Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Первые смарт-карты в России

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

16.09.2013 Количество просмотров 2031 просмотр

Наталья Крутикова, зам. генерального директора по коммерческим вопросам российского подразделения компании Ingenico

У нас был шанс начать не с магнитных, а с микропроцессорных карт…


Первые демонстрируемые на выставке POS-терминалы TPSCAM

Весной 2013 г. исполнилось 20 лет с момента запуска в России первого карточного проекта на базе микро-процессорных карт. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Натальей Крутиковой, зам. генерального директора по коммерческим вопросам российского подразделения компании Ingenico, стоявшей у истоков этой исторической инициативы, во многом определившей путь развития российской платежной индустрии.

ПЛАС: Вы были одним из инициаторов появления на российском рынке микропроцессорных карт и принимали активное участие в их продвижении. Не могли бы вы кратко рассказать о первых этапах развития рынка смарт-карт в России?

Первая выставка «Банковское оборудование» в Санкт-Петербурге, стенд компании Logocam, которая с июня 1992 г. была переименована в Innovatron Ingenirie

Н. Крутикова:Первым смарт-карточным проектом в России, реализованным компанией Innovatron Ingenirie (позднее превратившейся в подразделение компании Ingenico), стала разработка платежной чиповой карты для Промстройбанка в г. Санкт-Петербург (в настоящее время – головной банк ВТБ). Контракт на реализацию этого проекта был подписан в декабре 1992 г., а уже в феврале 1993 г. он был запущен в эксплуатацию. Речь шла о создании локальной системы с автономным сервером. Первая эмиссия российских чиповых карт составила 2 тыс. штук. Эти карты использовались для начисления зарплаты сотрудникам Промстройбанка, получения ими различных выплат и льгот, а также для осуществления внутрибанковских расчетов. Терминалы марки TPSCAM 1000 устанавливались только на территории банка и были недоступны для пользователей «с улицы». В целом данный проект просуществовал порядка 10 лет. Выпущенная в этом проекте карта стала первой микропроцессорной российской картой. Сегодня можно утверждать, что первые российские чиповые карты стали предвестниками современных мультиаппликационных карт: установленное на них платежное приложение позволяло использовать несколько типов «валюты». Так, помимо денежных средств, на карту могли быть начислены бонусы или, как говорили в те времена, «талоны», например, на питание, на определенные товары и т. д.

POS-терминалы TPSCAM зарекомендовали себя в реализованных российских проектах как надежное и работоспособное оборудование

В целом 1993 год ознаменовался запуском целого ряда таких проектов, которые впоследствии не только получили распространение, но и дали банкам бесценный опыт. С разницей в несколько месяцев была запущена аналогичная система в Банке Санкт-Петербург, в мае состоялись первые переговоры с Центром Финансовых Технологий, который приобрел наше платежное приложение Innovatron Ingenirie и изучил его в числе прочих платежных технологий, используемых за рубежом. А примерно через год ЦФТ создал собственное программное обеспечение Frontoffice, на базе которого и была запущена в 1994 году платежная система «Золотая Корона». В дальнейшем, в 1994–95 годах, была даже предпринята попытка создания общероссийской внутренней чиповой карты, которая не была реализована, прежде всего, из-за того, что именно в этот непростой период каждый из банков впервые почувствовал собственную силу. Неудивительно, что это заставляло банки думать в первую очередь о своем собственном бизнесе, выбранном пути и своих успехах. Тот процесс укрупнения и объединения, который происходит последние 8 лет, в то время еще даже не начинался.

