Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Продажи электронных билетов банком: тонкости бизнеса

(Нет голосов)

16.09.2013 Количество просмотров 2661 просмотр

Дмитрий Витчинка, генеральный директор ООО «УФС» – компании-разработчика и владельца системы онлайн-бронирования билетов «UFS-online»

Важным современным трендом в розничном банкинге и платежном бизнесе в целом является внедрение банками услуги продажи электронных билетов


ООО «УФС» – это разработчик и владелец системы «УФС Онлайн», поставщик полного комплекса сервисов для путешественников

Важным современным трендом в розничном банкинге и платежном бизнесе в целом является внедрение банками услуги продажи электронных билетов. О том, почему наблюдается такая тенденция, кому и насколько это выгодно и в чем суть новой услуги, журнал «ПЛАС» спросил у Дмитрия Витчинки, генерального директора ООО «УФС» – компанииразработчика и владельца системы онлайн-бронирования билетов «UFS-online».

ПЛАС: Как бы вы охарактеризовали генеральный тренд развития современного розничного банкинга в мире?

Д. Витчинка: Оплата услуг, заказ билетов, бронирование отелей, аренда и страхование автомобилей, заказ продуктов питания – все эти действия сегодня практически немыслимы без использования личной «машины времени» – сети интернет. Сегодня интернет позволяет в «один клик» решить не только деловые вопросы, но и житейские проблемы. В конкурентной борьбе компании активно развивают инновационную деятельность, увеличивают набор предоставляемых услуг, расширяют бонусные программы. Повсеместное внедрение информационных технологий послужило толчком и для бурных изменений в банковской отрасли. Перед банками открылась масса возможностей по диверсификации бизнеса, установке новых сервисов, расширению функционала уже существующих. Все это способствует переводу банковских услуг на новый уровень развития.

Таким образом, на мой взгляд, основная тенденция развития банковской отрасли в мире состоит в том, что сегодня банки перестают быть кредитными организациями, предлагающими исключительно традиционный пакет финансовых инструментов. Внедрение сложных, многоуровневых IT-систем позволяет им активно развивать онлайн-банкинг и значительно расширить пакет предоставляемых услуг, изначально относившихся к небанковской сфере.

ПЛАС: Каковы сегодня основные сти-мулирующие факторы развития сектора банковских интернет-сервисов?

Д. Витчинка: Одним из самых важных факторов, подталкивающих бурный рост и развитие интернет-сервисов, является высокая конкуренция на банковском рынке: количество банков увеличивается, следовательно, борьба за клиента приобретает более острый характер. Потребителю сегодня необходимо не только открыть счет на выгодных условиях и быть уверенным в надежности своего банка, но и получить доступ к более интересным сервисам, чем стандартный набор услуг. Чтобы удержать клиента, банк должен идти в ногу со временем и постоянно расширять свои возможности.

Кроме того, в условиях стремительного темпа и многозадачности современной жизни именно скорость оказания услуг подчас становится основным преимуществом при выборе поставщика услуг. Быстрый сервис стал уже не прихотью и «дополнительным» преимуществом банка на рынке, а, скорее, необходимым условием его выживания на нем.

ПЛАС: Какое место в этом тренде занимают банковские сервисы продажи электронных билетов?

Д. Витчинка: Отмечу, что внедрение сервисов продажи электронных билетов в банковском секторе России соответствует общемировым тенденциям. Можно констатировать, что сегодня основные популярные финансовые сервисы уже представлены в наборе дистанционных услуг большинства банков. Искушенного потребителя не удивишь оплатой услуг без комиссии или возможностью заказа аренды сейфа онлайн или покупки страхового полиса по Интернету. Но на этом фоне сфера продажи электронных билетов и путевок является в России относительно новой, и ее освоение может дать банку значительное конкурентное преимущество.

Особый веб-интерфейс АРМ обеспечивает доступ к базе билетов и расписанию и позволяет осуществлять и покупку билетов, и электронную регистрацию

Потребители начинают понимать преимущества такой формы покупки, позволяющей экономить время, поэтому спрос на услугу растет. Банкам, в свою очередь, с развитием этого направления предоставляется выгодная возможность получать дополнительный доход и диверсифицировать бизнес. Кроме того, продажа электронных билетов по сравнению с другими дистанционными услугами является более прибыльной за счет увеличения и количества денежных переводов, и средних сумм транзакции.

Привлекают перспективы развития этого направления. В то время как рынок бумажных билетов показывает прирост на уровне 1%, рынок электронных железнодорожных билетов растет в среднем на 15% в год. Это происходит в том числе благодаря расширению географии проникновения широкополосного и мобильного интернета и повышению доверия потребителей к электронной коммерции в целом.

