Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ВТБ24 и ТрансКредитБанк: интеграция систем без потери клиентов

(Нет голосов)

09.08.2013 Количество просмотров 2837 просмотров
Денис Сотин, вице-президент – директор Технологической дирекции ТрансКредитБанка
В ноябре 2013 года произойдет юридическое присоединение ТрансКредитБанка (ТКБ) к ВТБ24. После завершения процедуры присоединения будет производиться трансформация филиальной сети ТрансКредитБанка, миграция зарплатных проектов и последующая IT-миграция. О проблемах, возникающих в процессе интеграции двух банков, а также способах их преодоления журналу «ПЛАС» рассказал вице-президент, директор Технологической дирекции ТрансКредитБанка Денис Сотин.

ПЛАС: В чем заключаются основные проблемы интеграции банковского IT-блока?
Д. Сотин: Когда мы говорим об интеграции двух таких разных структур, как ТрансКредитБанк (ТКБ) и ВТБ24, с разными моделями бизнеса, операционных процессов и IT-архитектур, возникают объективные сложности с формированием требований и задач к тем или иным аспектам интеграции. Финализация этих требований с учетом исторически разных моделей работы и процессов двух банков может растянуться надолго, а значит, непосредственно для реализации IT-задач останется меньше времени, чем хотелось бы. Однако это как раз тот случай, когда нужно семь раз отмерить, то есть четко сформулировать желаемые цели и требования для их достижения, а уж затем реализовать все это в объединяемом IT-ландшафте.
С другой стороны, существует необходимость четкой координации двух технологических блоков ТрансКредитБанка и ВТБ24, которые работают в рамках значительно отличающихся процессов и процедур. Можно отметить, что в процессе присоединения ТКБ к ВТБ24 данный вопрос был решен в практической плоскости, к тому же регламенты взаимодействия постоянно улучшаются. И первые реализованные задачи уже показали эффективность избранной модели сотрудничества. К настоящему времени уже отработан механизм совместных экспертиз, формирования единых требований, совместного контроля реализации внедрения IT-систем в промышленную эксплуатацию. При этом внедрение происходит синхронно, и его начало согласовывается обеими сторонами. Отработка слаженного взаимодействия технологических команд позволяет избежать ситуации наподобие «Пуговицы пришили, рукава пришили, а костюм не сидит».
Еще до объединения ТКБ и ВТБ24 начали решать задачи слияния клиентских баз, создания единой базы и интеграции IT-систем
Не менее важный и одновременно достаточно сложный момент – мотивация IT-персонала в рамках процесса интеграции. Необходимо, чтобы в текущих условиях каждый понимал свое место в будущей объединенной структуре и спокойно решал существующие интеграционные задачи, особенно с учетом того, что потребность в IT-персонале и у ВТБ24, и в целом у группы ВТБ всегда высока. Я считаю, что на данном этапе мы держим ситуацию под контролем, и совместными усилиями нам удается мотивировать персонал. Тем более, повторюсь, востребованность IT-специалистов в рамках Группы очень высока, и уже сейчас мы решаем вопрос касательно будущего штатного расписания IT-подразделений объединенного банка с учетом переходящих в его подчинение соответствующих структур ТКБ.

ПЛАС: Были ли предприняты какие-то нестандартные способы решения задач в рамках интеграции?
Д. Сотин: Я думаю, что каждый раз процесс интеграции или трансформации банков будет иметь свою специфику. Стандартных решений не существует, хотя, безусловно, полученный уникальный опыт поможет в будущем находить решения более оперативные или более эффективные.
Один из показательных примеров– реализация технологии перекрестного погашения кредитов. Сейчас большинство наших клиентов имеют зарплатные счета вТрансКредитБанке. Соответственно при выдаче кредита им предоставляется – при подписании соответствующего соглашения сбанком– опция автоматического погашения задолженности с зарплатного счета. Клиенту для подключения этой услуги не нужно идти в отделение банка, чтобы написать заявление. Новая технология погашения кредитов ВТБ24 со счетов ТрансКредитБанка позволит клиенту, имеющему зарплатный счет в ТКБ, получить кредит банка ВТБ24 в своем отделении ТКБ и, подписав соответствующее соглашение, в автоматическом режиме погашать его точно так же, как если бы кредит был продан ТрансКредитБанком. Это позволяет решить одну из наших основных задач в рамках интеграции, а именно создание ситуации, в которой клиент не заметит особой разницы в обслуживании своих кредитов, будь то кредит ВТБ24 или кредит ТрансКредитБанка По сути, мы еще до объединения начали решать задачи слияния наших клиентских баз, вопросы создания механизмов использования новой единой базы и соответствующего объединения IT-систем.