Самым масштабным проектом, запущенным в 1993 году, нужно признать проект Кредо Банка для Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС), реализованный компанией «Арком». В его рамках для работников ЛАЭС было выпущено 12 тыс. локальных чиповых карт (позднее их количество было доведено до 22 тыс.). Инфраструктура проекта включала в себя автономный сервер, систему персонализации и собственно карты для сотрудников предприятия, способные обслуживаться в офлайновом режиме. Терминалы располагались как на территории предприятия, так и в магазинах города Сосновый Бор, карты содержали несколько кошельков: рубли, талоны на питание и талоны на промышленные товары. Эта система заинтересовала тогда очень многих участников рынка, поскольку онлайновый режим подразумевал качественные телекоммуникационные каналы, которые в то время были в России редкостью. Кроме этого, введение такой зарплатной системы снимало напряженность с выплатой заработной платы, что было очень актуально в начале 1990-х годов. В дальнейшем компанией «Арком» была реализована система взаиморасчетов для нескольких банков Тюмени – карта «Тюмень».

Инсталляция системы FUNCHIP Payment в Казбанке, один из рабочих моментов консультационного процесса

В 1994 году стартовала эмиссия чиповых карт в Тверьуниверсалбанке, она была аналогична системе на ЛАЭС, но из выпущенных 4000 карт только 700 карт использовались сотрудниками банка, остальные были распространены среди клиентов банка. Карта Universal была мультивалютной и имела 3 кошелька – в рублях, долларах США и марках ФРГ.

Таким образом, примерно с конца 1993 г. началось активное развитие отечественного рынка смарт-карт.

Возвращаясь к проекту Промстройбанка, следует отметить, что построенная по его инициативе система заинтересовала очень многих игроков финансового рынка: в начале 1990-х создавалось много банков, и все они ощущали острую потребность в новых решениях, которые бы помогли им кардинальным образом ускорить развитие своего бизнеса, модернизировать устаревшие технологии. Промстройбанк, по сути, стал первопроходцем среди эмитентов чиповых карт в России. Система FUNCHIP получила распространение не только в России, но и в других странах, например, Эстонии, Латвии, Казахстане и Монголии.

Первые российские смарт-карты использовались для начисления зарплаты сотрудникам Промстройбанка, Карты для работников ЛАЭС содержали несколько кошельков: рубли, талоны на питание и на промышленные товары В дальнейшем была реализована система взаиморасчетов для нескольких банков Тюмени – карта «Тюмень» Карта Univercal была мультивалютной и имела 3 кошелька – в рублях, долларах США и марках ФРГ

В конце 1993 г. прозвучало предложение объединить платежные системы ряда банков в локальную платежную систему, позволяющую осуществлять взаимный прием чиповых карт, причем уже было найдено техническое решение для реализации этой идеи. Идея привела к созданию «Объединения банковских карточек», но практических шагов по ее осуществлению предпринято не было


ПЛАС: Что представляла собой инициатива по созданию объединенной карточной cиcтемы?

Н. Крутикова: В конце 1993 г. прозвучало предложение объединить платежные системы ряда банков с целью организовать в Санкт-Петербурге локальную платежную систему, позволяющую осуществлять взаимный прием чиповых карт, причем уже было найдено техническое решение для реализации этой идеи. Аналогичная система создавалась и в Тюмени: примерно в это же время несколько тюменских банков эмитировали карты с приложением Innovatron Ingenirie. Идея объединения банков для создания единой чиповой карточки привела к созданию «Объединения банковских карточек», но практических шагов по осуществлению объединения предпринято не было. Проект, предполагающий создание единого процессингового центра, оказался невостребованным по причине активизации банков как членов международных платежных систем. Банки затевали собственные грандиозные проекты, стремились реализовать собственные программы, вопрос экономии средств никого в ту пору особо не интересовал.

ПЛАС:Каковы причины выбора смарт-карты в качестве средства идентификации держателя на фоне имевшей быть ситуации с IT-инфраструктурой в банках и торгово-сервисных предприятиях?