ПЛАС: Что является основными стимулами для потребителя к использованию таких банковских сервисов?

Д. Витчинка: Одним из основных преимуществ банковских сервисов продажи билета для клиента, на мой взгляд, является безопасность транзакции. Пользователь не вводит данные своей карты на сторонних, иногда сомнительных, интернет-ресурсах, а формально его деньги и не покидают банк. Также немаловажным фактором является оперативность и практичность покупки: клиент не тратит время на поиск продавца и проверку его надежности, интернет-банк всегда под рукой.

ПЛАС: Можно ли оценить степень популярности внедрения продаж электронных билетов в российских и зарубежных банках?

Д. Витчинка: Хочется отметить положительную динамику в развитии туристического направления у многих банков. Сегодня и российские, и зарубежные банки весьма активно предлагают своим клиентам продажу электронных авиа и ж/д билетов, услуги бронирования отелей, заказа туров, оформления страховых полисов для пассажиров и т.д.

Банк может предложить своим клиентам приобретать электронные билеты как дистанционно – на сайте банка или в интернет-банке, – так и в самих отделениях

Наши эксперты прогнозируют рост числа таких организаций на 5–10% уже к концу 2013 г. Сейчас на этот рынок выходит множество крупных международных игроков, в том числе Citibank, ABN AMRO, ING Bank, ICICI Bank, Axis Bank. Это связано с тем, что в банковском секторе популярны такие продукты, как direct debit и e-invoicing, и с тем, что сегодня осуществляется массовое внедрение ими различных сервисов и платформ для электронной коммерции. Такие продукты позволяют банкам начать работу с некоторыми непрофильными услугами, в частности, с продажей электронных билетов.

ПЛАС: Представляет ли рынок непрофильных услуг какой-либо специфический интерес для крупных игроков банковской отрасли?

Д. Витчинка: Для любого, в том числе и для крупного, банка непрофильные услуги – это дополнительный вид комиссионного бизнеса, не требующий значительных собственных инвестиций. К примеру, свои IT-решения мы предоставляем партнерам по технологии White Label. Крупным игрокам банковского сектора это особенно выгодно, так как они могут получить от непрофильных услуг достаточно ощутимую отдачу в приемлемые сроки – ведь у них уже есть обширная база активных пользователей в сфере интернет-банкинга. Кроме того, велика вероятность того, что многие существующие клиенты, при должном информировании, заинтересуются новой услугой.

Конечно, многое зависит и от самой целевой аудитории каждого банка. К примеру, в Альфа-Банке, с которым мы сейчас активно сотрудничаем, интернет-банкингом пользуется почти половина клиентов. И аудитория при этом – весьма молодая (в среднем 25–35 лет), настроенная на освоение новых сфер интернет-услуг. Поэтому Альфа-Банк получает хорошую и довольно быструю отдачу от внедрения нового сервиса. В других банках ситуация может сложиться иначе. То есть необходимо ориентироваться в первую очередь на самих клиентов и их потребности.

ПЛАС: Расскажите подробнее о самом решении, которое предлагает «UFS-online» банкам для внедрения сервиса продажи билетов. Оно актуально только для интернет-банкинга?

Д. Витчинка: Наше решение предусматривает, что банк может предложить своим клиентам приобретать электронные билеты как дистанционно – на сайте банка или в интернет-банке, – так и в самих отделениях.

Для интернет-банка мы предлагаем удобную веб-форму для покупки билетов. Партнер просто интегрирует готовый модуль в свой сайт, и клиенты совершают покупку в данном модуле самостоятельно. Этот вариант решения хорошо подходит для крупных банков, которые хотят предоставить клиентам новую услугу без дополнительной нагрузки на офисы. Путем ее внедрения они, не увеличивая поток клиентов в отделениях, наращивают сумму остатка на счетах и повышают клиентскую активность.

Для тех банков, которым необходимо увеличить поток клиентов в офисах, отличным вариантом станет предлагаемое нами решение по организации АРМ – автоматизированного рабочего места кассира, когда билеты продает кассир непосредственно в отделении банка. Работа в этом случае ведется через особый веб-интерфейс, который обеспечивает доступ к базе билетов и расписанию и позволяет осуществлять и покупку билетов, и электронную регистрацию. Вместе с билетом банк может предложить клиенту оформить и страховку, что позволяет значительно увеличить прибыль банка. В итоге за счет предоставления дополнительных сервисов, количество посетителей офиса увеличивается, и одновременно растут продажи банковских услуг.

ПЛАС: Сегодня среди населения стали популярны туристические порталы. На них представлена фактически та же услуга?

