переводы с карты на карту без дополнительной комиссии. В банковской B2C-сфере появляются первые офисы самообслуживания. Например, ряд отделений Сбербанка России за последние годы был полностью переведен на режим самообслуживания. В таких отделениях операции приема и выдачи наличных денег, оплаты услуг, погашения кредитов, перевода средств между картами клиентов различных банков осуществляются без участия персонала, на терминалах самообслуживания. Но это только первый шаг на пути создания автоматизированных банковских отделений с широким функционалом. За последний год ряд банков, в том числе Альфа-Банк, Сбербанк, ПромТрансБанк, Банк Хоум Кредит, предоставили клиентам возможность подать заявку на получение кредита через банковский терминал.

Появились и небанковские «кредитные» терминалы. Например, ООО «ЭрСиГрупп» (бренд «Е-Деньги») предоставило россиянам решение, позволяющее выдавать кредиты и займы удаленно, с помощью терминалов самообслуживания. Преимущество решения – проведение максимального количества операций по оформлению и выдаче кредита без участия персонала. Выгода и привлекательность для пользователей очевидна: не нужно тратить время на посещение банка – кредит или кредитную карту можно получить, воспользовавшись ближайшим терминалом. На конец мая 2013 года терминалы по выдаче микрокредитов работали уже в тринадцати городах России, а Санкт-Петербург должен стать четырнадцатым. На начало мая через терминалы «Е-Деньги» было выдано более ста тысяч микрокредитов примерно на 60 млн рублей, средний размер кредита составил 3000 рублей.

Как видно из краткого обзора рынка самообслуживания, представленного выше, сегодня в России существует множество типов терминалов, каждый из которых реализует одну или несколько полезных функций. Самые распространенные задачи: продажа различных видов товаров, оплата услуг, доставка и оплата заказов из интернет-магазинов, выдача и прием наличных, погашение кредитов, перевод средств, пополнение счетов, получение кредитов и кредитных карт. Однако очевидно, что все эти задачи реализуют самые разные типы и модели терминалов от различных поставщиков, отличающиеся спецификой установки и эксплуатации. Например, для организации полноценного банковского офиса самообслуживания необходимо отдельное помещение для размещения нескольких типов терминалов. Это не дает возможности или делает нерентабельным организацию банковского филиала самообслуживания в зонах аэропортов, торговых и бизнес-центрах с максимально интенсивным потоком клиентов. В этой ситуации для банка, планирующего создание полноценного филиала самообслуживания с широким функционалом, рационально будет использовать единое терминальное устройство, предоставляющее клиентам весь необходимый функционал.

На российском рынке работающих решений такого рода сегодня пока еще нет. Однако в 2013 г. процессинговый центр PayOnline разработал адаптированное под российские реалии программное обеспечение для автоматизированных многофункциональных модульных терминалов (АММТ), уже получивших широкое распространение в Восточной и Западной Европе.

Автоматизированный многофункциональный модульный терминал – это инновационное высокотехнологичное решение, выполняющее функции отделения банка, полноценного магазина или сервисного центра в торговых центрах и иных общественных местах, в том числе в местах с ограниченным свободным пространством. Минимальная необходимая площадь для установки подобного универсального терминала – всего 2 квадратных метра, а его функционал ограничен разве что потребностями компании, приобретающей устройство.

Модульная структура позволяет, как в конструкторе, собрать необходимый сервисный центр или торговую точку, совместив те требуемые владельцу устройства функции, о которых мы говорили ранее. Отличие заключается в том, что владелец терминала не ограничен в конструировании необходимого функционала, а технические и программные «детали» уже готовы для запуска в работу. Модульность позволяет расширять, сокращать, изменять функциональность терминала в соответствии с изменением потребностей клиента уже в процессе эксплуатации, в «боевых» условиях. С появлением у компании потребности в расширении функционала возможна разработка и создание дополнительных модулей, которые откроют для владельца терминала и его клиентов новые перспективы в улучшении обслуживания.

Многофункциональный модульный терминал самообслуживания – это настоящий «универсальный солдат», многопрофильный рекламный и информационный объект для привлечения новых клиентов и оказания услуг, который могут использовать компании абсолютно разных сфер деятельности. Функционал АММТ позволяет создать полноценное представительство компании или банка без единого сотрудника. Владелец терминала получает возможность предоставлять логистические и даже почтовые услуги: прием, хранение, пересылка и выдача посылок и корреспонденции. Для компаний, занимающихся розничной торговлей, это возможность выгодной экспозиции товаров, организации обмена и возврата, гарантийного обслуживания клиентов с поддержкой самых популярных типов оплаты. Такой терминал – отличное дополнение для розничных онлайн- или офлайн-магазинов. Это недорогое физическое представительство в общественных местах без необходимости нести административные расходы и оплачивать труд консультантов или торговых представителей, но при этом – с многофункциональной системой хранения и выдачи товаров.

Кроме функциональных возможностей такой модуль – это собственная рекламная площадка с неограниченными возможностями. Такой терминал позволяет обратить на себя внимание новых клиентов благодаря экранам, динамикам, поверхностям под визуальную рекламу, ячейкам и отсекам для информационных материалов.

С АММТ можно организовать контакт клиентов с центром обслуживания посредством телефонии или Интернета, что особенно актуально при продаже дорогостоящих товаров или оказании сложных услуг. Этот функционал позволяет осуществлять привлечение новой аудитории без дополнительных затрат на рекламу и обслуживать имеющихся клиентов с минимальными трудозатратами сотрудников компании.

Очень наглядны возможности, которые открывает использование АММТ перед банковскими организациями. Обширный функционал и технические возможности терминала позволяют предоставлять клиентам целый спектр услуг без физического присутствия представителя банка. В их числе: открытие счета и регистрация новых клиентов; закрытие счета; обмен валюты; подписка на пенсионные программы; осуществление переводов денежных средств; оформление лизинговых и кредитных сделок. Также в терминале предусмотрена возможность размещения банкомата и другого стандартного банковского оборудования. Через терминал клиенты банка могут оплачивать коммунальные услуги – наличными или банковской картой; пополнять банковский счет; хранить документы и материальные ценности с помощью системы ячеек-сейфов. Также терминал позволяет распечатывать не только чеки, но и бланки документов, и сканировать документы, что позволяет автоматизировать процесс регистрации клиента. Наконец, с помощью АММТ возможна организация выдачи неперсонифицированных банковских карт, что особенно актуально для банков, продвигающих свои дебетовые и кредитные продукты.

Итак, основные достоинства АММТ – это возможность полной автоматизации процессов, мультифункциональность и модульность. Этот «универсальный солдат» рынка самообслуживания – настоящая находка для компаний, стремящихся минимизировать расходы на содержание текущих и открытие новых офисов. Это и возможность расширения клиентской аудитории за счет размещения терминала самообслуживания в местах с высоким потоком потенциальных клиентов. Это и выход на новые территории, а также в небольшие и труднодоступные населенные пункты, где открытие офиса компании представляется невозможным или нерентабельным. Это и прекрасная рекламная площадка, и возможность активного продвижения новых продуктов и услуг. Иными словами, это мировой опыт, который уже пришел в Россию.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 7 (194) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?