Н. Крутикова: В ту эпоху в России практически отсутствовала инфраструктура коммуникаций, и говорить о существовании развитого «магнитного» карточного бизнеса не приходилось. Смарт-карта же, помимо всех прочих ее преимуществ, позволяла безопасно работать в офлайн-режиме. У пионеров карточного бизнеса был уникальный шанс построить все с нуля, без оглядки на предшественников и на конкурентов. Кроме того, такого рода стартап-проекты не требовали больших затрат. Например, на эмиссию карт Промстройбанка, их персонализацию и процессинг было израсходовано не более 200 тыс. долл. США.

Иоланда Русле, Innovatron, и Евгения Цирк, директор департамента, Казбанк, обсуждают вопросы реализации очередного этапа проекта чиповых карт

Еще одним важным фактором при принятии решения о выпуске смарт-карт, конечно же, стал высокий уровень защищенности таких карточных продуктов. Другой вопрос, что к этому времени еще не были разработаны стандарты EMV, но это уже было делом времени – первая редакция стандарта EMV появилась в 1996 г.

ПЛАС:Как бы вы охарактеризовали итоги первых российских смарт-карточных проектов?

Н. Крутикова: Можно с уверенностью сказать, что эти проекты дали старт всему смарт-карточному бизнесу в России. Все заинтересованные стороны смогли на практике убедиться в том, что у чиповых карт большое будущее. Безусловно, в начале 1990-х у участников российской банковской системы был шанс начать развитие рынка платежных карт сразу на высокотехнологичном уровне, но поддержка локальных проектов, с которых все, собственно, и начиналось, не удовлетворяла всевозрастающие амбиции молодых банков. Идея подключиться к МПС и привлечь на обслуживание широкие круги населения оказалась гораздо более соблазнительной.

ПЛАС:Каково сегодняшнее состояние рынка смарт-карт в России в сравнении с началом развития?

Сотрудник французского банка Credit Agricole консультирует сотрудника IT-департамента Казбанка, реализующего программу по эмиссии и эквайрингу чиповых карт

Н. Крутикова: Безусловно, мир изменился: изменился менталитет участников рынка, никто уже не вспоминает о существовании когда-то так необходимого коммутируемого удаленного доступа, о проблемах с онлайн- и офлайн-режимами доступа к счетам карт. В ту эпоху в России полностью отсутствовала платежная инфраструктура, практически не было развитых сетей POS-терминалов, банкоматов и т. д. Теперь эти проблемы стали историей, и на очереди решение других, не менее глобальных задач. Наконец-то, спустя 20 лет с момента запуска первой российской микропроцессорной карты, преимущества чиповой карты по сравнению с картой с магнитной полосой стали очевидными для всех участников рынка, начиная от рядовых банков и заканчивая самими международными платежными системами. На данном этапе первостепенной задачей становится поиск и использование новых возможностей смарт-карт. И многое уже сделано: в этом контексте следует упомянуть NFC-технологии, позволяющие произвести платеж с помощью мобильного телефона и платежного терминала – например, производства компании Ingenico, а также терминалы с биометрической идентификацией, предполагающие использование отпечатков пальцев в качестве идентификатора держателя карты. В последнем случае особенно интересен своеобразный исторический парадокс: один из простейших способов аутентификации личности был взят в качестве основы для создания высокотехнологичного продукта. Таким образом, мир изменился, но миссия микропроцессорной карты остается прежней: поддерживать связь между развивающейся инфраструктурой общества и отдельным индивидуумом.

Завершая этот короткий рассказ о серии абсолютно инновационных для начала 1990-х годов проектов на базе микропроцессорных карт в России, необходимо отметить, что технологический бум сегодня не только продолжается, но и набирает обороты, и вчерашние инновационные разработки достаточно быстро превращаются в стандартные решения или даже устаревают.

Хотелось бы верить, что ход истории еще неоднократно предоставит участникам российского платежного рынка шанс стать первооткрывателями пока еще неизвестных или неоцененных продуктов и сервисов.

Главное – воспользоваться им в этот раз в полной мере!


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 9 (196) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?