Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Новые сто долларов США: «колокол в чернильнице»

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

08.07.2013 Количество просмотров 2303 просмотра
На новых стодолларовых банкнотах США появятся дополнительные элементы защиты
Майкл Ламберт (слева) и Ларри Феликс

Федеральная резервная система США объявила датой выпуска в обращение новых стодолларовых банкнот 8 октября 2013 г. Недавно непосредственные «виновники» этого события и участники процесса разработки новой купюры– г-н Ларри Феликс, директор Бюро гравирования и печати США, и г-н Майкл Ламберт, зам. директора Совета управляющих ФРС США, – ответили на ряд вопросов мировых СМИ касающихся того, как разрабатывался дизайн, кем определялся набор характеристик дизайна банкноты при ее модификации и какие соображения принимались во внимание. Предлагаем вниманию читателей журнала «ПЛАС» наиболее интересные из этих ответов.

ПЛАС: Что стало поводом для нынешних валютных преобразований?
М.Ламберт: США начали эту «перестройку» для того, чтобы максимально усложнить работу фальшивомонетчикам, сделав ее нерентабельной, и одновременно облегчить населению процесс идентификации банкнот. В решении этих задач все усилия были сосредоточены главным образом на высокой степени защищенности банкнот. В новой банкноте номиналом в 100 долларов мы и воплотили тот защитный комплекс, который можно легко проверить на подлинность и трудно подделать. Очень важно, чтобы люди во всем мире знали о новых элементах защиты. В дополнение к элементам, доказавшим свою эффективность в банкнотах предыдущего дизайна, мы ввели два новых – трехмерную защиту и оптико-переменный элемент безопасности – изображение Колокола Свободы1 и чернильницы. На то, чтобы проверить банкноту на подлинность, требуется всего секунда и простое движение руки!

ПЛАС: Мистер Феликс, в одном из своих интервью вы говорили, что дизайн валюты – это намного больше, чем просто эстетика. По вашим словам, «художественный образ, который олицетворяет нацию, а также помогает сохранить доверие населения к валюте, имеет такое же значение, как и защитные элементы, позволяющие определить подлинность банкноты».
На этом фоне расскажите, пожалуйста, об элементах защиты, используемых в банкнотах нового дизайна.

В новой банкноте номиналом в 100 долларов воплощен защитный комплекс, который можно легко проверить на подлинность и трудно подделать

Л.Феликс: Как вам известно, Бюро гравирования и печати США отвечает за производство американской валюты. И наша цель заключается в предоставлении Федеральной резервной системе (и, в конечном итоге, населению) банкнот самого высокого качества. Новая 100-долларовая банкнота имеет самые передовые элементы защиты, и, что интересно, теперь они трехмерные. Трехмерная защитная полоса добавляет еще один уровень, еще одно измерение, она привносит глубину и сложность в защитный комплекс банкноты. Как известно, цифровые технологии могут точно воспроизводить два измерения. Но, как уже отметил Майкл Ламберт, сейчас мы перешли на трехмерные изображения, чтобы иметь возможность нивелировать эту проблему. Защитная 3D-полоса на самом деле вплетена в бумагу, и когда вы наклоняете банкноту вперед-назад, изображение перемещается в ней слева направо. Кроме того, мы добавили функцию, позволяющую изображению колокола появляться и исчезать из чернильницы, – как по волшебству! Это те два новых защитных элемента, которые появились на банкноте впервые. Вместе с тем мы сохранили и ряд дополнительных элементов: водяные знаки, вплетенную защитную нить, портрет Бенджамина Франклина на лицевой стороне банкноты. А на оборотной стороне появилось новшество – привычное изображение Индепенденс-холла, но на этот раз вид сзади, а не спереди. Американские символы свободы, включая фразы из Декларации независимости США, а также перо отцов-основателей, которым подписан этот исторический документ, – все это есть на банкноте. Таким образом, хотя перед нами и современная банкнота, она несет в себе и сохраняет образы традиционной американской символики.

ПЛАС: Мистер Ламберт, расскажите, пожалуйста, о роли Федеральной резервной системы в процессе модификации американской валюты

Л.Феликс: Разработка дизайна долларовых банкнот является в нашей стране процессом, в котором участвуют одновременно несколько сторон. На этапе проектирования дизайна ФРС США работает совместно с Министерством финансов, Бюро гравирования и печати (Bureau of Engraving and Printing) и Секретной службой США (United States Secret Service — USSS). Как вам известно, в 1913 г. Конгресс США создал Федеральную резервную систему, наделив ее функциями эмитента – то есть центрального банка США. ФРС включает в свою структуру центральное правительственное учреждение – Совет управляющих (Federal Reserve Board of Governors), расположенный в Вашингтоне, а также 12 региональных федеральных резервных банков. Но что касается конкретно роли в процессе проектирования дизайна, то Совет управляющих является органом, эмитирующим банкноты ФРС, которые известны во всем мире как доллары. И это значит, что роль органа эмиссии заключается в том, чтобы превратить листы специальной банкнотной бумаги, которые производятся в Бюро гравирования и печати, в законное платежное средство.