Д. Витчинка: Совершенно верно. На сегодняшний день еще одной из популярных тенденций является открытие банками и сетевыми агентами собственных туристических порталов. На них также может быть установлена наша веб-форма для продажи билетов. Существуют две основные цели, которых могут достигнуть банки, открывая такие порталы. Первая – выступить для своих клиентов в качестве расчетного банка, выигрывая, таким образом, на комиссии и монетизируя трафик. Вторая задача, актуальная для «закрытых» порталов, – повышение лояльности клиентов. В этом случае билеты на портале продаются на льготных условиях, но приобрести их может только клиент банка. Клиент, в свою очередь, понимает ценность работы именно с данным конкретным банком.

ПЛАС: В добавлении нового функционала всегда присутствуют как плюсы, так и минусы. Можете о них рассказать?

Д. Витчинка: Основным плюсом, конечно же, здесь является увеличение числа клиентов – ведь предлагается новая интересная услуга – и повышение клиентской активности. Также для банков, например, в случае нашего решения, весьма привлекательным является факт отсутствия серьезных начальных или же постоянных инвестиций в проект: установка АРМ производится бесплатно, а при интеграции веб-интерфейса взимается только небольшая единоразовая оплата за подключение, и в дальнейшем банк получает только доход. Кроме того, увеличивается остаток на счетах клиентов банка и доходность по операции, осуществленной посредством ДБО (дистанционного банковского обслуживания). Наличие АРМ, т. е. сервиса продажи билетов в отделениях банка, позволяет привлечь дополнительное число клиентов в офис, соответственно растут и сопутствующие продажи банковских услуг.

Если говорить о минусах, то они относятся преимущественно к сложностям самого подрядчика. К числу таких минусов можно, пожалуй, отнести необходимость адаптировать договорные отношения по каждому направлению работы под индивидуальные особенности каждого банка.

ПЛАС: За счет чего после внедрения сервиса продажи билетов банк получает чистый доход?

Д. Витчинка: Банк зарабатывает на комиссии от реализации электронных билетов. В зависимости от предпочтений банка ему могут быть предложены две схемы работы: стандартная агентская, с выплатой вознаграждения за реализацию билетов, либо возможность получать комиссию от осуществления денежных переводов. Кроме того, многие банки находят и параллельные способы получения дополнительного дохода, на основе данной услуги внедряя, например, программы лояльности.

ПЛАС: За счет чего после внедрения сервиса продажи билетов банк получает чистый доход?

Д. Витчинка: Банк зарабатывает на комиссии от реализации электронных билетов. В зависимости от предпочтений банка ему могут быть предложены две схемы работы: стандартная агентская, с выплатой вознаграждения за реализацию билетов, либо возможность получать комиссию от осуществления денежных переводов. Кроме того, многие банки находят и параллельные способы получения дополнительного дохода, на основе данной услуги внедряя, например, программы лояльности.

ПЛАС: Насколько технически и ресурсно сложно внедрение веб-интерфейса по продаже билетов на сайте банка, насколько широки возможности кастомизации решения?

Д. Витчинка: Если говорить именно об интерфейсе UFS-online, то его внедрение достаточно просто и не занимает много времени. Процесс интеграции при этом не требует сложных доработок со стороны кредитной организации, а при наличии у банка такого инструмента, как e-invoicing, – осуществляется за несколько дней. Присутствуют и весьма широкие возможности по кастомизации: при желании веб-форму можно адаптировать под дизайн любого сайта в соответствии с требованиями стиля и брендбуком банка.

ПЛАС: Какие примеры успешного внедрения данной услуги в крупных российских банках вы можете привести?

Д. Витчинка: Показательным примером является совместный проект«УФС» и Альфа-Банка. Мы предоставили банку возможность бронировать электронные билеты на специальном сайте, а электронные счета за эти билеты выставлять для дальнейшей оплаты в интернет-банке «Альфа-Клик». Хотя проект был запущен не так давно, рост активности клиентов уже значительно превосходит наши первоначальные ожидания.

ПЛАС: Чего ожидать вашим партнерам в ближайшее время? Какие планы у УФС по расширению и улучшению сервиса?

Д. Витчинка: Сегодня, используя технологии УФС, банки могут вести бизнес по продаже железнодорожных и авиабилетов, а также страховать пассажира. В дальнейшем компания «УФС» планирует расширить спектр предоставляемых услуг: появится возможность бронировать отели, то есть путешественник сможет сформировать себе полноценный тур на одном сайте. Кроме того, мы предлагаем интересные варианты сотрудничества, готовы обсуждать индивидуальные условия партнерства. Главное – начать диалог!


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 9 (196) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.