ПЛАС: Не проще было бы перейти на те решения, которые использует ВТБ24, если ТКБ фактически прекра- щает существование?

Д. Сотин: В ТКБ существует ряд банковских продуктов, обслуживание которых продолжится и после присоединения к ВТБ24. Безусловно, мы ориентируемся на целевой IT-ландшафт ВТБ24, и это логично. Тем не менее наша тактика состоит в постепенном замещении продуктовой и сервисной линейки, т. к. это невозможно сделать одномоментно. В ТКБ существуют определенные особенности подхода к бизнес-процессам и моделям, к реализации продуктов определенным клиентским сегментам, к учету продуктов в IT-системах и т. д. Поэтому процесс слияния – поэтапный.

Так, в апреле этого года стартовали продажи продуктов ВТБ24 в сети ТрансКредитБанка, прежде всего для того, чтобы обучить персонал и подготовить клиентов. Затем, с начала следующего года, мы планируем прекратить продажу собственных продуктов ТКБ и, параллельно с трансформацией филиалов, частично перейдем на системы ВТБ24, предназначенные для продаж продуктов, ведения бухгалтерского учета и пр.

Тем не менее продукты ТрансКредитБанка, которые клиенты приобрели до его присоединения к ВТБ24, должны продолжать обслуживаться или до момента их функционального окончания, или до осуществления полной IT-миграции в системы ВТБ24. Те же зарплатные проекты, которые пока не переведены на обслуживание в системы ВТБ24 (с организационной точки зрения это сложно сделать одномоментно, и это будет распределенный во времени процесс), будут обслуживаться в IT-системах экс-ТКБ. То же касается и депозитных и кредитных продуктов, которые имеют длительные сроки существования.

Целесообразность миграции оставшихся продуктов из систем ТКБ в системы ВТБ24 будет оцениваться на более поздних этапах слияния – с учетом необходимости дальнейшего поддержания функциональности некоторых продуктов, степени сложности миграции, степени высвобождения ресурсов и т. д. Сейчас же технологические ресурсы направлены на решение других, более важных на данном этапе задач, связанных в первую очередь с обеспечением собственно присоединения: таких, как формирование единой регуляторной отчетности, обеспечение расчетов в рамках объединенного банка, унификация процедур и стандартов.

На втором этапе слияния основное внимание будет уделено решению задач, связанных с трансформацией филиальной сети экс-ТКБ. Кроме того, необходимо время для обеспечения органичного функционирования ряда сервисов и продуктов, ранее реализованных в ТКБ, в системах ВТБ24. И только после этого целесообразно вернуться к вопросу полной или частичной IT-миграции.

ПЛАС: Возникнут ли какие-либо сложности из-за того, что системы будут работать не на одном, а на нескольких программных решениях?

Д. Сотин: : Действительно, и персонал фронт-линии, и сотрудники бэк-офиса какое-то время будут работать на нескольких программных решениях. Уже сейчас, продавая продукты ВТБ24 в отделениях ТрансКредитБанка, они работают в системах ВТБ24, а при продаже продуктов ТКБ – в системах ТКБ. Мы постарались минимизировать сложности: у сотрудника банка не два, а одно рабочее место с удаленным доступом к системам ВТБ24.

Полная интеграция IT-систем (режим одного окна, который позволяет работать со всеми продуктами ВТБ24 и ТКБ) – слишком долгий и затратный путь, и он нецелесообразен, прежде всего с учетом малого срока жизни такого промежуточного решения.

В следующем, 2014 году начинается трансформация филиалов, и основные системы в большей части полностью будут заменены на системы ВТБ24. При этом, конечно, системы ТКБ, как я уже говорил, некоторое время продолжат функционировать для обслуживания долгосрочных продуктов экс-ТКБ. Поскольку этот процесс будет занимать все меньшую долю времени, проблема работы в «двух окнах» будет постепенно сходить на нет. Таким образом, мы постарались минимизировать сложности для персонала, сведя рост временных затрат на работу в «двух окнах» до некритичных масштабов: ведь, как правило, клиенту продается либо продукт ТрансКредитБанка, либо продукт ВТБ24, и лишь отдельные ситуации требуют работы в двух системах.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 8 (195) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?