Таким образом, в Федеральном резерве мы рассматриваем широкий спектр вопросов: сколько валюты мы должны иметь в обращении для удовлетворения потребности населения, как сохранить надлежащее качество валюты, выпущенной в обращение? 100-долларовая купюра является банкнотой наивысшего номинала из находящихся в обращении. И в настоящее время в мире используется около 6,5 млрд 100-долларовых банкнот. По оценкам ФРС, порядка двух третей 100-долларовых купюр обращается за пределами границ США. А там, где есть циркуляция наличных денег, к сожалению, всегда есть тенденция к их подделке. Именно поэтому мы не форсировали свою совместную работу, чтобы новый дизайн был безошибочен и безупречен. И именно поэтому мы работаем вместе и информируем общество об изменениях, которые были внесены в дизайн новой 100-долларовой банкноты, а также о защитных элементах и о том, как ими пользоваться для определения подлинности купюры.

ПЛАС: В процессе создания новой банкноты участвовал самый широкий круг специалистов – от дизайнеров банкнот и граверов до научных сотрудников Бюро гравирования и печати, а также работников ФРС США и Секретной службы США. Не возникало ли идеи изменить элементы дизайна более радикально?

Л.Феликс: Когда шла работа над новым дизайном, мы провели детальный качественный и количественный анализ, чтобы лучше понять, как население разных стран использует американскую валюту. Это исследование было важно, потому что 2/3  стодолларовых банкнот имеют хождение за пределами границ США. И нам хотелось вникнуть в потребности такой разнообразной пользовательской аудитории, чтобы учесть их при разработке нового дизайна. В результате мы узнали, что люди действительно не желают радикальных изменений дизайна, они хотят, чтобы остались те несколько элементов, в которых они уверены и которым доверяют. Поэтому мы сохранили на банкнотах уже имевшиеся элементы, такие как портрет, водяные знаки и вплетенную защитную нить, поскольку они продолжают быть эффективными. Мы также выяснили, что люди высказывались за появление таких защитных признаков, которые позволили бы им проверять купюры более скрытно и незаметно от окружающих. И это справедливо, потому как применение в дизайне некоторых существующих элементов требует, чтобы люди подносили их к свету. В некоторых странах это не вызывает проблем, водяные знаки там использовались на протяжении веков, и к ним привыкли. Чего нельзя сказать о США. Поэтому мы услышали от наших граждан, а также от граждан других стран, что необходимо найти защитные элементы, которыми они могли бы пользоваться, совершая малозаметные манипуляции рукой, которая держит банкноту. Такими элементами и стали защитная нить с 3D-изображениями, о которой мы уже упоминали, и колокол в чернильнице – это было как раз то, что и требовалось. Кроме того, если вы посмотрите на оборотную сторону банкноты, то увидите, что мы сильно увеличили контрастность изображения номинала, чтобы помочь слабовидящим людям легко и безошибочно его идентифицировать.

1. Водяной знак в виде портрета Бенджамина Франклина на свободном месте справа от портрета
2. Защитная 3D-полоса, вплетенная в бумагу, с изображением колоколов и чисел «100»
3. Чернильница и колокол медного цвета, который меняется на зеленый при наклоне банкноты
4. На оборотной стороне банкноты появилось новшество – привычное изображение Индепенденс-холла, но на этот раз вид сзади, а не спереди

ПЛАС: Но ведь банкноту, полностью защищенную от посягательств фальшивомонетчиков, создать, как известно, невозможно?

Л. Феликс: Отвечу так: правительство США считает, что невозможно создать банкноту, имитации которой нельзя было бы выявить. (Вынос) Угроза со стороны фальшивомонетчиков будет существовать всегда – пока существуют сами наличные деньги. Но выявление фальшивок зависит от внимательности человека или функциональности прибора, проверяющего подлинность банкноты. Поэтому дизайн банкнот должен опережать фальшивомонетчиков и включать в себя элементы, которые позволят максимально просто и быстро определить подлинность купюры.

М. Ламберт: Не существует банкноты, которую нельзя было бы подделать, потому что фальшивомонетчики имеют сегодня доступ к широкому спектру технологий, оборудованию и материалам, необходимым для изготовления поддельных купюр самого разного качества. Для борьбы с преступниками в этой сфере существуют три ключевых момента: хороший дизайн, включающий в себя простую верификацию как публичных, так и скрытых защитных элементов; эффективная государственная образовательная программа, разъясняющая населению принципы определения подлинности банкнот; строгое соблюдение законодательных норм, касающихся наказания за фальшивомонетничество. Поэтому каждая страна должна оценить риски и дизайн своей национальной валюты и принять решение по этим конкретным угрозам. Что, собственно, мы и делаем, применяя многоуровневый подход к проектированию банкнотного дизайна.

Мы должны разрабатывать такой дизайн, чтобы фальшивомонетчикам было очень трудно подделать банкноты, но населению ими было бы очень легко пользоваться. И  хотя кажется, что это сделать очень просто, на самом деле это очень сложная задача. Раньше нам приходилось беспокоиться только о том, сколько нам нужно выпустить денег в обращение, но сегодня мы должны беспокоиться о том, как ведет себя валюта во множестве автоматизированных устройств приема и выдачи наличных во всем мире.

Эти и многие другие темы настоящего номера журнала «ПЛАС» будут подробно рассмотрены на 5-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013», организованном журналом «ПЛАС». Online-регистрация на ПЛАС-Форум, который пройдет 21–22 октября 2013 г. в Москве, уже открыта на официальном сайте мероприятия PLUS-Forum.com!


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 7 (194) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?